ВИВАТ 1992 год
С НОВЫМ 1992 ГОДОМ !
Певчие поют в нашей церкви. 5-го Литургия, 6 и 7 - сочельник и Рождество. Гера пришел, проконсультировал, 6-го утром нас потребовали к 7.45. Началось в десятом часу, разошлись около часу, а в полпятого - пять - на всенощную, причем, такое хитрое название: повечерие. Затем утреня и почти нормальная всенощная. Ожидали, что начнется Литургия. И вдруг - около 21 часа - оказалось, что все кончилось. Ура! Выходим на улицу, смотрим, идет Водолажский, а у него “было”... Мы вернулись в храм на свой этаж и совершенно богохульно обнесли каждого ковшичком по кругу. Ну, отлично. А назавтра решили, что после литургии отметим...
7 января сбор в 9.15-9.30. К концу еще подошли Скляров и Водолажский, попели с нами в концертах Давыдова. Всё прошло практически без плюх. Игорь Андреевич очень старался (конечно, дергал нас), махал руками - ну очень сильно! Наверное, для большего эффекта (у нас на хорах было много гостей, видать, очень высоких; Андрей Леонидович лично приводил дам и уносил их шубки. И был какой-то важный генерал).
Кончился бал. Гости пошли трапезничать. Наши руководители с ними. А мы - певчие - отправились восвояси, но нас пригласила Н.Фадеева к себе в Лосиноостровскую. Мы проявили неожиданную шустрость: отправили самых храбрых к Андрею Леонидовичу попросить «от ихнего стола нашему столу». Нам наполнили целую сумку мандаринами. Еще через 40 минут мы подходили к дому, где отлично посидели (усидели несколько фляг, бутылку водки, съели дефицитные продукты). И пели в сопровождении набора ударных и бренчаще-звенящих инструментов. Туда нам звонил Игорь Андреевич и сообщил, что там за трапезой все пели нам дифирамбы.
10 января. Жуковский. Освящение музея Баженова.
31 января. Группа хористов 16 человек пели на телевидении, вечер памяти А. Меня.
21 февраля. Гуляем в МОМО на юбилее Алевтины Кондратьевой. Гульба уже идет декаду, мы завершаем. Воронова посвятила опус. На юбилей А.Г.К.:
Февраль метелями метет, Останься ты всегда такой:
И солнце в знаке Водолея, Красивой, стройной, элегантной,
А мы желаем от души Величественной и простой,
Тебя поздравить с юбилеем. Для всех и каждого приятной.
В тебе мы ценим доброту Мы все хотим, чтоб солнца луч
И труд на алтаре искусства, Всегда светил тебе в пути,
Духовный твой потенциал И ни единой черной тучи
И теплые к Вивату чувства. Не оказалось на пути!
Мы помним твои трудные дела, Пусть никогда в твоей улыбке
Когда в теченье одного лишь лета, Не исчезает доброта
Виват в Европу дважды ты везла, И не изменят тебе в жизни
“Спасибо” - говорим тебе за это. Здоровье, счастье и мечта!
1 марта. Жуковский. Отмечаем день рождения Баженова участием в службе в его храме с отцом Олегом. Поем панихиду, Алябьева, Веделя, Давыдова - “Обновляйся” и “Исповемся”. В панихиду вставили концерт Веделя - Григорьева “Покаяния отверзи ми двери”. Хорошо принимали, некоторые плакали.
Нас накормили по-царски: яблоки, яйца, печенье - пряники, чай, сахар, конфеты.
5 марта. Участвуем в торжественном богослужении в Церкви всех скорбящих радостей (Б. Ордынка) в связи с 255-летием Баженова.
29 марта. Встреча с австрийским пастором новоапостольской церкви.
Пели: Р.-К. “Владыко”, “Вижу тя”, Давыдов “Исповемся”, Алябьев “Иже херувимы”, Ведель, Струмской “Великое славословие”, Бортнянский “О тебе радуется” и “Воспойте”, Чесноков.
Результатом встречи стали наши два концерта в Большом зале консерватории 24 и 31 мая, а репертуар наш обогатился исполнением “Аллилуйя” Генделя из мессы в сопровождении органа Гарри Гродберга.
24 мая. Большой зал консерватории. Новоапостольская церковь в России.
Концерт духовной музыки.
1 отделение:
И.С. Бах Шесть хоралов из “Органной книжечки” Исп. Гарри Гродберг
Приветственное выступление апостола Рудольфа Кайнца
Н. Римский-Корсаков Владыко дней моих Стихи Пушкина
Мужской плач Вижу тя на кресте распята
А. Алябьев Иже херувимы
А. Ведель Милость мира Виват
Струмский Великое славословие Соло Марина Чуканова
Второе выступление апостола Рудольфа Кайнца
Духовные песни Новоапостольской церкви №№ 445, 570, 165 Виват
И.С. Бах Пять хоралов из “Органной книжечки” Гарри Гродберг
2 отделение:
И.С. Бах Шесть хоралов Гарри Гродберг
Д. Бортнянский О тебе радуется Виват
П. Чесноков Да исправится молитва моя соло Нина Гапонова
Совет превечный
Д. Бортнянский Воспойте, людие, боголепно в Сионе Виват
Заключительное выступление апостола Рудольфа Кайнца
И.С. Бах Aus tiefer Not Гарри Гродберг
Духовные песни Новоапостольской церкви № 11
Г.Ф. Гендель Аллилуйя из оратории “Мессия” Хор и орган
В концерте принимают участие: мадригальный певческий ансамбль “Русский партес”, камерный хор Виват и певческий ансамбль “Подлипки”.
Обращение к слушателям: “Дорогие гости, братья и сестры! Новоапостольская церковь в России устраивает этот концерт в рамках подготовки к событию, чье духовное значение для нашего отечества трудно переоценить, а именно, к визиту 4-6 сентября в столицу России главы Международной Новоапостольской церкви, первоапостола Рихарда Фера. В работе над программой этого концерта нами руководило желание нащупать зыбкую связь культурного наследия христианской России с подлинным апостольским учением, то есть творчески оспорить тот без малого двухтысячелетний вакуум, который до недавнего времени отделял нас от легендарного благословения, произнесенного первозванным апостолом Андреем со скифских холмов. Равно не случайна и инструментальная сторона сегодняшнего концерта: хор и орган являются неотъемлемыми участниками Новоапостольского богослужения, обрамляя закрепленными на бумаге музыкальными формами свободную проповедь - то живое и неповторимое слово Божие, что раздается всякий раз в нашей церкви с Его алтаря”.
12 июня. Колонный зал. На соискание премии профсоюзов 1992 года в области художественного творчества. Творческая встреча с соискателями премии - камерным хором Виват и эстрадным оркестром “Шоу-Бенд” ДК “Трехгорная мануфактура”.
Мы пели: Виттория, Танеев “Развалину башни”, Алябьев, Ведель, Сканделли, Скарлатти, Давыдов “Исповемся”, “Обновляйся”, Танеев “Вечер”, Бортнянский “Воспойте, людие”.
Оркестр исполнял популярную джазовую музыку европейских и американских композиторов.
5-6 сентября. Большой зал консерватории. Концерт духовной музыки к приезду первоапостола Рихарда Фера.
Концерты в сентябре: “Усадьба на Пятницкой” (выставка итальянских архитекторов); частная картинная галерея.
5 октября. Дом ученых. Концерт для слушателей лекции профессора Рогова по древнерусской литературе (были в восторге и спрашивали, где еще нас можно услышать).
21 октября. Зал Чайковского. Мы слушаем хор из Дармштадта. Исполняется оратория Генделя “Мессия”. Состав их хора: С -19, А - 12, Т - 9, Б - 10. Оркестр - 21 человек. Поют инструментально.
24 октября. Калининград М.о. ДК имени Калинина.
Мы встречаемся в гала-концерте - хор “Подлипки”, гости из Дармштадга, Виват.
Наш состав: 8, 7, 6, 6. Зал большой, не совсем плохой. Петь надо тихо.
Выбранная программа: Давыдов “Исповемся”, Виттория, Сканделли, Рахманинов “Богородице”, Гречанинов “Верую” (с Герою), Ведель, Танеев “Звезды”, “Вечер”, Бортнянский “Воспойте”.
Отзывы слушателей: “звучим профессионально”, “наше пение вызывает мороз по коже и слезы” (ни немцы, ни хор “Подлипки” - не задевают). Наше впечатление - неплохо.
Немцев слушать неинтересно. При том количестве (человек 50) могло бы быть и погромче. А так все выверено, инструментально и холодно.
У “Подлипок” духовная часть не интересна. Вообще, это всеобщее обращение к духовной музыке на уровне - Ах! Разрешили! Ах! Можно петь “Господи, помилуй”. И все рванули в эту область. И скучно! Мне нравится только то, что поет Виват. И даже - как. Русские народные песни, конечно, у них отточены. В нашей программе - это пробел (для гастролей за рубежом). Наша привычка глядеть в ноты здесь нас подведет всегда. “Подлипки” сделали ход конем: спели (“Попробуем с листа”, - сказал Толочков) какую-то немецкую песню, заслужив овации немецкого хора.
А потом все поехали на банкет в пансионат “Подлипки”. Кормежка была на славу (отличное мясо, и все были голодные, навалились, потом плохо спали). Общения с немцами не получалось: те пили русскую водку, хорошо пили и в общении не нуждались. У “Подлипок”, как хозяев, общение получалось лучше. Наш Юрий Евгеньевич отличился: выбрал немочку, начал с ней ла-лы по-немецки, она слушает, он ей подарил свой сувенир, а она порхнула к своим ... подлипчанам и по-русски: “Ой, девчонки...”.
В ноябре нас уволили из храма, взяли хор 12 человек (6 ж., 6 м.), поют довольно слаженно. Говорят так, что спонсора, который оплачивал наш хор, перестал удовлетворять уровень нашего пения (сами знаем, что такой уровень не годится).
...Похоже, что история Вивата кончится в этой тетради. Предпосылки? Явное отсутствие интереса Игоря Андреевича к нам мы уже давно отметили. А некоторое время назад он сказал об этом прямо, что-то вроде: “Голоса старые, ничего с таким составом сделать нельзя”. Так что, похоже, после Германии хор останется без руководителя... Все когда-то кончается...
Но приходит неожиданно. Позвонил о. Марк, попросил спеть Всенощную и Литургию 7-8 ноября.
А с 15 ноября хор под руководством Геры начал петь в храме (состав: Ратникова, Арефьева, Камолова, Водолажская, Фадеева, Александров, Шмелев, Яшин, Малинский, Дроздов Кашин).
12 - 22 декабря. Виват выезжал в Дармштадт.
Программа пения в составе хора “Подлипки” и Дармштадтского хора “Рождественской оратории” Баха. И свои сольные концерты.
Состав хора в поездке:
Бесова Белова Александров Малинский
Воронова Варакина Гедымин Манин
Ратникова Кондратьева Смирнов
Хорцева (Сеня)
Щербакова
Анурова Бурова Скляров Дроздов
Арефьева Водолажская Хабаров Кашин
Свирина Яшин
Камолова
Хор поехал без руководителя. Дирижирование сольными концертами взяла на себя Тамара Бесова. 2-3 репетиции для вхождения в репертуар. Тамара волновалась, но мне понравилось, как она работает.
25 декабря собрались на репетицию после Германии. Стихийно началось собрание. Проблемы гамлетовские. У Геры свое видение дальнейшего существования хора: оставить русскую духовную музыку (ее сейчас поют все), а начать копать в направлении светской музыки: Калинников, например, или Чайковский и т.д. А духовную петь - европейскую. И народные песни, надо поднять Калистратова. Этой музыки нам не хватало в наших зарубежных поездках.