ВИВАТ 2005 год

С НОВЫМ 2005 ГОДОМ! ВИВАТ! ВИВАТ!

8 января. Собралась группа Вивата у Водолажских (перечисляю по партиям):

Кожемякина Лена Баранова Света Мытарев Миша Водолажский Генрих

Ратникова Ира Водолажская Таня Шмелев Дима Малинский Роберт

Анурова Галя Хорцева Таня Аркин Миша

Арефьева Лена

А также Игорь Андреевич с Галей.

Меня не было (у меня в этот день оказалась внучкина свадьба), так что все отзывы по слухам. У Тани Водолажской осталось очень тягостное впечатление какого-то наступающего конца коллектива, Таня Хорцева была «смурная». Лена Арефьева считает, что хорошо посидели.

Назначенную на 10-е января репетицию отменили, так как не могли дозвониться, чтобы выяснить, будет ли открыт конференц-зал. На всякий случай дали общий отбой. Либо до 17-го теперь, либо что-то появится на среду. Но к Инессе Сырцовой на квартиру идти не хочется. А вообще, одной репетиции в неделю мало, чтобы что-то делать. Теноров нет. Игорь Андреевич готов отдать «полжизни за тенора», как он выразился на нашем бомжовом междусобойчике, на скамейке, снаружи дверей конференц-зала 27 декабря прошлого года.

 

17 и 19 января – репетиции в конференц-зале. Стало известно, что 10-го репетиция могла состояться, оказывается, хозяева нас ждали.

Поем «Сороковые», «Херувимскую № 2», «Stabat Mater» и «O vos omnes», «Тебе Бога хвалим», «Добружанскую», вокализ Науялиса.

Народ приходит: сопрано, альты, басы. Тенора от 1 до 3: Хабаров, Шмелев и новенький, слушает. Уже около месяца приходит.

 

Февраль. Репетиции один раз в неделю. Сначала определились с четвергом, но потом обзванивали всех, что 2 февраля в среду. То ли всегда по средам, то ли только в эту среду. Увидим. Лена обещает, что нагонять упущенное будем в марте.

 

9 февраля. Иду попозже, слышу ангельское пение: Крылов «Свете тихий». Почти полный сбор в женском хоре, а в мужском – тоска. А план – петь 28 апреля, наконец, я увидела список: концерт для ветеранов ОАО «Лукойл». Пели Крылова, Науялиса, Виттория, Херувимскую, Гурылева «И покажет», «Сороковые», «Тебе Бога хвалим». Все это есть в задуманной программе. Кроме Крылова, кстати.

 

24 февраля. Четверг. Репетируем с Наташей Фадеевой: Игорь Андреевич в отъезде (это мне так кажется, что на самом деле, уточню позже). Спели Науялиса, Херувимскую №2, «Соловьи» и «Сороковые», и поспешили к столу: мужичков поздравить. Мужичков у нас совсем мало: четыре баритона и один тенор. Но все на вес золота: Хабаров, Белов, Водолажский, Жинкин, Малинский. Женский ансамбль есть: сопрано 1 – три, сопрано 2 – 5 (две новеньких девочки, Юля Толмачева и заслуженные хористки – Лена Арефьева и Галя Анурова); альты – два первых и три вторых.

 

В марте по плану мы должны заниматься три раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Первый сбой – отменили репетицию 4-го, в пятницу, так как рабочий день в субботу. Второй сбой – нет репетиции в понедельник 7-го, сами понимаем, нерабочий день, конференц-зал закрыт. Собираемся 9-го, и, конечно, за Международный женский день, в половине девятого спели многолетие.

 

Следующая репетиция 14-го, в понедельник. В среду 16-го репетиции не будет, так как здесь будет какое-то мероприятие, 18-го Игорь собирает одних мужчин. Значит, до понедельника 21 марта расстаемся.

А во вторник 15 звонит Ирина Кузнецова (то бишь, Скокова). Со словами: «А ведь у нас 16-го марта годовщина, 26 лет Вивату». А у нас даже нет репетиции в этот день! Ну, решили, что Ира позвонит Игорю Андреевичу, что-то он решит. Кстати, у меня в летописи, в 1-ой книге, стоит дата первой репетиции – 15 марта. Но почему-то мы упорно твердим о 16-ом числе. Надо все же уточнить.

И вот мне звонит Татьяна Водолажская, что на их базе в субботу собирается Виват, по поводу. Не весь, конечно. Это напрягает Татьяну (что не весь), но в условиях квартиры собрать всех мыслимо ли?

 

19 марта. Квартира Водолажских. Наш состав:

Кожемякина Кузнецова Водолажский

Фадеева Жинкин

Малинский

Анурова Водолажская Шмелев Аркин

Арефьева Насонова Боровицкий

Петрова Кашин

Хорцева

 

И Игорь Андреевич с Галиной. Как видим, басы и альты в большинстве.

Стол во всю комнату от окна до двери (сдвинули два в один). Ломится от обилия еды и питья, включая разного рода деликатесы, из которых могу перечислить красную икру на белом хлебе, овощи свежие с оливками и морскую капусту, а также салаты и разные виды мясных изделий. Галина Михайловна испекла великолепный пирог с капустой, а потом к чаю был еще и сладкий пирог ее приготовления.

Говорили много. Всем хотелось высказаться. Игорь Андреевич говорил, что видит Виват как круг, который смыкается, когда из него выбывают составляющие. И так кругом и живет дальше. Лена Арефьева говорила о том, что значит для всех нас в нашей жизни хор и Игорь Андреевич, сколько счастья мы имеем благодаря этому, и как нам завидуют окружающие (по-хорошему). За это наше счастье. А Леночка Кожемякина, как всегда, оригинальна в своих впечатлениях. Ей представляется, что в окружающем мире есть зоны любви, в которые ей хочется попадать, и вот такая зона любви – наш Виват. (Это я пишу уже своими словами, совсем не так, как это говорится, к тому же через два дня после вечера. Не зря мне Лена Арефьева настойчиво подсказывает, что надо всегда иметь при себе блокнот и ручку. Лен! Уж лучше - диктофон!). Мы все согласны с обеими Ленами: Виват – это нам большое счастье в жизни, которое нам досталось, которое нам светит, благодаря которому мы все имеем отдушину. И спасибо Игорю Андреевичу, который столько лет (26!) возится с нами совершенно безвозмездно. И тут Ленка не преминула заметить, что Игорь Андреевич всегда как штык в 7 часов на месте, а мы опаздываем! Некоторым Лена это тут же поставила в упрек, но мы не будем уточнять. Да мало ли каких препятствий у нас по дороге встречается, пока мы добираемся до места со всех концов Москвы (и Подмосковья).

Рискнули спеть за столом (без нот и без рояля) «Bon giorno madonna» и «Padre Nostro». И не сбились, и в тональности удержались. И вроде все прозвучало (во всяком случае, Наташа Фадеева не раскритиковала). Пели не так много. Но старинную студенческую спели сразу (по заявке Саши Боровицкого), пели наши военные песни, как всегда, многоголосно и хорошо. Спели по нашей заявке трио Водолажских, ну, у них все всегда на уровне «супер». Упрек им: до сих пор ничего не записано! Наши продвинутые фотокорреспонденты – Жинкин и Малинский – записали их на телефон и фотоаппарат! Но надо записать все и качественно! Татьяна отмахивается: нет возможности собраться вместе и подготовиться. Господи, подготовиться! Да они вон сходу спели, только встав из-за стола! И как! «Пароход», а,капелла, все на тончайшем нюансе и точнейшей интонации! Это же просто слушать невозможно без замирания!

Разошлись после 21 часа. Спасибо! Репетируем на предстоящей неделе 21-го, 23-го, 25-го.

 

21 марта. Репетируем. Сегодня расселись возле сцены, в партере, стулья поставили кругом. Значительно комфортнее: звук идет в центр, на Игоря Андреевича, пыльный занавес от нас далеко, дышится свободно. Отлично. Рояль на сцене, потому поем только а,капелла. Чем все удовлетворены. В первую очередь, Миша Аркин. 23 и 25, кажется, заниматься с нами будет Наташа Фадеева, Игорь Андреевич уезжает. Дальше – пока не в курсе.

 

23-го занимался Дима, а 25-го – Игорь Андреевич. Потом занятия были 1 апреля, и мы расстались до 11 апреля, так как Игорь Андреевич в отъезде. В тенорах был Мытарев, но не было Шмелева и Рогового. Пели Гурылева и Алябьева «Верую», Христова, «Соловьи» и «Сороковые». Была актриса из Славянского центра, для которого мы, возможно, будем готовить программу на 4 мая.

 

Репетиции 11 и 13 апреля провели Дима Шмелев и Наташа Фадеева. На последней репетиции Лена Арефьева объявила, что концерт для ветеранов Лукойла, намеченный на 26, состоится 27-го апреля, в среду. Напомнила, что концерт ужасно ответственный и что зал, в котором все состоится, абсолютно не акустический, что каждый, особенно не твердо поющий, будет слышен, и вообще… Да, вообще, у нас редкая неготовность к концерту. Такое нельзя показывать даже на променад-концертах в Политехническом. У нас катастрофа в тенорах, а вторых басов нет на последних репетициях. Говорят, Кашин придет в понедельник, и Миша Аркин появится. А баритоны тоже еще не поют свои партии, хотя они есть на репетициях. Конечно, есть надежда, что Игорь Андреевич сляпает к 27-ому, вот и Света Баранова каких-то теноров обещает достать. Более-менее выстраивается женская группа, но мужики… В общем, настроение не блеск.

 

18 апреля. Прихожу в начале восьмого, поднимаясь по лестнице, пения не слышу. В зале полно народу (нас, в смысле), но никто не сидит, все в ожидании. Нет Игоря Андреевича. Наконец, дозвонились по мобильнику и выяснили, что он приезжает только завтра. А у нас такой сбор: Вова Кашин и Анатолий Арсентьич, Сережа Смирнов, Мытарев мелькнул. Но на репетиции его уже не было. А мы репетировали без хормейстеров: Дима работает, с Наташей не договаривались. И вот мы расселись по местам и начали петь программу подряд. У рояля - Таня Шанская, дает тональность и подыгрывает, если надо. А в качестве дирижера выступает Лена Арефьева. Спели женские хоры Крылова, потом Бортнянского, Гурылева, Виттория и Сканделли. Спели «Добружанскую», спели «Сороковые» и «Соловьи», спели Науялиса и «Верую» Алябьева. Что-то в тоне, что-то понижали. Но, черт возьми, никаких ни у кого сомнений, что это надо. Таня Хорцева заметила по этому поводу, что организм Вивата живуч, однако.

Лена напомнила про концерт 27-го, будет он в холле, что хорошо в части акустики (по сравнению с громадным и глухим залом). Народ принял к сведению информацию. Теперь репетиция в среду, должен быть Игорь. В тенорах по-прежнему проблема: сегодня их двое, Роговой и Хабаров, первый далеко не все поет, второй все знает, но периодически в принципиальной отключке по причине первого. Шмелева нет, Мытарев сбежал. Таня Шанская и Светлана Баранова обещают организовать знакомых теноров (видимо, поющих с листа), но они нужны срочно, репетиций уже слишком мало осталось. Игорю Андреевичу придется проявить чудеса виртуозности, чтобы ввести их в репертуар. Да и привлеченных наших бывших – Смирнова, Казьмина, да и Кашина – еще спевать и спевать в ансамбле. Но мы верим, что Игорь Андреевич всего добьется! Ждем с нетерпением.

 

20 апреля. Вот и дождались, приехал, родимый. Были с Госхором в Пхеньяне, произвели там фурор. Заплатили им по 300 евро. Нам презент: бутылка рисовой водки, что мы и продегустировали после 21 часа. Но до того мы репетировали, и так плохо пели, что Игорь не хотел даже пытаться пропеть «Сороковые». Еле уговорили. Кажется, он не хочет их петь в концерте 27-го. Разве что рискнет в концерте 4-го мая исполнить, и то под подыгрывание на рояле, который там, как выяснилось, есть. После репетиции 18-го мы особенно ощутили, как легко петь под дирижерской рукой Игоря Андреевича. Но это все равно не повышает наш уровень: басы звучат так фальшиво, грязно, некрасиво. Голоса грубые, хриплые. Теноров было аж пятеро: кроме наших всегдашних – Рогового, Шмелева и Хабарова, - были Миша Мытарев и новенький молодой человек, который пел с листа и звучал. Так что в «Сороковых» мы, наконец, услышали теноровую партию. Игорь Андреевич подлавливал и сопран на нечистом пении и кошачьем звуке. Но мы на все эпитеты согласны, лишь бы он нас подтянул, наладил, настроил, вытянул из нас максимум, как он это умеет. Лена сбегала куда-то в администрацию и принесла радостную весть: мы можем репетировать здесь в субботу, с 12 до 18. Леночка Кожемякина так и предложила: все это время и использовать. Но все же решили собраться с 15 до 18-ти, чтобы дать людям пообедать (как предложила Таня Водолажская). На том и сошлись. И разошлись. Выпив и закусив Игоревым презентом.

 

Программа концерта для ветеранов ОАО «Лукойл»

27 апреля 2005 года

1 часть (хор Виват)

Д.Бортнянский Тебе Бога хвалим

Л.Гурылев И покажет светоносна ангела

П.Крылов Свете тихий

Тебе поем

Т.Виттория O vos omnes

А.Сканделли Bon giorno madona

А.Алябьев Иже херувимы

Б.Кравченко, Д.Самойлов Сороковые

Обр.И.Илиева Добружанская песня

В.Соловьев-Седой, А.Фатьянов Соловьи, обр. Раевского

Христов Во царствии Твоем

Науялис Вокализ

Алябьев Верую

 

2 часть (ансамбль М.Водолажского)

А.Перов Тишина

Д.Сухарев, В.Берковский Вспомните, друзья

О.Митяев В осеннем парке

Ю.Визбор Рассказ ветерана

В.Соловьев-Седой, А.Фатьянов Давно мы дома не были

А.Розенбаум На войне, как на войне

Мы живы

Б.Окуджава Здесь птицы не поют

 

Интересно послушать ребят. Они, наверное, здорово поют.

Игорь Андреевич обещает, что возможны изменения по ходу концерта. В частности, уже на репетиции пропели «Вечер» Танеева, его нет в программе и нет нот ни у кого с собой. Возможно, будет добавлено в программу 27-го. А «Сороковых» 27-го может не быть в программе. Игорь объясняет это тем, что время концерта ограничено. Кроме того, там все это будет происходить в обстановке, когда слушатели сидят за столиками и общаются. Может быть не очень большое внимание к нам и шум. На что нам предложено не реагировать, делать свое дело, как на променад-концертах в Политехническом. Большой опыт имеем. Поживем – увидим.

 

23 апреля. Репетируем с 15 часов. Состав не полный, в процессе подошли Роговой с Константиновой (с концерта в другом хоре), Мытарев. Ушел Кашин (наверное, на службу). Так что пропеть все полным составом не удалось. Но Игорь Андреевич, конечно, выстраивает, вытягивает из нас. Интересное сравнение: говорит, что вы, мол, подпрыгиваете, неровно звучит, надо прогладить утюгом. И вот мужики начинают утюжить фразы. И начинает звучать. Программа на 27-е пропета, пошли по программе 4-го. Тут «Сороковые». Сразу с подыгрыванием. «Лейтенант» никак не приспособится вовремя вступать на свое: «А это я на полустанке, в своей замурзанной ушанке». Наконец, начал вовремя, но успех вряд ли закреплен. Посмотрим в следующий раз.

Пели до полшестого. Выстраивается, конечно. Думаю, 27-го пройдет благополучно. Но интересно, новый тенор останется у нас дальше? Хороший мальчик. Но вряд ли он закрепится в нашем хоре. Хотя, если он учится, ему бы неплохо было поучиться у Игоря, его манере работать с хором. Но кто знает, что нужно этим молодым. Не захотели же молодые ребята, работающие в манинском хоре, работать с Игорем. Ведь когда-то был у нас совместный опыт. Но не захотели продолжить альянс. Тут, возможно, сыграли амбиции Манина, его желание снять сливки. Ведь поначалу многие наши мужчины пели у него (виватских женщин он не захотел брать в тот хор, кроме отдельных выдающихся личностей).

 

27 апреля. ЛУКОЙЛ. Сбор в 15.45 у выхода из метро «Чистые пруды» или «Тургеневская». Собрались все дружно. В проходной сдали мобильники, пропустили через просвечивание наши чемоданы, и вот мы внутри. Нас встречает уже переодевшаяся в костюм Татьяна Самборская (чем была очень недовольна Лена). Наконец, все мы поднялись в святая святых – столовую, где будет проходить все действо. Длинные стола, суетятся официанты (молодые ребята и девушки в униформе, бордовой с белым). Накрывают столы. Мы в закутке переодеваемся. Здесь тесно и душно. И вот уже слышим «плечистую деву», пора туда, в другую часть столовой, где мы и распеваемся.

Появились ребята ансамбля Миши Водолажского. Они давали концерт перед мишиными сослуживцами, он закончился в четыре, и вот они уже тут. Тоже были накладки: сначала наш концерт должен был быть 26-го, и Миша соответственно перенес свой концерт с 26-го на 27-е, а потом наш концерт перенесли на 27-е, а Мише уже невозможно было делать новый перенос. Так вот в один день все и совпало. Я пошла за ребятами в закуток, следом за Татьяной, и балдела там, слушая их распевку.

Тем временем ветераны заполнили все эти длинные столы, пошли приветствия в микрофон, уже разливают и произносят речи. А у нас тут в закутке поет мишин квартет, надеемся, что там нас не слышат. Уже и Татьяна подпевает им. А там за стеклянными дверями уже гармошка и пение своих. Мы тут сидим уже давно. Интересно, когда же хор потребуется. И потребуется ли. В общем, уже ощущение, что на фиг мы тут нужны. Уже выпили и закусили, уже шумные разговоры, уже самодельное пение… И куда нам со своим репертуаром?

Но вот сигнал нам, выходим. Нас и Игоря Андреевича представили. Начинаем с Бортнянского. Игорь характеризует концерт как военную музыку. Из зала просят говорить в микрофон. С задних столов слышится постоянный шум и говор. Но мы героически (помним променад-концерты!) поем свое. Ближайшие к нам слушают хорошо и аплодируют, и браво. Следующий номер – Алябьев, «Иже…». Игорь Андреевич рассказывает о 20-летней ссылке, но все это тонет в шуме, задним, конечно, не слышно. Но поем. Опять хорошо принимают. Что воспринимают в дальних рядах, не знаем, но здесь слушают хорошо. Игорь упорно не хочет говорить в микрофон. В «Соловьях» Леночка героически солирует. Говорит, никого не видела и ничего не слышала из публики, пела свое. А мы старались изо всех сил. Перебивали эту общающуюся между собой публику. Следующий номер – Христов. Лена солировала вдохновенно, ей, конечно, аплодисменты. Она здешний работник, ей надо спеть самым лучшим образом, и это именно так и прошло. Затем Рахманинов, Сканделли. И «Верую». Это шло уже под общий шум в зале. Заканчиваем Многолетием. Тут Игорь Андреевич в микрофон представил это произведение, что в отличие от принятого у нас в последнее время пожелания в американском стиле (хепи бёдзей ту ю), мы желаем многих лет всем присутствующим по-русски. И мы изо всех сил с воодушевлением выдали троекратное (!) многолетие (Игорь во время пения показал три пальца, и мы после второго раза не стали замедлять, а прошли на третий цикл, это было продирижировано вдвое убыстренным темпом, замедлено со второй части и пошло на окончательное верхнее ля, наверное).

Мы уходили со «сцены» на свою половину столовой, сели за столики. Нам, даже, кажется, стали подавать какие-то закуски.

Потом подмостки заняли ребята из ансамбля. Они пели в микрофоны, поэтому зал слышал все, а они пели, не реагирую на шум. Очень хорошо пели. Татьяна тоже присоединилась к ансамблю, и Водолажский тоже подпел. Заключили они Аксиньей, чьей юбкой синей было не удержать бойца. Очень здорово пели. Мне захотелось как-то устроить их выступление где-нибудь в Зеленограде, чтобы и своих ребят привлечь на прослушивание.

Потом мы уже пели на своей половине зала. И самый главный начальник подпевал (еще и раньше он подпевал ансамблю, я даже пригласила его к нам в Виват, специально сыграла простодушие). Мы спели для него «Вечер» Танеева, а он заказал Есенина. Тут уже всем хором и ансамблем, под гитары спели «Не жалею, не зову, не плачу», на много-много голосов. И уже мы распелись, но тут Лена просигнализировала, что пора кончать, что надо выйти из здания до 8 часов. И мы поторопились на выход.

 

Итог такой: этот самый главный начальник предложил нам сотрудничество в будущем, для ветеранов в каких-то подобных встречах. Лена с ним уже полгода пыталась пробить такой альянс с «ЛУКОЙЛом», но вот только сейчас, наконец, это удалось, и он хочет закрепить этот результат. Ладно. Хорошо, хоть как-то мы встряхнулись. Вот теперь предстоит 4 мая в Славянском центре, на Пятницкой. Удастся ли собрать сегодняшний полный состав, вот вопрос. Пока договорились о встрече 4 мая в 16.30 на Новокузнецкой.

 

Состав хора сегодня:

Кожемякина Александрова Мытарев Белов

Константинова Кузнецова Роговой Водолажский

Коробова Маркова Володя Жинкин

Ратникова Шанская Малинский

Самборская Ярославцева

Сафонова

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Водолажская Шмелев Казьмин

Дронова Насонова Кашин

Пронина Петрова

Толмачева Хорцева

Новенькая

 

Новенькая (надо, наконец, узнать их имена, они так давно уже ходят на репетиции, очень милые девочки. Они из распавшегося ансамбля, где пела Милочка, дочка Гали Оганесян из хора МВТУ).

Если не весь женский состав сможет придти 4-го, это не так страшно, но мужиков терять не надо бы. Почему-то не было Сережи Смирнова. Он ведь был на всех последних репетициях и из нового репертуара не поет только, наверное, «Сороковые», а их сегодня петь и не планировали. Из запланированного не стали петь Науялиса и Крылова, Танеева тоже в концерте не пели. И правильно, там и спетого было более чем достаточно.

Разошлись в разные стороны, но небольшая компания отправилась в кабачок возле старой станции метро «Кировская» (т.е. «Чистые пруды»). Я сначала шла вместе со всеми, но когда начали углубляться внутрь, я вдруг решила, что надо домой. На остановке 400-го простояла минут сорок, народу было много, а автобусов нет и нет. Домой приехала около 11 часов. И только рада была, что дома, наконец-то. Татьяна позвонила на другой день, ее номер у меня отпечатался трижды: она никак не могла застать меня дома и волновалась, все ли в порядке. Но было все в порядке. А они засиделись там, в отдельном кабинете аж до 10 часов. Конечно, мне это было бы недоступно. Просила Таню написать о посиделках. Жду.

 

Праздники 1 мая прошли (Пасха в этом году совпала с красным днем календаря). 1-го погода была ничего еще, а вот 2-го и 3-го – пасмурно, холодно и мокро (2-го шел дождь, 3-го, кажется, нет). На огородах пока нечего делать. Хотя, конечно, у владельцев дач дело найдется всегда. Но у меня, слава Богу, дачи нет, а 2 сотки пока подождут.

Итак, завтра собираемся петь в «Славянском Международном Центре». Адрес: м.Новокузнецкая, пер.Черниговский, 9/13 (до названного переулка идти по Пятницкой улице от центра по левой стороне, как мне продиктовала Татьяна, глядя в схему Москвы, на случай, если я опоздаю к месту сбора в метро).

 

4 мая. Славянский Международный культурный центр.

Сбор в 16.30 на Новокузнецкой, наверху. Едем из Зеленограда с Архиповой (слушатель) заранее, так как не знаем, какова ситуация будет на Ленинградке. Поэтому приезжаем на Речной слишком рано (в три часа уже в Москве, на Ленинградке и на круге после съезда с шоссе против обыкновения не было никаких задержек). Погуляли в районе метро, поехали. На Новокузнецкой вышли наверх, время 15.50. А там стоит Леночка Кожемякина. Уже три минуты назад приехала. Тоже едет от пункта, где непредсказуемо время пути. Тоже боялась опоздать. Втроем вышли, походили в окрестностях метро. Пыльно, грязно, многолюдно. В общем, противно. Вернулись в метро, время 16.15. Никого. Потом пришел Хабаров. А в 16.30 поднялись собравшиеся внизу.

 

Игорь Андреевич, возглавлявший нашу процессию, провел нас какими-то подворотнями к особняку, где размещается этот самый славянский культурный международный центр. Там и вывеска имеется. И еще тоже вывеска, уведомляющая, что здесь есть еще и дворянское собрание. Ох, уж эти постсоветские дворяне! Уж очень много напускного и хуже того – снобизма. Не знаю, может, просто я – деревенщина, от ворон отстала и к павам не пристала.

Ладно, хватит. Слишком много личного во всем выше описанном.

Многие из наших говорят, что мы здесь уже выступали. Кашин говорит, что даже репетировали в этих палатах. А тут особняк и несколько строений кирпичных типа сараев, образующих двор. Особняк перестраивался, а вот палаты («сараи») сохранились со времен Петра. Все это было подарено Петром своему приближенному (фамилию забыла, уточню у Кашина, который это узнал от хозяев особняка). Смутно вспоминаю, что, действительно, мы тут были. Надо пошарить в летописи. Это, видимо, конец 80-х и начало 90-х.

Собрались мы в хорошем составе, почти полном. В тенорах нет Мытарева, но зато есть Володя, новый мальчик, очень хороший тенор. Если останется у нас, будет хорошо.

Репетируем концерт в том порядке, как пойдет действо: чтица прочитывает свой текст, мы поем фрагментарно свое. Чтица раздражает гиперболизированной выразительностью. Таня Водолажская сравнила это чтение со школьным драмкружком. Жесты, интонации – всё чересчур. «Сороковые» поем полностью, под рояль. Вроде, получается. И неплохо под рояль.

Наконец, начинаем. Зал небольшой, потолки высокие. Но жарко. Топят нещадно. Вентилятор в форточке крутится, но к нам не доходит. Народ в зале собрался почти полно, что за публика – не знаем. Может, те самые дворяне. Вижу одного, похоже, церковнослужителя. Наша Елена сидит в зале. Да, забыла: мы же выкупали билеты (по 70 руб., я не брала), так что сколько-то было своих в зале. Правда, не все купившие билеты сумели их распространить. В частности, Лена Арефьева свои два билета привезла с собой, не найдя никого. Потом их пристроили: Водолажский своих зрителей пригласил, а оплаченные билеты для них забыл на работе.

Ну вот, начинаем. Стихи, мы: Бортнянский «Тебе Бога хвалим», 1 часть. Аплодисменты. Стихи. Мы, Гурылев «И покажет…». Стихи – Крылов «Свете тихий», Виттория «O vos omnes», Сканделли «Bon giorno madona». Стихи, война. И мы выдаем «Сороковые». Хорошо! Рояль удерживает нас в нужном ритме, в тональности. И уже выразительность появляется, так как нет того напряжения, чтобы не сбиться. (Забегая вперед: Елена Архипова сказала, что очень хорошо прозвучали «Сороковые». Что раньше ей не нравилось, как мы их пели, тогда, когда записали на пластинку. Я тоже нахожу, что Водолажский лейтенант лучше, чем Вадим Игрушев. На пластинке он поет, но как-то равнодушно. В концертах 80-х годов лейтенанта пел Александров, лихой такой был. И вот Водолажский. Баритон. Хорош!).

Стихи. Соловьев-Седой «Соловьи». Из публики «браво». Стихи. Алябьев «Иже херувимы». Стихи. Христов «Во царствии Твоем». Стихи. Науялис. Наконец, стихи и «Верую» Алябьева. Все. Игорю Андреевичу гвоздики. Чтице – никто ничего. Мы завершаем «Многолетием» и уходим. И тут к нам является Елена Архипова, говорит, что потрясена, что композиция просто великолепна. Что надо ее повторить. Что она плакала на «Сороковых», а на «Верую» бежали мурашки. А на тех вещах, что она когда-то пела в Вивате, в ней звучали ностальгические струны, и она мысленно пела свою партию - первого сопрано. В общем, Елена вся расслабленная и удовлетворенная. Говорит, что мы поем сейчас лучше, чем раньше. Она все это сказала и Игорю Андреевичу. И, кстати, с недовольством отметила, что от публики не было слов благодарности за концерт. Что же это, мол, за публика такая?

Да ладно уж. За кулисами нам говорили слова, сослуживцы Водолажского отметились с благодарностью. Одна слушательница, расчувствовавшись, сказала нам с Женькой (а мы Татьяну ждали и задержались в коридоре), что она с сыном поет дома, что сын окончил Гнесинку по классу гитары, даже напела нам что-то романсное. Мы тут же пригласили ее к нам в Виват, вместе с сыном. 11-го мая мы репетируем. Вот увидим, придет ли. Вряд ли.

На 11-ое наказано принести итальянскую музыку: Вивальди, Лотти, Верди, Палестрина. Видимо, будем настраиваться на абонемент осенью 2005 года.

 

11 мая собрались на репетицию после 4 дней праздников – с 7 по 10. Погода не особенно балует, потому на дачи народ не разъезжается и картошку не сажает: земля еще холодная. В басовой партии Малинский, Смирнов, Жинкин, Аркин, позже еле вырвался с работы Водолажский. В тенорах один Хабаров. Поем Вивальди – «Магнификат» и «Глория». Достало! Не люблю длинных произведений одного автора. Меня осуждают (например, Таня Хорцева) за громкое выражение этой нелюбви. Но есть еще одна причина закругляться: 7-го было 70-летие нашего новоиспеченного «лейтенанта» – Генриха Водолажского. Татьяна пришла на репетицию вся больная (глоткой), но с рюкзаком за спиной и сумкой в руках. Пока мы поем, она готовит там закуску. А Света Баранова принесла жареных пирожков с зеленым луком, яйцами и рисом (уже потом узнали и оценили, тесто сдобное, начинка изумительная).

Игорь Андреевич продиктовал программы на осень 2005 года.

октябрь – «Библия» (программа прошлого года);

ноябрь - музыка Италии (Аркадельт, Палестрина, Скарлатти, Вивальди, Верди); декабрь - русская светская музыка (Танеев, Римский-Корсаков, Гречанинов «Осень» и фрагменты оперы «Добрыня Никитич»).

 

И мы поспешили к столу. Водолажскому – поцелуи и стихи.

Ваша легкая приветливость \ Кто ты, Генрих?

Неожиданна, приятна. \ Вольный сын стихии?

Это – не простая вежливость, \ Чистый баритон весны!

Это – чуткость, вероятно. \ Ты рожден 7 мая в России,

Доброта и привлекательность, \ Годы прожиты, заботами полны…

Юность – не подвластна летам. \ Есть в характере твоем странное свойство:

Дорогой Генрих Евгеньевич, \ Больше ближнего Дело любить,

Помните всегда об этом! \ О чужих проявлять беспокойство,

7 мая 2005 года \ О своем здоровье забыть.

Г.Анурова и, наверное, все «виватки» \ Пусть тяжелой обуви обуза

\ Не печалит цвет яблонь белизну

\ И пусть в майском небе Муза

\ Нежно трогает струну!

С искренним уважением Ирина Кузнецова 07.05.05

И слова вручен мягкий слоненок в тельняшке с припиской:

От Светланы Барановой: Хочу, чтоб Водолажским слон-матрос

У тебя ли нет про запас казны, Здоровье и улыбки нес!

Для друзей стола, меча недругу?

У тебя ли нет Богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что полюбить тебя,

Назвать другом, отцом и радетелем!

 

Многолетие пропели. В прозе говорили. За Татьяну и их многолетний союз. За детей, внуков и правнуков. И Водолажский благодарил за эти 25 лет нашего виватского содружества, которое вдохновляет все эти годы. И пригласил всех на дачу в Мамонтовку 11 июня, чтобы там оторваться по полной.

Спели «Вечер», но нет ни одного тенора, так что было как-то не очень привычно.

 

Репетиции в мае 16 и 18-го, затем еще в июне две встречи, и расстанемся до августа.

 

В сентябре уже предполагается первый концерт. В День нефтяника в Лукойле нас приглашают спеть. Репетиция 16-го прошла плотно, как всегда у Игоря Андреевича. Я пришла с опозданием, пели Скарлатти. Потом прогнали «Caduca la vita», «Magnifikat», последний номер «Glorja». Следующая репетиция 18-го мая, а потом в июне понедельник-среда, понедельник-среда. Каникулы до 15 августа. Концерт в Лукойле в первых числах сентября. Где-то в конце мая Ира Александрова-Долгинина приглашает в Кокошкино помянуть Евгения Павловича. Его нет уже год.

 

На последней майской репетиции 18 мая полный сбор, пришел к концу даже Мытарев. Сегодня Международный День музеев, но мы давно уже в этот день нигде не поем. Спели Палестрину, Криспинуса, Скарлатти, Аркадельта, Верди. Пропели Вивальди «Магнификат», включая дуэт двух Лен. 28-го мая едем в Кокошкино по Киевской дороге. Поезд 12.59 до Апрелевки, 4 вагон от головы. Едем к Жене Александрову…

Репетиции в июне: 6, 8, 13, 15. И на каникулы.

 

28 мая. Киевский вокзал. Я приехала рано: из Зеленограда выехала в 10.50, но на Ленинградском шоссе пробок не было, потому в 12.20 я уже на вокзале. Хорошо, есть время разобраться, что и где. Нашла пригородные кассы. Ира говорила, что билет в один конец стоит 24 р. Протягиваю удостоверение ветерана труда с 50-рублевой бумажкой, на туда-обратно, в расчете на скидку в 50 %. С меня потребовали карту москвича и вернули все документы с 50-рублевой купюрой и билетом с пометкой «безденежно» (как для детей до 5 лет). Какой подарок! Вот вижу Таню Хорцеву. Рассказала ей про безденежный билет, и она тоже получила подарок. Плюс к тому, девушка-распространительница ей сунула пробный пакетик геля против от укусов москитов. Я пошла по ее следам и тоже получила аж 4 таких пакетика. И они нам потом пригодились!

Мы уже вдвоем, уже уверенно себя чувствуем в незнакомом месте. А вот и Света Баранова. Она билет купила, так как не догадалась сунуть в кассу никаких пенсионных свидетельств. Молодая еще! Света уже знает, с какого пути идет наш поезд. Мы подруливаем к 4-ому вагону. Но никого больше пока нет. Таня говорит, что краем глаза видела Иру Ратникову, но у нас она не появилась. Ждем. Еще минут 15 до отправления. Прошлась вдоль состава, заглянула в 4-й от хвоста вагон, может, кто-то там. Но нет. Рядом стоит поезд до Нары, отправление 12.53 (наш 12.59). Возвращаюсь к нашим, здесь уже прибавились Аркин и Шмелев. Говорят, что в Вострякове сядут Малинские. Лена Кожемякина появилась. Водолажских не будет, так как Генрих сломал ногу (в ступне, плюсновую косточку) и теперь с гипсом. По вагону прошел цыганский табор, мы держим сумки, предупреждаем соседку, чтобы не вступала в диалог, так как ее уже одна из табора начала охмурять. Отошел поезд до Нары, вот и мы поехали. За окном слева красивая панорама из новых домов и старых московских высоток. Вот и Малинские сели. В Кокошкино уже нас встречают Ира Ратникова, приехавшая Наровским поездом, Игорь Андреевич и Таня Сафонова.

Борис (друг Женин) и Ира предлагают сложить все вещи в багажник «волги» и подвезти кого-то до дома, но мы предпочитаем идти пешком. По улице Зеленой, потом направо по 1-ой Центральной. И вот пришли.

Старый дом, на фронтоне надпись, которую я запомнила с того 50-летнего юбилея Евгения Павловича 4 августа 1981 года, когда мы гуляли всем Виватом плюс друзья по работе и учебе, всего было 50 человек: «ему еще ХХХХ » … Мне казалось, что эти «ХХХХ» были выполнены из деревянных планок, на самом деле все написано белой краской. Итак, наш состав: Кожемякина, Ратникова, Сафонова, Александрова, Баранова, Петрова, Хорцева, Аркин, Шмелев, Журавленко, Малинские. Володя Жинкин передал выполненную им на компьютере по его технологии одну из последних фотографий Жени с Ирой около кокошкинских берез. Замечательная фотография.

Пригодился гель: намазали открытые места, комары перестали одолевать.

Дом ветшает, участок зарастает. Конечно, никаких посадок. Сараи покосились. Под деревьями цветущие ландыши. Кошки наведались на участок. Таня их подкормила их с нашего стола, который ломился. Ира испекла два пирога с капустой по фирменному рецепту Евгения Павловича. Наши девочки быстро сделали несколько салатов, нарезали мясных деликатесов, овощей-фруктов. И мы сели за поминальный стол. Нас 13 человек.

Мы попросили начать Игоря Андреевича, он сказал несколько слов, затем говорил Борис. Друг Жени, по-моему, с 9 класса. Всю жизнь трудился на научном поприще. Большой умелец, руки золотые. Темпераментный человек, душа компании. Любил жизнь во всех ее проявлениях. Любил женщин, и его женщины любили.

Женя прожил яркую жизнь. Был счастлив сам и осчастливил других. Вырастил двух сынов, посадил, наверное, не одно дерево, строил много и успешно.

 

А какой тенор! Еще петь и петь… Потеря невосполнимая…

Вивату отдавал всю свою страсть и организаторский талант.

Всегда был готов к репетиции. Все партии переписывал для себя крупными буквами. Пел до последнего, пока мог перемещаться. Мы все помним оперу «Добрыня Никитич» в зале Чайковского. Не позволял себе показывать свою боль. Видела тут передачу о Зиновии Гердте. Он, будучи уже смертельно больным, вышел на сцену и просидел всю церемонию чествования его в связи с 80-летием (через два месяца он умер). Его слова: «Артист не может плохо себя чувствовать».

Широкая натура, отзывчивость, забота о ближнем. Всегда говорил о том, что каждый «виватовец должен постоянно думать, а что я еще могу сделать для коллектива, и делать».

На 8 марта подарки: розеточки плетеные, березовые кружки-подставки …

Неизменный пирог с капустой по праздникам для Вивата.

Лена Арефьева высказалась в таком духе: хорошо, когда у человека есть тот, кто сопровождает его до самых последних дней. И мы выпили за Иру Александрову-Долгинину. Она была с Женей последние его годы, дни и часы…

Пели: Рахманинова, Сканделли, Верди, Танеева. Игорь назвал все халтурой, хотя в таком малом составе звучало и не совсем плохо. Обратно ехали поездом 20.12.

 

Оказывается, можно собраться на репетицию 30-го мая, в понедельник. Только надо всем сообщить. Помимо нот итальянской музыки нести и ноты светской – Танеева, Римского-Корсакова, Гречанинова.

 

8 июня на репетиции достаточно большой сбор. Игорь Андреевич не едет в Америку, чему рады мы и, кажется, он тоже. Есть какие-то подвижки с Политехническим музеем: с осени, похоже, возобновим контакт. Пели итальянцев, звучит все. Приятно!

 

В июне должны быть еще две репетиции – 13 и 15-го, понедельник – среда. Но 13-е оказалось нерабочим днем, так как 12 июня – День России – попало на воскресенье. И вот я решила, что у нас не будет репетиции, и никуда не поехала.

 

15 июня. Последняя репетиция сезона. Ехала 1,5 часа в автобусе, потому пришла в 19.40. Поднимаясь по лестнице, слышу стройное пение, пиано. Поют про Лазаря. Ага. А я взяла только Вивальди и Лотти. Понятно, программа была объявлена 13-го, видимо. Итак, репетируем программу «Библия в православном песнопении». Она будет первой в новом сезоне.

Первое отделение

 

Е.Витошинский На реках Вавилонских

А.Третьяков Седе Адам прямо рая

С.Давыдов Слава … Единородный

С.Давыдов Иже херувимы

А.Фрунза Величит душа моя Господа

Г.Давидовский Ныне отпущаеши

Н.Толстяков Приидите ко мне

Неизв.автор Кто ны разлучит

М.Шорин Прежде шести дней бытия Пасхи

Житников Суд над Христом

Д.Христов Во царствии Твоем

Г.Извеков Восплещем днесь

Второе отделение

Н.Озеров Отче наш

Г.Ломакин Отверз приемлет Тя жених

А.Кастальский Се жених грядет

С.Давыдов Обновляйся новый Иерусалиме

А.Алябьев Верую

Д.Христов Хвалите имя Господне

С.Давыдов Един свят … Хвалите Господа с небес

 

Пропели Шорина, Житникова, Витошинского. Репетиции 15, 17, 22, 24, 31 августа, 5 сентября. Далее объявят.

 

В 20.15 Игорь Андреевич закончил репетицию. И мы приступили к прощанию.

Накрыли стол. Есть что выпить и чем закусить. Игорь Андреевич поздравил всех с окончанием сезона. Поблагодарил. Выразил удовлетворение тем, что пришли новые люди в коллектив, надежду на успешное выполнение планов нового сезона.

Леночка Кожемякина (свеже-остриженная под мальчика, «я, Вань, такую жу хочу» прическу) высказалась примерно в таком духе: я хочу поблагодарить всех вас за то, что вы есть у меня; когда я думаю о друзьях и близких, мне представляются ваши лица; у меня мечта – в новом сезоне поехать в Италию, не с концертами, а просто, нашей группой, кто сможет. Все обрадовались, тоже хотим ехать в Италию, а Лена Константинова еще и в Испанию, а потом в Италию. А пока Лена Арефьева сообщила, что завтра Игорь Андреевич садится в поезд и уезжает в Лазаревское, к морю. И мы очень рады.

А потом Лена завела песню: «Призрачно все в этом море бушующем», «Есть только миг, за него и держись» – подхватили все многоголосно. И пропели это до конца, а Света Баранова отстукивала ритм по столу. И закончили немыслимым аккордом, у нас очень любят в конце таких «вольных» песен подпустить этакую неопределенную, но точку. В 21.15 я убежала на свой автобус и, между прочим, ничего не выиграла, так как простояла на Речном в очереди на 400-й автобус минут 40-50, дома была в 23.40. Но настроение отличное.

Итак, до новых встреч, Виват!

Новый сезон 2005-06 гг.

15 августа. Первая репетиция.

В 19 часов сбор в конференц-зале библиотеки.

Состав:

Кожемякина Кузнецова Белов

Коробова Маркова Водолажский

Ратникова Разумова Малинский

Самборская Смирнов

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Бирюкова Шмелев

Дронова Петрова

Приходько Хорцева

 

С Хабаровым мы встретились на выходе с эскалатора, он несет итальянскую программу, а я - русскую. Посмотрим, кто прав. Да, я права. На последней репетиции 17 июня мы получили программу первого концерта нового сезона и расстались до 15 августа. И были намечены даты первых репетиций: 15, 17, 22, 24, 31 августа, 5 сентября.

Новая программа:

1 отделение 2 отделение

Е.Витошинский На реках вавилонских А.Гречанинов Отче наш

А.Третьяков Седе Адам прямо рая Г.Ломакин Отверз приемлет Тя жених

С.Давыдов Слава...Единородный А.Кастальский Се жених грядет

А.Алябьев Иже херувимы С.Давыдов Обновляйся, Новый Иерусалиме

А.Фрунза Величит душа моя Господа А.Алябьев Верую

Г.Давидовский Ныне отпущаеши Д.Христов Хвалите имя Господне

Н.Толстяков Приидите ко мне С.Давыдов Един свят. Хвалите Господа с небес

Неизв.автор Кто ны разлучит

М.Шорин Прежде шести дней бытия Пасхи

Житников Суд над Христом

Д.Христов Во царствии Твоем

Г.Извеков Восплещем днесь

 

Концерт с этой программой намечен на 17 октября, в Славянском Центре. В процессе репетиций Игорь Андреевич сделал замены в программе (против розданной в июне): "Иже херувимы" Алябьева вместо Давыдова и "Отче наш" Гречанинова вместо Озерова, а еще позже заменил неизвестного автора в "Кто ны разлучит" на Гончаренко для 4-голосного женского хора, а также снял с программы произведения Ломакина и Кастальского.

 

Первые четыре репетиции поем русскую программу, а дальше будем чередовать с итальянской: у нас в следующем концерте абонемента Вивальди, Лотти и др.

 

Сентябрь и октябрь прошел в напряженной работе. Женский хор отличался достаточной стабильностью по посещаемости, но с мужским составом напряженка. Как будем петь, когда у нас 2 вторых тенора и ни одного первого, у нас 3 баритона и половина баса (Миша Аркин появился позже). Игорь Андреевич совмещает репетиции с лечением. Репетиции, в основном, 1 раз в неделю, в пятницу.

 

Но были и веселые моменты в нашей нелегкой жизни. 3 сентября Виват ездил в Мамонтовку, у Татьяны день рождения (2-го), а также и Генриха отметили (7 мая не удалось). Я, увы, в Мамонтовку попасть не смогла, а Малинский, которого я обязала написать страничку, так и не сделал этого.

14 сентября поздравляли по телефону Лену Арефьеву с днем рождения, а потом гуляли по этому поводу после ближайшей репетиции в ближайшем заведении: в углу здания библиотеки притулился некий "TUBORG" – кафе под открытым небом. А осень в этом году выдалась необыкновенно теплая... С удовольствием поздравили Лену всем хором.

 

17 октября. Международный фонд славянской культуры и письменности.

Сбор хора к 17 часам. Репетиция в концертном зале. Пока не полный состав. Игорь Андреевич репетирует произведения фрагментами. Вот пришел Роберт Малинский, вот появился Миша Мытарев. Поем "Суд над Христом". Игорь, в основном, недоволен нами, что-то не получается, ползем.

Окончательно программа сформирована на репетиции в пятницу. Согласовано чтение фрагментов из Библии (Наташа Минаева) и исполнение произведений. Перестановка в программе: "Верую" Алябьева в заключение, Давыдова "Хвалите" снимается, программа исполняется в одно отделение:

 

Е.Витошинский На реках вавилонских (соло Е.Кожемякина)

А.Третьяков Седе Адам прямо рая

С.Давыдов Слава...Единородный

А.Алябьев Иже херувимы (1-й куплет и сразу на "Аллилуйя" и финал)

А.Фрунза Величит душа моя Господа (соло Т.Водолажская)

Г.Давидовский Ныне отпущаеши (соло Т.Шанская)

Н.Толстяков Приидите ко мне (соло С.Баранова)

Н.Гончаренко Кто ны разлучит (женский хор)

М.Шорин Прежде шести дней бытия Пасхи

(соло Е.Кожемякина, Т.Шанская, Г.Водолажский, )

Житников Суд над Христом (соло Р.Малинский, М.Мытарев)

Д.Христов Во царствии Твоем (соло Е.Арефьева)

Г.Извеков Восплещем днесь (не было спето, так как Наташа сказала все слова,

и Игорь Андреевич не счел нужным это петь)

А.Гречанинов Отче наш

С.Давыдов Обновляйся новый Иерусалиме

Д.Христов Хвалите имя Господне (соло Г.Водолжаский)

А.Алябьев Верую (соло И.Ратникова)

 

На репетиции в пятницу был самый полный состав, пополнилась басовая партия: Казьмин и Кашин приглашены. Репетируем еще и в субботу в Славянском центре.

 

После субботней репетиции нас, небольшую группу в 8 человек Малинские зазвали в кафе, отметить появление в семействе внучки Арины. Арина родилась 2 октября, нам показали фотки от 7 октября (то есть ребенку 5 дней). Так вот, я такая опытная бабушка (все-таки, 4 внуков и 1 правнучка) решила, что этому созданию порядка 3 месяцев: пухлые щечки, выразительные глазки. Господи, что же это за дети в несколько дней, которые уже так осмысленно смотрят! Так вот, шли наугад, пришли в кафе с иностранным названием, в переводе "кафе-пляж", разделись в гардеробе, прошли по полу-аквариуму, сели за стол на 8-х, заглянули в предложенное меню и ... пожалели, что разделись. Ну очень непонятно, что за блюда, а уж цены... Но в конце концов Лена нашла компромисс: 5 форелей, 3 лосося, 2 картофеля, 2 овощных рагу на пару, пиво. Малинский разливал под столом более крепкое в свои рюмки, но нас застукали, пристыдили, мы заказали еще от них бутылку "русского стандарта" и получили рюмки. Еще был и десерт. Попеть в заведении не удалось, так как у них звучит свой музыкальный фон. Зато вышли на природу и в сквере рядом допили и допели.

 

Но возвращаюсь в 17 октября. При всех накладках, всех нервах и переживаниях, Игорь Андреевич каким-то чудом умудряется на концерте собирать нас и исполнять на приличном уровне. Публика, видимо, в основном, своя, но все же – объективно - прозвучало все лучше, чем на всех предыдущих репетициях, не просто лучше, а вообще хорошо.

 

Великолепны были солисты. И тенора пели свои партии (хотя на репетициях у нас теноров часто просто не было), и басы звучали компактно. Игорь поставил басов в первый ряд и не выпускал из-под своего влияния.

Состав хора на концерте:

Кожемякина Александрова Мытарев Белов

Константинова Маркова Роговой Водолажский

Коробова Разумова Малинский

Кустабаева Шанская

Маклакова

Ратникова

Самборская

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Бирюкова Шмелев Казьмин

Дронова Водолажская Кашин

Приходько Петрова

Пронина Хорцева

Толмачева

Уразаева

 

Следующий концерт 28 ноября. На репетицию в пятницу 21 октября несем итальянскую музыку.

 

21 октября на репетиции почти полный сбор, даже где-то неожиданно: нет обычного спада после концерта. Программа концерта 28 ноября выстраивается.

 

Криспинус 1460 (?) – 1533 "Vale, vale, de Padoa ..."

Карнавальное песнопение для ансамбля

Аркадельт 1500 – 1568 "Il biancо e dolcе сigno" мадригал

Палестрина 1525 – 1594 "Куriе" из мессы фа-мажор (1590)

Сканделли 1517 – 1580 "Bon giorno madona" мадригал (1566)

Лотти 1667 – 1740 "La vita caduca" (1705)

Скарлатти 1660 – 1725 "Ехultаtе Dео"

Верди 1813 – 1901 "Padre nostrо" (слова Данте)

Вивальди 1678 – 1741 "Маgnificаt"

 

Вот такая программа. Игорь Андреевич исключил "Глорию" Вивальди. Наверное, правильно. Программа большая, Лотти и Вивальди многочастные, Верди тоже не короткое произведение.

 

Следующие репетиции – понедельник 24, среда 26, пятница 28 октября, суббота 5 ноября. Затем 9, 11, 14, 17, 21, 23, 25 и 26 ноября.

Последняя репетиция в зале под рояль, аккомпанемент Оли Кустабаевой. Эта девушка к нам пришла только что, поет в партии первых сопрано и, оказывается, отличная пианистка.

Помимо подготовки программы итальянской музыки несколько репетиций были посвящены задачам следующего концерта: пели фрагменты из оперы Гречанинова "Добрыня Никитич", Римского-Корсакова "Владыко дней моих", женский хор из оперы Чайковского "Мазепа".

 

28 ноября. Международный фонд славянской культуры и письменности.

Пришла с опозданием, хор уже репетирует в зале. Почти все уже в костюмах. В коридорах здания на всех трех этажах не протолкаться: ярмарка славянской продукции – поделки, хлеб, книги, "кагор настоящий", елеи, мирра и масла лампадные (земляничное, можжевеловое, эвкалиптовое, розовое и др.) и прочее, и прочее. Всё с национальным содержанием и религиозным уклоном. Хлеб очень активно раскупался, и публикой, и нами.

Репетицию закончили в половине седьмого. Последние приготовления к концерту.

В 19 часов мы выходим перед зрителями. Нас будут записывать.

Игорь Андреевич рассказывает публике о сегодняшней программе.

Первый номер – это средневековый студенческий гимн. Поем. Принимают с пониманием.

Второй номер поет трио: Кожемякина, Арефьева, Шанская. Оказывается, это пародийный номер: на маскараде три, как будто, нищенки просят подаяния, а потом весело танцуют. А когда они поют уже танцевальное, Таня Водолажская им отбивает ритм на специальных приспособлениях (забыла название, что-то вроде тамбурина). Спели очень хорошо, а с подстукиванием – вообще здорово.

Аркадельт – фламандский композитор, но жил и творил в Италии. Роберт читает переводы текстов – Аркадельта, Лотти. Аркадельта пели с подыгрыванием, причем Игорь Андреевич объяснил, что действительно в те времена подыгрывали на лютне.

Публика хорошо все принимает. На Лотти Игорь Андреевич нами не дирижировал, а играл на рояле. И тут-то мы расползлись. В общем-то спели, поняла ли что публика, не знаю, но Лотти мы после концерта переписывали, Игорь Андреевич уже дирижировал, а Оля играла.

Заслужили браво за Скарлатти. Неважно спели Верди. Думаю, что хорошо пропели Вивальди, солисты получили заслуженные аплодисменты: три Лены – Кожемякина, Константинова, Арефьева и Генрих Водолажский. Игорь Андреевич проводит идею, что все сольные куски в те времена пели участники хора, т.е. простые смертные. И у нас наши смертные замечательно поют соло. Мы их назвали самородками, а Аркин – в своем стиле! – обозвал "самовыродками". Юрий Скляров нас слушал, очень понравилось ему все, кроме Верди. Да, это факт. Мужиков маловато для полнозвучного Верди.

 

Состав хора на концерте:

Кожемякина Александрова Роговой Белов

Константинова Кузнецова Водолажский

Коробова Маркова Малинский

Кустабаева

Маклакова

Ратникова

Сафонова

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Бирюкова Шмелев Казьмин

Дронова Водолажская

Приходько Петрова

Уразаева Хорцева

 

Таня Пронина хотя и в костюме, но не пела (видимо, что-то не в порядке с горлом).

 

Окончился концерт. Игорь Андреевич пригласил всех на концерт в декабре, где будут исполняться фрагменты из оперы Гречанинова. Закончили мы по традиции Многолетием. Видно было по лицам, что концерт понравился. Многие подходили, хвалили.

От хозяев получили приглашение на еще один концерт, помимо третьего абонементного, который будет в декабре. Решили посмотреть, что можно восстановить из концерта в Доме журналистов, вспомнить концерты Степана Давыдова.

Следующая репетиция завтра, во вторник.

 

21 декабря. Международный фонд славянской культуры и письменности.

Сбор в 17 часов. Репетиция в зале. Выбирается построение хора: сопрано слева двумя рядами, альты справа, вторые встали во второй ряд. Тенора в продолжение во втором ряду в центре, басы в первом ряду перед сопранами. При пении женского хора басы садятся в первом ряду зала. Прогон хоров с сопровождением – Чайковский и Гречанинов, затем Танеев, Дубенский. И уходим.

Состав хора на концерте:

сопрано 1 - Кожемякина, Коробова, Кустабаева, Маклакова, Ратникова, Самборская, Сафонова;

сопрано 2 – Анурова, Арефьева, Дронова, Приходько, Пронина, Уразаева; альты 1 – Александрова, Кузнецова, Маркова, Шанская, Ярославцева; альты 2 – Водолажская, Петрова, Хорцева;

тенора – Роговой, Хабаров, Шмелев;

басы – Белов, Водолажский, Малинский, Смирнов.

Вот в таком составе мужская группа. Миша Мытарев в зале: он не поет, горло не в порядке. Программа концерта: Дубенский «Отче наш»; Римский-Корсаков на стихи Пушкина «Владыко дней моих»; Танеев на стихи Полонского «Вечер» и «Развалину башни, жилище орла»; хор из оперы Чайковского «Мазепа»; фрагменты из оперы Гречанинова «Добрыня Никитич».

Программа названа светской, включение в нее «Отче наш» Дубенского связано с тем, что это произведение перекликается с песней «Вечерний звон», примерно так объяснил Игорь Андреевич. Наташа Минаева прочитала стихи Пушкина, как всегда, великолепно. Прекрасны были наши солисты: Лена Кожемякина – Настасья, Нина Коробова – Забава Путятична, Генрих Водолажский – Добрыня. Миша Мытарев, слушавший нас в зале, сказал нам потом, что спето все качественно, несмотря на такой слабый состав мужского хора. Вообще, и мы тоже сами почувствовали, спето было неплохо, лучше, чем когда-либо на репетициях. Вот умеет Игорь Андреевич выжать из нас на концертах все возможное и невозможное! Катя, студентка 2 курса Гнесинского института, отлично заменила оркестровое сопровождение роялем в оперных фрагментах.

23 декабря хор выступал перед ветеранами «ЛУКОЙЛа», Лена Арефьева организовала. Программа была составлена из произведений концертов этого сезона, включали и музыку Италии, Танеева, Давыдова, Христова и др. Говорят, спели отлично.

Потом еще всех посадили за столы вместе с ветеранами, и еще пели все вместе. Но всего этого мне не удалось пережить, так как из Крюкова отменили поезда, и я не могла приехать к трем часам. Увы! Знаю от Татьяны, что альтов было 6, 3 первых и 3 вторых.

26 декабря последняя репетиция в этом году. Несем Давыдова и Вивальди. Это к концерту в марте, который нам предложили в Славянском центре.

Выбрана программа: концерты Степана Давыдова «Тебе Бога хвалим», «Вознесу Тя, Боже мой», «Исповемся Тебе, Господи», «Обновляйся, Новый Иерусалиме», фрагменты из литургии, а также «Glorja» Вивальди.

Пропели все вкратце, до 21 часа, а потом устроили проводы 2005 года. Как всегда, ломился стол. Женщины напекли пирогов, наделали бутербродов, фрукты и шоколад. И теплые слова. Нина Коробова, срочно введенная на сольные фрагменты в оперных хорах вместо заболевшей Лены Константиновой, благодарила Иру Ратникову, которая разучивала с ней эти партии по телефону (!). В Вивате нет зависти и ревности, все болеют за дело, за коллектив. Водолажские спели дуэтом отличный тост, как выяснилось, от Розенбаума. Слова я у них взяла, вот теперь еще надо найти возможность печатать. Ноутбук от Архиповой барахлит, я теперь только у Ильи могу что-то напечатать, а это не очень удобно мне. Вот и сейчас, этот текст, последнюю страницу пришлось восстанавливать: с дискеты не удалось без потерь перебросить файл в мою папку в илюхином компьютере. Ладно, спасибо, что текст с начала сезона удалось сохранить.

Итак, от Розенбаума:

Черт с ними, за столом сидим, поем, пляшем.

Поднимем эту чашу за детей наших,

И скинем с головы иней, - поднимем, поднимем!

За утро и за свежий с полей ветер,

За друга, не дожившего до дней этих,

За память, что живет с нами, - затянем, затянем!

Бог в помощь всем живущим на земле людям,

Мир дому, где собак и лошадей любят,

За силу, что несут волны, - по полной, по полной!

Родные, нас пока еще не так мало,

Поднимем за удачу на тропе шалой,

Чтоб ворон да не по нам каркал ????

Уточнить слова!!!