ВИВАТ 1995 год
С НОВЫМ 1995 ГОДОМ!
15 января. Концерт в ц. Троицы в Никитниках.
Виват и хор мальчиков Наташи Фадеевой. Состав хора: с-6, а-7, т-6, б-6.
Мальчики с нашими басами поют рождественские канты.
Наша программа:
Бах “Singet dem Herrn ein neues Lied”
Бортнянский «Не умолчим»
Алябьев «Иже херувимы»
Чесноков «Совет превечный», соло Т.Шанская
Гречанинов «Антифоны», «Достойно есть», «Отче наш», «Верую» (с Герою)
Давыдов «Обновляйся, Новый Иерусалиме»
Состав хора на Баха:
1 хор – Бесова, Ратникова, Арефьева, Белова, Хорцева, Шанская, Мытарев, Хабаров, Яшин, Дроздов, Малинский,Смирнов
2 хор – Кожемякина, Толмачева, Соколова, Бурова, Водолажская, Петрова,Щербакова, Александров, Сафонов, Шмелев, Водолажский, Кашин, Манин.
22 января. Зал Гнесиных. Хоровой фестиваль.
Мы шли последними, после хора «Красная Пресня (?)» (неразборчиво). Детский хор примерно 100 чел. Пели очень мило («Девицы-красавицы» из «Евгения Онегина» вообще здорово), Генделя «Аллилуйя», еще что-то («Аве Мария», что поет Лина Мкртчан). А полсе них – мы, 24 чел. Поем: Бортнянский; Бах, 2 и 3 ч. (в «Alles weis» басы напортачили, но из зала крикнули «браво», то ли шутка, то ли еще что). Говорят, в зале были и Минин, и Китаенко, и другие хормейстеры. А мы опять облажались.
Это А.Г.Кондратьева после концерта 30-го в Никитниках сетовала: как хороший концерт, так народу в зале кот наплакал, а как большой народ и хороший зал, то мы лажаем. Раз в два года нас какая-либо знаменитость послушает, в очередной раз разочаруется, и снова на два года. Спрашивает только: ну, как, вы там еще теплитесь?
30 января. Ц.Троице в Никитниках, 19 ч.
Программа:
Давыдов «Исповемся», 1 ч.
Бах “Singet dem Herrn ein neues Lied”, 2 и 3 ч.
Алябьев «Верую» (понизили), «Иже херувимы»
Чесноков «Совет превечный»
Гречанинов «Отче наш», «Осень» (премьера)
Рахманинов «Богородице Дево»
Танеев «Вечер»
Давыдов «Обновляйся, Новый Иерусалиме»
12 февраля. Ц.Троице в Никитниках. 17.30.
Игорь Андреевич на гастролях. Дирижировать должен Георгий, но он опаздывает. Распевала хор и репетировала вещи Наташа Фадеева. Время 17.40. Мы уже готовы выходить, Наташа готова дирижировать. Но – идет Гера. Начинаем в 17.45. Гера извинился за опоздание.
На концерте были Оля Чекрыжова и Оля Островская с младшим сынишкой (которому делали операцию на сердце). Оле многое понравилось. Гера вел концерт спокойно, с хорошим комментарием об авторах и произведениях.
Программа: Давыдов «Обновляйся»; Бортнянский «Не умолчим», «О тебе радуется»; Ведель «Милость мира»; Алябьев «Верую» (каким-то чудом Гера вывел хор из жуткого сползания в 1-й части, и дальше пели в тоне), «Иже херувимы»; Рахманинов «В молитвах» (1 ч.), «Богородице Дево»; Гречанинов «Антифоны», «Достойно есть», «Отче наш»; Танеев «Вечер».
Наш состав:
Воронова Белова Гедымин Водолажский
Кожемякина Фадеева Мытарев Малинский
Похмелкина Хорцева Манин
Ратникова Щербакова Смирнов
Цуканова
Арефьева Бурова Хабаров Дроздов
Камолова Петрова Шмелев Кашин
Толмачева Шанская Яшин
27 февраля был концерт, где должен был дирижировать Гера, но неожиданно приехал Игорь Андреевич, и его Манин пригласил. Гера фактически был отстранен, но Игорь дал ему дирижировать Танеевым («Развалину башни» и «Вечер»). А вообще-то Гера готовил к этому концерту Палестрину, Скарлатти, Виттория, Баха. Я на концерте не была в связи со срочной работой.
13 марта. Концерты ц. Троицы в Никитниках.
Поем: Бах (1ч.), Титов «Вси языцы», Бортнянский (№ 25 и «О тебе»), Гречанинов («Верую» с Герою), Алябьева «Иже», Чеснокова «Совет», Гречанинов «Волною морскою», Рахманинов («Блажен муж», «Богородице», «В молитвах» - дирижировал Гера).
Наш состав: 7,6,5,7. В хор вернулся Боровицкий и сегодня в концерте. Здание закрывается на ремонт, срок неопределенный.
30 марта. Дом дружбы на Воздвиженке.
Участвуем в концерте духовной музыки. В программе камерный хор Виват (1 отделение) и сопрано Елена Иванова, засл.арт.России; фортепиано Владимир Селивохин, засл.арт.России, 1-я премия конкурса Ф.Бузони.
PROGRAMMA
G.Palestrina (1525-1594) Aeterna Christi messe № 29
Igor Stravinski (1882-1971) “Pater Noster”
T.L. de Victoria (1548-1611) “O vos omnes”
Josquin Despres (1440-1521) “Ave Maria”
I.S.Bach (1685-1750) Motette (BWV-225) “Singet dem Herrn ein neues Lied”
S.Davydov (1777-1825) Concert “ We preise you, God”
A.Alyabjev (1787-1851) “Credo”
S.Rakhmaninov (1873-1943) “Madre di Dio e Vergine” fragment from the vespers
“Mother of God and Virgin”
P.Tchesnokov (1877-1944) Raccomandamento eterno
V.Titov (1650-1700) Tutti i popoli
A.Scarlatti (1660-1725) “Exultate Deo”
Надоело писать по латыни, потому второе отделение даю по-русски:
Сопрано
Дж.Перголези (1710-1736) “Sabat Mater”
Дж.Каччини (1550-1618) “Ave Maria”
И.С.Бах – Ш.Гуно (1818-1893) “Ave Maria”
Дж.Верди (1813-1901) “Ave Maria”
Фортепиано
И.С.Бах – Ф.Бузони (1866-1924) Токката, адажио и фуга до минор
И.С.Бах – Ф.Бузони Хоральная прелюдия
Апрель - май в отсутствие Игоря Андреевича нас Гера мурыжил: готовил к поездке в Дармштадт.
Поездка в Дармштадт состоялась, хотя я и была все время по поводу этой поездки в недоверчивой отключке. Оформляла также и анкеты в Англию – за компанию.
И вот великая халява – бесплатная поездка в Германию – состоялась.
Москва - Дармштадт 24 - 31 мая 1995 г.
24 мая. Москва. 8 час утра, сбор у метро "Речной вокзал".
Как ни удивительно, но Великая Халява - бесплатная поездка в Дармштадт – состоялась! Удивительно для нашего смутного времени. Мы все должны сказать спасибо Евгению Александрову.
В 8.50 мы уже сидим в экспрессе, везущем нас в Шереметьево-2. Сижу рядом с Верой, она штудирует "Немецкий язык для всех".
...Декларации, ожидание, таможня (не потрошили), визы, паспортный контроль...
Через выход 5 мы, наконец, выходим; я ожидала, что вхожу в салон автобуса, а, оказывается, это уже наш ИЛ-86, рейс № 255, Франкфурт-на-Майне.
Рядом со мной Гера изыскивает возможность протянуть ноги, надеясь на свободные места. В конце концов, ему это удалось.
Пока не пристегнули ремни, напишу список хора в этой поездке:
Сопрано1 Альты I Тенора1 Басы1
Бесова Белова Александров Водолажский
Кожемякина Фадеева Мытарев Малинский
Захаровская Хорцева Сафонов Смирнов
Щербакова
Сопрано2 Альты 2 Тенора 2 Басы 2
Анурова Бурова Хабаров Дроздов
Арефьева Водолажская Шмелев Манин
Камолова Петрова Яшин Албул
Соколова Шанская
Толмачева
Руководитель хора - Игорь Журавленко.
Время полета до Франкфурта - 2 ч 50 мин. Нам продемонстрировали кислородную маску и аварийный выход. Это замечательно, но парашютов не дают. "Мы сделаем всё возможное, чтобы Ваш полет был приятным" - на русском и немецком прозвучало по радио. Выруливаем на взлетную полосу. Сейчас будем взлетать. Промелькнуло "Шереметьево-2" – отрыв, аплодисменты (похоже, это принято у завсегдатаев международных рейсов).
Кто-то собирается вздремнуть: сегодня многие не спали ночь. Например, Татьяна Белова оставляет одних мужиков (муж и двое сыновей), видать, готовила им на неделю; у других - другие причины (я вот писала партию "Тебе бога хвалим", чтобы не тащить партитуру, а Леночка Кожемякина не спала по причине нервного перенапряжения, да и многие тоже).
Слева по борту Зеленоград, и уже позади; ещё промелькнули квадраты дачных участков, и уже под нами облака, всегда удивляюсь: как это - мы летим, а никаких толчков, бросков, качаний и пр. По опыту прежних полетов всегда считала, что еда в самолете - это излишество. А тут предлагают Fruhstuck , и совсем даже неплохо. Вскоре объявляют, что приближаемся к Ф-н-М, и пора пристегнуть ремни. Поглядывая в иллюминатор, видела внизу сплошные лесные массивы - у нас, сплошные бежевые и зеленые заплатки - Европа, а вот сейчас - жилища. Иногда закладывает уши, но в целом, никаких неприятных ощущений, как нам и обещал экипаж перед взлетом. Снижаемся, внизу - зеленые поля и населенные пункты, поля в обрамлении линий деревьев и отдельных лесных участков; большие озера, река, город, дым. Теперь всё время внизу жильё; автомобильная трасса, по ней движение, видны даже велосипедисты; совсем близко громадный город... аршинные буквы - фирма Philiрр Hоlzмаnn, леса, леса, сплошной ковер... трасса, 2-стороннее движение по 4 в ряд (или больше?)... всё, сели. Аплодисменты. 14.24. За бортом +200С, время 12.22 (местное). Нас благодарят и хотят с нами встретиться ещё. Франкфурт-Майн. Без небоскребов, 4-9 этажей.
Нас встречают: Энгель, Герда-Мария (наш Ангел-хранитель), Журавленко, Захаровская, Албул – (после своих гастролей они уже здесь). Мы в автобусе, жарко.
...В Дармштадте - теплая встреча в кирхе на Кисcштрассе, русско-немецкие речи, приветствия, распределение по ²родителям", наши "Многие лета" и Балакирев. И мы разъезжаемся по своим семьям, начинается неделя судорожного листания словарей, построения немецких фраз с целью как можно лучшего взаимопонимания.
Я и Татьяна Шанская попали в семью Бертрам. В хоре Энгеля поет чудная девочка 13 лет (1 сопрано) по имени Зюзанна, поэтому нам повезло познакомиться с этой милой интересной семьёй.
25 мая. Donnerstag (четверг).
Подъем - 6 ч, фрюштюк - 7 ч, выход - 7.20, сбор на Киссштрассе, едем в Эбербах. Нам рекомендовано быть уже в костюмах, там мы участвуем в службе - поем по требованию; кроме того - на пленэр, одним словом, дальнейшая программа - пикник с периодическим пением. По Бергштрассе, слева - крепость Ауэрбах, одна из типичных крепостей. Эбербах - это около 60 км от Дармштадта, на юг. Рядом со мной - Миша Мытарев. Он живет в молодой семье, у них 5-месячный ребенок. Сегодня Миша остался без завтрака, я ему предложила наш черный хлеб и сало, но он не хочет (у него сухой паек от хозяев, как и у нас). Нас с Татьяной с утра напоили кофе с Вutterbrot, с собой ещё - припас на пикник. С нами в автобусе и Зюзанна с подругой. Всю дорогу они распевали как птички, включая мотет Баха и канон Бетховена (я радостно узнала этот канон "Синьор аббате"), а Гера с ними еще строил наши каноны ("Поп Мартын" и т.п.).
Вчера по приезде мы с Татьяной после знакомства с семьей и обеда ездили с мамой Зюзанны - Инге Бертрам - на репетицию хора в кирхе г. Майнц. Инге 46 лет, по образованию - учитель физики и математики, сейчас - домохозяйка. Глава семьи - священник, Райнгард, 53 г. Дети: Моника - 18 л., Матиас - 17 л., Зюзанна - 13 л., Корнелия - II л. Семья живет в 2-этажном коттедже, участок около 7-8 соток, цветы, огромное дерево грецкого ореха (7 или 8 белок оставляют небольшую часть урожая хозяевам), 2 яблони, вишня, куст смородины, малина. Большая клетка - житель кролик Лиза. Мы тоже собирали листья одуванчиков для Лизы в соседнем лесопарке, где в полукилометре от нас находится студенческий городок дармштадтского технического университета. Инге поет в хоре евангелистской церкви; в хоре 16 человек, по 4 в каждой партии. Пели псалом (со словами, что в нашем Топфе) и кантату Баха. Вернулись в I ч. (по-дармштадски), слава Богу, вставать в 8 (по-московски).
Германия приятно удивила большим количеством лесов. По впечатлению от поездки по ж/д в 1990г., казалось, что Европа - это сплошь города. Дармштадт вообще весь в зелени; наш коттедж стоит на границе с лесопарком, здесь великое множество птиц, и они поют. Ночью - абсолютная тишина, можно услышать разве что пение птиц.
...Проезжаем Гейдельберг, известный с 14 в., один из старейших в Европе. Река Неккар. Много старинных замков в горах, места массового паломничества (~100 тыс. в год из Америки). Гейдельберг - один из немногих городов, не подвергшихся разрушению во 2-ю мировую войну: американцы пощадили его при бомбежках, рассчитывая сделать его своей резиденцией... Старый мост, известный своей архитектурой... Предгорья и горы застроены, так что город идет вверх 2-3-этажными коттеджами. Едем вдоль реки Неккар; горы, поросшие лесом, попадаются городишки. Сзади девочки из Энгелевского хора с Герой и Гулей поют; пошли каноны ("Поп Мартын", "Синьор Аббате²), потом перешли на фугу из мотета Баха в темпе аллегро, сорвали наши аплодисменты.
...Приехали к цели - церковь в Эбербахе, где будет служба с нашим участием, с колокольным звоном. Нам удалось прорепетировать, и вот уже сидим в ожидании начала. Мы будем петь: Гречанинов "Отче наш", Алябьев "Иже херувимы", Балакирев "Свыше пророцы", Давыдов "Обновляйся, Новый Иерусалиме", Гречанинов "Верую" (с Герою; критика от Геры: "Виват" -это хор сопран, 2 соло торчат в "Верую", остальных - нет).
Играет орган. Речь организатора поездки, представляет нас. Снова орган, поют все прихожане по своим молитвенниками, в том числе и наши дети. Мы вышли на "Отче наш" и снова сели. "Кирие элейсон" - поют прихожане; проповедь, пение. Все стоя поют "Аллилуйя". Теперь - наш "Алябьев" (с мурашками). Проповедь, орган и общее пение.
Храм без икон, на окнах витражи, в алтаре цветы, по бокам - 2-этажная галерея, напротив алтаря орган. Проповедник уже над нами - с кафедры чуть ниже галереи.
Акустика отличная, но священник говорит в микрофон. Во всей проповеди я разобрала: “Ich in Inner, und du in mir”, что-то в этом духе. Долгая проповедь завершилась чем-то органным, прямо-таки нарядным, все так живенько поют; никакого многоголосья, унисон, разобрала:
"Mit allen Menschen!”
Европа и в религии устроилась удобнее нас: прихожане сидят, орган играет, все поют по своим книжечкам в унисон. У нас: многочасовые бдения стоя, а то и на коленях, и лбом об пол...
Аплодисменты от прихожан после "Верую" - пробрало до мурашек. А могло бы у нас, в русской церкви подобное действо: чтобы какие-нибудь приезжие католики встряли в нашу службу, да еще со своей музыкой ? Помню, как И.А. не решался репетировать в церкви св.Филиппа Палестрину, Скарлатти, Верди и Маренцио.
...Едем на "пленэр". Леса, мимо которых мы едем, послевоенной посадки. Вот мы где-то стоим. Здесь будет пикник, у нас 2 часа (от 11.40 до 13.40, по-дармштадски). Велят взять русские песни, а сухой паек из дома - не брать.
Наконец, разобрались, что брать, а что - нет, пошли. А там, куда идем, звучит музыка, вроде, духовой оркестр. Чем ближе мы, тем всё явственнее слышна духовая музыка. И вот открылась картина, как в фильме по Тургеневу "Ася": длинные столы, за ними пьют и поют, наверное, пьют пиво; во главе всего - духовой оркестр, в национальной форме (наподобие). Сейчас поет какой-то мужской хор; к нам подходит хозяин всего действа, предлагает нам петь после мужского хора. Гера намечает: "Светит светел месяц", "Однозвучно гремит колокольчик" (соло - Гера), "Во кузнице". Всё прошло "на ура", особенно все с понятием воспринимают "чтоб просо полола..." с многозначительным глиссандо, после него просилось "бис", но пошел "Колокольчик", а это уже минор. А потом нам выдали по два талона (Essen + Getrankt), на которые мы получили выпить и закусить, в основном, все брали колбаски с горчицей и булкой и белое и красное вино. И мы пили и ели, и невообразимо тянуло под этот оркестр пуститься в пляс, но не нашлось ни одного партнера. Ходила четверка тирольцев, но кроме экстерьера они себя никак не проявили. Наши Водолажские зато блеснули тирольской техникой, но это уже на обратном пути, лишь в нашем кругу. Этот неожиданный праздник (а мы в своем российском дерьме не ждем ничего хорошего от жизни) нас так расшевелил, хотелось и есть, и пить, и петь, и плясать… Музыка - это международный язык. И вот мы уже на теплоходе, плывем по р. Неккар, и поем, поет весь теплоход: на носу Лена Арефьева в экстазе, у нас тут Тамара и группа альтов и теноров. Прекрасный день, утки плавают в Неккар, жаль, мы не искупались... И снова мы в автобусе, и вот где-то на перевале кафе. Здесь у нас остановка. И мороженое. Словами описать невозможно: это что-то воздушное в вазочке или большой рюмке, букет из взбитых сливок, мороженого, фруктов (мандарин, апельсин, киви, клубника и еще неизвестно что), ели и даже брали добавку.
...Едем, а сзади звучит Бах в исполнении сопран подросткового Энгелевского хора. Обратная дорога прошла быстро, дремали, и скоро уже въезжали в Дармштадт.
Сегодня в Германии праздник "Vatertag" - "День отца". Ради этого мы с Татьяной устроили дарение подарков нашим "родителям". Я подготовилась по части Ubersetzungа. А на ужин - деликатесная спаржа (деликатес одинаково звучит, что в deutsch, что в russisch), Кажется, наши подарки получились в жилу - палехские шкатулочки для колец, брошь работы мстерских мастеров лаковой миниатюры, финифть ростовская - комплект кулон, перстень, серьги (правда, ни у кого из женщин этого дома не проколоты уши). "Козерог" (изделие моего Андрея) очень удивил и понравился (удивлялись, что это не его "Beruf", а хобби), и тоже в точку: родители Инги - "козероги" по зодиаку. Понравился и короб из бересты (удивлялись, когда я объясняла, что это изделие из тонкой березовой коры, в словаре не нашлось понятия "береста"), глиняные игрушки - свистулька в виде рыбы с тремя отверстиями, играющая трель, колокольчик; "Третьяковская галерея" на немецком языке, и набор открыток от Союза архитекторов "Памятники архитектуры Москвы", и деревянные ложки - всё нашло благодарный прием в нашем семействе. Теперь всё красиво уложено на комоде в гостиной.
Кстати, в нашем доме удивляются моему приличному немецкому, а уж когда я объяснила, что это от школы, которую я окончила в 1950 году (!), что нас хорошо учили в школе, что у меня прилично с грамматикой, но недостаточный словарный запас, в общем, сошлись на том, что если бы мне пожить здесь пару месяцев, а если бы год-другой… (виолончель Инги из Англии, 1790 г., фамильная реликвия, дети играют, у мамы - хобби).
26 мая. Freitag (пятница).
Сегодня пятница по-немецки "Freitag" и наш свободный день до 19ч. В 19.30 репетиция к концерту 27-го. В городе видим наши афиши. Зюзанна и Корнелия водят нас по магазинам города, наши финансовые возможности не позволят нам чего-либо, я не люблю ходить в магазин, как в музей... Главная покупка, которую я стремилась осуществить, это индивидуальное средство от комаров (в преддверии отпуска на р.Созь) по заказу моего семейства. Не так дешево: 6.99 аэрозоль, 7.99 лосьон. Я ожидала цен в 1,5-2 марки. На наши цены не перевожу.
За обедом нам что-то предлагают девочки: наконец, разобралась, что предлагается на выбор посещение крытого бассейна или экскурсия по городу с осмотром достопримечательностей.
Мы прилично выбрали достопримечательности, девчонки насупились; тогда, обратив общее внимание на "Еs regnet" за окном, мы переиграли свое решение на бассейн, чем привели девчонок в полный восторг. Я думала, что бассейн у них - это регулярный атрибут их жизни, но, оказывается, нет, это от случая к случаю, раз в 3-4 месяца, в каникулы.
Раздевалки - I и 2 класса, вода - общая. Крытый бассейн - это что-то вроде лягушатника с очень теплой голубой водой. Здесь тусуются бабушки-дедушки, мамы с детишками. Мы сначала здесь, потом дети понеслись под открытое небо (Инга сказала "б-р-р"), на улице холодно, но мы тоже за девчонками туда же. Там три бассейна. Дети с горки - в воду, я за ними, и с головкой. В третьем бассейне - вышка, девчонки на нее; но тут я остановилась вовремя: я никогда не могла спрыгнуть в воду даже с бортика, даже "солдатиком", так чтобы не опозориться перед ними, не полезла на вышку. Дети что-то про волны и лягушатник, бежим туда. После улицы здесь - вообще баня, вода против первого впечатления ~ 22-24°С представляется уже кипятком до 28 градусов. А в лягушатнике - девятый вал: через весь бассейн прокатывается волна, и вся братия в этих волнах радостно кувыркается. И мы туда же! Потом - контрастный душ. Переодевание так: кабина для раздевания, потом шкафчик с ключиком, замок срабатывает от твоей пластиковой карточки, она остается там, а ключик на веревочке - к руке (или к ноге, по Зощенко). Сушилка - за отдельную плату. При выходе, пока сидели и ждали детей, заметили, что дверь в предбанник - стеклянная, перемещающаяся по мере приближения входящих - выходящих. Сезам открывается, Сезам закрывается.
Дома - ужин: дыня, редиска, ветчина, колбаса, сыр, масло, хлеб, вода, сок. Мы попросили чаю. Но уже время: репетиция в 19.30 на Киссштрассе. Уже +2мин, а мы еще едем. Но мы не последние: нет И.А. Оказывается, он и ещё несколько певцов ждали в кирхе.
...Итак, мы сидим вперемежку - немцы, русские, партиями, I и 2 хор. Бах, дирижирует И.А. Это было очень интересно. И.А. выложился, он репетировал медленнее, где-то взял пониже. Его замечания переводились. Немецкие певцы неизменно оживляются при задании им тональности: фальцетом. Потом из нас выжал всё возможное и невозможное Энгель, он дирижировал Стравинским. Так они разделились: ИА - немецкого автора, Энгель - русского. Сначала пели сидя, потом Энгель нас поставил. А затем и ИА прогнал Баха - стоя и в темпе, раза в 1,5 выше репетиционного.
Потом было общение, много дыма, кондитерских изделий, соки - вода, вина... Но мы вскоре уехали домой. Ещё во время репетиции наша Инге появилась в первом хоре, в партии первых альтов. Вообще, потрясающая семья: родители играют на струнных и фортепиано, дети учатся на скрипке и виолончели, и на флейте, кажется, Корнелия. Итак, мы уехали с общения домой, прокрались к себе тихо-тихо: сегодня наш фатер был "тотально уставшим".
Вне связи с событиями: оборот стеклотары - бутылки сбрасываются в установленные на улицах контейнеры, различающиеся по цвету стекла, осколки идут в переработку.
27 мая. Суббота (Samstag, Sonnabend).
К 11 ч. на репетицию в ту церковь, где сегодня концерт. Все на месте практически без опозданий. И.А. выстроил программу:
I отделение - Гречанинов "Антифоны", "Слава единородный" ; Алябьев "Иже херувимы" ; Ведель "Милость мира" ; Гречанинов "Верую" (Гера на репетиции пел на балконе); Давыдов "Тебе Бога хвалим" ;
II отделение - Бортнянский "Не умолчим" ; Титов "Вси языцы" ; Рахманинов "В молитвах неусыпающую Богородице" ; Чесноков "Совет превечный" ;
Танеев "Вечер", "На корабле".
Выбрано следующее построение:
тенора 1 сопрано На Титова
1 альты Басы Т 1 Б I C I C 2 Т2
2 альты 2 сопрано А 1 А2
Репетиция продолжалась до 12.30, потом все по домам, отдыхать. Дома мы разыскали пластинки для Грюндика в нашем жилище (он стоит в комнате детей, которую мы занимаем сейчас), хозяева слушают только компакт-диски, ну а мы имеем возможность слушать симфонии Бетховена, а также прекрасные виолончельные концерты, найденные Татьяной в их архивах, всё в исполнении великолепных артистов и в прекрасной записи. Сегодня нас опекает глава семьи Райнгард, а Инге - в Майнце. Обед в 3 ч. Хозяин объясняет, что гуляш в соусе - это приготовлено матерью Инге, а он может сварить только макароны, которые как раз и фигурируют в центре стола (можно сказать, что они не доварены). Соус, цветная капуста, вино. После обеда Татьяна играла с девочками в пинг-понг. К 18 ч. нам в церковь. И.А. планирует сделать запись с 18 до I9 ч. мотета Баха. Мы собрались, гоняли I часть. К 19 часам нас попросили cпеть форте и пиано, чтобы настроить записывающую аппаратуру. Потом Энгель попросил прорепетировать выход: в начале концерта И.А. будет играть на органе, в это время мы сидим в алтарной части, там специально поставлены стулья; затем, когда он заканчивает, мы выходим, пастор нас представляет; за это время И.А. спускается вниз, выходит к нам и дирижирует хором. И.А. потом делился впечатлениями: орган что-то не совсем так был настроен, клавиатура необычная; уж он там вывернулся наизнанку, орган играл композиции из Баха, как мне показалось (наверное, в силу моей некомпетентности) в вольной интерпретации. Не важно! Я считаю, что И.А. виртуозно вышел в очень трудной ситуации победителем: он играл на незнакомом органе и дирижировал хором в таком ответственном концерте; он должен был блеснуть во всех этих ипостасях; ему нужно было понравиться, покорить. Мне кажется, это получилось. Потом уже, после концерта, когда сидели в кафе, я на своем немецком объясняла четверым немцам, соседям по столику, что И.А. окончил Московскую консерваторию по классу органа и хорового дирижирования; и что Гера - его воспитанник по детскому хору с 6-летнего возраста до 18 лет.
Мои впечатления от нашего пения в концерте: Гречанинова, по-моему, понизили (в конце басы урчали почти профундо); Алябьев - хорошо, Ведель, "Верую" с Герою на балконе, кажется, хорошо; "Тебе Бога хвалим"... Наконец, аплодисменты. До этого всё пение продолжалось без проявления эмоций зала, мы же, в общем-то, заводимся от реакции зала. Трудно петь без обратной связи. То ли да, то ли нет... В перерыве вдруг в нашей комнате, где мы переодевались и сейчас расслабляемся, раздался истошный вопль. Господи, что это?! Оказывается, две местные русские (одна из них была на 4 курсе, когда Тамара Бесов училась на I курсе Гнесинки), обе они - хормейстеры, и вот сейчас бурно изливают свои впечатления: ах, какая музыка, неизвестная, ах, как построена программа, ах, какое цепное дыхание, ах, она рыдала!! Ах, не комплексуйте, ребята, их вонючий Дармштадт не стоит вас!
В общем, при всей неизысканности выражений, она нас поддержала. 2-е отделение точно по программе. Не знаю, как "На корабле": все-таки там очень важен текст.
Снова начинает Игорь Андреевич органом, и в заключение концерта также звучит орган. Публика не уходит, долгие аплодисменты. Все хорошо.
Потом застолье в кафе, там Гера продирижировал русскими песнями и Балакиревым. Про "Светит светел месяц" я объясняла соседям по столу, что юная девушка рвет цветы, руки болят и молодой юноша дарит ей перчатки и говорит, что любит её.
Один из соседей расспрашивал о Титове, говорил, что ему очень понравился его концерт. Я, как смогла, рассказала, что он жил за 35 лет до Баха, что Европа этого автора не знает, как и Россия тоже, что он был "Pater" (ну как объяснишь иначе, дьяк?) и т.д. Поскольку в этом кафе мы сидели слишком далеко от раздаточного места, до нас обслуживание не дошло, Инге была здесь, с нами, с нею была её подруга по хору Ульрика, и мы, по общему согласию, уехали из кафе домой, при этом наше намерение я сформулировала так: "Zu Hause haben wir Kase, Wein – weis und rot, Butter und Brot, und so weitег". Дома нас ожидал роскошный стол, включая шампанское!
28 мая. Sonntag (воскресенье).
Сегодня у нас совместное богослужение. 11.45. Мы в церкви с хором Канторай. Орган - Энгель. Пастор представляет нас (в его речи мне знакомо одно слово: Moskau). Но текст переводится на русский: нас приветствуют в совместном богослужении, это поддержание мира и примирение наших стран после войны; перестройка и т.п. Как рассматривать конец войны? Как поражение немцев? Как освобождение от гитлеровского режима. И на этой основе строить наши отношения...
И вот мы поем двойным хором. Выходим и поем 1 и 2 части мотета; и ещё один выход - 3 часть и финал. Дирижирует И.А. Всё прекрасно. Чтение псалмов - немецкий Pater и по-русски - Тамара Бесова, Роберт Малинский и Гера - отрывок из Евангелия.
Нараспев, постепенное повышение тона (диаконское чтение), затем мы поем Веделя. Завершается богослужение органом. Кажется, всё хорошо.
А затем на Киссштрасе роскошный шведский стол - фрукты, овощи, соки, мясо, грибы, говорят, даже было горячее и кофе, пироги. Кто ел всё, не мог не объесться, но я оч-чень дисциплинирована в этом плане, поэтому всё перечисляю понаслышке, так как сама ела очень скромно.
Сегодня у нас вечером концерт в Альсбахе. Намеченная программа:
Давыдов "Исповемся"; Бортнянский "О тебе радуется", "Не умолчим";
Алябьев "Иже херувимы"; Рахманинов "Богородице Дево"; Чесноков "Совет превечный"; Гречанинов "Верую"; Танеев "Вечер"; Титов "Вси языцы"; русские народные песни.
Мы собрались в 18.30 на Киссштрассе, но автобуса нет. Начали репетировать Топфа: очень хочется его спеть. Гоняем последнюю часть. Уже 19.15 - мы только отъехали. Дорога зеленая, кругом благоухающие леса: удивляюсь в очередной раз обилию лесов в этой маленькой Европе. Настрой был ехать далеко, а, оказывается, Альсбах всего в 16 км от Дш. Мы очень скоро подъехали к кирхе на узенькой улочке, сплошь заставленной автомашинами. Нас ждут, церковь полна публики.
Спетая программа:
Давыдов "Исповемся тебе, Господи", I ч.
А.лябьев "Иже херувимы"
Бортнянский "О тебе радуется"
Рахманинов "Богородице Дево, радуйся"
П.Чесноков "Совет превечный", соло Т.Шанская
А.Гречанинов "Верую", соло Г.Сафонов
В.Титов "Вси языцы, восплещите руками"
С.Танеев "Вечер".
Аплодисменты - после последнего произведения. Очень трудно так петь: нет обратной связи с залом. Но наше впечатление - вроде, всё было неплохо. Правда, тесно и жарко, при свечах. В зале полно публики. Вышел Гера, чтобы дирижировать русскими песнями, а публика продолжает аплодировать, аплодирует долго, прямо-таки овация. Наконец, Гера показал жестами, что мы будем петь, сказал при этом "Russischе Volksliede", все обрадовались.
И пошло. "Ах, ты степь широкая", "В темном лесе"; "Светит светел месяц", перед последним куплетом пауза, все думают, что конец, и срываются на аплодисменты, а тут с этаким намеком: "чтоб просо полола" - глиссандо, а затем искрометный финал "а рук не коло-о-ла, а рук не коло-о-ла" и "то-ли - сё-ли" - взрыв аплодисментов. Конечно, это должна быть бисовка, и зал не прекращает аплодисментов, но уже на сцене Игорь Андреевич, он дирижирует "Однозвучно гремит колокольчик”, и уже Гера – солист, и уже другой настрой.
а в заключение "Во кузнице", все хорошо, но в куплете мужчин "сорьвем Дуне лопушок" тенора дружно не вступили все, кроме Сергея Яшина, - тоненький возглас, но ведь это мог быть такой художественный прием? После русских песен долгая овация, и, конечно, "Многая лета", и все встают, и Гера всех призывает присоединиться к провозглашаемому многолетию...
А в саду накрыты столы - разнообразные бутерброды и вина. Оказывается, Альсбах - это город виноделия. И мы упились сухим вином. А бутерброды - и с колбасой, и с копченым мясом, и с ветчиной, рыбой - красной и белой, с сыром, и всё это в обрамлении листьев салата, капусты и т.д. А вина? Красное и белое, и неизвестно, какое лучше! Всё лучше! И мы дорвались... И до еды, и питья, и до пения! Боже мой! "Вечерний звон", “Ехали на тройке с бубенцами" (естественно), и "Калинка-малинка", и "Дорога длинная", и "Тбилисо". Среди гостей много русских. Они дали понять, что их специально пригласили для общения. Да и шоферы, которые нас возят, тоже многие русские. Я сегодня, выходя из автобуса, решила блеснуть своим немецким "Danke schon", но в ответ услышала грубоватое " пожалуйста".
Апофеозом вечера было поздравление Герды-Марии и её супруга с 30-летием свадьбы, которое случилось сегодня. Гера сказал им прекрасные слова и выдал великолепное многоступенчатое "Многолетие", троекратно подхваченное Виватом. Герде-Марии и Хартмуту преподнесли букет из всех подаренных Вивату на концерте роз.
Пытались мы расспрашивать Энгеля о наших концертах, но он не распространялся, правда, сказал, что ему понравился "Вечер". И.А. считает, что мы никогда еще не пели так Балакирева, как только что для Герды-Марии, когда поздравляли их с Хартмутом. Так мы и не спели на концертах Топфа. И.А. планирует сделать его через 2 года к следующему приезду. Шла речь о дальнейших контактах, Энгель планирует приехать к нам и совместно спеть "Реквием" Моцарта.
В Дармштадт мы вернулись около полуночи, нас ожидали наши “родители”.
29 мая. Montag (понедельник).
Чтобы быть в гармонии с природой, надо одеться в зеленое. Но за окном “Es regnet”, так что все по-походному, в куртках, брюках, кроссовках. Дети в школе (у них каникулы лишь в июле и августе).
В 12 ч. мы на Киссштрассе. Наш путь в космический центр, зашифрованный буквами Е.S.О.С. (не знаю, как расшифровать). Это совсем близко, в черте города или на ближайшей окраине: мы ехали не более 20 мин. Ну, роскошное предприятие, размах! Проходная, нам выдали карточки с номерами, пристегивающиеся на лацкан, и ведут в центральное здание. Быстро переодеваемся, наш интервал, в который мы вписываемся, их обеденный перерыв. Петь решено в вестибюле: высокий купол, по спирали вверх идет лестница, на ней вдоль перил стоят сотрудники, мы - внизу, при входе. Нас приветствует их самодеятельный хор, поющий приветственный текст на музыку Перселла, затем поем мы. В нашей программе -Давыдов "Обновляйся" 1ч., Рахманинов "В молитвах" 1ч., Гречанинов "Верую" (сопрано запели в другой тональности, такой ужас объял нас, но Гера - умница и гигант - благополучно вывез). Далее - русские песни: "В темном лесе", "Светит светел", "Однозвучно гремит" (просто отлично) и "Многолетие". Отпев всё, мы отправились обедать в их великолепную столовую, где нам было предложено выбрать по одному блюду из пяти разделов меню. А вина, воды и соки стояли на столе бессчетно, а ещё можно было брать фрукты, но где, я что-то не заметила. Потом мы ещё заглянули в кафе и выпили по чашечке двойного кофе (Водолажский готовился уплатить, но с него не захотели взять, а вот с Сергея Дроздова - почему-то взяли). Кстати, когда мы пели, по винтовой лестнице ходили с шапкой (по-моему, Герда-Мария), многие лезли в карманы и кошельки...
Сегодня дома Райнгард принес газету, где статья о нашем хоре и сообщение о землетрясении на Сахалине. Далее хочу дать практически дословный перевод статьи, без литературной обработки.
Хвала русским глоткам.
Во второй раз был VIVАТ каmmeгсhог из Москвы в Дарштадской городской церкви в гостях. Под управлением Игоря Журавленко, которого была возможность услышать и как органиста, спел смешанный хор спектр русской духовной музыки, которая охватывает временное пространство от барокко до поздних романтиков. Было удивительно, какую полноту звука едва тридцать голосов развивают. От глубоких басов до легчайших сопран простирается палитра этого хора, и дирижер, который каждый тон (звук) моделирует руками, добивался чрезвычайно напряженной динамической широты...|
Что в этом хоре имеются отдельные превосходные голоса, можно было узнать из интерпретации двух произведений с сольными партиями.
Самое раннее произведение, прозвучавшее в вечер, было произведение Василия Титова, который в 17 в. основал московскую композиторскую школу. Благодаря многоголосному духовному концерту "Вси языцы" хор Виват широко показал, наградил продолжительными ликующими фигурациями в прекрасной акустике. С искренним выразительным и точным дифференцированием показали московские певцы хоровую музыку круга романтики. Показали сильное напряжение и оттенки окраски в произведениях Бортнянского, Гречанинова, Рахманинова и др. Мастерски сделал хор два произведения Танеева на стихи Полонского: художественное озвучивание "Вечер" и "На корабле", контрастное и проникновенное музицирование.
В рамках интересной программы были исполнены органные произведения И.С.Баха.
Вопреки некоторой неуверенности в игровой технике и ритме, И. Журавленко, будучи выпускником Московской консерватории, показал себя как искусный органист, исполнив прелюдию и фугу Eg-dyr из “Органной мессы" на большом подъеме.
При совместном пении двух хоров наблюдалась неравномерная утяжеленность между голосами в некоторых случаях, но воодушевленное звучание грандиозного хора было награждено продолжительными аплодисментами и цветами хору и его руководителям.
Последний абзац - это уже очень вольная интерпретация, т.к., наверное, уже не хватило терпения (мне) что-то связывать в законченную мысль, тот набор слов, который был наворочен у автора.
30 мая. Dienstag (вторник).
Сегодня у нас свободный день, последний день нашей жизни в гостях. Вчера мы слышали, что сегодня в оперном театре дают Вагнера “Летучий голландец”. Мы с Татьяной намекнули об этом Инге, она поняла, что мы очень хотим попасть на спектакль, позвонила, выяснила. Все вместе мы поехали в супермаркет за покупками и по дороге заехали за билетами (билеты стоили по 19 м.).
Вечером мы в числе других счастливчиков были в опере. Гардероб в театре чрезвычайно удобен и необременителен: шкафчики открываются от монеты, когда повесишь свои вещи, закроешь, ключик с собой. Как в бане или в бассейне. Итак, мы ожидаем роскошного зрелища, и дождались. На сцене - условные декорации, справа от пола до верха белая стена, которая потом наклонялась на угол около 30 градусов, получалось что-то вроде носа корабля; так на сцене появлялся корабль-призрак. Прищурившись и призвав на помощь фантазию, можно вообразить нечто. Матросы в порту одеты в оранжевые комбинезоны, вроде наших дорожных рабочих. На героине - брюки цвета терракот, белая рубаха поверх штанов и черная короткая жилетка поверх рубахи. Голландец в черном чем-то с белым кашне. Пели по партитуре то, что требуется, оркестрик небольшой. Девушки с прялками - что-то вроде шкодливых гимназисток с классной дамой, которую они поддразнивают. В финале Зента расстреливает в упор отца и жениха и, кажется, соединяется с голландцем в счастливом порыве. А, может, мне так показалось. В общем, история хиппи в 20 в. Инге, кажется, зевала, а мы с Татьяной орали "браво". Как ни странно, понравилось. Пели хорошо. Голландец был японского происхождения, остальные - наши (в смысле, немецкие).
Дома последнее прощальное тихое застолье. Последние беседы с судорожным листанием словарей. От Матиаса подарок мне - кассеты с записями Битлз, от Зюзанны и Корнелии нам с Татьяной по холщевой сумке, расписанной ими собственноручно, а в сумке - продуктово-парфюмерный набор. Кстати, Инге нас спрашивала, что из продуктов мы бы хотели получить в подарок, но мы отказались. Я думаю, в поездке 1992 г. были такие заявки: ведь тогда у нас было очень плохо с продуктами.
31 мая. Среда.
Сегодня мы покидаем гостеприимный Дармштадт. Сбор на Киссштрассе в II часов. Пока мы проканителились со сборами, потом подъезжали кружным путем, потом подошли к месту сбора, мы уже были последними. И.А. в это время уже собрал весь хор, и мы, наконец, спели Топфа для всей провожающей публики. Это было замечательно. Мы так хотели его спеть, мы так долго его учили, столько потратили времени и нервов, что не спеть, пусть вот так, под занавес, без претензий, для узкого круга только самых близких, без помпы, было бы совсем обидно. А тут и намек есть: мол, ребята, мы ведь еще имеем в запасниках кое-что...
Мы долго ждали автобуса, что-то там не сработало где-то. Опять идет дождь и холодно, что-то около 14-16 градусов по Цельсию... Тем неожиданнее было известие на аэродроме в Ф-н-М о том, что в Москве плюс тридцать градусов. Не верилось. Тут мы были даже рады холоду: меньше нести в багаже, одежда и обувь, имеющая вес и объем, надета на себя. А вес багажа на этом обратном пути имел для нас очень существенное значение. Если туда мы летели практически без багажа, кажется, никто не сдавал ничего, то сейчас мы все сдаем всё в багаж и тщательно считаем, чтобы в среднем на каждого было не больше и не меньше 20 кг. И здесь Герда-Мария нам существенно помогла, договорившись о приеме нашей группы отдельной очередью.
Обратный путь был очень быстрым, в Москве действительно было около тридцати градусов. Оказывается, с нашим отлетом в Германию у нас в Москве наступила жара и засуха. В Шереметьево все как-то быстро разбежались, так что даже не успели попрощаться. Хорошо, что есть ещё джентльмены у нас, мне очень помог Миша добраться до моего автобуса на Зеленоград...
Впереди маячит Англия. В пятницу - репетиция.
Про эту поездку в Англию я ничего не знаю, не ездила. Видела только фотографии.
Наши съездили, выступали на фестивале и на конкурсе. Места не заняли (где-то в конце), но впечатление произвели. Женщины пели в красных платьях – от Тамары Бесовой.
Впереди Эстония, сентябрь. В июле сдали на дорогу по 220000 руб. Репетиции начались в среду 23 августа.
20 - 25 сентября 1995 г.
Поездка в Эстонию на Фестиваль духовной музыки
“Рождеству Богородицы”
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
на фестиваль духовной музыки 20-24.09.1995г.
(ЭСТOHИЯ)
Программа 1 (15 мин.)
1. В.Титов. Вси языцы, восплещите руками
2. Д.Бортнянский. О тебе радуется
5. А.Гречанннов. Волною морскою
4. С.Давыдов. Обновляйся, Новый Иерусалиме
Программа 2 (50 мин.)
1. Пречистая Дево – кант. С.Давыдов. Предстательство христиан.
2. Вижу Тя - кант
3. Уже Тя лишаюся - кант
4. Д.Бортнянский. О тебе радуется
5. Алябьев. Иже херувимы
6. С.Давыдов. Обновляйся, новый Иерусалиме
7. А.Ведель. Милость мира
8. C.Paõìàíèíîâ. Богородице Дево, радуйся
9. П.Чесноков. Совет Превечный
Ю. А.Гречанинов. Верую из "Литургии Иоанна Златоуста
Программа 3 (50 мин.)
2. В.Титов. Вси языцы, восплещите руками
3. Д.Бортнянский. О тебе радуется
4. Д.Бортнянский. Не умолчим никогда, Богородице - концерт ¹ 25
1. Мати милосерда - кант
5. М.Балакирев. Свыше пророцы
6. А.Ведель. Милость мира
7. С.Давыдов. Слава во вышних Богу - концерт
8. С.Давыдов. Вознесу Тя, Боже мой - концерт
9. С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся
10.А.Гречанинов. Фрагменты из "Литургии Иоанна Златоуста"
Антифоны
Достойно есть
Верую
11.А.Гречанинов. Волною морскою.
20 сентября. Ленинградский вокзал. Встреча у Ленина в 16.30. Поезд № 34, вагон 5, отправление в 17.24. Последними - минут за 8 до отправления - к поезду прибыли живущие по Ленинградской дороге, приехали опаздывающей электричкой три альта и первое сопрано. Теперь все, едем!
Наш состав:
сопрано альты тенора басы
Бесова Белова Александров Водолажский
Захаровская Тишининова Гедымин Малинский
Арефьева Шанская Кармалинский Смирнов
Анурова Бурова Хабаров Албул
Камолова Водолажская Яшин Манин
Толмачева Петрова (Гальченко) Пивоваров
(Гальченко) Журавленко
Главный хормейстер и дирижер - И.А.Журавленко.
Руководитель поездки - В.Н.Манин.
Гальченко в скобках вовсе не означает, что это запасной игрок. Напротив, это незаменимый кадр, используемый в наших условиях как " Фигаро здесь, Фигаро там". В новых произведениях специально только на Эстонию Игорь Андреевич командировал Лену в первые тенора, в старом репертуаре Лена выступает за вторых альтов. Едем, басы репетируют в отсеке И.А. (вагон плацкартный, и это прекрасно: все тесно общаются. Впервые услышали, какое красивое сочетание двух басовых партий во "Вси языцы").
После басов призвали альтов на репетицию: эти, наконец, собрались все вместе и уже никуда не денутся. Пропели дважды "Вознесу тя", "Волною морскою", и всех распустили и больше никого не собирали: уже носят чай, и все проголодались.
Легли рано, спали плохо. Хабаров на боковой полке не умещался в длину, искал возможность, не забраться ли на третью полку, но мы опасались, что таможенники могут не так понять; хабаровский пиджак, который мы пристроили в нашем купе у окна, всю ночь раскачивался на том гвозде, на котором был пристроен, и скрипел. Некоторых этот скрип усыплял, и они мирно храпели, а другие, наоборот, не спали и из-за скрипа, и из-за храпа. Хабаров всю ночь не мог понять, откуда идет этот скрип, а когда понял, вскочил, как ужаленный, вихрем пронесся мимо меня со злополучным пиджаком. Тут я проснулась, успев к тому времени задремать, приехать на место и начать репетировать "Вси языцы". Как раз мы сбились на второй фразе, Игорь нас остановил, и тут Юра вскочил за пиджаком. Оказывается, время 5.24. Мы стоим, скоро будет таможня. Собираюсь опуститься со второй полки, Генрих предлагает помочь, я гордо отказываюсь, он мне: "Не промахнись, Асунта!" И тут же я плюхнулась на пол - руки соскользнули. Плюхнулась, как "кууль" (это по-эстонски). А уже вовсю горит свет, и ходят таможенники. Один пришел, спрашивает: "Валюта? Наркотики?" Мы с сожалением разводим руками - ничем не можем помочь! Почему-то нам верят. Правда, его заинтересовала Верина сумка, он её всю вывернул; наконец, и Вера узнала, что и где у неё лежит. В общем, та валюта, которая есть у нас, не котируется, о ней и заявлять смешно. Больше нас не шмонали, хотя ещё две бригады проходили. В 7 часов мы, наконец, поехали дальше, и все залегли спать.
21 сентября. Четверг. 9.50. Скоро приедем. За окном - подмосковные леса и заморозки на почве. Ели, березы, сосны. И вот ТАLLINN. Наc вcтречают.
На вокзале обмениваем свою валюту: I крона - 450 руб., 1 доллар - около 12 крон. I нем. марка - около 8 крон (стабильный курс).
Идем к автобусу - маленький желтенький, как раз на 25 человек. Едем в гостиницу. Это довольно далеко, в порту, гостиница "KALUR” (рыбак). Поселили на 6 этаже (там теплее), номера типа 2-3-комнатных квартир, санузел, горячая вода, комнаты на двоих. Завтрак всегда будет в гостинице (с завтрашнего утра), обед и ужин - в городе. В общем, прекрасно устроились. Правда, горячая вода оказалась пока холодной, но это просто она не протекла, здесь давно никто не жил. Действительно, вечером все принимали горячий душ.
Время 12.30 по-московски, здесь 11.30. Мы едем в город, но сейчас здесь всего 10 человек. ВИВАТ в своих традициях: И.А. ругает за опоздание тех, кто уже здесь. С опозданием в 8 минут выезжаем. Привезли к Дому офицеров и распустили до 13.40. Идем прогуляться по старому городу. В доме офицеров - торжества по поводу столетия С. Есенина. Кинофильмы показывают наши - "Интердевочка" и "Анкор, ещё анкор".
В 13.40 нас везут обедать. Если учесть, что московское время уже 14.40, а завтракали мы в поезде около 9 часов, то можно понять нашу радость. Правда, мы были чересчур оптимистичны. Во-первых, нас что-то ну очень долго везут - целый час. Кругом прекрасная природа (море, дюны, лесочки), но мы голодные, а нам ещё надо ждать, пока будет три часа и привезут сюда всех остальных, приехавших на фестиваль, хор из Санкт-Петербурга и хор из Румынии. В ожидании тусуемся в вестибюле, моем хорошо горячей водой руки и уши. Очень хочется спать, но у нас большая программа до гостиницы. Ровно в 15 ч. зовут обедать. Нас принимает Новоталлинский порт, и надо сказать, принимает очень вкусно, даже предлагают добавку. Пока мы обедаем, приехали румыны, а потом и с.-петербуржцы. Наш маленький автобус принял в себя петербуржцев (с вещами, они ещё не были в гостинице), часть нас, другая часть - 10 человек - поместились в микроавтобусе и все едем на молебен.
Православная церковь - деревянная, стоит с 1725 г. и такого же возраста тополь во дворе, около 6 м в обхвате, 2 в диаметре. Ствол его стянут железными обручами, огромное дупло (1,5х2м). Служит Отец Вячеслав, у него сегодня 25-летний юбилей служения в этой церкви.
Молебен служится также и в честь фестиваля духовной музыки, на который мы приехали. Поет хор п/у Валерия Николаевича Петрова (имя-отчество в честь Манина, а фамилия в честь, ну, сами понимаем, кого). Хор поет знаменные распевы, впечатление такое, что партию сопрано ведет один голос, и всё ждешь, когда же возьмет дыхание, а пение не прерывается и не прерывается. Оказывается, там три сопрано. Их состав - 13 человек.
В целом, их пение было не очень чистым. В конце было провозглашено многолетие в честь отца Вячеслава. Мы тоже, после молебна пропели свое многолетие, на что расчувствовавшийся Отец Вячеслав сказал, что так долго не живут. Он узнал И.А. Где встречались? Оказывается, в Хайнувке, на конкурсе! Ура!
На ужин нас привезли в Линдакиви. Что значит, не знаем, но это кинотеатр с таким названием в районе Таллиннских новостроек (может, это район Мустамяэ, как рассказывает путеводитель по Таллинну от 1971 г.). Туда из города ехать минут пятнадцать. Едем берегом моря и видим то самое певческое поле, на котором проводятся праздники песни. Правда, это мы увидели только в последующие поездки в Линдакиви на обед, а сейчас ничего вокруг не замечаем, едем ужинать и в гостиницу - спать, спать, спать... Ужин был отличный: сосиски, гарнир сборный - морковь, свекла, картофельное пюре, кажется, давали и добавки. Ещё раньше И. А. объявил, что в 21 ч. в гостинице будет репетиция для завтрашнего концерта в Тарту, куда мы должны ехать. Правда, после ужина И.А. передумал и репетицию отменил к всеобщей радости. Нас всех отправили спать! И вода в кране была горячей, все прогрелись. Вечер был очень холодным, а многие днем оделись легко, совсем позабыв о том, что осень, что тепло обманчиво... Вспоминаю замечательные строчки из стенгазеты математического факультета МГУ в 1958 году, которая проводила конкурс на лучшее стихотворение об осени. Оно шло под девизом "Человек в футляре": "Осень - опасное время, факт / Будь осторожен, гляди в оба / сперва ревматизм, потом - инфаркт / А там заколотят крышкой гроба". Вот так наши оделись днем как будто летом, а вечером - заморозки на почве. Спать легли в 22 ч. по-нашему и спали беспробудно по крайней мере до 6 утра.
22 сентября. В 10 ч - по-нашему - завтрак в отеле, в 11 - выезд. Мы уже давно здесь, мы точны, но нет автобуса. Нас сопровождает Гид, зовут его Игорь. Он весь в белом! В 11.15 пришел большой комфортабельный автобус голубого цвета. Расселись с удобствами, платья повесили, приготовились к длинней дороге: говорят, ехать 4 часа и 15 минут. Что-то никто нам не мог сказать ничего про педагогическую семинарию в Тарту. И найдем ли мы Валентину Лукас, которая одна только может нам устроить и обед, и концерт?
Так, в 11.20 выезжаем, засекаем время (это время опять по-московски), т.е. в 10.20. Проехали вокзал и устремились вперед, к солнцу, т.е. на В-Ю-В. Места, которые проезжаем, напоминают наши: желтеющие березы, ели и какие-то цветные кустарники, окаймляющие поля. Домики-усадьбы, самые простецкие, наши, деревенские. Редко, когда несколько домов вместе. У нас сейчас на подмосковных дорогах только и видишь экзотические 2-3-этажные замки и дворцы. Огромное поле, на нем 4 человека, похоже, картошку убирают. Указатель 40 км, время 11.10. Убаюкивает. Сзади Ю.Гедымин распевается, а слева - украинское многоголосье, кто это, думаю? Оказывается, кассета в плеере, Ю.Ю. вполне с ними в гармонии.
В 12.30 нам устраивают остановку. Здесь что-то вроде кемпинга. Дюны, перелески. А воздух! Наши образно выразились: хочется разрезать ножом. Кузнечики летают. Знающие принесли букетики - донник. В 12.53 тронулись дальше. Вскоре указатель - 163. Едем на Ю-В. Скорость где-то около 80 км/час. Дорога прекрасная - европейский стиль. Справа что-то производственное, переезд через одноколейку. А по плееру - "Кармен". Справа - город. Предприятие, чертово колесо, 2-этажные дома (похоже на Дармштадт), костел. Дорога под гору, ратуша, центр города. Ба! Да мы приехали в Tартy. Время 13.20. А говорили - 4 часа. Подъезжаем к Ванемунетеатру. Большой щит, а на нем: 125 ААSТАТ "Vanemуse Теatrit". Около этого щита мы стоим, а И.А. и наш гид ищут Валентину Лукас. Нашли её ровно в 14.00, как и следовало по распорядку.
Валентина Лукас - очень милая женщина, предложила нам экскурсию но городу, включавшую, главным образом, ближайший район (на всё - 1,5 часа). Нас провели по центру вокруг театра, по самым-самым местам.
Нам показали местную достопримечательность - тартусскую "Пизанскую башню" - дом Барклая де Толли. Его супруга приобрела этот дом уже после смерти Барклая. Вообще, он много лет жил в Тарту, его мыза в 40 км, там же его мавзолей. В парке памятник Барклаю - бюст. Говорят, когда студент плохо отвечает, экзаменатор задает ему спасительный вопрос, если ответит, то тройку получит. А вопрос такой: В какой руке Барклай держит саблю?
Дом Барклая 3-этажный и действительно падает. В торце - дверь в аптеку, неестественно прямо стоит. Тарту стоит на болоте, дома строили на сваях. Подгнившие сваи дома Барклая заменяли, так что дом дальше не наклоняется, так и застыл под углом. Длинный, и вот видно, как дальше он выпрямляется, а на нас смотрит косо.
Тарту, первая столица Эстонии, основан в I030 году (н.э.), Тартусский университет, старейший в бывшем СССР, существует с 1632 г. Стоит он на земле его бывшего преподавателя Моргенштерна, который завещал свои земли и свою великолепную библиотеку университету. Говорят о нем, что это был добрейший человек, который очень любил студентов и дарил им свои книги из библиотеки, в которой есть очень редкие книги. Замок 14 в. (здесь была прежде библиотека Моргенштерна). Часть здания функционирует, здесь сейчас исторический факультет и музей. А для библиотеки в 1982 г. были выделены средства на постройку специального здания. И оно построено, 5-этажное, но нам видны только два этажа, а три - под землей. Правда, говорят, какие-то просчеты в конструкции крыши, в дождь где-то протекает, а ведь из того средневекового замка библиотека как раз и была перенесена из-за сырости.
В университете есть карцер, и его завсегдатаем был наш российский поэт Языков, учившийся в Тартусском университете, был ужасно хулиганистым, из карцера не вылезал, вернее, вылезал для того, чтобы что-нибудь натворить и снова туда угодить, стены карцера исписаны его стихами. В парке за замком - памятник первому эстонскому поэту-народнику, фольклористу, Кристиану Жаку Петерсону (1802-1822 гг.). Умер он так рано от чахотки, памятник ему поставили уже в наше время. Тут же - жертвенный камень, нашли его только лет 30 назад, о нем знали, но он был куда-то спрятан. Говорят, что к этому был причастен как раз Языков. Интересно, как можно было такую глыбу куда-то спрятать, никак не меньше 1т. Около жертвенного камня мостик влюбленных, на нем каменные скамьи, лестница ведет на площадку, там скамьи, а на них трогательные вопли души и никаких непристойностей, всё вырезано или просто написано ручкой. В парке памятник микробиологу прошлого века К.Бееру (К.ВАЕR). Его очень почитают нынешние (да, наверное, и прежние) студенты: его ежегодно, весной и осенью студенты моют... шампанским. Действительно, он весь в потёках, площадка обнесена оградой, но все попытки обсадить его цветами не удаются: студенты всё вытаптывают, когда приходят его мыть шампанским, а в нынешние времена уже и не только шампанским, а и водкой, и спиртом. Еще в этом парке есть памятник нашему Пирогову, в университете работал также наш Бурденко.
Тарту стоит на реке, название которой я так и не смогла запомнить, по-русски означает "Мать-река, берет начало в озере ... и впадает в Чудское озеро. Кстати, север Эстонии говорит на языке, близком к финскому (финно-угорское наречие), а у южан - другое наречие, и они друг друга не понимают. Раньше Тарту был столицей, и теперь в эпитетах при слове Таллинн и при слове Тарту есть игра слов: Главный город и похожее - Голова-город (это уже о Тарту), и означает это, что Тарту умнее на голову, чем Таллинн.
Бывший пороховой погреб, теперь ресторан, мы стоим на нём, вниз обрыв с 5-этажный дом, заборчик совсем низенький. Отсюда широкая панорама: виден собор св. Петра, лютеранский, а слева (нам не видно) - церковь св. Анны - католическая, с таким же шпилем, но без башенок, православная церковь с зелеными главами. Ратуше - 200 лет. Вступаем на "Ангельский мост", а там дальше (за деревьями не видно) - "чертов мост".
В праздники песни "Гаудеамус" на ангельском мосту собираются девушки, а на чертовом мосту - юноши, они поют поочередно, а внизу собираются слушатели.
Завтра в Тарту будет большой праздник, посвященный 125-летию театра, от Ванемуне начнется театрализованное шествие, кто во что горазд, они пойдут через весь город, за университетский парк, там есть площадка, где будет идти действо "Вильямо", это в долине, а зрители рассаживаются на склонах (действо, понятно, по Шекспиру).
Ровно в 15.30 мы подошли к театру, и тут в театральном баре нам устроили прекрасный обед (бульон с яйцом и бефстроганов со сборным овощным гарниром). И мы едем в Педагогическую семинарию, оказывается, есть она в Тарту, а кто-то сомневался. Игорь Андреевич объявляет программу:
С. Давыдов Обновляйся, Новый Иерусалиме
Д. Бортнянский О тебе радуется
Не умолчим никогда, Богородице
М. Балакирев Свыше пророцы
А. Алябьев Иже херувимы
А. Ведель Милость мира
С. Давыдов Вознесу тя
Предстательство
С. Рахманинов Богородице Дево, радуйся
П. Чесноков Совет превечный, соло Т.Шанская
А. Гречанинов Благослови, душе моя Господи
Достойно есть
Верую, соло В.Албул
Волною морскою
В.Титов Вси языцы, восплещите руками
Вот такая программа объявлена. В процессе концерта исключили "Волною морскою", получался перебор по количеству. Валентина говорила, что нашего концерта очень ждали, здесь большая русская община. Но сегодня мероприятие, связанное с юбилейной датой театра, кажется, так, а может, концерт какого-то оркестра - открытие сезона в филармонии? В общем, зал не ломился от публики, но те, кто пришел, принимали нас очень тепло. Поднаврали мы в Веделе, еще трудно было петь "Предстательство" сразу после "Вознесу тя" одним блоком без паузы. Был сбой в "Верую", но в целом концерт прошел нормально.
Игорь Андреевич рассказывал о станицах перед "Вси языцы", всё хорошо рассказал - о 4-5 дьяках в составе станицы, про их ауру, жаль, забыл сказать, что в состав станицы входили еще и малолетние певчие, а то почему же теперь поют ещё сопрано с альтами?..
После концерта В.Манин устроил продажу наших пластинок и кассет (германских). Одну пластинку с нашими подписями мы подарили Валентине. Ужин нам был дан опять в этом же баре, перед нами незадолго здесь ужинал Олег Табаков, прибывший на завтрашние празднества по поводу юбилея театра. В баре мы просидели до 21 часа, по своим столам каждый соображал что-то дополнительно к предложенному меню.
Выехав из Тарту в 21 ч., въехали в Таллинн в начале 12-го, в гостинице же мы были только в 23.40. Вот как далеко мы жили!
23 сентября. В 9 часов завтрак. В отличие от вчерашней пересоленной рисовой каши была вполне съедобная манная. В 10 часов нас вывозят в город со всеми вещами (нотами и костюмами к концерту). План такой: в 10.30 нас высаживают у рынка, а в 14.30 - сбор у Дома офицеров, едем на обед в Линдакиви (15 час). После обеда - в филармонию, где сегодня Гала-концерт всех хоров, участников фестиваля. Похоже, рынок удовлетворил подавляющее большинство из нас: мясные продукты прекрасного качества и дешевле наших, молочные продукты и сыры и пр. Мы с Верой ударили по алкоголю: купили 8 бутылок "Вана Таллинн", а еще по носкам из местной шерсти. Правда, я с бутылками уже только ждала, благо погода благоприятствовала. Магазин около рынка имеет обменный пункт валюты, в т.ч. меняет и рубли по курсу I крона=460 руб. Так что все имели возможность разгуляться.
В 14.30 у Дома офицеров собрались все, кроме двух Юриев - Хабарова и Гедымина. Даже мы с Верой, уж настолько были шустры, что сумели свою алкогольную сумку пристроить у администратора Дома офицеров и сбегать ещё в хозяйственный магазин.
Там наши позавчера перед молебном в Казанской церкви прикупили чудные пластмассовые «ложки-вилки-ножницы» (такой комбайн) для раскладывания макарон. Мы нашли этот магазин и тоже купили эти ложки-ножницы.
Вернулись, и сумку нашу нам отдали, а вот Юриев нет даже в 15.46. И мы уезжаем, оставляя их без обеда. Сегодня мы едем в Линдакиви днем, поэтому и увидели певческое поле и берег моря. Если бы знать, какой нас ждет обед, можно было бы остаться здесь, хоть побродить по берегу моря, нас бы забрали пообедавшие на обратном пути. Наша гостиница стоит недалеко от моря, но мы так и не смогли ни разу сходить на берег. Во-первых, берег виден - до него, наверное, метров 400. Но сверху из наших окон не видно туда прямой дороги: всё какие-то заборы, гаражи, ещё что-то. А во-вторых, и времени-то особо нет свободного. Всё мы куда-то все вместе едем, не оторвёшься же от общества!
Поскольку уж тему обеда я затронула, то запишем сегодняшнее меню: подобие солянки со шматами мясных консервов и пельмени со сметаной. Но зато быстро. Едем в филармонию, волнуемся, ведь у нас нет двух теноров, найдутся ли?
Объявляется программа: С.Давыдов "Вознесу тя", А.Алябьев "Иже херувимы", А.Ведель "Милость мира", В.Титов "Вси языцы". В розданной в филармонии программе еще есть Гречанинов и Бортнянский, мы пели то, что продиктовал Игорь Андреевич. Тенора наши нашлись: слава Богу, они знали, что концерт в филармонии. Вместо нашего бесплатного мясного обеда они пили кофе за свой счет.
Итак, мы в зале, слушаем распевающиеся до нас хоры - из Нарвы, капеллу из Таллинна, мы теперь распеваемся. Игорь поставил нас не на те станки, куда все встают, а несколько выше, вглубь сцены. Находит, что так лучше сливаются голоса и меньше выпирают огрехи. На Титова поставил два хора по углам сцены на расстоянии друг от друга порядка 6-7 м. Мы поем во втором отделении, после румын.
Открывает Гала-концерт хор п/у В. Н. Петрова - нашего с Маниным тезки. На сцене сидит Отец Вячеслав, он представляет певцов. После выступления хора и Петров занимает место рядом с ним, оба ведут программу. Певцы этого хора одеты в широкие хитоны с золотым шитьем - женщины в красные, мужчины в зеленые. В составе хора 6 женщин и 6 или семь мужчин. Это камерный хор православной музыки, они застрельщики и организаторы многих мероприятий фестиваля, как мне показалось, их слушать было интересно, программа разнообразна.
Хор из Нарвы "Ругодив", дирижер Марина Косолапова. В их составе, как и у нас, порядка 24 человек, такое же количестве и в двух Таллиннских хорах - русской хоровой капелле и камерном хоре Эстонского радио. Хор из Нарвы репетировал Чеснокова "Жертву вечернюю", потом капелла тоже пела это же произведение на репетиции. Но на концерте Нарвский хор Чеснокова уже не пел, в их программе Рахманинов "Богородице Дево" в ужасно медленном темпе и что-то занудное (оказывается, Архангельский "Господи, услыши молитву мою"). Мне очень понравилась "Жертва вечерняя" в исполнении русской хоровой капеллы с солисткой, видимо, профессиональной певицей (я даже рявкнула "браво" таким басом, что наши подумали, что это Игорь Андреевич, т.к. я сидела в зале за ним следом). Понравился хор Эстонского радио: у них было что-то свеженькое в программе (Пярт "Мементо мори"). А вообще, программа первого отделения очень утомительная, эта духовная музыка так однообразна, длинна, что при всей красоте гармоний в больших количествах слушать это невозможно.
Так что уходим на перерыв, одеваемся и ждем своего выхода. Румынский хор уже не слышим, только по радио. Одеты румыны в широкие длинные балахоны - женщины в синие, мужчины в красные, отделка белыми полосами, в составе хора 6 женщин и 7 мужчин. В их программе греческий распев и румынские рождественские песни. Это прозвучало интересно.
И вот мы. Как вдарили Давыдова "Вознесу тя, Боже мой"! Это ведь такое разнообразие музыки, темпов, слов, нюансов. И Алябьев, и Ведель - никакого сравнения с тягомотиной первого отделения. Не говоря уже о Титове. Двухорное перестроение - уже нюанс для публики.
Может быть, и были погрешности в исполнении, но разве это кто-нибудь может заметить? Опять же наше построение в глубине - наша удача: лучшая нивелировка голосов.
В зале нас слушал и наш человек - Галя Анурова, и она сказала, что мы ей понравились, хотя какие-то огрехи были, но в целом, как она сказала, изнутри у неё впечатление от нашего пения хуже.
Хор "Россика" из С.-Петербурга заключал концерт, слышу, поют что-то ну такое знакомое, ах, да это же Рахманинов "В молитвах неусыпающую". 2-ая часть в каком-то маршеобразном темпе. Нам по радио не понравилось, Галине Михайловне в зале понравилось.
После концерта нас всех везут в “Линдакиви. Там по программе сегодня общий ужин. В наш 25-местный автобус набилось еще с десяток - молодежь из хора Петрова. Со мной на сидении уместились ещё трое - две девушки и юный бас, гордость хора. Наш общий ужин выглядит так: в холодном зрительном зале кинотеатра кучками на зрительских рядах сконцентрировались приехавшие туда раньше нас, тусуются вокруг круглых красных столиков. Мы нашли себе пару рядов в партере, откуда-то притащили столик, где-то достали первую часть угощения - бутылки с пивом, а второе - плов, как выяснилось, надо добывать, стоя в длинной очереди, самообслуживание. Мы приехали последними и в очереди, соответственно, тоже последние. Рис накладывают на картонные тарелки из большого термоса, добавляют салата листочек, веточку черноплодной рябины. Но пока мы только с пивом, утешаемся тем, что оно оч-чень высококалорийное. Кругом общение (хоров внутри себя) уже довольно-таки громкое, а мы ещё в очереди. Наконец, у нас появились первые отареленные. Вдруг справа и слева раздались первые комментарии по поводу качества риса: с тухлинкой. Ну что вы, ребята, говорю я, не может быть такого. Но ропот всё отчетливее: рис прямо-таки кислый. В общем, кто-то успел всё съесть, кто-то половину, а кто-то и совсем не стал пробовать. Откуда-то принесли приглашение ленинградцев: они уезжают, приглашают нас в свой автобус. Мы бросили радостно всё недоеденное и с воодушевлением укатили в гостиницу. Там мы и догуливали в своих номерах миникомпаниями, кто во что горазд, цель была четкая: продезинфицироваться, Генрих Водолажский высказал - ещё там, в зале, - такую справедливую мысль: мы в Москве прежде всего накормили бы гостей.
А я вспоминаю тот прием в пивном баре в Паневежисе, который устроили Вивату после концерта хозяева - хор Паневежиса, у которого мы гостили. Пиво в кувшинах, мослы, хвосты и уши свиные вареные, сухарики солененькие с чесночком и постным маслом, сложенные на столе в виде колодцев... Я ожидала от сегодняшнего общего ужина гораздо большего, а наши многие тоже думали, что будет банкет и танцы, надели бальные туалеты...
24 сентября. Утро у многих началось одинаково: плов выходил более жидкой консистенцией. И неоднократно. Многие - это примерно человек 10, о ком я знаю (у меня все нормально). Принимаем меры. Сегодня в ночь Эстония перешла на зимнее время, а потому мы все, не сориентировавшись, не доспали свой час: пришли на завтрак в 9 по-вчерашнему, ан оказалось 8 по-сегодняшнему. Ждем завтрака 1 час. Накормили нас вкусной овсяной кашей, хлебом с чем-то намазанным и чаем, якобы сладким. Мы думали, что надо уже сейчас собрать все вещи и сдать номера, но вышло послабление: сейчас берем только ноты и костюмы, в I2 репетиция в Домском соборе, в 13 - концерт. Первыми поют румыны, потом мы. Видимо, мы произвели благоприятное впечатление: наше выступление увеличено по времени.
Так, мы едем. В 10.15 часть нас высадили у Дома офицеров, часть повезли на рынок, сбор у Дома офицеров в 11.45. Высадившиеся пошли по старому городу, у всех свои задачи: Сергей Пивоваров должен купить "Вана Таллинн", Водолажские покупают сувениры, Вера очередные носки (на 47 размер, за десять долларов, но зато песцовые), а я всех жду и хожу по пятам. Посмотрели толстую Маргариту", видели драматический театр (там вчера давали "Ромео и Юлию"), наконец, я увидела и ратушу со старым Томасом, мимо которой я ходила, но не знала, что это такое, и вверх не глядела.
Потом мы вспомнили, что надо купить хлеба в дорогу, но ведь сегодня магазины большею частью не работают.
Почти вовремя все на месте, и автобус подвозит нас насколько возможно ближе к собору, дальше идем пешком. Румыны уже там, репетируют. После них прорепетировали и мы здесь, перед алтарем, но не очень удобно стоять. В конце концов, Игорь Андреевич принял гениальное решение: мы будем петь на балконе, под органом, напротив алтаря. Там мы и слушали румын, а когда они спели и ушли, начали петь мы, с балкона. Прекрасно, нас не видно, голоса летят в зал сверху, слышим, как отдается звук.
Наша программа: Д.Бортнянский "Не умолчим никогда, Богородице", М.Балакирев "Свыше пророцы", Рахманинов "Богородице Дево, радуйся", П.Чесноков "Совет превечный", А.Гречанинов "Антифоны", "Верую" и "Волною морскою. Спели все, спустились с балкона, прошли в зал и встали перед алтарем, а публика уже вся здесь, стоя аплодируют, и мы ставим точку "Многолетием".
Отзывы о наших концертах хорошие, получили приглашение на гастрольную поездку по городам Эстонии. Будет день - будет пища.
Грузимся, едем в Линдакиви на самый последний обед, но нас не ждали. Там очередь: обедает "Нарва", ждет очереди румынский "Анастасио". А нам ждать-то некогда: нам надо в гостиницу, собираться и отбывать на поезд отправлением в 18 ч. Сейчас 15 часов. Румыны нас пропустили, к 16 часам мы отобедали (вчерашними блюдами), в 16.26 мы в гостинице, нам полчаса на сборы и в 17 ч отъезд. Всё мы успели: отъехали от гостиницы в 17.10 и уже в 17.30 стояли у своего 4-го вагона. Нас провожают. За 20 мин объявили посадку. На сей раз у нас нет боковых мест.
Мы едем домой. Нас ожидают на репетицию в следующий понедельник. С собой иметь : Титов "Ты ми Христе", Херувимскую" Добри Христова, "Великое славословие" Струмского. По всем отсекам разложили еду-питьё, сами снабжаемся кипятком из бачка, за что получаем выговор от проводницы и обещание на завтра отсутствия чая. Но мы все равно наливаем, и везде идут душевные посиделки. Осмелюсь высказать мнение: все-таки, наш хор стал сенсацией этого фестиваля (в пользу этого говорит и то, что нам дали 40 минут на концерте в Домском соборе, хотя до этого планировалось 20 минут).
По приезде мы уже имели 2 репетиции - 2 и 4 октября. Игорь Андреевич завалил нас абсолютно новой программой:
Архангельский Гимн
Кантата
Астафьев Тебе поем
Добри Христов Херувимская
Третьяков Седе Адам
Извеков Достойно есть
Титов Ты ми Христе
Струмской Великое славословие
а также Брамс, О.Лассо.
4 октября. На репетиции сказала о том, что заканчиваю эстонский дневник, сразу начались вопросы: а отразила ли я в дневнике, например, как Манин потерял зуб, как его все искали. Гуля поднимала коврики, а потом спросила у Валерия Николаевича, а не убрал ли он его сам куда-нибудь (а всё происходило во время таможенного обхода в 5 часов ночи), оказалось, что да, убрал сам, но не в тот карман, где искал, а в другой, и он так благодарил за поданную мысль! Или другая заявка: а отразила ли я в дневнике историю с памятником колобку? А я ни сном, ни духом. Итак, дорогой Виват! Пусть каждый напишет что-то свое об этой поездке, я берусь издать в таком же виде, как эти записки (Примечание. По состоянию на 1999 г., печатание на ЭВМ, никто ничего не добавил.).
На концерте в Доме композиторов слушали Лену Соколову, которая играла в 8 рук.
16 октября на репетиции по итогам концерта Катя Похмелкина назвала это действо “концертом для осьминога с оркестром”, что мне велено было непременно отразить это в летописи. Я слишком мало стала что-либо отражать. Слава Богу, еще не лень описывать гастрольные вылазки, а то вообще живем без истории.