ВИВАТ 1985 год
С НОВЫМ 1985 ГОДОМ !
2 января. Репетиция в школе, в зале. Впервые почти полный сбор. Мужчины - все (за исключением Гришелева, Губаря, Адамовского, которые либо уже давно не ходят, либо появляются эпизодически). Женщины недосчитываются Левандовской и Левиной, которая давно исчезла, Ратниковой, Щипачевой и Бирюковой. Сопрано 10, альты 9, тенора 7, басы - 11. Гоняем русскую программу. Основательно работаем над «Суди ми».
5 января. Репетиция в зале Дома ученых.
В 12 часов пришла Светлана Виноградова и внесла свои коррективы в нашу программу. Ею был снят концерт Титова «Суди ми», чуть было не сняла и «Радуйтеся» («Если исполнять его, то блестяще. Если не получается, значит, не надо петь»). Игорь Андреевич снизил раза в 1,5 темп, и С.В. картинно зааплодировала, подняв руки над головой. Предлагает начинать с него 3-й блок, а во втором - снять «жеваный кант» (имеется в виду «Было у литвинки»). В 3-ем блоке С.В. сняла Веделя (это слишком театральная вещь, а «свят, свят» у вас звучит «чертовски»).
А на конец предложила поставить - после концерта Бортнянского («не годится для нас заканчивать таким акцентом») кант «Мати Руския земли». И это было принято Игорем Андреевичем с удовлетворением. Итак, программа выглядит следующим образом:
Торжественное песнопение Днесь возгреме труба доброгласная
Канты Мати милосерда
Кому повем печаль мою
Уже тя лишаюся
Тредиаковский Два дуэта из Полоцкой тетради
За морем синичка
Сидит сова на печи
Рождественские песни Нова рада стала Очень понравились С.В.
Нова радость стала
Титов Радуйтеся
Бортнянский Воспойте люди
Кант Мати Руския земли.
9 января. Репетируем к 13-ому. «Радуйтеся» - в почти довиноградовском темпе. В «Воспойте» открываем для себя новые перлы в партиях: то великолепное созвучие альтов и теноров в 1-ом хоре, то красивейший ансамбль сопран и басов 2-ого хора. А мы всегда орем свои партии и не слышим, что же делают другие? Интересно, а что же слышат зрители? А, в общем, запугивание идет по возрастающей. Л.А. говорит: «Хотите узнать, что сказала С.В.?» И главное в ее мнении - «слов нет». Не в смысле ее восторга, а в смысле нашего недонесения текстов до публики. Если в концертах еще ничего, там многократно повторяется слово, например, «радуйтеся», «воспойте», глядишь, на седьмой раз разберут. А вот в коротких вещах не доходит смысл. Она же ведь слушает впервые. Вот так. Еще Л.А. говорит: ведь нас же будут сравнивать не с кем-нибудь, а с Виватом прошлого и позапрошлого годов.
А в «Горьковском рабочем» написано, что горьковский композитор Стразов получил 2 премию за песню «Родина», проникновенно исполненную камерным хором Виват на конкурсе 16 декабря 1984 г. (кстати, первая премия не присуждена никому).
Л.А. еще сообщила, что ей в этом сезоне понравились только два концерта: 29 октября в Гнесинском зале и 16 декабря. А нашу публику мы как раз на эти концерты и не приглашали. Жаль...
13 января. Зал Дома ученых.
Состав хора: сопрано - 11(6-5), альты - 10(5-5), тенора - 5, басы - 8(4-4).
Светлана Виноградова, конечно, сумела дать публике настрой: она говорила о корнях и истоках, о бесконечности души российской. Зал был полон (800 мест), публика очень разная, дети. Было очень страшно: воспримет ли нас эта публика. Это не наш «семейный» концерт в Варварке и не «своя» публика в Спасском соборе. Это филармонический абонементный концерт. И, похоже, он был триумфальным.
Прекрасно спели мужчины - и «Днесь возгреме», и, особенно, «Уже тя лишаюся».
И «Пречистая Дево мати» после «Воспойте, людие» прозвучала, ее жизнеутверждающее «Во веки веков» - то, что надо для финала. Оказывается, как Светлана Виноградова права была! Был бис на белорусской «Нова радость» - грянули 3-й куплет совершенно ошеломляюще. После «Радуйтеся» были очень долгие аплодисменты. В другое время Игорь Андреевич мог бы повторить с «Вострубите», но наше мнение - «Радуйтеся» у нас самое слабое место в программе. Не тянут сопрано. Темп был дан быстрый, и мы не пропеваем все 16-ые и 32-ые. Какой тут бис. Наши слушатели - Галя Мешкова и Лена Леоненко - сказали, что им понравилось только Многолетие Степана Давыдова, да еще повтор «Нова радость». Многолетие еще раз спели в голубой гостиной для Светланы Виноградовой после концерта. Ко мне подошла из публики женщина в восторге, просила ее приглашать, сказала, что ее мама когда-то пела такое и что она на концерте сегодня плакала. Я ей дала наши координаты.
В голубой гостиной собрались все мы с заинтересованными гостями: наша первая слушательница, откликнувшаяся на публикацию в «Советской культуре» № 1 за 1983 год Л.В. Белянчикова, С.В. Виноградова, В.И. Князев из МГУ, В. Смирнов, Т.Ф. Абрамова, директор ДДК «Москворечье». Говорили речи. И, конечно, все непременно ахают по поводу того, что в этом хоре поют любители, «врачи, инженеры, журналисты» и т.п., что многие из стоящих на сцене являются грозой для подчиненных там, в своей производственной деятельности, а тут они выступают совсем в ином качестве. По общему мнению, концерт был настоящим праздником «души российской».
Увы, у нас нет удовлетворения от «Радуйтеся». А канты прошли отлично. Дети при всей слабости их голосишек создают очень хороший колорит, украшают. Видно было, что публика принимала и «Вечную весну», и «Полоцкую тетрадь», и шуточные канты - «За морем синичка» и «Сидит сова на печи», и особенно рождественские песни. Миша Гевлич очень хорош в колядке.
16 января. Спад посещения после концерта. Первое знакомство с «Адажиетто» из 5 симфонии Малера. В работе - «Вси языцы», Танеев «По горам...».
Мнение Игоря Андреевича о концерте 13 января:
«Днесь возгреме» - впервые без дирижера, И.А. - в центре, запевала. Выявились отдельные ошибки от нетвердого знания партии.
Перестроения. Женщины вышли хорошо, вообще, хождение и поведение на сцене было достаточно артистичным. Спели неплохо, хотя «Мати милосерда» было скованно. Может быть, с нее трудно начинать. Очень хорошо спели мужчины «Уже тя лишаюся».
Канты - дети плохо пели. Женщины - хорошо «Сова», «Нова рада» и «Нова радость» - нормально. Бис «Нова радость» - здорово.
Газета «Ленинское знамя» от 23 января 1985 г. Рубрика «Родники культуры» - «Песнопению - 300 лет»: «...Прозвучавшему здесь песнопению 300 с лишним лет, всего на век моложе исполненные хором канты и напевы «Кому повем печаль мою?» и «Мати милосерда, уже тя лишаюся» (!!). Большинство произведений программы взято из позднего средневековья. Еще десять лет назад эта музыка не была известна нашим современникам.
Вернули ее к жизни энтузиасты из хора Виват. Художественный руководитель хора И.А. Журавленко, страстно увлеченный своим делом человек, долгие часы проводит в рукописном отделе Государственного исторического музея за расшифровкой старинных сочинений. Два года назад в одной из папок он обнаружил восемь разрозненных концертов. Они заинтересовали исследователя. В течение года Игорь Андреевич сопоставлял отдельные листы, партии, проигрывал на фортепиано, органе, переводил старую нотную запись в современную. Некоторые недостающие голоса ему приходилось восстанавливать, используя образную структуру известных текстов. И вот теперь его труд вознагражден: мы слышим торжественное многоголосие рождественского концерта «Радуйтеся»... в процессе творческого поиска удается не только возрождать прекрасную музыку, но и раскрывать имена ее создателей. Так, теперь стало известно, что автором и талантливым исполнителем многих песен и кантов оказался бывший дьяк простого сословия Василий Титов, переживший трех русских царей - в исторических документах содержатся упоминания об его искусстве».
В феврале должна быть запись на радио русской музыки. Начиная с 1 февраля, все подчинено только этой задаче. С 25 января начали повторять «На корабле» Танеева - на тон ниже, пропевать 16-ые и 32-ые в «Суди ми». В программе записи: канты, Титов «Суди ми», Танеев «На корабле», Григоренко «Гармоника».
17 февраля. Ул. Качалова, 1 студия, звукорежиссер Любовь Доронина. 14-18 час.
Пишем «Суди ми». Сразу концертный вариант. На 1/2 тона выше, 2 дубля.
Состав исполнителей:
С1 - Архипова, Воронова, Левандовская, Мындря, Ратникова;
С2 - Анурова, Рыбакова, Смирнова, Сырцова;
А1 - Бурдо, Водолажская, Кондратьева, Тагунова;
А2 - Бирюкова, Леоненко, Петрова;
Т1 - Александров, Гедымин;
Т2 - Поволоцкий, Хабаров, Чулков, Шмелев;
Б1 - Водолажский, Макаров, Малинский, Манин, Никитин;
Б2 - Аркин, Гевлич, Кашин, Куликовский.
Титов «Радуйтеся», состав исполнителей:
С1 - минус Архипова и Мындря, плюс Инна Романчевская* ;
С2 - плюс Мындря и Оля Чекрыжова * ; *) студентки, привлечены ИА из института
А1 - минус Водолажская; Педагогического, специально для
А2 - плюс Водолажская; дуэта сопран в «Вострубите»
Т1 - плюс Чулков;
Т2 - минус Чулков. Записали 3 или 4 дубля.
Танеев «На корабле», на 1/2 тона ниже - записали 3 дубля.
Записали 16 минут певческого времени. По словам Л.А., все (звукорежиссер и другие работники студии) чрезвычайно удовлетворены нашей работой и столь успешной записью, уже предложили записать концерт Бортнянского. В связи с этим началась бешеная работа по чистке и сдаче партий. Вторник и четверг - репетиции по хорам, среда и пятница - общие репетиции. Игорь Андреевич думает еще записать Давыдова «Адажио».
22 февраля. Общая репетиция перед записью. А после репетиции - поздравления мужчинам с 23 февраля. Наталья Никольская и Людмила Смирнова устроили потрясающий праздник. У фортепиано - Сергей Поволоцкий. Наталья поздравляет исполнением песен советских авторов. Разделили мужчин по родам войск, свои слова на мотив известных песен - каждому в подарок, а также танки, пушки, пистолеты, самолеты.
Людмила под музыку и пение вручает подарки. Эффект - потрясающий. Игорь Андреевич произведен в маршалы, соответственно в подарок - маршальские звезды на галстук, персональная машин(к)а, бинокль, куплет зафиксировали в летописи (увы, остальное утрачено).
Игорь - наша слава боевая,
Игорь - нашей зрелости полет.
С песнями борясь и побеждая,
Наш Виват за Игорем идет !
24 февраля. Запись на ГДРЗ.
Записываться должны были канты. Но представилась возможность записать Бортнянского и Давыдова. И на это произведения было потрачено все время. Первым писали Бортнянского. В 14 часов начали распеваться и примеривать микрофоны, писать начали в начале четвертого. Записали 3 дубля. Построение на Бортнянского:
б2 э б1
б2 с2 к с1 б1
б2 с2 р с1 б1
т2 с2 м а м с1 т1
т2 а2 м н м а1 т1
а2 м м а1
м м
Солисты 1 хора: Левандовская, Музалевская, Александров, Малинский.
Солисты 2 хора: Мындря, Бирюкова (Водолажская), Гедымин, Кашин.
С Бортнянским закончили в районе 17 часов и сразу - Адажио. Тут построение другое:
Записали 3 дубля.
При прослушивании разочаровались: над всеми превалируют сопрано, во многих местах. Довольно скучно. Бортнянского послушать не удалось, но один прослушанный кусок производит очень самодеятельное впечатление.
27 февраля. Репетиция в школе под орган, который перевезен из ХОМО. Игорь Андреевич уезжает до 6 марта на гастроли в Ригу со своим женским хором педагогического института. А наш хор начало трясти в связи со злостным обращением Н. Левиной в органы ОБХСС со своими подозрениями о финансовых нарушениях, допускаемых руководством хора, изложенными на 8 листах мелким почерком. Противно, и надо с этим покончить раз и навсегда. Наши все понимают, что все кончится благополучно, но придется это пережить.
На 8 марта женщинам посвятили опусы Александров и Боровицкий.
В наш Марсов день Наши милые девицы
Вы поделили нас Все слетелись к нам, как птицы,
На тех, кого Отчизна спрятала в запас. И уселись на сучок.
Мы Вас, конечно, тоже поделить хотим, Мы ж дрозды не полевые,
Хоть знаем, женский род не разделим. Вас вниманьем не забыли,
Все женщины милы и все прекрасны, Малиновый заслыша голосок.
А по секрету Вам скажу, и не бесстрастны. Поднимем чарки полные,
Делим он лишь по цвету глаз, Коль нет пути назад,
В которые глядели мы не раз, За голубые, черные,
Не два, не три-четыре и не пять... За серые, зеленые,
И, поздравляя Вас опять, За милые, любимые,
Желаем счастья Вам и в этот раз, За женские глаза !
И в этот день Весны цветы для Вас Как тот связист Вам скоро позвоню (звонок).
Повторят цвет и радость Ваших глаз. И пусть сомнения Вас больше не тревожат:
А я, как прежде, вспомнив про судьбу свою, Роберт Малинский связь наладить тоже сможет.
……………………………………….
16 марта. Концерт в ЦДРИ на конференции Всероссийского хорового общества.
Состав хора: сопрано - 8(5-3), альты - 7(3-4), тенора - 6(2-4), басы - 8(4-4).
Исполненная программа (и комментарий ИА после концерта):
Мати Руския земли - несколько встрепанно, разрозненно, басы слабо.
Круковской «Ты подуй-ка» - самое слабое место в программе, хотя публике понравилось.
Киселев «Родина» - плохое начало.
Виттория - одно из лучших исполнений, хор хорошо поет под теноров.
Сканделли - хуже, чем обычно (хотя аплодисменты были с бисовым уклоном).
Салманов - напряженно в сопрановой партии, хотя альты и старались петь выразительно.
Кравченко «Сороковые» - хуже, чем бывает, повысили, и сопранам в конце надо было брать до. В начале ИА дал выше на 1/2, но со страху сразу понизили, потом выправились и повысили. Кстати, было браво, по мнению слушателей, это лучшее, центральное произведение.
Жаров «Ягода-смородина» - И.А. говорит, что где-то он сопранам не то показал, но не заметил никто.
Бортнянский «Воспойте» - было браво, в целом неплохо, несмотря на сбой у альтов 1.
Танеев «Вечер» - с нами пели 3 девочки из «Виватенка», и их тембр чувствовался в окраске сопрановой партии
Танеев «На корабле» - поем ниже основной тональности, и произведение звучит лучше.
Соколов «Слава» - со всем «Виватенком» - хотя и не очень хорошо спели, была бисовка с дирижером В. Соколовым, которому пришлось дирижировать одной правой рукой, в левой были цветы.
Разные дирижеры - разное исполнение, что было отмечено публикой.
В. Соколов о концерте: - вопрос выразительности и интонирования - уже не стоит; не выдрессированность, а исполнение; хорошая нюансировка; при хорошем piano - forte тоже получается. Хор реагирует на дирижера.
Владислав Геннадиевич вспомнил, как 4-летний Игорь приходил со своей мамой Ириной Журавленко на занятия к нему (она была его ученицей), и, сидя под роялем, начинал одолевать музыкальные премудрости. Соколов попросил партитуру Бортнянского (Я выучу и буду вами дирижировать).
Ряд гостей, в частности, журналистка, писавшая о нас в «Советской музыке», высказалась положительно, особенно понравились «Сороковые», «На корабле», многоголосие Бортнянского.
20 марта. Писали для радиопередачи о Вивате (которая должна быть где-то 6 апреля по 1 программе) слова отдельных хористов (Водолажский, Музалевская, Александров и другие), а также рассказ Журавленко о Вивате и о Виватенке. Записали итальянскую музыку в работе: Палестрина, Скарлатти, Маренцио, Аркадельт. Вспомнили, восстановили по партиям, спели. Сдавали партии.
22 марта. Поем «Вси языцы», тт. 28-50. Почти полный состав, сопран только недостаточно. Попытки спеть «Радуйтеся» - неудачны, сопрано не тянут. ИА распустил хор уже в 20.40, предложив нам к собранию 31 марта обдумать следующие положения:
- слишком много разговоров и обсуждения недостатков на неквалифицированном уровне, например, о недостаточности в хоре вокальной работы. В Минске, в газетной статье о хоре как раз писалось о том, что без вокальной работы исполнить такой репертуар невозможно.
ИА высказал мысль - справедливую и естественную - о том, что никаких обсуждений постановки в хоре вокальной работы быть не может, это исключительная компетенция руководителя;
- видимо, не у всех участников хора достаточно вокальных данных и осознания задач для такой программы и для такого направления работы хора: это при ХОМО творческая лаборатория для хормейстеров и композиторов. Каждому надо взвесить свои возможности и намерения. Здесь не посиделки и не домашнее музицирование.
Приходить в хор - не для того, чтобы показать себя и пообщаться с интересной компанией, а работать с теми задачами и необходимой отдачей.
А в заключение ИА предложил продолжить сдачу партий итальянской музыки.
В субботу 23.03.85 по 1 программе радио в 10.20 концерт камерного хора Виват Московского областного хорового общества.
Конец марта - продолжается работа над итальянской программой и двумя концертами Титова. Сдача партий. Готовимся к поездке в Паневежис.
В субботу 6.4.85 - выступление хора в программе «Добрый вечер». Маренцио, Виттория, Науялис, Тредиаковский, Сканделли.
10 апреля. Репетиция накануне отъезда в Литву. Воронова бежит покупать билет на пятницу. Боровицкий еще не знает, едет ли. На репетиции не все. Не знаем, кто едет, кто не едет.
11 апреля. Едем в Литву. Каунас-Вильнюс-Паневежис
Отъезд из Москвы двумя поездами: 16.57 и 19.01. Состав едущих:
Архипова Бурдо Чулков Макаров
Левандовская Гедымин Малинский
Романчевская Музалевская Манин
Соловьева Семенова Никитин
Анурова Бирюкова Гедымин Кашин
Мындря Леоненко Поволоцкий Куликлвский
Судакова Петрова
Чекрыжова (часть хористов уезжает в пятницу).
Первым поездом едут ИА с виватятами, а также Гедымины, Кондратьева, Семенова, Чулков, Макаров, Куликовский. Вторая группа - Славянская и все остальные.
Попытка попеть в поезде не получилась: мы измордовали Маренцио, после чего петь не стали, а начали укладываться на свои боковые полки.
12 апреля. В 8.14 прибыли в Вильнюс. Нас встречают приехавшие предыдущим поездом. Электричка в 8.35, едем в Каунас со всеми нашими вещами.
В 14 часов мы уже в музее Чюрлениса. Прошли экскурсией по экспозиции литовского искусства. Потрясающая композиция «Крепостной гнет». Работа выполнена женщиной, которая, выдав замуж всех дочерей и похоронив мужа, вложила всю свою энергию в художественное творчество. Композиция выполнена по технологии изготовления шляп, на основу наклеены кусочки дерева. Очень выразительно. Просмотрев экспозицию Чюрлениса, собрались в музыкальном зале. Слушали пластинку «Санктус» Чюрлениса в исполнении хора мальчиков под управлением И. Журавленко. Потом мы спели: Палестрина, Сканделли, Скарлатти, Науялис, Танеев «Вечер». Нам от музея подарок - альбом репродукций Чюрлениса.
ХОРОВОЕ ОБЩЕСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ПАНЕВЕЖЕСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ДОМ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ДВОРЕЦ ПРОФСОЮЗОВ КУЛЬТУРЫ г. ВИЛЬНЮСА
К 40-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА
НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ
К 45-ЛЕТИЮ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ
ВЛАСТИ В ЛИТВЕ
Каунас-Вильнюс-Паневежис
НЕДЕЛЯ
ХОРОВОЙ МУЗЫКИ
ЛАУРЕАТ СМОТРА_КОНКУРСА ВСЕРОССИЙСКОГО ХОРОВОГО ОБЩЕСТВА
И ФЕСТИВАЛЯ ИСКУССТВ ПОДМОСКОВЬЯ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
КАМЕРНЫЙ ХОР
В И В А Т
ХОРОВОГО ОБЩЕСТВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Художественный руководитель
И Г О Р Ь
Ж У Р А В Л Е Н К О
Пятница, 12 апреля
14 часов - выступление в музее им. Чюрлениса (г. Каунас)
19 часов - концерт во Дворце профсоюзов культуры (г. Вильнюс)
Суббота, 13 апреля
19 часов 30 минут - концерт в Выставочном зале (г. Паневежис)
Программа
А. КИСЕЛЕВ Родина
(род. 1948) стихи В. Татаринова
ПАЛЕСТРИНА Kyrie
(1525-1594) из мессы фа-мажор (1594)
МАРЕНЦИО Vadonna mia gentil
(1553-1594) мадригал
Т. ВИТТОРИЯ O vos omnes
(ок. 1548-1611) мотет (1572)
СКАНДЕЛЛИ Bon giorno madonna
(1517-1580) мадригал (1566)
Я. АРКАДЕЛЬТ Il bianco t dolce cigno
(1500-1568) мадригал (1539)
А. СКАРЛАТТИ Exultate Deo
(1650-1725) мотет
Днесь возгреме труба доброгласная торжественное песнопение (1676),
гласы 1, 3, 6 расшифровка М. Бражникова
Афанасий Филиппович Гимн
(1594-1648) исполняет Роберт Малинский
В. ТИТОВ два партесных концерта на 8 голосов
(ок. 1650-ок. 1710) Суди ми
Радуйтеся, партитуры составлены В. Протопоповым (1) и
И. Журавленко (2)
Д. БОРТНЯНСКИЙ Воспойте, людие
(1751-1825) хвалебная песнь для двух четырехголосных хоров
Русская нар. песня Бела румяна
в обработке записана в г. Холме Новгородской области
В. САЛМАНОВА
(1912-1978)
Б. КРАВЧЕНКО Сороковые
(1929-1979) Поэма о Великой Отечественной войне,
стихи Д. Самойлова
А. ЖАРОВ Ягода-смородина
(род. 1946) из поэмы «Память» стихи Баукова
НАУЯЛИС Вокализ
(1869-1934)
С. ТАНЕЕВ два хора на стихи Я .Полонского
(1856-1915) Вечер
На корабле
Вл. СОКОЛОВ Слава
(род. 1908) вариации на тему русской народной песни
(1 премия 1Х конкурса Патриотической музыки)
Комментарий к программе - Игорь Журавленко
В КОНЦЕРТАХ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ
ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
ДЕТСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ «МОСКВОРЕЧЬЕ»
Поездом 16.05 едем в Вильнюс, где также концерт, а к вечеру уже в Паневежис. Тяжелая у нас ситуация - только три тенора. Да и Сергей Поволоцкий не такой уж и тенор, брошен на амбразуру. По прибытии в Вильнюс мы были встречены хозяевами Дома самодеятельного творчества - с автобусом! Ура! Никакого городского транспорта, никакого больше хождения с чемоданами... Прекрасный зал, что-то вроде бочки, компактно, вместительно. Передние ряды заняты девочками в фиолетовых платьях с белыми кружевными пелеринами. Задние ряды - взрослые девушки.
Наш хор - 24 чел. (1-ый хор - 13, 2-ой - 11).
Намеченная программа:
Днесь возгреме Зал принимал прекрасно. После нас построился
Мати Руския земли хор девочек 52 человека. Их пение - стройное,
Титов «Радуйтеся» чистое, с сопровождением. Дирижер - молодая
Скарлатти «Exyltate Deo» женщина.
Титов «Суди ми» На сцене хор девушек - 42 чел. Их пение - также
Жаров «Ягода-смородина» с сопровождением, А потом - коронный номер:
Науялис Вокализ у рояля - Игорь Андреевич, дирижер - главный
Киселев «Родина» хормейстер. Исполнили Баха. Очень хорошо.
А в заключение - чай. Все приготовлено руками хористов - бутерброды, печения. Самовары и чайники опустошались мгновенно. Хозяева говорили теплые слова, обменивались подарками. А в конце чаепития под окном ударила пушка: салют! Что такое? Кто узнал, что здесь Виват? А потом вспомнили: 12 апреля!
Нас уже ждал автобус из Паневежиса. Вернее, 2 автобуса, один для виватят. Игорь Андреевич сказал, что хозяевам понравилось, что, в общем, все отлично... Дорогой можно вздремнуть, т.к. все равно за окном ничего не видно. Впереди 150 км.
В Паневежис въехали, когда часы показывали 0.44 и следом + 3 С. Короткий путь по городу - вот наша гостиница «Sport internatas mokikla».
Тридцать лет назад мы с хором МВТУ были в Каунасе. С тех пор остались в памяти слова: mokikla -школа, kirpikla - парикмахерская, walgikla - столовая, labas wakaras - добрый вечер, labas dena - добрый день. Расселились по четверо. Туалеты и М, и Ж. Сталкивались в них и те, и эти, пока Игорь Андреевич своей властью не установил: эти - М, а эти - Ж.
13 апреля. Подъем где-то в 8.30. Завтрак здесь, в столовой интерната, за счет хозяев.
Неожиданный приятный сюрприз. И еще сюрприз: мы все получили по 1,5 руб. суточных на 4 суток. После завтрака напряженная программа: в 11 часов - экскурсия по городу (автобусная); в 12 - репетиция в выставочном зале; в 13.30 обед (также заказан хозяевами).
В 15 часов - в театр драмы (главный режиссер Донатас Банионис), где посмотрели спектакль на литовском языке «Амадеус» с наушниками. В первом отделении многих из нас клонило в сон. В фойе мы во все глаза рассматривали Баниониса. Он 1924 года рождения, оказывается, в кино он играет по-литовски, его мастерски дублируют, даже голос похож.
Да, самое главное! В 12.30 около Выставочного зала встретились с нашими, приехавшими в пятницу поездом из Москвы. Четыре (!!) тенора (правда, Скляров остался в Вильнюсе, ему не досталось билета на автобус до Паневежеса), два первых сопрано - Воронова и Ратникова, Инесса Сырцова. Она опоздала на поезд в четверг, встретилась с Ниной Рыбаковой, которой был отдан ее билет для сдачи в кассу, сдала его (с потерей 3 руб.), купила билет на пятницу и приехала со всеми нашими. Александров, Скляров, Хабаров, Шмелев - солидная добавка к теноровой партии. Они, встретившись в пятницу в поезде, ахнули: как же мы там выступаем в Каунасе и Вильнюсе? Так вот и выступаем...
Александров, проспав 1 отделение, ушел покупать себе ботинки. Выбирал из нескольких пар, подбирая правые и левые. В результате купил два ботинка одной модели, но от разных пар, и теперь у него на правом ботинке дырки для шнурков светлые, а на левом - темные. Или наоборот.
И вот мы снова в Выставочном зале. На репетицию имеем один час. Бортнянского поем, выстроившись двумя хорами на боковых лестницах, ведущих на галерею второго этажа. Концерт начинается в 19.30. Вся западноевропейская музыка, хотя мы ее пели, на мой взгляд, хорошо, сопровождалась довольно спокойными аплодисментами публики. После концерта слушатели отзывались так: западная музыка в нашем исполнении вызывала у них недоумение, звучала слишком по-русски. Аркадельта ИА забыл исполнить, Скарлатти публику немного расшевелил. А вот русская программа начала забирать их все больше и больше. Титов «Радуйтеся» шел уже почти на ура. В «Суди ми» были накладки и 1-х альтов, у теноров. Были ошибки у альтов в «Бела румяна», были ошибки в «Сороковых». Танеева «На корабле» в самом начале почти утопили, но - ИА ловко вывел нас из суматохи, и написанной в нотах и перевранной нами - и мы выплыли благополучно. Произведения незнакомые, так что уловить, где вранье, а где правда - очень трудно. Бурные аплодисменты сопровождали программу, удовлетворение от концерта полное, несмотря на ошибки. Ошибки даже вызывают интерес своей непредсказуемостью, во-первых, и умелым маневрированием, во-вторых, и нашим, и ИА. Настоящий фурор произвел концерт Бортнянского «Воспойте, людие», когда два хора грянули с двух противоположных галерей 2 яруса.
После концерта гостеприимные хозяева - участники хора «Невежис» пригласили нас в пивной бар, где мы вполне по-литовски встретили новый день. Уютный зал, столы поставлены в форме каре. Глиняная посуда, большие кружки (450 г.) и бархатное пиво. Мы после концертов обычно пьем чай, а здесь с наслаждением выпили по кружке, потом по второй... Никаких последствий, никаких головных болей и состояния опьянения. Еда - свиные уши, хвосты, мослы, сухарики черные с салом и чесноком, сложенные по форме колодца, скумбрия соленая, блюдо из зеленого горошка. И пиво разносят кувшинами и подливают в наши кружки по мере их опорожнения. Горячее - свинина, запеченная в тесте (полоска теста обматывает по спирали что-то вроде шашлыка). Хозяева спели несколько песен. Мы не могли молчать в ответ, но и петь, казалось, тоже не могли. Но надо было! И мы спели - Давыдова «Адажио» и Веделя «Милость мира». Старались изо всех сил и, кажется, спели неплохо. Прямо-таки, какое-то третье дыхание!
Мы благодарили за горячий прием, они тоже прочувствованно говорили. Потом был общий пляс, и так за полночь. А Игорь Андреевич продолжал смычку с Йонасом у него дома до 6 утра...
О хоре «Невежис». Смешанный хор профсоюзов работников просвещения г. Паневежис основан в 1973 году. За 10 лет своего существования хор пел почти во всех крупнейших залах Литвы. В репертуаре хора, кроме крупных произведений жанра оратории и кантаты, важное место занимают оригинальные произведения литовских композиторов, обработки народных песен. Руководителем хора с основания его является энтузиаст хоровой деятельности Йонас Грубляускас, окончивший Госконсерваторию Лит. ССР в 1976 году.
14 апреля. 3 часа ночи. Только что закончили петь (тихо и красиво) в холле нашего общежития и, наконец, отправились спать. А подъем все равно в 8-9 часов и завтрак.
Завтракать не хотелось: вчерашние мослы, хвосты и уши еще не доварились. Но, тем не менее, творог и чай был принят. Сборы, свободное время и в 11 часов выезд. Остановка у мемориала, у Вечного огня. Спели Науялиса. Проехали мимо родного пивного бара, распрощались на окраине с Йонасом, наш путь в Вильнюс. Теплые слова и пожелания, надежды на встречу в Москве. Небеспочвенные: хор «Невежис» приезжает в Москву в 20-х числах мая и будет нашим гостем.
Вот тут-то нам и поломать голову: где гостей поселить, как устроить их питание, где найти такую возможность угощения в русском стиле (ах, какое пиво и какие мослы были в пивном баре!).
Вот тут-то мы и задумались... А И.А. поставил новую задачу: 17-го у нас встреча с армянским камерным хором. Как мы организуем угощение? И занялись составлением меню по дороге в поезде.
15 апреля. По приезде из Паневежиса мы слушали в музее им. Глинки армянский камерный хор. В программе - Пахмутова, Кара-Мурза - народные песни, первые многоголосные переложения, Екмалян, Комитас, Петросян «Хачкар», Мансурян «Цвети, мой Аястан», Сертон (1 отделение), Струве «Родина», Монтеверди, Бах, Беко, Брюн «Парижское танго», Денца -что-то итальянское («тура-тура...») с соло тенора, Песков «Баллада о солдате», Фалик «Незнакомка», Фельцман «Никогда».
17 апреля. Встреча в нашей школе. Очень интересная программа (хотя и несколько перегруженная) - поэты-переводчики, с немецкого и английского, поэтов-романтиков - Брентано, Хандерберг, Айхендорф, Рюкерт, Вебер, Шеллинг (нем.), Шелли, Лонгфелло (англ.). Ирина Панкратова, Ян Фракштейн, Вл. Никушевич, Наталья Боголюбова, Густав Шваб, Вл. Летучий, Г. Бонч-Бруевич.
Вл. Никушевич прочел на армянском стихи, посвященные Армении, чем заслужил их бурные аплодисменты. 3 открытия немецкого романтизма - народность, народная мудрость, глубина народной души. Галина Бонч-Бруевич спела несколько своих песен на стихи Брентано (в пер. Летучего). Очень приятные мелодии, хорошее сочетание с собственным аккомпанементом на фортепиано, чистый голос. Спели армяне, спели мы. Все впопыхах, так как гости спешили на самолет. Чай и бутерброды, приготовленные нами, были проглочены в темпе, но с чувством. Мы им увязали с собой бутерброды (кстати, отличные: хлеб, колбаса, ломтик свежего огурца, петрушка). Потом мы доедали и допивали, не торопясь, все оставшееся.
24 и 26 апреля - раздельные репетиции женского и мужского хоров. Учим Титова «Вси языцы» и Давыдова «Вышшую небес» и расстаемся до 13 мая.
28 апреля неожиданно собрались на проводы Роберта Малинского в Алжир. Наш состав: сопрано - Воронова, Мындря, Ратникова, Соловьева, Анурова, Смирнова; альты - Бурдо, Гедымин, Семенова, Бирюкова, Леоненко, Никольская, Петрова; тенора - Александров, Гедымин, Скляров, Хабаров, Чулков, Поволоцкий; басы - Макаров, Манин, Малинский (еще не проводили), Адамовский.
Сюрприз для нас: пришла Фарида с годовалым Павлом Евгеньевичем. Потрясающий парень: не замочил ни одних штанов, не издал ни одного звука, хотя его все тормошили, он упал со сцены головой вниз (слава богу, сцена невысокая, менее 0,5 м); слушал Бортнянского и подыгрывал на пианино с улыбкой. Часа четыре был с нами и никаких капризов.
Проводы начались с репетиции. Пели «Вси языцы» и «Вышшую небес». Потом сидели за столом, ели-пили и говорили речи. Роберт вспоминал, как, собираясь в Виват, сказал об этом Лобачевой. На ее вопрос о том, кто там, ответил: «Да какой-то Журавленко». Через день Роберту звонит Игорь Андреевич, обращается к нему по имени-отчеству, объясняет, что и как. Предлагают: по приезде в Алжир вызвать туда Слявянскую (не менее, чем на три года) для подготовки площадок для Вивата. Пожелание, чтобы Би-би-си о нем не говорило, как о невозвращенце. Роберт вообще усомнился, летит ли он, т.к в кассе Аэрофлота ему сказали, что 7 мая рейсов нет, а на Боинге советские граждане не летают. Пели (Бортнянского, Скарлатти и т.д.), не от радости, а от горечи расставания.
Л. Воронова — Посвящения Роберту Малинскому — Л. Бирюкова
С гвоздем во лбу, а как поет! Промчалось время незаметно,
Все ноты чистенько берет И коли нет пути назад,
От пьяно до фортиссимо С открытым сердцем, душой светлой
Великий Робертиссимо! Тебя напутствует Виват.
Ты в точках тех земного шара, Три года...Все же многовато,
Что рядом где-то с Гибралтаром, Когда ты будешь там вдали,
Смотри, талант не заглуши, Смотри, не забывай Вивата
Пой чаще, с чувством, от души. И «мати руския земли».
Пусть африканские народы Там на земле на африканской
Узнают русскую породу, Зови мужчин, скликай девчат,
И западные пусть магнаты Танеев, Ведель и Бортнянский
Тебя услышать будут рады. У них пусть тоже зазвучат!
Будь счастлив, друг на Афанасий, От песни на душе уют,
И помни: фото восемь на семь, В Алжире тоже, чай, поют.
Где в шлеме пробковом ты снят, Заедешь, вишь, в какие дали,
Рад будет получить Виват! Виват, поди, там не слыхали.
А наш подарок - камертон,
Всегда тебе даст верный тон,
И от него бери уж точно,
Чтоб «ре» так «ре»,
А «ми» так «ми»
Вивата честь не посрами!
Последние слова Роберта И вот еще тебе - держи,
Макарову при прощании Для дома, для семьи - ежи.
на аэродроме 7 мая: В далекой африканской дали
«БЕРЕГИТЕ НАШ ВИВАТ!» Такие водятся едва ли,
Сей милый симпатичный зверь
Сугубо наш, уж ты поверь!
Как гости вздумают курить,
Дай каждому, чтоб не сорить...
Известно, время быстротечно
Вернешься, едешь не навечно,
Чтоб твой отпраздновать приезд
Споем мы «Вышшую небес» !
24 мая. У нас в гостях хор «Невежис». Они пришли с концерта, но не в полном составе: часть остались слушать мессу си-минор Баха, а часть пришли к назначенному времени - 21 час. В ожидании остальных гости слушали нашу репетицию - финал вокализа Науялиса, Сканделли, «Сороковые» - со вступления лейтенанта. И, конечно, Виват продемонстрировал первое (через триста лет) исполнение концерта Титова «Вси языцы, восплещите руками», который мы только-только закончили учить. Конечно, мы спели хуже, чем иногда у нас получается, но все равно, впервые! А учим мы его с 22 марта. Пропели с «Невежисом» «Славься» Глинки и «Победа» Арутюнова. Дирижирует Йонас, Игорь Андреевич у органа изображает духовой оркестр.
25 мая. Концерты в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского музея.
В рамках фестиваля МЕЖДНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ, к 40-летию победы в Великой отечественной войне. Участники: Женский хор пединститута под. упр. И. Журавленко,
Камерный хор Виват; хор «Невежис».
День выдался удачный, хотя с утра было прохладно и угрожало дождем. Выехали в начале 11-го. Прекрасная живописная зеленая дорога прошла быстро и незаметно. В Новом Иерусалиме погода разгулялась, солнце, тепло. Из собора тянет могильным холодом, а снаружи жарко. Женский хор готов к выходу. Мы тоже на старте. Подпеваем девушкам к «Временам года» Бортнянского припев. На радость Мише Гевличу, который мечтает петь «Трио» Бортнянского (на текст «Времена года» девушки поют музыку «Алиллуария Великой Субботы», что в Вивате значится как «Трио»). Мы, стоя сзади в алтарной части, поем припев со словами «Воскресни, Боже...» - весьма оригинальное сочетание. Хорошо поет Игорев женский хор (курьезное сочетание - хор заочников). Вторыми идем мы. Поем точно по программе, исключив «Ягоду-смородину» и «Славу». Зато (потом с «Невежисом» поем «Славься» Глинки в заключение концерта). Йонас - хитрый парень: прослушав женский хор и Виватовский припев к «Трио» сделал корректировку и на свое выступление выстроил хор в глубине, перенеся туда и станки. Звучание хора оттуда лучше в том отношении, что отдельных голосов публике не слышно, в то время как на переднем плане мы стоим голенькие. «Невежис» поет здорово, но по- европейски, инструментально, не по-русски. По окончании концерта на выходе из собора нас застала гроза. Пока пережидали, устроили продолжение концерта - спели Бортнянского «Воспойте, людие».
Работники музея устроили нам грандиозный чай с шербетом, пряниками, печеньем, конфетами. К этому мы добавили бутерброды и кое-какую зелень.
31 мая. Первое знакомство с концертом Бортнянского «Да молчит всякая плоть человеча».
5 июня. Последняя репетиция сезона. Поем «Да молчит», «Вышшую небес», «Вси языцы».
НОВЫЙ СЕЗОН 1985-86 гг.
7 августа. Первая репетиция нового сезона. 7 репетиций в августе, учим к фестивалю Московская осень цикл Анатолия Киселева «Русская свадьба», произведение из 6 номеров, первый - «Гадание под Рождество». Кроме этого учим Давыдова «Вышшую небес», Бортнянского «Да молчит», Танеева «Молитва».
На 8 сентября запланирован концерт русской музыки в Бородино (в музее), а на 28 сентября на ВДНХ. Хор медленно собирается, к сентябрю состав по партиям: сопрано -10, альты - 9, тенора - 5, басы - 9.
8 сентября. Бородинская битва.
Нашего концерта в музее не было: категорически возражала администрация музея, т.к. был невероятный наплыв народу, экскурсии шли одна за другой, группа за группой. Мы проникли с черного хода, шли сзаду наперед.
На поле бородинская баталия развертывалась под дождем, пока не очень сильным. Солдаты, казаки и французы смешались в кучу с конями, добросовестно падали на мокрую траву и так и лежали. Стреляли пушки, цветной дым застилал поле, и трупы удирали под прикрытием. Мы сидели в автобусе около самого сражения, видели вблизи мокнущие спины зрителей, а за ними сражение.
Когда дождь и ветер усилились, наступила наша очередь выходить на поле. Мы укрылись плащами, зонтами, по знаку двинулись на ковер к микрофонам, выстроились, разделись (убрали плащи и зонты) и запели под оркестр «Победу». Солиста, естественно, не было, так что пели все куплеты и припевы сами - вместе с женским хором. Дождь поливал, публика уже почти вся разбежалась. После «Победы», сменяя нас, на ковер ступила хореография под «Калинку». Мы же должны были после них петь «Славься» Глинки. Ветер ураганил. Наш начальник - дирижер военного оркестра - отослал нас в автобус: Сыграем сами. Спасибо ему, хороший дядька, понравился он нам. А хореография только начинала с «Калинки», дальше переплясали все танцы народов СССР. Долго бы нам еще мокнуть, если бы не добрый дирижер.
28 сентября. ВДНХ. День букинистической книги. (Режиссирует уже не Демин: он после бородинского действа слег в больницу от расстройства.)
В программе торжественное открытие. Мы, видимо, числимся в рубрике «Фольклорные коллективы», потому что остальное - Москонцерт. В прологе - на ступеньках павильона № 2 выставок, на улице - мужчины поют «Днесь возгреме», потом оркестры, стихи, «Слово о полку Игореве», затем снова мужчины «Мати Руския земли»... Публика безмолвствует. Вышла женская группа Вивата, с нами ряженые - дамы и господа 19 века, крестьяне, солдаты и пр. И тут начались выступления книжных законодателей, они одеты по сезону, поэтому долго говорят. Мы мужественно (особенно, дамы 19 в.) переносим холод. Наконец, грянул оркестр и наше «Славься». И мы рванули в лавки, где кое-что заранее успели приглядеть и успели прикупить до наплыва публики, когда к прилавкам было уже не протолкаться.
Начался наш концерт внутри. Наша программа: Киселев «Родина», две «Новы рады», Дилецкий «Иже образу твоему», Титов «Радуйтеся» и «Вси языцы», Киселев «Ты пчела ли», Жаров «Ягода-смородина», Науялис «Вокализ», Танеев «Вечер», Бортнянский «Воспойте, людие», Соколов «Слава».
20 октября. Малый зал консерватории.
Концерт фестиваля «Московская осень-85».
В одном концерте с нами были еще:
Смешанный хор ДК «Калибр» и женский хор НИИ культуры - в 1-ом отделении,
женский хор МГЗПИ, рук. И. Журавленко (хор заочников) и Виват - во 2-ом отделении.
В первом отделении женский хор НИИК всех замордовал. Они пели не меньше часу. Особенно ужасно было в конце: концерт для хора в двух частях Сидельникова. Может, если бы это одно произведение слушать, было бы и ничего, но в конце часового выступления, все примерно в одном духе, современно, диссонансно, слова непонятны... Одним словом, кошмар. Второе отделение начал хор заочников, хорошо спели семь произведений.
И вот мы на сцене. Киселев «Русская свадьба». Первый номер - «Гадание под Рождество» - публика пока встретила спокойно. «Ты пчела ли, моя пчелынька» (Молодец перед просватаньем) - уже зал оживился. «Просватанье» - хорошо. «Звоны» - почти бисовая реакция. Но бисировать, во - первых, не положено, во-вторых, разрывается единство действия. Перестраиваемся на «Еще кто у нас холостой». Илья Аврутов садится впереди со своей банкой из-под оливкового масла - ударник. И началось. Лихое женское начало - «Еще кто у нас холостой, холостой...», - мужской ответ, - «И ой люли, холостой, холостой», женщины: «У нас Боря холостой, холостой» и т.д. Затем прихлопы, притопы. Воодушевление хора передалось залу. После - восторг, аплодисменты. На сцену - Анатолия Киселева. Вышел - бледный, скованный. Ему - общие аплодисменты, зала и хора. И, конечно, бис.
В.Г. Соколов : «И исполнение, и музыка - очень талантливы, если не сказать больше».
Другие отзывы: Хор как будто пришел со свадьбы - глаза сияют, все звучит ярко, сочно.
На самом деле, на одном дыхании, вдохновенно была исполнена вся программа. А заключительный номер - просто блестяще. Конечно, не все было точно по партитуре, но этого невозможно заметить. Построение хора:
ттттттттт бббббббб
с2с2с2с2с2 а2а2а2а2а2 номера 1,2,3, 4номер «Звоны»:
с1с1с1с1с1 а1а1а1а1а1
б1 б1 ддддд Гера ддддд т Центр - Гера и дети (плюс
б1 б2 с2 ддддддддддддддд а2 а1 т по одному женскому голосу) -
б1 б2 с2 с1, с2, а а2 а1 т изображают клиросное пение,
б2 с1 а2 а1 т ИА - поет за дьякона,
б2 с1 ИА а2 а1 т фланги - бом-бом - звонят.
(лицом в зал)
5 номер «Еще кто у нас холостой»: первый и второй ряды на полу (самые ритмичные) - хлопают и топают, Илья в центре с ударником, два задних ряда на подставках - только поют.
Анатолий Киселев сказал, что он не думал, что написал такую хорошую музыку.
В течение ноября в хоре произошли изменения в составе - произошла болезненная операция отторжения многих старых хористов: кого попросили оставить хор в силу не отвечающих возросшим требованиям все усложняющейся программы певческих данных, кто ушел сам, не дожидаясь просьбы, в результате отсаживания на пятый ряд сзади основного поющего состава во время репетиций... Все больше дает себя знать холодок в отношениях друг к другу... На чай мы уже давно не собираемся. Да и не к кому ходить: нет уже в хоре хлебосольной Людмилы Смирновой. Ходим в хор как на работу. Может, именно это приветствует Славянская, когда говорит о новом Вивате в противоположность старому...
Перестали отмечать дни рождения, не поем больше Многолетия. Работаем, работаем, работаем... Состав хора, определившийся к ноябрю:
сопрано 1 альт 1 тенор 1 бас 1
Архипова Елена Верховская Эмилия Александров Евгений Аврутов Илья
Воронова Людмила Гедымин Марина Гедымин Юрий Водолажский Генрих
Левандовская Алла Кондратьева Алевтина Роговой Владимир Макаров Олег
Моздыкова Лариса Леоненко Елена Сафонов Георгий Манин Валерий
Ратникова Ирина Семенова Валентина Чулков Всеволод Никитин Альберт
Романчевская Инна Силкина Ольга
Соловьева Елена
сопрано 2 альт 2 тенор 2 бас 2
Анурова Галина Бирюкова Людмила Скляров Юрий Адамовский Геннадий
Бартонь Татьяна Бурдо Ася Поволоцкий Сергей Боровицкий Александр
Башева Анна Водолажская Татьяна Хабаров Юрий Гевлич Михаил
Судакова Клара Петрова Галина Шмелев Дмитрий Кашин Владимир
Сырцова Инесса Фадеева Наталья Куликовский Борис
Чекрыжова Ольга Малахов Владимир
Хор пополнился молодыми силами в лице выпускниц Педагогического института, участниц хора заочников Игоря Андреевича. Это: Моздыкова, Романчевская, Бартонь, Башева, Чекрыжова, Леоненко, Силкина, Фадеева.
Ушла наша поэтесса Наталья Никольская. Напоследок оставила горькие строки:
Моим друзьям
Как много было слов и восклицаний! Коль струсили вы - очень жаль, конечно,
Куда вы дели, рыцари похвал, Коль усидеть хотите - в помощь Бог!
Симпатий ваших громкое бряцанье Но страшно, что и внутренне и внешне
И дружбы верной бодренький запал?! Любой из вас стать безразличным смог!
Не верю я, что стало вдруг возможным, И все же где-то теплится надежда,
Не досчитавшись многих из друзей И дружба, может быть, не умерла...
И дав облить их завистью и ложью, Мой номер телефона тот же, прежний,
Идти по продиктованной стезе! И я все та же, та же, что была.
23 ноября. Концерт в абонементе № 62
«Антология русской музыки» в Малом зале консерватории.
Камерный хор Виват и ансамбль ДДК «Москворечье». Программа концерта:
1 отделение - Хоровая культура русского барокко (конец XVII - начало XVIII вв.)
Торжественное песнопение «Днесь возгреме труба доброгласная»
Два мужских плача «Уже тя лишаюся», «Вижу тя»
Стих-плач «Кому повем печаль мою»
Кант покаянный «Мати милосерда», стихи Д. Ростовского (4-голосный вариант)
И.Дилецкий «Иже образу твоему» - сатирическое нравоучение, исп. ансамбль
(ок.1630-ок.1680) (А.Бурдо, Л.Бирюкова, Г.Петрова, Ю.Гедымин, Г.Водолажский, А.Никитин)
В.Титов - три 8-голосных партесных концерта
(ок.1650-ок.1710) «Вси языцы, восплещите руками»
«Радуйтеся»
«Суди ми» партитуры составлены И. Журавленко (1,2)
и В. Протопоповым (3) по материалам отдела рукописей
Государственного Исторического музея
2 отделение - Хоровая культура раннего классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.)
Патриотический кант «Мати Руския земли» (1772)
на воссоединение
Белоруссии с Россией
Приветственный кант «Склонитеся, веки» (1796)
Белорусские «За морем синичка...»
шуточные и «Сидит сова на печи»
любовные канты «Почто девонька» (о разлучении)
А.Ведель «Милость мира»
(1772-1808)
С.Давыдов «Адажио»
(1777-1825) «Вышшую небес» хоровой концерт
(солисты Л.Моздыкова, Л.Бирюкова, Ю.Гедымин, А.Никитин, В.Кашин)
Д.Бортнянский «О тебе радуется»
(1751-1825) «Да молчит» концерт для двух 4-голосных хоров
«Воспойте, людие» хвалебная песнь для двух 4-голосных хоров
(солисты Л.Моздыкова, О.Чекрыжова, Э.Верховская, Л.Бирюкова,
Е.Александров, Ю.Гедымин, А.Никитин, В.Кашин).
Из аннотации к программе концерта:
Три восьмиголосных концерта Василия Титова - типичные образцы раннего партесного концерта Московской школы. Концерт «Вси языцы» и рождественский концерт «Радуйтеся» выдержаны, в целом, в праздничном, светлом эмоциональном ключе. Для них характерны: прозрачная фактура, разнообразие приемов имитационной техники, вокальная по своей природе, певучая музыкальная ткань. Контрастом к ним является концерт «Суди ми», в центре которого тема глубоких философских раздумий о человеческой жизни. Для него характерна устремленность к светлому, торжественному финалу с колокольными гармониями в окончании.
Квартет Дилецкого «Иже образу твоему» - пародия на обучение в бурсе. В концерте С.Давыдова «Вышшую небес» нет четкого деления частей, по характеру он - светлое раздумье. В концерте Д.Бортнянского «Да молчит» ощущается дань итальянской школе, в то же время он насквозь пронизан лирической песенностью; хвалебная песнь «Воспойте, людие» насыщена призывными, гимническими интонациями.
Программа концерта знакомит с малоизвестными страницами в истории отечественной хоровой музыкальной культуры, даря слушателям незабываемые мгновения соприкосновения с истинно великим искусством (Л.Ивченко).
Основные недостатки, выявленные в концерте:
1.По независящим обстоятельствам была ослаблена сопрановая партия (по разным причинам не было Левандовской, Архиповой, Ратниковой, Судаковой, Сырцовой. Из 8 поющих только двое знали все партии железно - Воронова и Анурова, остальные пришли недавно, хотя и поют с листа).
2. Мы «перепели» на репетиции, слишком рано собрались (за 5 часов до концерта), слишком много пели, голоса устали, «сели», особенно у сопран.
3. Нервозная обстановка перед концертом. Многие женщины пили успокоительные препараты.
4. Игорь Андреевич понадеялся, что Веделя мы знаем, и мало повторял его к концерту. А ведь только трое сопран из 8 пели его раньше. Потеря Веделя в концерте была особенно обидна.
В остальном, как кажется, все было неплохо, исключая, может быть, «Мати милосерда» и Дилецкого: маловат наш ансамбль для такого зала.
Мнения наших слушателей:
Л.Вахнеева - заметна недостаточность сопрано, партия слабая, звучание голосов - детское; альты хорошие, мужская партия - очень хорошо, особенно в мужских кантах; для Бортнянского мы не готовы.
В.Живов - альты - хорошо, басы лучше теноров, о сопрано - что-то не очень лестное; с познавательной точки зрения программа очень интересна, но не более, вокально для нас программа трудна, количество в ущерб качеству.
4 декабря. Новый зал консерватории. Выступление перед участниками научно-практической конференции «Барокко и его исторические связи. Музыка в системе искусств».
Наше выступление состояло из трех частей:
1. Сообщение И.Журавленко «Исполнительские традиции раннего русского барокко на примере московского периода творчества Василия Титова».
2. Хоровая культура русского барокко примечания слушателя С.Петрова
Два мужских плача - Уже тя лишаюся Ура!
Вижу тя Ура!
В. Титов - три восьмиголосных концерта
Радуйтеся с1 (-), надо уверенней
Вси языцы очень
Суди ми хорошо, но неубедительно
Хоровая культура раннего русского классицизма.
Патриотический кант на воссоединение Белоруссии с Россией (1772) ) хорошо, но мне
Приветственный кант - Склонитеся веки (1796) ) не нравится
Белорусские шуточные канты - За морем синичка очень!
А. Ведель - Милость мира великолепно конец и начало, середина хорошо
С. Давыдов - Вышшую небес Ура!!!
- Адажио Очень!!!
Д. Бортнянский Концерты для двух четырехголосных хоров
- Да молчит Ура!!!!!
- Воспойте, людие Очень!
По мнению Игоря Андреевича, этот концерт был не столь качественен, по сравнению с Малым залом. Не все было интонационно чисто. Но зал сделал свое дело, и огрехи не были столь драматичными для публики. Ни мы, ни публика не заметили. Лена Архипова слушала в зале и наслаждалась. В сольном эпизоде концерта Давыдова теноровую партию пел Гера (правда, похуже, чем на репетиции в воскресенье). Наивысшую оценку Игорь дал Веделю в этом концерте. Даже бисировали третью часть. И по-другому прозвучало.
7 декабря начали шить новые платья для женщин (из крепдешина цвета чайной розы). И еще одно приятное событие: все отмечают, что очень хорошо выступает в составе Виватенка Наташа Свирина. В связи с этим она принята в основной состав Вивата и теперь будет постепенно входить в весь его репертуар. И ей тоже будут шить платье, и даже не одно, а два - второе «на вырост». Да, и еще. Ушел из Вивата Е.П. Александров. Ушел демонстративно, объявив об этом Игорю Андрревичу в день концерта, 4 декабря.
15 декабря. Гнесинский зал. Праздник хоровой музыки (пение a`capella).
Очень праздничный день. Очень хороший концерт. Все - молодцы. В концерте участвовали: в 1 отделении - академический хор совхоза-комбината «Московский»; академическая хоровая капелла Хорового общества Калининградской области; во 2-ом отделении - академический хор Районного дома культуры г. Пушкино; камерный хор Виват.
Сводный хор в финале исполнил русскую народную песню в обр. Юрлова «Не бушуйте, ветры буйные», Глинка «Патриотическая песня», дирижеры Ирина Китаенко и Игорь Журавленко.
Наш хор пел Титова «Вси языцы» и Киселева «Русскую свадьбу». На ударных играл Михаил Водолажский.
Мнение из публики - мы по манере сильно отличаемся от остальных исполнителей: там монолит и много звука, мы - ювелирная техника, что Титов, что Киселев. Однако в Киселеве были плюхи: басы не на высоте.
В концерте выступали:
Архипова Верховская Гедымин Аврутов
Карпова Гедымин Роговой Водолажский
Левандовская Кондратьева Сафонов Макаров
Романчевская Леоненко Чулков Манин
Соловьева Семенова Никитин
Силкина
Анурова Бирюкова Поволоцкий Гевлич
Бартонь Бурдо Скляров Кашин
Башева Петрова Хабаров Куликовский
Чекрыжова Фадеева Шмелев Малахов