ВИВАТ 1989 год
С НОВЫМ 1989 ГОДОМ !
1 января. Филармонический концерт в МДУ.
Состав хора:
Архипова Бурова Гедымин Корзяков
Бесова Варакина Мытарев Леонов
Воронова Кондратьева Чуканов Малинский
Ратникова Хорцева Манин
Яхонтова Никитин
Анурова Водолажская Скляров Гевлич
Арефьева Леоненко Хабаров Кашин
Островская Петрова Шмелев
Соколова Сафонова Яшин
Программа:
1 отделение 2 отделение
Мати Руския земли исполняет Гречанинов три части из Литургии
Уже тя лишаюся мужской Алябьев Верую
Вижу тя хор Иже херувимы (бис)
Давыдов Адажио Танеев Звезды
Ведель Милость мира Вечер
Балакирев Свыше пророцы Рахманинов Богородице Дево
Крылов Свете тихий (жен. Днесь спасение
Тебе поем хор) Воскрес из гроба
Старин. груз. пение Шэн хар вэнахы (м.х.) В молитвах неусыпающую (браво)
Украинская щедровка Нова рада стала Бортнянский Воспойте, людие (браво)
Белорусские Божие наше рождество
канты Дар ныне пребогатый
Скиния златая
Нова радость стала (и колядка
Михаила Гевлича)
Басов сегодня мало. Поют низко. Конечно, 1 января - трудный день. Одновременно в Колонном зале поют 17 хоров духовной музыки (приходские, патриаршие и др.). Оказывается, 3 дня будет проходить фестиваль духовной музыки.
Народу в зале - человек 100. 1-е отделение (говорят наши слушатели), прошло слабо, второе - значительно лучше. Но все же 1 января - действительно, трудный день.
15 января. Зал института Гнесиных. Юбилей Владислава Геннадьевича Соколова.
Выступают коллективы: Образцовый коллектив, Детская хоровая студия «Радость» ДК Московского авиационного института, рук. Т. Жданова; обр. Коллектив, ДХС «Искра» ДК им. Владимира Ильича, рук. В. Сафонова;
Московская областная капелла «Народный учитель», худ. рук. Г. Струве, дир. Г. Белозерцев; камерный хор Виват (в программе не значится).
Исполнялись ряд произведений В. Соколова: песня «Школьный звонок»; переложение для хора трех номеров из сюиты для фортепиано Мусоргского «Картинки с выставки» («Прогулка», «Старый замок», «Богатырские ворота» - интересно!); обработка русских песен («Слава», «Вечерний звон», Пойду ль я», «Ой, да скворушка прилетела», «Повянь, повянь, бурь-погодушка»); «Аллилуйя»; обработка «Амурские волны» в исполнении сводного хора. Виват исполнил монтаж: текст Боровицкого на фоне Балакирева, «Слава» Соколова и текст Вороновой, Многолетие.
Профессору Владиславу Геннадьевичу Соколову
Нет слов, когда на сцене – СОКОЛОВ: Ушедших лет, профессор, не жалейте, -
Красиво бледное его чело, Года блестящие прошли «на бис»,
Взор полон вдохновенья, Своею славою владейте,
Рука простерта к хору – чудное мгновенье! Волшебник,
Зал замер…, полный восхищенья, композитор и
Всё стихло вдруг… и вот - артист!
Звучит волнующий аккорд! /А. Боровицкий/
Наш дорогой товарищ юбиляр! Свое высокое искусство
Сегодня в этот зал народу Вы с душой несли,
в честь дня рожденья В ответ любовь и уваженье,
Ваш крестник - хор любительский Признанье, славу обрели.
Виват
Свои принес Вам поздравленья! От всей души мы Вам желаем
Вас любит каждый, кто Дальнейших творческих побед,
был дружен с песней, Большого счастья и успехов
Вас знает вся огромная страна, И долгих много, много лет.
Вас полюбили даже континенты,
Куда дошла Амурская волна. Л. Воронова
Игорь Андреевич наметил программу нашего выступления: Балакирев, Танеев «Звезды», Вл. Соколов «Слава». Как показало дальнейшее, «Слава» была лишней: мы ее завалили, т.к. в составе было мало певших ее прежде, мы ее не сделали до конца, мы никогда, даже тогда, когда выступали с ней в конкурсах, не пели её с блеском, тем более здесь, да после ее исполнения детским хором... Не получилось, а этого следовало ожидать.
Скрасили, конечно, стихи Саши Боровицкого и Люси Вороновой, да наше традиционное Многолетие, которое здесь очень кстати. И Владислав Геннадьевич отметил это: Многолетие он принимает, хотя и на свой счет, но лишь отчасти, воспринимает его на счет -в большей степени - хоровой культуры России.
Хорошо пели детские хоры, особенно «Искра», руководитель которой Вера Сафонова аттестовала себя внучкой Владислава Геннадьевича (была ученицей его студентки).
Молодец профессор Соколов! Он выходил к каждому поздравляющему на сцену, всех благодарил, одаривал своей улыбкой и доброжелательством. А уж когда сводный хор под управлением Г.Струве («Народный учитель» и «Искра») спели «Амурские волны» -
Владислав Геннадьевич вышел на сцену... И продирижировал на бис. И хор шел за его рукой. И он бросал порой огненный взор в сторону аккомпаниатора (не сразу схватывала!)... Но он - истинная культура! - подошел к ней после исполнения и поцеловал руку.
Сказал такую интересную вещь: у американского психолога прочитал, что наибольшее количество энергии затрачивают дирижеры, т.к. кроме физических сил тратят еще при этом и душевные. И что это вознаграждается аплодисментами. И что он - счастливый человек: он много получил аплодисментов в своей жизни, и - сегодняшний день прибавил ему молодости и сил. Хотя юбилеи - штука опасная (все это не дословно, но что-то в этом роде). И женщины признавались ему в любви, и все было хорошо.
И вообще, приятно было послушать хоры. Все-таки, большое дело делают энтузиасты своего дела, именно хоровое воспитание с детства - это громадная культурная миссия. И работа со взрослой самодеятельностью тоже.
21 января. г. Руза. Открытие нового концертного зала в ц. Покрова
(краеведческий музей города).
Мы открываем новый концертный зал: в церкви Покрова, где размещается краеведческий музей г. Руза, на втором этаже. Мы поем в нем первыми.
Сбор на Маяковской в 14.00. Ровно в 14.00 автобус уже стоит, а хора - 3 человека. Поразительно: все опаздывают! Уважительная причина у Лены Рахмановой (ой, простите, Гальченко): в 13.25 встречает поезд на Курском вокзале, чтобы отдать колбасу. Отъезжаем только в 14.25. Катастрофа с тенорами: четверо, второй - один, Хабаров. Наше счастье, что поем в идеальных акустических условиях. Сопрано - 8(4-4), альты - 8(4-4), тенора - 4(3-1), басы - 8(3-5). Гальченко с нами, колбасу отдала.
Уже когда отрепетировали, поднялись на колокольню: там гостеприимные хозяева устроили нам чай из самовара с ватрушками и корзиночками. Очень вкусно и приятно. Но время! Пить чай начали в 17.30, а концерт в 18.00. Торопимся одеться. Появился Боря Брумберг (9-й бас). Гевлич ему радостно: - «Ангел!! Скорей одевайся!» - А «ангел» был в смокинге, но в джинсах. Смотрим, Боря уже без штанов и без смокинга, а в трусах и майке, надевает белую сорочку. А мы уже идем строиться и выходим к публике на 2-ой этаж. Увы, Боря, приехавший электричкой (!), не попал на сцену (проходить к сцене надо было через публику, опоздавшему это сделать было невозможно).
Еще до чая, где-то от 16.30 до 17.30, нам показали экспозицию музея, небольшую, но остроумно преподнесенную, очень интересно рассказывал экскурсовод.
Намечаемая программа: Рождественские канты, мужские плачи, Давыдов «Адажио», Ведель, Крылов (два женских хора), Турчанинов, Алябьев «Иже...», Танеев «Звезды» и «Вечер», Рахманинов - три номера из Всенощной и концерт, Титов «Вси языцы», Гречанинов «Верую», Бортнянский «Воспойте». ИА намерился еще на бис петь Балакирева, Алябьева «Верую» и «На корабле». В общем, обещал, что может быть всё.
Поем. Принимают очень хорошо. Видно по лицам, по вздохам... «Вси языцы» как контраст 17 века с Веделем и Давыдовым. Ну, мы дорвались: очень громко и весело. Игорь Андреевич так и обещал, что Титов - это жизнеутверждающе и весело. Крылов. Когда спели, одна слушательница прямо-таки ахнула, так понравилось. И вот Рахманинов. Успели только пропеть «Блажен муж», «Богородице» и тропарь. Бурные аплодисменты и движение в публике: выходят руководители с грамотами, цветами, речами и благодарностями. А мы то рвемся в бой! Мы то еще хотим спеть «В молитвах неусыпающую», и Гречанинова, и «Воспойте», черт возьми! Ан нет! Речи всерьез. Время 19.20. Нам показали - регламент. Ну, Игорь Андреевич выкрутился. «А сейчас, - говорит, - как обещано, «Верую» Гречанинова. Соло - Володя Губский». И мы с Володей спели хорошо. Публике понравилось.
Из выступлений: спасибо за доставленную радость знакомства с национальной историей, национальной музыкой, национальной культурой. Мы узнали, что наши предки и боролись, и страдали, и верили. Отмечали высокий профессиональный уровень исполнения. И все благодарят за подаренный прекрасный вечер.
Ну, и мы все оставшиеся - не израсходованные силы - вложили в Многолетие. Оставили автографы на афише, запись в книге отзывов музея.
Миша Гевлич в эту поездку взял своих двоих друзей, наших слушателей. Как выяснилось, один из них - датчанин, 1-ой величины врач - гинеколог.
14-15 февраля. Калинин.
Мы едем в Калинин. Там собрались - С. Яшин так громко и помпезно назвал - «Гильдия киноактеров» (оказывается, да, именно так они себя называют). В общем, что именно там собралось, уточним на месте, но знаем, что там мы поем сегодня в 21.00, в бывшем Дворянском собрании, ныне - Дом офицеров. И что те, кто там собрались (кинематографисты) или те, кто о них заботится, пожелали, чтобы выступил непременно Виват. Что наше пребывание там обходится в 1000 рублей. Ну, конечно, мы мобилизовали все свои отгульные возможности. И вот едем. Поезд 14.40, 4 вагон от конца. Зеленоград садится в Крюкове. Нам предстоят два концерта: 14-го в 21.00 перед «Гильдией», 15-го в 18.00 - для жителей Калинина, платный.
Что же происходило в Калинине? С 13 по 19 февраля проходил 1 Всесоюзный кинофестиваль актеров советского кино СОЗВЕЗДИЕ-89.
Наш состав: сопрано - 9(4-5), альты - 9(5-4), тенора - 7(4-3), басы - 9(4-5).
Репетиция с 20 часов в зале Дома офицеров.
Намечаемая программа:
Титов Вси языцы
Мужские плачи Уже тя, Вижу тя
Давыдов Адажио
Ведель Милость мира
Бортнянский Да молчит
Балакирев Свыше пророцы
Алябьев Иже херувимы
Крылов Тебе поем
Танеев Вечер. Канты.
Рахманинов Блажен муж; В молитвах неусыпающую
Гречанинов Отче наш
Бортнянский Воспойте, людие
И вот в 21 час мы на сцене. Зал не полный, но неожиданно для нас - достаточно много. И видим знакомые лица: вот Игорь Дмитриев, а там Валентин Никулин, на следующем ряду - Альберт Филозов. Игорь Андреевич предложил дискуссионный вариант, концерт - беседу. Мы показываем не традиционное - по представлениям нынешнего слушателя - пение, главным образом, непривычное русское барокко и ранний классицизм.
Когда репетировали, было ужасно: без распевки, сразу вещи, Игорь дает завышенные тональности. Горло - севшее. Или еще не вставшее. Вернее сказать, уставшее. Работали, ехали, устраивались. Отдохнуть не удалось, публики в зале не ждем... И вдруг - почти полно. И знакомые, такие знакомые лица…
«Вси языцы» - пробный камень на публику. И - хорошая реакция зала. Игорь Андреевич долго рассказывает, что партес не от «партия», а от «часть». «Партия» - в 17 веке не было известно. Это понятие появилось в 20-х гг. 19 века (не КПСС).
«Уже тя», «Вижу тя» - поют мужчины. Публика внимает. А я наблюдаю за В. Никулиным. Он - весь внимание, он - почти поет, во всяком случае, сопереживает. Он слушает не один. Он все время как бы приглашает своих соседей - вот, слушайте, вы слышите? И Филозов через одного от него - весь внимание. Так, вдохновляясь от зала, от внимания знакомых, уважаемых личностей, мы - сверх собственного ожидания - пропели весь концерт и удостаивались «браво» и «бис». Не бисировали «Вечер», но бисировали «Богородице». Мужчины говорят, что мы очень хорошо спели Крылова.
Дискуссия, к которой призывал дирижер в начале, так и не состоялась, но теплые слова сказал Игорь Дмитриев. О том, что наша суетная жизнь нечасто балует нас радостями; мы устали от современной музыки. И в кино. И от молодежного рока.
И такая музыка, которая звучала сегодня - это радость, подаренная всем.
О. Анофриев, которого мы не сразу узнали, предложил отдавать хору весь свой заработок. Тут, кстати, выступила калининская Людмила Алексеевна (из КОМО - или МОКО), что мы -хор любительский, и не получаем за свою деятельность денег. На что Анофриев - еще раз предложил нам свое содержание. Мы сказали, что принимаем его. Хорошо Игорь Андреевич представил Геру, что он его воспитанник с 6 лет, и воспитанник Гнесинки, и лауреат конкурса дирижеров (хоровых). И вышел к сцене с цветами В. Никулин. И благодарил. И просил еще - «из Сергея Васильевича».
И мы спели С. Давыдова «Адажио» - нашего Моцарта. А потом уже XIII тропарь.
И зал хором говорил спасибо. И мы - Многолетие. И В. Никулин встал, и поднял за собой весь зал. Он нам сегодня очень помог, создал настроение, и вдохновение, и успех.
... Буфет, кофе, коньяк, апельсины, лимоны. Посидели, смотрим кино - польский фильм. Т.к. мест нет, я на слух воспринимаю, сидя в зале рядом. В 2 часа ночи после польского фильма нас отвезли в гостиницу.
А те, кто остались на английский фильм... Прождав 20 минут и не дождавшись (по техническим причинам), пошли пешком. Говорят, так хорошо прогулялись, и такая была луна, и такие звезды... И маленькая церквушка светилась изнутри голубым.
15 февраля. Сегодня наш концерт в ТЮЗе в 18 часов. Так что, отсыпаемся. Вороновой не давали спать трамваи, которые, по ее впечатлению, ездят специально вокруг гостиницы, кругами. Обошли Калинин. В 16 часов сбор внизу с вещами. С 17 часов - репетиция в фойе Театра юного зрителя (на сцене до 17.30 репетируется спектакль, который будет в 20 часов в фойе). Принесли какие-то бумаги, Кашин прокомментировал: ещё не разрезанные деньги. И тут несколько человек хором: от Анофриева! Игорь Андреевич чуть не свалился со стремянки, на которую взобрался для дирижирования. А Кашин ему: ты там докукарекаешься! В фойе по периметру что-то вроде столов, мы за ними расселись, а И.А. в центре, на этой самой стремянке:
|
т1 т1 т1 т1 |
с1 с1 с1 с1 |
а1 а1 а1 а1 |
б1 б1 б1 б1 |
|
|
И.А. на стре- |
б2 б2 б2 б2 |
|
| Мянке
|
| т2 т2 т2 т2 | с2 с2 с2 с2
| а2 а2 а2 а2 |
В 18.10 мы занимаем сцену. Сегодня запись на квадро нашего концерта. И запись видеоклипа. Телевидение направило на нас все прожекторы. И так мы и пели весь концерт. Запись видеоряда «Да молчит» сделана до концерта. Дальше записана фонограмма.
Программа исполненная:
Титов Радуйтеся Крылов Тебе поем
Мужские плачи Уже лишаюся Танеев Звезды
Вижу тя Вечер
Давыдов Вышшую небес Рахманинов Богородице
Ведель Милость мира Днесь спасение
Бортнянский Да молчит Блажен муж
Балакирев Свыше пророцы В молитвах неусыпающую
Алябьев Иже херувимы Гречанинов Отче наш
Бортнянский Воспойте, людие
Концерт окончился в 19.40, быстро-быстро переодевание и на вокзал. Поезд 20.36, а следующий только 22.14.
3 марта. Дом охотника (м. Водный стадион).
Участвуем в каком-то устном журнале. Для кого, не знаю. Мы - третья страница. До нас - «Активное долголетие» и «Организованная преступность». Мы поем в 20.30. Наше место - за кулисами, с черного хода, на лестнице. Очень удобно расположились для распевания: басы - внизу, тенора - на нижних ступеньках, выше альты, еще выше - сопрано.
Распеваться легко, пространство замкнутое, стоим близко, все хорошо получается. Игорь предупреждает: там так не будет. И действительно: зал странный. Говорят, там звучит хорошо, но нам на сцене - трудно, чувствуешь себя торчащим отдельно.
Программа почти та же (см. выше), только вместо «Радуйтеся» поем «Вси языцы», Крылов плюс «Свете тихий», Танеев минус «Звезды», Гречанинов плюс «Верую», минус Бортнянский. Состав хора: С - 10, А - 8, Т - 7, Б - 10.
15 марта. Юбилейная репетиция.
Участники юбилейной репетиции:
Архипова Леоненко Сафонов Водолажский
Бесова Силкина Чуканов Корзяков
Воронова Хорцева Малинский
Левандовская Щербакова Манин
Моздыкова Яхонтова Никитин
Анурова Водолажская Губский
Арефьева Петрова Дроздов
Камолова Сафонова Кашин
Свирина
Соколова
Я принесла часть юбилейной газеты «По страницам летописи хора Виват». Это пока 7 листов 24-го формата. Будет еще 11 листов: 8 листов на 8 лет - сезонов и 3 листа - итоги. Кроме 10-летия оказался еще день рождения Аллы Сафоновой. Она устроила нам праздник: двойной день рождения с чаем и двумя тортами. Игорь Андреевич даже пожелал, чтобы возобновить отмечание дней рождения хотя бы раз в месяц.
1 апреля. Готовимся к концертам 21 апреля и 20 мая в Большом зале консерватории, а также к выпускному дипломному конкурсу 27 мая в Гнесинском зале. Гера работает с нами над: Танеев «Молитва», Титов «Златокованную трубу», Скарлатти «Exultate Deo», Виттория «O vos omnes»; Гуля: Крылов с женским хором и что-то еще.
В хоре, по-моему, начинается развал в пользу Костромского «Русского партеса». Во-первых, там поют и наши, причем, одни и сюда, и туда ходят, а другие - сюда уже не ходят. Наши костюмы берут для своих концертов, нашу публику завлекают и т.п....И такое впечатление, что Игорь Андреевич не очень уже заинтересован в делах Вивата. И 10-летие - нужно ли ему? Что особого энтузиазма нет, это точно.
В январе была начата работа над программой «Василий Титов и его окружение»:
Хоры на 8 голосов - Титов «Златокованную трубу (начато еще в 1988 г.)
Шеверовский «Свете тихий»
Хоры на 12 голосов - Титов «Служба Божия веселая»
Редриков «Чудовская херувимская»
Нас поделили на три хора, и теперь мы на каждой репетиции сидим тремя группами:
1 хор 2 хор 3 хор
Архипова Мытарев Воронова Белозерцев Левандовская Скляров
Бесова Сафонов Арефьева Гедымин Анурова Шмелев
Моздыкова Чуканов Бердиева Хабаро в Камолова Яшин
Ратникова Водолажский Свирина Боровицкий Соколова Корзяков
Белова Малинский Варакина Губский Силкина Гевлич
Водолажская Манин Щербакова Кашин Петрова Дроздов
Леоненко Никитин Яхонтова Рахманова Макаров
Хорцева Сафонова Фадеева Брумберг
В связи с 10-летием хора концерты в БЗК 21 апреля и 20 мая, но 20 мая, кажется, не состоится. Поэтому все торжества (концертные) состоятся на концерте 21 апреля. Газета - 17 листов - закончена и будет представлена. Олег Макаров должен развернуть фотовыставку. Воронова готовит капустник. И программа составлена на концерт 10-летия.
21 апреля. Большой зал консерватории.
Долгожданный день пришел. Сбор в 17.30, сразу в зале, репетиция. Куски Литургии, «Винограда рождения», соло в «Вышшую небес», Чесноков. В. Кашин раздал всем по значку «Виват 10 лет» (его проект и реализация) бесплатно, а в киоске они шли по 1 руб. Газету установили на банкетках, собранных со всего левого крыла фойе.
Зал полон (кроме 2-го амфитеатра). Расстановка двумя рядами: 1- а1, с1, с2, а2; 2 - т2, т1, б2, б1. Петь было легко, не было впечатления слабого звучания. Запись на радио. Состав хора максимальный: С - 12(6-6), А - 12 (6-6), Т - 8(4-4), Б - 12(6-6).
Участники концерта:
Архипова Варакина Гедымин Водолажский
Бесова Кондратьева Мытарев Корзяков
Воронова Леоненко Сафонов Леонов
Левандовская Хорцева Чуканов Малинский
Моздыкова Щербакова Манин
Ратникова Яхонтова Никитин
Анурова Водолажская Белозерцев Боровицкий
Арефьева Петрова Скляров Гевлич
Камолова Рахманова Хабаров Губский
Островская Сафонова Шмелев Дроздов
Свирина Силкина Кашин
Соколова Фадеева Макаров
Программа:
1 отделение
Неизвестный автор Приидите новаго винограда (без сбоев)
(17 век) рождения концерт на 6 голосов
Мужские плачи Уже тя лишаюся; Вижу тя (слушатели прослезились)
Гречанинов Литургия св. Иоанна Златоуста № 3
(1864-1956) «Демественная» (1917 г.)
(переложение для смешанного хора И.Журавленко)
Слава... и ныне... Единородный сыне; Трисвятое
Херувимская песнь (аплодисменты)
Верую соло В.Губский (аплодисменты)
Милость мира; Достойно есть; Отче наш;
Хвалите Господа с небес
2 отделение
Бортнянский Да молчит соло Г.Сафонов, Т.Бесова
(1751-1825)
Давыдов Вышшую небес соло Т.Водолажская, Г. Сафонов, А. Никитин,
(1777-1825) И.Ратникова, В.Губский
Ведель Милость мира
(1772-1808)
Алябьев Иже херувимы (успешно, тончайшее
(1787-1851) piano, достаточное forte)
Балакирев Свыше пророцы
(1836-1910)
Рахманинов Блажен муж; Днесь спасение; Богородице Дево
(1873-1943)
Чесноков Жертва вечерняя соло М. Понтрягина (уже объявление
(1877-1944) Совет превечный произведения и солистки вызвало овацию)
Бортнянский Воспойте людие (хорошая точка)
Средства от концерта - Фонду милосердия и здоровья на оказание помощи детям-инвалидам.
2-е отделение - ну всё сплошные шедевры. Мои слушатели (Зеленоград), кто был в поле зрения, прямо-таки бесновались после каждого произведения. Бисов между номерами не было. Спели на аплодисменты Давыдова «Предстательство», что также вызвало овацию. Игорь Андреевич дал тон на Многолетие.
Журавленко пригласил всех на концерт через месяц с программой «Титов и его окружение». От зрителей - «спасибо за подаренную радость соприкосновения с духовной культурой». Мама Аллы Сафоновой: мы не посрамили сцены Большого зала. Чувствуем сами, что концерт получился, хотя и не без отдельных грешков.
30 апреля. Косино, ц. Успения.
В этом концерте впервые исполнили «Свете тихий» Шеверовского на 8 голосов. Очень хорошо принято. Пели Титова «Ты ми Христе» и «Златокованную трубу» (тоже 1 исполнение). Пели много, хорошо принимали. Попросили что-нибудь светское. Радостно спели «Вечер» Танеева.
Действительно, духовной музыкой нынче уже никого не удивишь. Спросили что-то о солистах, в ответ Игорь Андреевич объяснил, что таких - чистых - солистов в русской духовной музыке нет, что даже Шаляпин пел с хором. И повторили «Верую» с Володей Губским на балконе, напротив хора, как в 1 исполнении в октябре 1988 г. Зал разразился аплодисментами, а мы - многолетием.
13 мая. Мы празднуем 10-летие. Вечер на фабрике-кухне № 13,
В.Красносельская, 11.
Мы не испугались числа «13». Начало в 16 часов. В программе - встреча виватовцев, высокие гости, капустник, застолье. Оформление - газета, фото 1981 года в Варварке, фото Олега Макарова - Н.Иерусалимский музей, концерт в Вознесенском соборе: Виват и хор ПНР Леона Заборовского, карта СССР с отмеченными городами, где был Виват.
Виват недавний и давний:
Афонина Гафурова Александров
Костецкая Гедымин Марина
Мындря Семенова
Соловьева Усова
Трофанчук
Беляева Бирюкова Аркин
Колыхалова Бурдо Куликовский
Смирнова Никольская Пучкин
И.Журавленко рассказал о первых хористах. Это - В.Костецкая, В.Семенова, Ф.Гафурова, Л.Смирнова, М.Гевлич. Каждого поднимал, и тот рассказывал.
Г.Струве рассказал о своей учебе с Игорем Андреевичем, как тот в студенческие годы проводил время в архивах, собирал ноты. Как одержимость и талант были видны и тогда. Назвав минскую его эпоху эмиграцией (на что удивленно прореагировали наши молодые минчане), Струве сразу перешел к тому, как, услышав, что Журвленко вернулся в Москву, в ХОМО сразу решили организовать камерный хор, что было немедленно сделано, назвали Виватом, и вот он уже 10 лет поет.
Коллега Журавленко из Минска остановилась на минском периоде (то бишь «эмиграции»). Как хор мальчиков, организованный Игорем Андреевичем, сразу заговорил о себе, как на его концерты всегда собирались истинные ценители, как у него было много поклонников. И как Виват приезжал в Минск и произвел неизгладимое впечатление… И что у Вивата много благодарных слушателей, болельщиков, истинных ценителей.
Выступали наши: Куликовский, Боровицкий, баллада - Яшин и Дроздов; Володя Губский - признание в любви к Игорю Андреевичу, воспоминания о минском хоре мальчиков.
Отмечу, что было на столе. Салат мясной (не пробовала), салат и свежей капусты, мясное ассорти, селедка, масло, сыр, зелень, вино, водка, вода минеральная, тархун. Было и горячее, антрекот с жареной картошкой, но нам было не до него, все остыло; впрочем, съели. Кофе (если можно так выразиться) с лимоном, какие-то торты и пирожные. Кто резал или ел, не видела.
Пианино подняли сюда снизу, накануне его 5 часов настраивали. И вот начался капустник.
Воронова его готовила с сентября: перечитала и переписала всю летопись, старые стихи и частушки, написала уйму новых текстов.
Вступительное слово Вороновой - о начале хора Виват, в прозе и стихах.
2. М.Гевлич, акк. Шмелев. Текст на мотив «Журавленка» Вороновой, но Миша шутить не любит, он спел песню с исходными словами, на полном серьезе и заслужил бурные аплодисменты.
3. Соло А.Никитин - гитара, цыганский романс.
4. Дуэт женщин - виватовцев первого призыва (Костецкая, Воронова, Никольская, Смирнова, Семенова, Гафурова, Петрова) - «Уж вечер, облаков померкнули края») со словами про то, как только умирает последний луч зари, все дела прочь и в Виват, где тенора взвиваются и басы рокочут, и лишь бы петь с Виватом, и отступают все заботы... У рояля - О.Островская.
5. Приход в Виват группы «улановцев» (Александров, Малинский, Колесникова-Ратникова, Никольская, Анурова, Бирюкова), поют «величальную» Игорю, соло Л.Бирюкова.
6. Частушки - первые гастроли, поют те же, акк. Кашин на балалайке.
7. Приход в Виват группы хористов МВТУ (Воронова, Колыхалова, Водолажские, Гедымины, Аркин, Петрова, Боровицкий, Манин, Куликовский, Хабаров, Скляров). Как всегда, старинная студенческая, текст юбилейный. Припев подхватывает весь зал.
8. «Дубнинские частушки» - музыка «Самара-городок.
9. Трио «Зеленоград» (Архипова, Сафонова, Петрова), Гершвин «Любовь вошла» (жизнь полна забот и спасибо, Виват).
10. Диалог -«ревнивые мужья и жены» - Воронова - Боровицкий.
11. Ансамбль «Баркарола» (Воронова, Петрова, Журавленко), воспоминания про плавание по Медведице на музыку Цабадзе.
12. Туристы-виватовцы, на мотив «Петушок, погромче пой».
13. Боровицкий: «На Огарева погорели».
Большой перерыв на общее пение:
Ведель Милость мира Алябьев Иже херувимы
Давыдов Предстательство Балакирев Свыше пророцы
Танеев Вечер Бортнянский Воспойте, людие
14. Трио Водолажских
15. Феноменальный каскад «Музыкально-развлекательное шоу» - Островская, Рахманова, Белова, Фадеева. Очень смешно, очень весело, очень профессионально, музыкально - что-то вроде пародии на современную эстраду. Описать невозможно, никаких следов не осталось.
16. Т.Бесова «Кукла».
17. О.Макаров - флейта.
18. В.Губский - с гитарой.
«Звезда оперетты» -Л.Моздыкова - «Карамболина» и Сильва. Здорово.
20. Экспромт от министерства культуры - тост за меня (ей-богу, не помню, сейчас прочитала в своих записках и не верю глазам своим), чтобы я с Виватом еще ездила по заграницам 20, 30, 40 и 50 лет; и номер - попурри из басен Крылова.
Воронова приготовила 42 номера, удалось только это, но, наверное, и хорошо. Здесь танцы, магнитофон, внизу - пение, гитара, в центре - Миша Водолажский, самодеятельная песня.
И еще долго шли большой группой до метро и удивляли жителей Верхней Красносельской - дружным, слаженным, многоголосным, негромким, красивым пением. А у метро - «Наша жизнь коротка, все уносит с собой...».
25 мая. Колонный зал Дома Союзов. Концерт 10-летнего юбилея хора Виват.
Готовились к этому концерту с января. Сбор в 17.00. Начинаем распеваться на сцене, встаем сразу тремя хорами, но в каждом хоре отдельные личности. Постепенно подтягиваются. И вот Игорь Андреевич предлагает так, как стоим - трое там, двое здесь и т.д. - петь «Блажен муж». Мучаемся, но поем...
Разработали расстановку хора; 1 отделение - партиями:
баритоны басы Так поем «Вси языцы»,
тенора 1 тенора 2 Гречанинова и Рахманинова
альт 2 альт 1 сопрано 1 сопрано 2
на 2 отделение - сразу тремя хорами:
Т1 Б1 Т2 Б2 Б3 Т3 Затем двухорное
А1 С1 А2 С2 С3 А3 перестроение на
восьмиголосные и четырехголосные произведения. Сняли с программы Редрикова, включили во 2-м отделении для совместного пения Вивата со старыми хористами: Ведель «Милость мира», Давыдов «Адажио»,Танеев «Вечер», Бортнянский «Воспойте, людие» и Многолетие. Слушатели говорят, что спетые в конце увеличенным составом вещи произвели особенно сильное впечатление.
Участники концерта:
Архипова Варакина Гедымин Водолажский
Бердиева Водолажская Мытарев Корзяков
Бесова Кондратьева Сафонов Леонов
Воронова Леоненко Чуканов Малинский
Левандовская Хорцева Манин
Моздыкова Щербакова Никитин
Ратникова Яхонтова
Анурова Бурова Скляров Боровицкий
Арефьева Петрова Хабаров Гевлич
Камолова Рахманова Шмелев Губский
Островская Сафонова Яшин Дроздов
Свирина Силкина Кашин
Соколова Фадеева Макаров
Старые виватовцы, вышедшие на сцену в финальной части концерта:
Костецкая Гедымин Александров
Мындря Скокова
Соловьева
Колыхалова Бурдо Аркин
Смирнова Куликовский
Мой Семен на своем семнадцатом ряду после каждого номера показывал мне то один, то два больших пальца. Двумя пальцами были отмечены Гречанинов (в особенности, №№ 2,4,8), одним пальцем - Рахманинов, «В молитвах» - кивком. Но мы и сами чувствовали, что все звучит. Исполнение Гречанинова, может быть, не лучшее, но хорошее. Треххорные произведения - сыроваты, особенно не в восторге от «Херувимской», «Служба Божия веселая» - принята теплее.
Затем весь Титов. Говорят, публика уже начала роптать, но в это время старые, отработанные, с приглашенными из зала на сцену старыми хористами - прошли на ура.
Программа концерта
1 отделение
В.ТИТОВ Вси языцы, восплещите руками.
Партесный концерт на 8 голосов.
Партитура составлена И. Журавленко
А.ГРЕЧАНИНОВ Литургия св. Иоанна Златоуста № 3
(1864-1956) «Демественная» (1 редакция 1917 года).
Переложение для смешанного хора И. Журавленко
Слава... и ныне... Единородный сыне
Трисвятое Херувимская песнь
Верую (соло - Владимир Губский)
Милость мира Достойно есть
Отче наш Хвалите Господа с небес
С.РАХМАНИНОВ Всенощное бдение (1915 г.)
(1873-1943) Блажен муж Днесь спасения
Богородице Дево, радуйся
В молитвах неусыпающую Богородицу, концерт (1893 г.)
2 отделение
Неизвестный Херувимская «Чудовская»
композитор XVII в. на 12 голосов
В.ТИТОВ Служба Божия «веселая», на 12 голосов
(ок.1650-ок.1710) Радуйтеся Богу - помощнику нашему, на 8 голосов
Суди ми, Боже, на 8 голосов
Златокованную трубу
концерт в честь Иоанна Златоуста, на 8 голосов
ШЕВЕРОВСКИЙ Свете тихий, на 8 голосов
XVII в.
РЕДРИКОВ Господь - просвещение мое не исполняли
XVII в. концерт на 12 голосов
Д.БОРТНЯНСКИЙ Воспойте, людие
Хвалебный концерт для двух 4-голосных хоров
В программе отмечено, что партитуры 2-го отделения любезно предоставлены профессором Московской консерватории Владимиром Васильевичем Протопоповым. Перед Бортнянским на сцену пригласили из зала наших старых хористов, и мы вместе исполнили финал концерта - Ведель, Давыдов, Танеев, Бортнянский.
В первом отделении, после исполнения Гречанинова, была устроена небольшая официальная часть - поздравление с 10-летием хора, вручение наград и грамот.
Почетной грамотой Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры награждается коллектив народного камерного хора ВИВАТ (худ.рук. И.А.Журавленко) - за большой вклад в развитие и пропаганду хорового искусства.
Адрес от коллектива МОПЦКиД:
Дорогие друзья!
Московский областной профсоюзный Центр культуры и досуга сердечно поздравляет Народный коллектив камерный хор ВИВАТ с 10-летием со дня основания.
За 10лет своего существования коллективом пройден большой творческий путь: от первого выступления на отчетном концерте до выступлений на Московских фестивалях и Международном фестивале в ПНР, где он стал лауреатом.
Многие годы хор Виват с честью несет почетное звание «Народный коллектив», в чем огромная заслуга его участников и бессменного руководителя Игоря Андреевича Журавленко.
Много сделано Вами, но нет предела творческим поискам.
Желаем всему коллективу неиссякаемой творческой энергии, новых свершений в благородной миссии эстетического воспитания трудящихся и молодежи.
И.А. Журавленко награждается знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (вручается удостоверение), почетной грамотой МОМО - за большую работу по эстетическому воспитанию населения, пропаганду музыкальной культуры и в связи с 10-летием со дня создания коллектива.
Троим хористам - Гевличу М.А., Вороновой Л.И. и Петровой Г.А. - вручили удостоверения о награждении нагрудным знаком «Отличник Всероссийского музыкального общества».
Практически всем хористам вручены почетные грамоты:
«За достижения в самодеятельном искусстве» МОПЦКиД - 14 чел.,
Московского обл. Научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительской работы - 9 чел.
Всероссийского Музыкального общества, Правления МОМО - 21 чел.
После концерта к нам за кулисы пришел В.В. Протопопов, поблагодарил за Титова, сказал, что он ждал этого 25 лет; начал заниматься своими поисками в 60-е гг., накапливалось, ложилось на стол, на полку, пока удалось реально услышать.
Из выступления В.В. Протопопова.
Наша отечественная музыка началась с партесного стиля. В 1652 г. царь Алексей Михайлович пригласил в Москву из Киева певцов партесного стиля. До этого были одноголосные мелодические распевы. Не было пышного 4-8-12-16-48-голосного пения.
С 1652 года начинается победное шествие русской музыки, тесно связанной с Украиной, особенно на начальном этапе. Русские и украинские мастера работали рука об руку - В.Титов, Дилецкий, Шеверовский, С.Кикалин. На этой основе все наше отечественное многоголосье - Березовский, Бортнянский. Потом они побывали в Италии, а потом уже дошло до Глинки. Классическая русская музыка началась. С конца XIX в. - смоленские органные концерты Синодального училища. В начале ХХ в. - в малых масштабах, потом совсем забыли. И теперь только начинает возрождаться. Большое дело сделал Юрлов в 1966-67 гг., впервые начав исполнять Ник.Калинникова, В.Титова, а потом и других. И Виват, который пришел к первому 10-летнему юбилею.
ИА, обращаясь к Протопопову, сказал: «Все Ваши труды проверяйте на нас».
Поздравление-адрес от коллектива МОНМЦ
Спасибо Вам, что в век наш бурный
За ежедневной суетой
Вы разглядели слой культурный, Желаем счастья Вам в работе,
Старинный музыкальный слой. Пусть внемлют Вам и млад, и стар,
Спасибо Вам, что не даете Ведь Вы так бережно несете
России прошлое забыть Свое искусство людям в дар.
И сквозь столетия ведете
Искусства трепетную нить. Хвала служения Отчизне,
В веках спасенное богатство Настроясь на высокий лад,
Нас воодушевляет вновь, Мы пожелаем долгой жизни
Еще теснее наше братство, Искусству Вашему! Виват!
Сильнее к ближнему любовь.
27 мая. Мы защищаем диплом.
У нас трудная неделя: репетиции 19, 21, 22, 24-го; концерт в Колонном зале 25-го, в четверг; в пятницу 26 репетиция в школе, а потом в Гнесинке до 23 часов. А в субботу 27-го с 14 часов мы снова в зале Гнесиных. И все-таки, Виват - молодцы. Мы болеем за своих Гулю и Геру, проявили максимум ответственности и организованности.
Гера планировал «Златокованную трубу» петь комбинированно: солисты - две станицы и хор. Но в последний момент дрогнул, и пели все части всем хором. Забегая вперед, по мнению преподавателя, которая слушала «трубу» накануне малым составом, было лучше. Репетиция в 14.00. Хлынул ливень. Репетируем Крылова, хотя альты еще не все в сборе. Порядок такой: до наших - студенческий хор, восемь дипломников. Мы - третье отделение.
Нас ждут с любопытством: о Вивате наслышаны, не верят, что самодеятельность может дать что-то интересное; сочувствуют Гере и Гуле, считая подвигом защиту диплома на самодеятельном коллективе. Но наши ребята знают, что делают. Виват постарается, из кожи вылезет, а споет как надо.
Итак, Гуля:
Крылов Свете тихий ) тональность не корректировали, думаю,
женский хор Тебе поем ) к концу спустились
Достойно есть )
Скарлатти Exultate Deo хорошо
Титов Радуйтеся в хорошем темпе
Гера:
Т.Виттория O vos omnes Гера говорит, очень хорошо спели
Танеев Молитва хорошо
Алябьев Иже херувимы мы пели и чуть не плакали, однако Гера
считает, что еще надо поработать
Титов Златокованную трубу громко
Речкунов Сей день здорово
Спели. Все благополучно. Говорят, что мы пели лучше, чем студенты. У нас были нюансы - от forte до piano, а они - все одинаково. Но мы не слышали.
Гуля была в кремовой блузке (даже, скорее, цвета чайной розы), в черной бархатной юбке - не длинной, туфли на шпильке. Очень красивая. Гера - в новом синем костюме, стройный, как кипарис.
Игорь Андреевич после концерта, конечно, критиковал: а) сопрано - репетировали не все, потом добавились и внесли пестроту; б) теноров - куда встали кое-кто не наш.
31 мая идем на репетицию с цветами - розы, пионы, берберы, гвоздики. Знаем, что будет банкет. Ставим все в воду, весь рояль украшен, но мы сидим спиной к этой красоте, лицом к нашему органу, за которым Игорь Андреевич. Поем Танеева, новое: «Из вечности музыка вдруг раздалась», далее «По горам», «На могиле», «Развалину башни». И банкет - шампанское, бутерброды, торты, чай.
С конца июня разошлись на каникулы: Игорь занят «Партесом», ему не до нас. Нет никаких поездок, никаких планов, никаких перспектив...
СЕЗОН 1989-90 гг.
23 августа. Первая репетиция сезона. Игорь Андреевич появился из отпуска.
В программе, представленной к разучиванию: Кастальский - песнопения обряда венчания; П.Крылов - фрагменты Литургии; возвращаемся к Верди «Padre Nostro». Главные наши концерты должны быть: в ДК им. Чкалова 8 октября, заявка на абонемент и в конце октября - ноябре - концерт на подтверждение звания «Народный коллектив» и утверждение в своем праве на существование. Тут собираемся спеть - из 8-12-голосных; из «Свадьбы» Киселева; Верди; Кастальского и Крылова. В общем, надо показать товар лицом. Но пока показывать нечего. Сентябрь уж на исходе, репетиции уже в школе. Уже вовсю поем Кастальского и Крылова, и Верди. А народу мало, появились далеко не все. А уже 1 октября концерт в Косино - Литургия Гречанинова, 8 октября в ДК им.Чкалова - вперемежку с Партесом - песнопения Всенощного бдения: набор из разных авторов - Крылов, Шеверовский, Гречанинов, Чесноков, Рахманинов, Бортнянский, не считая репертуара Партеса.
30 сентября. Концерт в пансионате «Спутник».
Это п/л Президиума Верховного Совета РСФСР, в не пионерское время - 3-дневные заезды. И вот мы сюда едем с концертом, за Крюково, в районе «Голубое».
Концерт возник как-то неожиданно, да еще перед 1 октября в Косино, с явкой - проблемы. Программа - из старого репертуара. Во всех партиях недобор:
Архипова Варакина Гедымин Водолажский
Левандовская Кондратьева Мытарев Корзяков
Моздыкова Силкина Сафонов Малинский
Соловьева Хорцева Манин
Никитин
Арефьева Гальченко Шмелев Боровицкий
Камолова Петрова Яшин Гевлич
Фадеева
Программа:
Титов Вси языцы
Давыдов Адажио
Ведель Милость мира
Балакирев Свыше пророцы
Алябьев Иже херувимы
Рахманинов В молитвах неусыпающую; Богородице Дево, радуйся
Мужской плач Вижу тя
Гречанинов Верую, соло Г. Сафонов
Бортнянский Воспойте, людие
Перед концертом накормили нас отличным ужином (мясо экологически чистое для членов Президиума), все съели, хотя это и плохо для воздушного столба.
Удачно выбрали место концерта: вместо глухого зала в небольшом салоне отдыха, где у них телевизор, так что и петь было легче, и эффект от пения для слушателей выше. Концерт окончился в полдевятого, но еще целый час не могли уехать: автобус уехал ужинать домой в Андреевку. Миша Гевлич возмущался, но 1-го на концерт пришел.
1 октября. Международный День музыки - отмечен юбилеем Гречанинова и нашим исполнением его Литургии в Косино (и записью на радио всего концерта). Был внучатый племянник Гречанинова из США.
Наш состав был более полным, чем вчера: С - 8(5-3), А - 7(4-3), Т - 8(4-4), Б - 8(5-3). Добавились: Бесова, Ратникова, Островская, Чуканов, Скляров, Хабаров, Кашин. Б. Брумберг приходит на концерты, но не поет: его фрак в «Русском партесе» и, кажется, с концами. По-моему, спели хорошо, но ИА спешил в Октябрьский зал на концерт Партеса, и мы спешим уехать с ним в его автобусе.
Объявлен наш абонемент на сезон 1989-90 гг. в ДК им.Чкалова «Камерный хор Виват»:
12 ноября 1989 г. «Вас. Титов и его современники»
Композиторы: В.Титов, Н.Дилецкий, Шеверовский, Редриков,
неизвестный композитор Ростовской школы
10 декабря 1989 г. «Духовная миниатюра XIX в.»
Турчанинов, Верстовский, Гурылев, Алябьев, Варламов, Балакирев,
Римский-Корсаков
11 февраля 1990 г. «Литургия св. Иоанна Златоуста», А. Гречанинов, П. Крылов
11 марта 1990 г. «Последование венчания», А. Кастальский
8 октября. Гала-концерт «Вечерня на Всенощной».
Тексты читают - наш Роберт Малинский и участник Партеса.
Лена Соловьева в зале, человек эмоциональный, пробрало ее это действо.
Участники концерта:
Архипова Варакина Александров Водолажский
Бесова Хорцева Гедымин Корзяков
Воронова Щербакова Мытарев Малинский
Левандовская Сафонов Манин
Ратникова Никитин
Анурова Водолажская Скляров Боровицкий
Арефьева Петрова Хабаров Губский
Камолова Фадеева Шмелев Кашин
Островская Яшин
Молодец Володя Губский, пришел, а вот альтов мало, в зале Леоненко и Бурова, а им бы сюда. Между Партесом и чтением псалмов мы пели:
Крылов Приидите, поклонимся
Рахманинов Блажен муж
Чесноков Жертва вечерняя
Шеверовский Свете тихий
Крылов Свете тихий
Мужской плач Вижу тя
Крылов Трисвятое
Гречанинов Отче наш
Рахманинов Богородице Дево, радуйся
Бортнянский Воспойте, людие
24 октября. Колонный зал Дома Союзов. «Духовное наследие пяти веков».
Участники - камерный хор Виват Музыкального общества Московской области и камерный хор «Русский Партес» Костромской филармонии. Худ. руководитель и главный дирижер Игорь Журавленко. Наше полностью первое отделение, во втором - «Вечерня на Всенощном бдении» - псалмы читают Р. Малинский и В. Любимов, поем по очереди с Партесом.
1 отделение:
А. Скарлатти Exultate Deo
Т. Виттория O vos omnes
Верди Padre Nostro
Балакирев Свыше пророцы
Алябьев Иже херувимы
Рахманинов Днесь спасения; В молитвах неусыпающую Богородицу
Гречанинов Верую (из Литургии № 3),
соло В. Губский (Пели во 2-ом отд., с приходом Володи)
Редриков Господь - просвещение мое, концерт на 12 голосов.
Во втором отделении мы спели:
Крылов Приидите, поклонимся
Рахманинов Блажен муж
Шеверовский Свете тихий
Крылов Свете тихий
Святый Боже
Гречанинов Отче наш
Рахманинов Богородице Дево, радуйся
Гречанинов Верую
Бортнянский Воспойте, людие
Сбор в 18.00 на сцене. Мы еще на подходе, а Партес, слышим, уже поет. Теперь вместе начали репетицию 2-го отделения - прогон связок между номерами. Нам в 19.30 уже надо петь свою программу (1 отделение), уже начало седьмого, а мы ничего не попробовали (только Редрикова, который не пошел, и его сняли). В 19.15 только идем одеваться. Ни толковой распевки, ни времени на одевание. С Партесом Игорь Андреевич работает каждый день, и в день концерта - для 2-го отделения - они уже распеты и нарепетировались. Нам - минимум внимания. В общем, объяснимо и понятно, но обидно.
Наш состав: С - 11(6-5), А - 8(4-4), Т - Т - 8(4-4), Б - 9(5-4). Первое отделение пели в усеченном виде - без Редрикова и Гречанинова, заканчивали Рахманиновым. Дирижер рассеян; дал какую-то непонятную тональность, что-то запели не то, остановил, снова дал тон. «В молитвах» - дал ниже тон, и концерт не прозвучал так, как должно, к сожалению. Зал аплодировал хорошо и - на удивление - был полон.
Во втором отделении - все прошло неплохо. «Жертва вечерняя» - Марта Анатольевна несколько детонировала, но, в целом, неплохо. Аплодисменты между номерами не предусмотрены, Игорь Андреевич хотел непрерывную композицию, но у публики свои резоны. После одной из проповедей даже были аплодисменты (она касалась проблем ХХ века). Задрана тональность в Бортнянском, было высоко. Юра Чуканов, заходивший в антракте, сказал, что ему понравилось «О вос омнес», «Ексультате» - грубовато, остальное - неважно. Вот такая рецензия.
3 ноября. Президиум Академии медицинских наук.
Улица Солянка, особняк в стиле ампир. Прекрасная акустика. Раздевались, переодевались, репетировали - в Пироговском зале. И здесь, и во всех залах и переходах - под потолком отдаются твои шаги и голос. Не говоря о конференц-зале. И зал, и публика создали благоприятный настрой ИА и нас. Концерт начался где-то в 17.30, минут 50 продолжался, очень хороший прием, видно было по лицам и мужчин, облеченных, по-видимому, высокими чинами, и женщин. Журавленко вручили огромный букет красных гвоздик, он раздал женщинам (1-ому хору - по три, 2-ому досталось по одной).
Программа: Титов «Вси языцы», «Уже тя лишаюся», Давыдов «Адажио», Ведель, Дилецкий, Тропарь Аврааму преподобному, Балакирев, Алябьев «Иже херувимы», Бортнянский «Воспойте, людие». Наш состав: С - 8, А - 8, Т - 7, Б - 6.
Усиленно готовимся к абонементному концерту 12 ноября. Правда, на 50 % Игорь Андреевич использует репетиции на разучивание Крылова и Кастальского (для последующих концертов), но усиленно гоняем и Турчанинова.
Фиксирую два эпизода, т.к. участники заказали отметку в летописи. Тамара Бесова пришла с внуком. Он там играет, а она периодически его навещает. И вот мы поем «Да молчит», ее запев «Приходят же...», она в отлучке, но приходит с запевом. И.А.: - Петрова, небось, зафиксирует в летописи. - А тут и Ира Ратникова вспомнила, как на одной из репетиций моя внучка, бывшая со мной, спросила меня шепотом (на всю комнату): «А чего-й-то эта тетя так громко пищит?» - это когда мы в июне что-то учили, и Ира пела очень высокие ноты. Ну вот, фиксирую.
12 ноября. ДК имени Чкалова.
Первый концерт абонемента «Триста лет русской музыки».
Состав хора в концерте:
Архипова Бурова Александров Водолажский
Бесова Варакина Гедымин Корзяков
Воронова Кондратьева Мытарев Малинский
Левандовская Силкина Сафонов Манин
Ратникова Хорцева
Анурова Водолажская Белозерцев Дроздов
Арефьева Гальченко Скляров Кашин
Камолова Петрова Хабаров Макаров
Островская Фадеева Шмелев
Свирина Яшин
Конечно, акустика спасает, но все же 2-х басов надо бы побольше. Это было заметно в «Уже тя», и треххорные композиции идут на пределе.
Состав квартета на Дилецкого:
Гедымин Водолажский Бурова Петрова
Сафонов Никитин Водолажская Фадеева
Состав исполнителей «Тропаря преподобному Авраамию»:
Камолова, Островская, Бурова, Сафонов, Журавленко.
Исполненная программа:
1 отделение
В.ТИТОВ Вси языцы, восплещите руками, партесный концерт на 8 голосов
партитура составлена И.Журавленко
П.ТУРЧАНИНОВ Тебе одеющагося болгарского распева
Неизв. композитор XVII в. Херувимская «Чудовская» на 12 голосов
Н.ДИЛЕЦКИЙ Иже образу твоему, квартет
Неизвестный композитор Тропарь преподобному Авраамию
Ростовской школы
Мужской плач Уже тя лишаюся
С.ДАВЫДОВ Адажио
А.ВЕДЕЛЬ Милость мира
Д.БОРТНЯНСКИЙ Да молчит всякая плоть человеча
концерт на 8 голосов
2 отделение
Ф.РЕДРИКОВ Господь - просвещение мое
концерт на 12 голосов
В.ТИТОВ Служба Божия «веселая»
на 12 голосов
М.БАЛАКИРЕВ Свыше пророцы
А.АЛЯБЬЕВ Иже херувимы
В.ТИТОВ Радуйтеся Богу - помощнику нашему
на 8 голосов
Н.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Владыко дней моих
слова А.ПУШКИНА
В.ТИТОВ Суди ми, Боже
Программа прошла очень легко. Было браво на «Адажио», и - о, радость! - на «Радуйтеся». ИА хорошо расположил произведения, то монументальные и трудные вокально, то более подвижные, то н впетые, то уже устоявшиеся. И зал помогает звучностью.
2 декабря. Малый зал консерватории. Концерт абонемента № 59
«Антология русской музыки» - Русская музыка на рубеже XIX-XX веков.
Куда ни посмотришь - сплошные опечатки: в объявлении о концерте по радио Игоря Андреевича назвали Егором Журавленко, в афише - хормейстер Геннадий Сафонов, а вместо Кастальского - Кастельский. И репетиция накануне - одно расстройство. Еще женщины - ничего, но мужчины... То ли потому, что Гера не поет, ведет репетицию, то ли потому, что впервые оторвались от ф-но. Но качество пения - удручающее. Одна надежда: накануне концерта памяти Беллини было так же, а концерт прошел на ура.
В альтах не поет Н. Фадеева (горло), слушает в зале. Ей поручили продавать вкладыши к программе (В. Семенова отпечатала текст к музыке на «Венчание» Кастальского, его размножили). Пока в артистической ожидали начала, к нам заглянул В. Соколов, пожелал удачи.
Состав хора: С - 9(5-4), 9(5-4), 8(4-4), Б - 10(5-5) - вот такой ансамбль.
Программа:
1 отделение
П.КРЫЛОВ Литургия св. Иоанна Златоуста
(1885-1935) Слава Единородный
Во царствии Твоем
Приидите поклонимся
Господи, спаси, благочестивый
Херувимская песнь
Символ веры
Милость мира
Достойно есть
Отче наш
Хвалите Господа с небес
2 отделение
А.КАСТАЛЬСКИЙ Музыка на венчание
(1856-1926) Встречное песнопение жениху
Песнопение при входе невесты
К Апостолу и Евангелию
Отче наш
Исаие, ликуй
По окончании венчания
Концерт записывался. Крылова спели - женщины хуже, чем мужчины. Н. Фадеева сказала так: мужчины спасли, вытащили концерт. Да, действительно, на глазах совершилось чудо: вдруг дала отдачу вся та работа с мужчинами, и они спели просто отлично то, что только вчера еще было церковно-приходским дребезгом. После окончания венчания зал сидел и не собирался уходить. Еще ждут. Игорь Андреевич еще поговорил о Крылове и Кастальском. Не уходят. Спели Балакирева (тоже рубеж). Не уходят. Впереди сидят детишки, двое. Прекрасно слушают. Владислав Соколов прослушал весь концерт, аплодировал.
Наконец, спели Многолетие, тогда публика начала расходиться.
Кастальский прошел легче Крылова, хотя и с большими погрешностями, но музыка более человеческая. Текст к музыке на венчание:
ВСТРЕЧНОЕ ПЕСНОПЕНИЕ ЖЕНИХУ
Се жених грядет, исходите в сретенье ему, призовите имя Господне, да благословит его, да подаст ему долголетие, благочадие, преспеяние живота и веры, и исполнит его всех сущих на земле благих Да бдагословит его Сам Владыко.
Владыко пресвятый, приими моление нас, рабов Твоих. Яко же тамо и зде пришед невидимым Твоим предстательством, благослови брак сей и подаждь рабом Твоим живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира и о чадех благодать, неувядаемый славы венец и благоугодивше пред тобою да возсияют, яко светила на небеси в Тебе Господе нашем.
Сподоби я видети чада чадов и даждь има от росы небесныя свыше и от тука земнаго. Исполни домы их пшеницы, вина и елеа и всякия благостыни, да преподают и требующим, даруя купно и сущим с ними, вся я же ко спасению прошения.
ПЕСНОПЕНИЕ ПРИ ВХОДЕ НЕВЕСТЫ
Кто сия, проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце. Аз взысках от юности моея, судих сию привести мне к сожитию.
Гряди от Ливана, Невесто, и слыши и виждь, и приклони ухо твое и забуди люди твоя и дом отца твоего. Возстани, яви зрак твой и услышан сотвори глас твой.
Боже Святый, создавый человека и положивый его, яко Царя твари, и рекий: не добро быть человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему. Сам Владыко ниспосли руку Твою от святаго жилища Твоего и сочетай раба Твоего и рабу Твою сию, помяни, благослови я. Господи Боже наш, яко же благословил еси Авраама и Сарру, благослови я Господи Боже наш, яко же благословил еси Исаака и Ревекку, благослови я Господи Боже наш, яко же благословил еси Иакова и вся патриархи, благослови я.
234
ПО ОКОНЧАНИИ ВЕНЧАНИЯ
Господи Боже наш, и всея твари содетелю, разстоящия собравый в соединение и союз любве положивый им не разрушивый, благословивый Исаака и Ревекку и наследники я Твоего обетования показавый.
Сам благослови и рабы Твоя сия и даждь им доброчадие, единомыслие и душ и телес, возвыси я, яко кедры Ливанские, яко лозу благорозгную, и да узрят сыны сынов своих яко новосаждения масличныя окрест трапезы их и благоугодивше пред Тобою возсияют, яко светила на небеси, в Тебе Господи нашем, словом Твоим небеса утвердишася, и земля основася, и десница раб Твоих благословится словом Твоим державным и мышцею Твоею высокою.
Справка, подготовленная Ю.Скляровым: КРЫЛОВ Петр Дмитриевич (1885-1935). В 1909 г. окончил Музыкально-драматическое училище Филармонического Общества по классу композиции у профессора Корещенко. Написал оперу «Бахчисарайский фонтан», увертюру «Весна», пьесы для духовых инструментов, хоровые произведения.
) - повидимому, Петр - ошибка в энциклопедии 1936 г издания.
По данным Е. Соколовой - Павел Дмитриевич Крылов (1885-1935), родился в Твери. Окончил университет, физмат, потом получил музыкальное образование по классу композиции; проректор Московской консерватории по учебной части.
КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич (1856-1926). Композитор и музыкальный этнограф. Окончил Московскую консерваторию в 1882 г. (ученик Чайковского и Танеева). Работал регентом Синодального хора в Москве, позже - директор Синодального училища. Написал оперу «Клара Милич» и ряд церковных хоров. Обработал Интернационал.
12 декабря. ДК имени Чкалова.
Второй концерт абонемента «300 лет русской музыки».
Программа та же, что в Малом зале консерватории 2 декабря. Две последние репетиции подчищали, но работали и над новым: Гречанинова «Антифоны» и «Конец литургии» редакции 1927 года. Исполнение литургии в таком 10-частном варианте планируется в февральском концерте абонемента. В сегодняшнем концерте слабоваты были басы, и мужские хоры литургии Крылова не были так впечатляющи, как в концерте 2 декабря. Но, в общем, не плохо. После Кастальского даже браво было.
27 декабря. Концерт в Кардиологическом центре. 16 час. Сбор у метро Молодежная в 14 часов, автобусом № 660 до конца. Состав: С-6, А-8, Т-4, Б-4.
Программа: Давыдов «Адажио», Ведель, Алябьев, Крылов «Херувимская песнь» и «Тебе поем», Балакирев, Гречанинов «Отче наш», Танеев «Вечер», Рахманинов «Богородице Дево» и «В молитвах», Бортнянский «Воспойте, людие» (в первом хоре - 2 мужских голоса, дуэт Александров - Малинский).
28 декабря. Институт мировой литературы, ул. Воровского,9. Состав: С-7, А-5, Т-5, Б-7. Программа та же, только добавили Виттория и «Вижу тя». В этом концерте во вторые альты (1 чел.) подключили А. Кондратьеву.