ВИВАТ 1981 год

С НОВЫМ 1981 ГОДОМ !

Отчет И. Журавленко о работе хора «Виват» в 1980 г.

За истекший год коллектив окреп, стабилизировался его состав, укрепились некоторые хоровые партии. Коллектив стал любительским, самодеятельным хором. По-прежнему существует проблема с партией теноров (2-3 певца), что нарушает равновесие общего ансамбля.

Количество участников хора: сопрано - 8 (5+3), альты - 7 (4+3), тенора - 3, баритоны и басы - 6 (4+2), всего 24 человека. Кандидаты - около 10 человек.

Основной состав хора - люди с хорошей практикой пения в различных хоровых и вокальных коллективах, жители Москвы и Подмосковья. Около половины состава хора - учащаяся молодежь.

Старостат хора: председатель - Александров Е.П., заместитель - Смирнов В.В. Методист от общества - Гафурова Ф.Н. Есть в коллективе общественный библиотекарь, распространитель билетов.

Согласно плану ВХО хор выезжал на гастроли во Владимирскую область, где было дано 4 концерта в городах: Гусь-Хрустальный, Муром, Владимир. Коллектив познакомился с историческими достопримечательностями Владимиро-Суздальского заповедника, побывал в цехе № 6 стекольного завода в г. Гусь-Хрустальный.

 

За 1980 г. хор дал 10 концертов:

поселок РАОС г. Раменское;

завод г. Гусь-Хрустальный;

военный госпиталь г. Владимир;

ДМШ № 5 им. Игумнова;

ДМШ г. Гусь-Хрустальный;

ВХПУ;

дом Аксакова;

VIII отчетная областная конференция хорового общества;

общество охраны памятников и др.

 

Репертуар хора:

Советская музыка - Н.Голещанов «Ходоки»

В.Салманов «Бела-румяна» (обработка русской народной песни)

В.Пьянков «Зорька-заря, сл.Ф.Г.Лорки

Б.Кравченко «Кижи», сл.Стратиевской

А.Ленский «Проводы невесты», сл.народные

Русская музыка - Канты и напевы 17 - 18 в.в.

Д.Бортнянский «Трио»

П.Чайковский «Величание», сл.Золотарева

С.Танеев «Сто лет пройдет», сл.Полонского

Западноевропейская музыка - Палестрина «Kyrie» из мессы фа-мажор

Маренцио «Madonna mia gentil», мадригал

Сканделли «Bon giorno madonna», мадригал

Скарлатти «Exyltate Deo» (хвалебная песнь), 2 части.

 

В летний период хор выезжал на экскурсию в Загорский заповедник. Регулярно (раз в два месяца) проводятся вечера, на которые приглашаются интересные деятели культуры и науки, просматриваются любительские слайды, читаются стихи.

Хор посетил концерт в Большом зале консерватории (исполнение сочинения К.Пендерецкого), концерт камерного Ростовского педагогического института и другие концерты хорового общества.

В целях дальнейшего повышения исполнительского мастерства и привития практических навыков в овладении музыкальной грамотой Хоровое общество Московской области регулярно печатает и приобретает для коллектива нотные сборники и хоровые партитуры. Стремясь исполнять сочинения наизусть, мы, тем не менее, не ставим самоцелью исполнение всей программы без нот. Это дает возможность увеличить репертуар, сделать его более разнообразным как для участников хора, так и для слушателей.

Для хора были сшиты женские платья в Московском производственно-театральном комбинате, а также приобретены смокинги для мужчин.

Предложения.

1. Камерный хор Виват должен быть коллективом с необычным, практически не исполняемым другими коллективами репертуаром, состоящим из произведений советских, русских и зарубежных композиторов; исполнение их на специальных «хороведческих» семинарах руководителей академических хоров с рассмотрением вопросов о хоровых исполнительских стилях, как то:

- Хоровые стили эпохи Возрождения.

- Хоровая стилистика русских композиторов.

- Современная хоровая партитура.

2. Для подготовки к циклу «Исторические концерты» предусмотреть в 1982 г. смету для приобретения необходимых музыкальных инструментов (клавесин, группа ударных и духовых инструментов), а также средства для приглашения музыкальных исполнителей на различных инструментах.

3. Создать камерный хор в г. Химки - спутник камерного хора «Виват» (организационный период - весна-лето 1981 г.).

4. Новое направление работы коллектива, связанное с ансамблевой работой, означает, что каждый участник хора обязан петь в том или ином ансамбле - трио, дуэте, квартете и т.д. Это дает возможность более гибко использовать исполнительские силы хора в концертно-исполнительской деятельности Московской областной народной филармонии.

 

Список произведений для ансамблей.

«Моцартиана» - «Аve Maria» (дуэт), ноктюрны (три трио), комический дуэт «Милая крошка, погоди», народная мелодия «Komm, lieber Mai» (квартет С,С,А,Б).

Гальяно Канцонетта (дуэт).

План работы хора на 2-е полугодие творческого сезона 1980-81 г.г.

Учебно-воспитательная работа

Январь-февраль

Ввод новых произведений

Март

Лекция по истории русской живописи в Строг. уч.

Апрель

Запись на радио

Май-июнь

Участие в работе 2-дневного семинара руководителей академических хоров

Концертные встречи

1.Строгановское училище

2.город Александров

Ильинское

Усово

1.Учхоз Михайловское

2.Встреча с академическим хором г.Дубна

Отчётный концерт

Культурно-массовая работа


1. Посещение

Концерта Строг. учил.

Худ.музея

концерта

концерта

2.Вечера

отдыха

отдыха

отдыха


3.Прочее

Тур.поездка


План работы камерного хора ВИВАТ на апрель-май 1981 г.

5.04 воскресение - 12.00 фотосъемка в костюмах в Варварке, далее репетиция.

8.04 среда - 19.00 репетиция в ХОМО, далее в институте им. Гнесиных до 23.00.

12.04 воскресение - 14.00 репетиция в Варварке.

15.04 среда - 19.00 репетиция в ХОМО.

19.04 воскресение - 13.00 концерт в Варварке.

22.04 среда - 19.00 концерт в Министерстве легкой промышленности.

24.04 пятница - 16.00 концерт в г. Воскресенск.

 

Май - сдача партий перед отчетным концертом.

17.05 воскресение - ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ.

 

Январь - февраль - прием в хор новых участников. В хор пришли:

 

сопрано альты тенора басы

Лукашина Т. Бурдо Ася Шмелев Дмитрий Боровицкий Александр

Афонина Нина Петрова Галина Белозерцев Геннадий Манин Валерий

Колыхалова Л. Улыбина Е. Чулков Всеволод

Сырцова Инесса Бирюкова Людмила Скляров Юрий

Воронова Людмила Кондратьева Алевтина Хабаров Юрий

Судакова Клара Лукашина Т (переведена из сопран в альты)

 

15 февраля. Концерт в Варварке из разряда «семейных».

Исполненная программа: Палестрина, Сканделли, Верди, Чайковский, Бортнянский, Танеев, канты, Пьянков, Кравченко «Кижи».

Новички уже в костюмах (по причине фотографирования для будущей афиши), слушают.

После концерта - дружеский чай в ХОМО, знакомство с новичками. Отмечено, что до отчетного концерта 30 репетиций и надо выучить 27 произведений. Куда же мы денемся? Выучим!

Приступили к новым произведениям: Шостакович «Люди верили в пламя» (баллада), Кравченко «Сибирские бани», Калистратов «У во ключика» (жен. хор).

 

15 марта. В Варварке концерт-встреча с камерным хором МФТИ.

С 11 до 12 нас опять фотографировали («Не шевелитесь!», «Не моргайте», «Смотрите сюда» и т.п. - кошмар. Главное, никак не получается то, что хочется).

Сначала пел хор МФТИ. Их около 20 чел. Спели что-то около 10 произведений. Потом пели мы.

Наша программа: Моралес «O vos omnes», Верди «Pater Noster », Сканделли «Bon giorno, madonna», Чайковский «Величание», Бортнянский «Воскресни, Боже» (трио), Танеев «На могиле», «Развалину башни, жилище орла», канты и напевы 17-18 в., русск. нар. песня в обр. Салманова «Бела, румяна», Ленский «Проводы невесты», Кравченко «Кижи», Пьянков «Зорька-заря», негр. спиричуэлс «Глубокая река», Скарлатти «Exyltate Deo».

Новички, за исключением 2-3 человек, уже поют в этом концерте, хотя еще далеко не вся программа выучена. ИА считает, что надо вводить в концерты, как можно скорее, весь состав. Особенно, если учесть, что новички умело пропускают невыученные места в произведениях. В концертах исполняются поэтические комментарии, написанные В.Смирновым.

8 апреля. С 21 до 24 ч. Репетиция в зале института Гнесиных - единственная перед концертом 17 мая. Поиски расстановки хора: партиями? ансамблями?

19 апреля. Концерт-встреча в Варварке с академическим хором совхоза «Московский». Гости выступают первыми. Состав - около 50 чел, в т.ч. 20 мужчин. Репертуар - аcapella («Ой по-над Волгой», неудачные попытки спеть Моцарта, народные песни и др., что-то около 15 произведений), в целом, неплохо. Наш хор пел почти всю отчетную программу, за исключением немногих (Маренцио, Танеев «Сто лет», Щедрин). Наши гости пригласили нас на свой отчетный концерт в совхоз, где-то в конце мая.

 

22 апреля. Концерт в Министерстве Легкой промышленности. Гоняем все ту же программу. Хотя нам показалось, что концерт не слишком удачен, все же польза была: в фойе после концерта устроили отличную репетицию, на которой, кажется, выбрали рациональную расстановку хора:

б б б б а а а с1 с1 с1

т т т т т а а а а с2с2с2с2

а а а а

3 мая. Репетиция в Варварке, праздничное чаепитие, представление Игорем Андреевичем нам новой программы.

К программе камерного хора Виват на 1981-82 г.г.

 

Западноевропейская музыка

Д.Палестрина «Санктус» из мессы фа-мажор

Я.Аркадельт «Лебедь в минуту смерти», мадригал

Ф.Лист «Ave Maria» (на латинском языке)

И.Брамс 4 вокальных квартета в сопр. ф-но «О, прекрасная ночь»,

«Поздняя осень», «Вечерняя песня», «Warum?»

Г.Малер Адажиетто из 5 симфонии (вокализация)

П.Эбен «Нетонущий корабль» (1977 г.) ( на чешском языке)

Рамирес «Роща любви» (на испанском языке)

Негр. Спиричуэлс «Великий день» (на английском языке)

 

Русская музыка

А.Ведель «Милость мира»

С.Давыдов Концерт для хора

С.Танеев «Вечер», «Звезды» - на стихи Я. Полонского

Канты и напевы, старинное грузинское пение

А.Гречанинов «Волною морскою»

 

Советская музыка

А.Кастальский «Эх, тройка», слова Н. Гоголя

Сидельников «Пройди стороной», сл. Тарасова (м. хор)

А.Ленский Масленичная из цикла «Обрядовые песни» (1973 г.)

О.Хромушин Этюд для смешанного хора (в сопр. ф-но)

 

Вокальные ансамбли

А.Банкьери Подражание животным (с,с,а,т,б)

Р.Шуман «Сколько влюбленных и нежных дев» (с,с,а)

Г.Доницетти «Колокол» (т,т,б,б) квартет в сопр.

В.Моцарт «Sub tuum presidium» дуэт (с,м-с)

К.Диттерсдорф дуэт из комич. оперы «Доктор и аптекарь» (б1,б2)

П.Эбен Ария

 

4,6,7,8 мая - сдача партий перед отчетным концертом.

 

10 мая. Генеральная репетиция в Варварке. Концерт со слушателями, в костюмах, полная программа. Все как на концерте, кроме акустики и волнения исполнителей.

Подробное обсуждение, выступления официальных и неофициальных гостей. И обстоятельная оценка по номерам и отдельным личностям Л.А.Славянской.

Это были последняя наша репетиция и последний концерт в Варварке. Хотя мы еще долго надеялись...

 

14 мая. Концерт в музыкальном училище г. Пушкино.

Программа концерта та же, что будет на отчете 17 мая. Последние репетиции в автобусе. Басы недосчитываются Роберта, из-за чего некоторая дополнительная нервозность...

Зал небольшой. Альты взгромоздились (с риском для жизни) на стол третьим рядом. Пели с воодушевлением, возросшим еще больше после того, как к Чайковскому протиснулся в басы Роберт, приехавший своим ходом. Очень приятно было петь для публики, состоящей сплошь из будущих музыкантов, особенно ценной была бисовая реакция («Bon giorno», «Exultate Deo», «Сибирские бани»).

 

17 мая. ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ в концертном зале института им. Гнесиных.

Долгожданный день настал. Сбор в 12 часов. Переодевание, распевание. Последние пробы в зале. 14.00. Начинаем. Первая программа нашего концерта.

КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

г. Пушкино г. Москва

Московской области Концертный зал

Зал музыкального училища института им. Гнесиных

четверг 14 мая 1981 г. 19 ч. воскресенье 17 мая 1981 г. 14 ч.

к а м е р н ы й х о р

В И В А Т

хорового общества Московской области

Художественный руководитель --

Игорь Ж У Р А В Л Е Н К О

Хормейстеры – Геннадий Белозерцев, Дмитрий Шмелев

 

СОСТАВ ХОРА:

Первые сопрано Вторые сопрано Первые альты Вторые альты

Афонина Нина Колыхалова Людмила Бурдо Ася Бирюкова Людмила

Воронова Людмила Семенова Валентина Верховская Эмилия Маркина Елена

Колесникова Ирина Смирнова Людмила Гафурова Фарида Никольская Наталья

Костецкая Валентина Судакова Клара Кондратьева Алевтина Петрова Галина

Левандовская Алла Сырцова Инесса Скокова Ирина Улыбина Елена

Левина Нина Соколова Елена Урбанская Маргарита

Мындря Клара

 

Первые тенора Вторые тенора Баритоны Басы

Александров Евгений Хабаров Юрий Гришелев Владимир Аркин Михаил

Гумилев Михаил Чулков Всеволод Малинский Роберт Боровицкий Александр

Смирнов Владимир Налобин Борис

Никитин Альберт

 

I о т д е л е н и е

Р.ЩЕДРИН -- Песнь Страны Труда

(род. 1932) слова С. Кирсанова

Д.ШОСТАКОВИЧ -- Люди верили в пламя, баллада из хорового цикла

(1906-1975) Верность, слова Е. Долматовского

К.МОРАЛЕС -- O vos omnes

(1500-1553) мотет

Дж. Палестрина -- Kyrie из мессы Фа мажор (1590)

(1525-1594)

Л.МАРЕНЦИО -- Madonna mia gentil

(1553-1599) мадригал

А.СКАНДЕЛЛИ -- Bon giorno madonna

(1517-1580) мадригал (1566)

В.МОЦАРТ -- Ave Maria , дуэт

(1756-1791) -- Сердце хранит глубоко ) ноктюрны, исполняют

-- Очи-звезды ) вок. ансамбли

-- О, страшный час разлуки ) акк. Нина Левина

-- Милая крошка, погоди, комический дуэт

Дж.ВЕРДИ -- Padre Nostro

(1813-1901) слова Данте

А.СКАРЛАТТИ -- Exultate Deo

(1660-1725)

II о т д е л е н и е

 

П.ЧАЙКОВСКИЙ -- Величание

(1840-1893)

Д.БОРТНЯНСКИЙ -- Трио

(1751-1825)

С.ТАНЕЕВ -- Сто лет пройдет

(1856-1915) -- Развалину башни, жилище орла ,

слова Я. Полонского

Канты и напевы -- Межи горами, любовный кант

XVII-XVIII веков -- Кому повем, старинный напев

-- Нова рада стала , украинская щедровка

-- Нова радость стала, белорусская рождественская песнь

Русская народная песня -- Бела румяна

в обработке В.САЛМАНОВА

(1912-1978)

Русская народная песня -- При вечере-вечеришничке

присвадебная Курской области

исполняет Маргарита УРБАНСКАЯ

В.КАЛИСТРАТОВ -- У во ключика, свадебная из цикла

(род. 1942) Русский концерт, слова народные

А.ЛЕНСКИЙ -- Проводы невесты , слова народные

(1910-1978) солистка Валентина КОСТЕЦКАЯ

В.ПЬЯНКОВ -- Зорька-заря, слова Ф. Гарсиа Лорки

(род. 1940)

Б.КРАВЧЕНКО -- два хора из цикла Русские фрески

Кижи, слова Р.Стратиевской

Сибирские бани, слова А.Вознесенского

 

Программу концерта ведет Наталья НИКОЛЬСКАЯ

Поэтический комментарий Владимира СМИРНОВА

Поэтические комментарии В.Смирнова.

«O vos omnes» «Kyrie»

Люди идут и идут по дорогам Поет на хор творенье Палестрины,

Тернисты, порою, бывают пути... Тебе поет и говорит с тобой...

Но люди, вернувшись к родному порогу, Пусть оживут и фрески, и картины

Стремятся в другие дороги уйти. Все прелести небесной и земной.

«Madonna mia gentil» «Bon giorno, madonna»

Менялись веры, низвергались троны, Приветствуем мадонну по имени Polita,

Но в хаосе борьбы и суеты Изящна и галантна, стройна и деловита,

Жила лишь ты, о женщина-мадонна Спокойна и разумна, красива и горда...

Как символ чистоты и доброты. Ах, если бы к тому же была ты молода!

«Padre nostro» «Exultate Deo»

О, наш отец, прими, прими моленья, А это - ликующий гимн,

Пусть черными не будут наши дни, Хотя в нем слова молитвы,

Нас на дорогах жизни сохрани. Он с песней весенней сравним,

Не гаснет пусть пред жизнью удивленье! В нем яркие краски разлиты!

Да будет мир над нашими полями,

Пусть будет небо полно, полно звезд,

Не будет пусть на свете горьких слез,

А будет музыка все время с нами!

Канты и напевы «Сто лет пройдет»

Руси забытые распевы, Могучий дуб красуется под небом;

Людское счастье в них, людское горе, Что помнится, что видится ему?

В них голоса полей, лесов и неба, За целый век в его тени кто не был!

Они звучат сегодня в нашем хоре. Ему доверив тайны одному.

«Развалину башни, жилище орла» «Бела, румяна»

Развалины башни видны над волною, Зинушка бело-румяная

Заснули навеки руины; Из наших российских селений,

Лишь ветер порою протяжно завоет, Невеста завидная, ладная,

И падают камни в пучину. Увидишь - замрешь в изумленье!

«Зорька-заря» «Кижи»

Испания...затихла сигедилья, Кижи - это край деревянный,

И отдыхает шумный городок. Что песнею жил и живет;

Но летом коротки у ночи крылья, Творец его - не безымянный,

И вот белеет над рекой восток. Творец его - русский народ.

«Глубокая река»

Река горючих слез и тягостных томлений,

Никто не ведает ее глубин.

И негр-старик упал вдруг на колени

И просит воли, жалуясь один.

 

Далее продолжает признанный рифмоплет-летописец Л.Воронова

Часть 1. Официальная.

Как семнадцатого мая в Гнесинке мы выступали.

Был отчетный наш концерт первый раз за пару лет.

Спели все мы по программе. Ну, а как? Судите сами,

Если наше пение шло на вдохновении.

«Вдохновенье - не экспромт, а труда большого плод», -

Так сказал наш вдохновитель, нашего успеха бдитель,

Хоровой наш комиссар, та, котору в жены взял

Игорь свет Андреич наш. Крикнем «Горько!» им сейчас.

Нас на радио писали, интервью у нас забрали,

Так что, может, как-нибудь мы услышим про свой путь.

Ценно то, что на концерте были авторы, поверьте,

Калистратов и Пьянков - двое славных мужиков.

Калистратов был удал, - с нами ультраpiano взял.

Часть 2. Застольная (банкетообразная)

А потом Смирнова Мила нас банкетом охватила.

Женя в форточку кричал, свадьбу он изображал.

Оказалось, как всегда, что кричал он не туда;

Но зато он, вот пострел!- Разместить нас всех сумел.

На столе бутылки в ряд, плюс пампушечки стоят!

Вкусные пампушки испекла Валюшка!

А какие пирожки!..Так и просятся в стишки,

Так во рту и тают, Лену прославляют.

Игрь Андреич, полон сил, угощенье подносил

Фариде и Леночке на белые коленочки.

Славно ели, знатно пили, речь застольну говорили,

Всем достойнейшим подряд прокричали мы «Виват!»

Все сошлися на одном, что фундамент возведен.

Теперь нужна работа, терпенье и охота,

Cтарание, внимание, а главное - желание.

Тогда, ребята, дружно достигнем то, что нужно.

Миша Аркин держит речь: «Ноты всем пора бы сжечь!

И глядеть теперича на Игоря Андреича»

Даже Манин речь держал: критика изображал.

Коль со сцены б с нами пел, выступать так не посмел.

Скляров - речь не говорил, теноров лишь похвалил,

Как на «ню» они нажали, в лицах все изображали.

Только Сева был суров (он не знал значений слов).

Очень хитрые ребята, эти наши кандидаты:

Петь - их нет, а пить - так тут! - Дюже выгодно живут.

Композитор В.Пьянков нам сказал не много слов.

Но зато, когда играл, наши души в плен забрал;

Просветленный вокализ много раз звучал на бис.

Часть3. Завершительная.

Поредел бутылок ряд, и уехал в Ленинград,

В славный город Питер наш руководитель.

Делать неча, нече пить; стали чаю мы просить.

Дюже важно Роберт пел (видно, мало он поел !)

про гусей и уток, что их любит жутко.

Гевлич нам стихи читал, на путь верный наставлял;

О.Хайямом вдохновлен, рассказал, ЧТО любит он.

Председатель не робел, сладко тенором он пел,

То про Дуню, то про Донну, звал их все куда-то томно,

То в таверну, то в лесок, якобы под лопушок.

У Смирновой у Людмилы очень хорошо нам было...

 

В мае в хор пришли: Куликовский Б.И. (бас 2), Афанасьев В.А. (бас 1), оба из МВТУ.

 

30 мая. Поездка в совхоз «Московский» (м. Юго-Западная, авт. 511).

 

 

 

 

Опять пишет летописец Л. ВОРОНОВА.

 

Как 30-го мы мая в совхоз Московский выезжали,

Слушали отчет их хора во 2-ой совхозной школе.

Хорошо звучал тот хор, Ай да Саша-дирижер!

Мужичков чуть маловато, но звучат они богато.

Ну, а женщины - так те, как всегда, на высоте!

А потом мы собрались и в лесочек подались.

Баянист вперед пошел,весь народ с собой повел.

Шли вперед мы весело с шутками и песнями.

Вот пришли мы на лужок на зеленый бугорок:

Место чудное нашли, лес кругом и комары.

Стол наш был на высоте. Все расселись буквой «П».

Староста сидеть не мог: он штаны свои берег...

Расчудеснейший народ во совхозе том живет!

Так они нас принимали, овощами угощали!

Гвоздь программы был шашлык...Распрекрасный был пикник!

Игрь Андреич с Фаридой взяли форму «ню» с собой,

Остальные, кто чем мог, комарам поесть помог.

А какой веселый пляс на поляне был у нас!

И потом опять мы пели, слушать нас они хотели;

Игрь Андреич тоже пел, заменить басов сумел.

Наш Андреич был так мил, что всех женщин покорил

Совхоза-комбината,- вот учись, ребята!

День прошел, и при прощанье общим было пожеланье:

Чтоб сюда нам приезжать и клубнику собирать.

 

31 мая. Концерт в музее искусства крепостных ОСТАНКИНО.

Исполненная программа в дополнение к тому, что пели на отчетном концерте, содержала еще две новых старорусских миниатюры: распев Ломакина и кондак киевского распева в гармонизаииКастальского. Из Моцартианы исполнялись: дуэт «Ave Maria», ноктюрн «Очи-звезды» и дуэт «Милая крошка, погоди».

 

Рассказ о трех огурцах и Египетском зале Шереметьевского дворца (Л. Воронова)

 

В Египетском зале, в Египетском зале!

Да, именно там мы выступали.

Стоять на коврах мы только могли.

И верные сфинксы нас стерегли.

 

Все это мы можем увидеть на фото,

Ведь верный фотограф над нами работал.

Прекрасный дворец воссоздал нам настрой,

И, кажется, верный держали мы строй.

 

 

Чуть позже, потом, в застольных прениях

Отметили качество нашего пения.

Закончен концерт. И все, кто могли

к Наталье Никольской толпою пошли.

Это мудрая Людмила нам идею подарила,

плюс вкусная коврижка, да сок, закрытый крышкой,

а еще 3 огурца, - счастью не было конца.

Это чудо-огурцы - настоящи молодцы.

В голландской им темнице дано было родиться.

Их бережно взрастили, Журавленко подарили.

Покидая тот совхоз, всех троих домой привез,

а жена его Людмила их Вивату подарила.

Принесли их, наконец, в Шереметьевский дворец.

Выпив соку, чай попив, обо всем поговорив,

об успехах, неудачах, о других наших задачах,

снова шумною толпой расходились мы домой.

 

3 июня. Среда. Репетиция в Варварке. Фотографии с концерта в Египетском зале уже есть - двухстворчатые. Лучше всех получилась Афродита.

 

С 5 июня нас лишили Варварки, репетируем в ХОМО в антисанитарных условиях. Жара установилась в Москве, и мы репетируем в тесноте и духоте. К концерту в Филях 31 июля учим несколько новых кантов («Радуйся, царице», «Мати милосерда», «Солнце хвали»).

 

7.06. 81 г. Наталья Никольская - на день рождения Михаилу Гевличу.

 

Ну вот, июньский день явился И вы заметили, виватцы,

И новость миру возвестил: Стал Миша чаще улыбаться

Мы рады все, что ты родился, И даже не без колебаний

Живи и здравствуй, Михаил! Предпочитает хору баню!

 

Живи и развивай таланты Но все же мы совсем не слышим

Певца, танцора, музыканта. По воскресеньям голос Миши

И как с любимым младшим братом И потому пока не розы,

Не расставайся ты с Виватом. А веник дарим, из березы!

 

15 июня. Концерт в музее имени Глинки (новое здание на ул. Фадеева).

 

(стихами пишет Воронова, прозой - Петрова).

 

На улицу Фадеева, в дом № 4

послушать наш концерт друзей мы пригласили.

Концерт был в небольшом органном зале.

И, говорят, неплохо мы там прозвучали.

 

На этом концерте И.А. рассказал слушателям о нашем хоре, между исполнением произведений давал искусствоведческие пояснения. С нашей точки зрения (и с нами согласны слушатели), концерт имел и большой просветительский интерес. Работники музея отметили, что такой полный сбор у них был только на концерте джаза.

Людмила Алексеевна записок не вела

и выступленье наше к хорошим отнесла.

Нас слушал Сам Леонов, нет, не киноартист,

он из консерватории, по хору спецьялист.

Он очень удивился, откуда, что и как

успел наш Журавленко создать сей хор Виват

Красоты русской музыки все зрители заметили

и в нашей книге отзывов все это и отметили.

Когда концерт закончился, собрались мы все вместе

отметить дни рождения и проводы невесты.

У Ниночки Афониной мы это отмечали

и каждому виновнику «Виват! Виват!» - кричали.

В тот день новорожденные и Нина, и Инесса,

они были веселые, печальна лишь невеста:

жених ее в Тюмень работать уезжает

и Леночку от нас на время забирает.

Три года пролетят, и, к нам вернувшись, Лена

вновь партию альтов украсит непременно.

Вновь яркими талантами Никольская сверкала

и каждому из всех троих свои стихи вручала.

Героем дня опять же стал/

наш несгибаемый трудяга-комиссар./

Людмила Алексевна-свет/

открыла нам один секрет./

Речь идет здесь вот о чем:/

что Вивату нужен дом -/

с гримерной, костюмерной,/

со сценой непременно./

Множество инстанций Людмила обошла/

и, кажется, удачу в одной из них нашла./

 

17 июня. В хор пришли Гедымин Ю.Ю. (1 тенор, хор МВТУ 25-летней давности) и Елена Архипова (1 сопрано. Мы с ней поем в ансамбле в Зеленограде).

Посвящения Н.Никольской

 

Нине Афониной - 14.06.81

Ниночка Афонина Даже в стажеры

Похожа на симфонию: Не попасть влюбленным вам!

Светлая и ясная, Имеет дирижера

Чуть-чуть голубая, Весьма одаренного!

Звучит прекрасно в ней

Тема любая!

 

Инессе Сырцовой - 15.06.81

Чтоб было в хоре Придай сопранам

Довольно прогресса, Побольше веса, -

Звучи, Инесса! Звучи, Инесса!

 

Поем ли канты, Чтоб о Вивате

Поем ли мессу, - Писала пресса,

Звучи, Инесса! Звучи, Инесса!

 

 

На отъезд в Тюмень Лены Улыбиной

 

На самый край вселенной Нам надо постараться отлично заниматься,

Мы провожаем Лену. И за три года Лена, объехав полвселенной,

Наверно, виноваты, Придет в прославленный Виват

Что едет от Вивата? И встанет снова в первый ряд !


26 - 27 - 28 июня. ДУБНА.

Концерт в Малом зале ДК «Мир» 27.06.81 г., 18 ч. «Жур-Хаб-Ник» (так мы назвали свой праздник в честь новорожденных - Журавленко, Хабаров и Никольская).

 

Наш состав:

сопрано альты тенора басы

Афонина Верховская Александров Боровицкий

Воронова Гафурова Хабаров Куликовский (дебют)

Костецкая Кондратьева Чулков Налобин

Левина Соколова Шмелев (блуждающий форвард-

Семенова Бирюкова то тенор, то бас)

Смирнова Никольская

Анурова Петрова

(слушала) Урбанская (с внуком Сережей)

 

Исполненная программа: Шостакович (на 1/2 тона выше) - запороли, после чего разозлились и, несмотря на жару и слабую басовую партию, все остальное спели хорошо; Моралес, Палестрина, Маренцио, Сканделли, Верди (прозвучал на редкость удачно - 2-е сопрано спели чисто и стройно, и басы молодцы), Скарлатти. Ломакин, Кастальский, Чайковский, Бортнянский, канты, Танеев «Сто лет», Пьянков, Кравченко «Кижи» и «Сибирские бани».

Качественное пение в такую жару, когда с нас текло, как в бане - просто подвиг. Еще за 2 часа до концерта и даже за час - мы не думали, что вытянем программу. Наверное, срыв в Шостаковиче подхлестнул: все подтянулись, собрали в кулак всю свою волю, - ведь вся программа еще впереди! И спели хорошо. Особенно Верди. И М.С. спела свою присвадебную «до мурашек», и было хорошее piano в Калистратове, и чистенько прошли «Проводы невесты», и на «ню» не опозорились.

В Дубне была большая программа нашего пребывания. Основная масса хора во главе с ИА и ЛА с пятницы стали лагерем на берегу, на каком-то перешейке между озером и каналом. Было 5 палаток, 1 байдарка, 1 велосипед и трое новорожденных - Никольская (25.06), Журавленко (28.6) и Хабаров (28.6). Вечер пятницы - обалденный отдых: великолепное купание, чистейшая вода и белые ночи. Пели на берегу и даже довольно стройно.

Концерт был в субботу в 18 ч. В 16 ч. мы были там. Прекрасный зал, ДК - высший класс. Слушатели - 11 хормейстеров и участники хора. После концерта хозяева нам устроили чай.

А вечером на берегу начался торжественно-праздничный ужин, мы пригласили дубнинцев. Н.Никольская посвятила новорожденным стихи.

 

Игорю Андреевичу Журавленко

Примите, Игорь, в день рожденья И хоть частенько покидали

От каждого из «журавлят» Мы гнезда - хищник виноват!-

Улыбки, речи, поздравленья Зато смелей курлыкать стали!

И наше дружное «Виват!» Примите дружное «Виват!»

Ведь если творчески мы жили, Когда же вырастем большие,

Не прокисая от утрат, Петь будем лучше во сто крат,

То эти силы Вы вложили За Вами и в края чужие

В наш хор по имени «Виват». Мы полетим, крича «Виват!»

 

Но и тогда, когда гордиться

Виватом будет вся земля,

Не захотим в руках синицу,

Нам дайте в небе Журавля!!

 

Юрию Хабарову

 

Нужна вам широта натуры?

Или изящество фактуры?

А, может, глубина культуры?

Так это наш Хабаров Юра!

 

Для Наташи Никольской достойного автора не нашлось (сапожник ходит без сапог)

 

Дубнинские частушки

 

Кто в палатке притулился и так жалобно скулит?

Это Женя простудился, прихватил радикулит!

На концерте мы имели партию из трех басов:

Александр и два Бориса плюс блуждающий Шмелек.

Куликовского дебют в хоре состоялся,

И на редкость в этот раз Верди нам удался!

Боре бабочку не взяли - приспособили носок,

И на шею привязали за ботиночный шнурок.

Александров был в ударе, хоть с простреленной спиной,

Новорожденных прославил, всех - одной алиллуйей!

Люся в ночь, в четвертый час велоспортом занялась!

Катит - вкривь - во весь опор, следом Игорь: «Ахти, вор!»

Нас возил лихой шофер: экстра-класс и каскадер!

До ХОМО не докатил: в Шереметьеве ссадил...

И потом мы выгружались в полночь на Речном вокзале.

И тогда решил наш хор: проще нужен нам шофер!

 

ДУБНА (быль историческая. Л.Воронова)

 

Расскажу вам быль одну, как мы ездили в Дубну.

Вражьи силы нам мешали и жару на нас нагнали.

Изнуряющий был жар, на тот свет чуть не загнал.

Пред отъездом нам сказали, что Икарус поломали.

Вез в Дубну нас просто ЛАЗ, плюс шофер - высокий класс.

Раньше он возил министров, вдруг повез простых туристов.

Лихо мчался наш шофер, олимпийский каскадер.

Мы хотели очень петь, партии все просмотреть.

Он нам пенье запретил и собой доволен был.

Наш автобус многоместный вез «Салют» с собой трехместный,

Вез складной велосипед, «шмель», чтобы варить обед.

Журавленки поднажали, дом родной свой обобрали,

Каждому везли наряд, был обряжен весь Виват.

Пока ехали - тряслись, мы стихами запаслись,

Чтоб прославить всех троих, новорожденных самих

Встали мы на озере. Место - ничего себе!

А кое-кто в автобус прыг! - и в гостиницу проник.

Но потом они назад прибежали в наш отряд!

Шмель наш добрый все пыхтел, нам еду сварить сумел.

Мы попили и поели, глядя на канал, попели.

Очень тихо мы звучали, никому спать не мешали.

Залегли все по палаткам, те, кто носом уж клевал.

Только Женя на приемы расписанье составлял.

Намечал часы, минуты, их запомнить обещал.

Но, лишь ночь чуть-чуть спустилась, сам с приема убежал.

В безразмерную палатку Журавленко он залег,

И с тех пор и до рассвета уж никто уснуть не смог.

А наутро, как все встали, все купаться побежали.

Журавленковский Салют пригодился очень тут.

Враг, однако, не дремал, диверсировать начал

И пустил буквально кровь он из редких голосов.

Боровицкий - парень смелый - топал голой ножкой левой.

Вдруг, откуда ни возьмись, в ногу проволка вонзись!

И промолвив громко: «Ой!», топнул он другой ногой.

И уже нога другая тоже кровью истекает.

Обезножил главный бас... Боги, сохраните нас!

Саша - парень сверхупорный: проволоку эту дернул.

Руку, правда, повредил, но зато врага добил.

Ну, а злая вражья сила новым бедствием грозила:

С помощью простого кола Люда ногу распорола!

Слава богу, что Петрова в медицине будь здорова !

Вмиг помазала всю ногу: Заживет, - говорит, - ей-богу!

А таинственная сила вновь удары наносила!

В качестве ужасна жала Фариду она избрала.

Фарида, не чуя зла, так пленительна была,

Что Евгений не сдержался, приподнять ее старался,

Но, пронзенный в бок стрелой, закричал: Ой-ей-ей-ей!

Как ему теперь помочь и до сцены доволочь?!

Но Виват врагу не сдался! Вмиг в Дубну он весь собрался,

Что судьбе наперекор выступил наш славный хор.

Надо счас отметить тут Куликовского дебют.

Он во фрак был облачен, бабочки лишь был лишен.

Что тут делать, как тут быть, может, голову спросить?

Голова - большая сила, если мысль ее пронзила.

В миг с ноги носок стащил, бабочку изобразил...

И басам он понемногу подпевал на босу ногу!

Боровицкий - наш герой, на полу стоял босой.

Силы все пришлось напречь, чтобы в обморок не лечь.

Третий - Боря баритон, прям с дежурства прибыл он.

Ночь не спал и день не спал, он качался, но стоял !

Слава! Слава трем басам, очень важным голосам !

Мы стояли, стойко пели, от жары все разомлели...

Лишь закончили программу, платья с нас слетели сами.

Но концерт наш удался ! - так сказала Дубна вся.

Нам цветы они дарили, чаем тоже угостили.

Мы, собрав всю смелость нашу, завернув еду в бумажку,

Положив туда конфеты, что остались от банкета,

Отбыли на Волгу вспять: праздник начинать опять.

Праздник должен быть тройной, поднесут не по одной !

Нам Никольская Марина ужин вкусный уж сварила.

Петя в первый в жизни раз Шмель от погашенья спас.

Алексевна свет Людмила этим всем руководила.

Пала уж вторая ночь. Мы попеть были не прочь.

Пели долго у костра, но уже и спать пора.

...Лагерь наш объял покой. Сладко спится над рекой.

Но не всем хотелось спать. Что случится счас опять?

 

Леночка дала обет: встретить в озере рассвет.

Оголенной надо быть и навстречу солнцу плыть!..

Сон бежал от Фариды, та стояла у воды...

Я в палатку залегла, честно спать уж начала,

Вдруг мне в голову мысля незаметно заползла:

Там стоит велосипед, о нем мечтаю с детских лет,

Вот его бы оседлать, сквозь туман отважно мчать !

Я тихонько поднялась, к велику подобралась.

Покатились не спеша оба вместе колеса.

Лена вместе с Фаридой то ж участвовали со мной.

Только вывели машину, начали крутить мы шины,

Вдруг навстречу бугорок. Тихо звякнулся звонок.

Игорь мчит во весь опор, думая, что это вор.

Очень лихо я катилась, словно молния змеилась.

Юноша вдали стоял, от меня едва сбежал...

Утром началось волненье, к празднику приготовленье.

Расстелили спозаранку скатерть нашу самобранку.

Началися поздравленья, угощенья, поздравленья.

На мелодию тую, что поем алелую,

Игоря повеличать мы пыталися начать.

Но Евгений не стерпел, громче нашего запел

и так лихо выводил, что ансамблю наш заглушил.

Он поздравил сразу нашу несравненную Наташу,

Ю. Хабарова, черед – Журавленко настает.

Жу-жу-жу-иго-го-го – так рифмует он его…

Так он всех одной своёй охватил алелуёй !

А потом, закончив пить, стали Игоря крестить.

Семь раз в воду окунули, всех всевышних помянули:

Бога, Будду и Аллаха; - он нырнул совсем без страха, -

За Конфуция, за пламя и за солнышко с лучами,

А потом купнули вниз за святой наш коммунизм.

Гости из Дубны пришли, пирогов нам принесли…

В общем, был чудесный день. Но автобуса уж тень

Перед нами появилась, и веселье прекратилось.

Сели по сиденьям в ряд и поехали назад.

Из Дубны автобус вышел. Хлоп шлагбаум – нам по крыше.

Едем дальше и дрожим, ничего не говорим.

Вдруг откуда ни возьмись с потолка бутыль сорвись.

Круглая бутылка – бац мне по затылку!

Смертоносные дела вражья сила начала.

А зловещий нас шофер лихо мчит во весь опор.

Вдруг автобус задымился, поскорей остановился.

Поднял наш шофер капот, - кипяток оттуда бьёт!

Лишь мы только задымились, – все кругом остановились.

И раздался страшный гром, поднялася пыль столбом.

Это кто-то в столб вонзился, тот на части развалился,

Нас чуть-чуть он не задел (этого ведь враг хотел)!

Мы отправились толпой на автобус, на другой.

Надо Игорю помочь в дом свой вещи заволочь!

Дима, несмотря на ночь, взялся Игорю помочь:

Упросили автобус довезти до дому груз.

Я считаю, что наш хор закалился с этих пор.

Не страшны нам все враги, только ноги береги !

 

3 июля – последняя репетиция сезона.

 

Поздравления с днем рождения – «июльским розам» - Наталья Никольская.

 

В. Костецкой Э. Верховской Л. Бирюковой

Может, братцы, вы не знали, С хором породнилась Весомо, смело и толково

Первой в хор вступила Валя? Верховская Мила, Поет Людмила Бирюкова.

И ведется с этой даты Скромно, но заметно Может, помогают боги,

Родословная Вивата! Вносит свою лепту! Может, помогают йоги,

Утром, ночью, поздно ль, рано Ей сегодня каждый рад Только звучность уж не та

Пусть звучит твое сопрано Прокричать: «Виват! Без Людмилина альта!

И, не связанное хором, Виват!»

Пусть взвивается на хоры!

 

4-5 июля – сбор клубники в с/х «Московский». Сплошные приключения. Самое первое - нас ждали не в 15 часов, а в 3 (!). Так что у означенного магазина никто никого не встречал... Кроме того, кто-то возвращался за паспортами. С некоторыми затруднениями устроились на ночь по квартирам хористов, а до этого загорали на озере. Заработали : 3 кг отборной клубники с 30 кг собранной ягоды. Хозяева-хористы угощали отменными блюдами, особенно все много говорили о борще.

 

1 августа. ХХХХХ – юбилей Е.П. Александрова.

 

Весь Виват приглашен на дачу (Киевская ж.д., ст. Кокошкинская , 1-ая Центральная, дом 23). Нас собралось: 11 сопран (7-4), 8 альтов (5-3), 5 теноров (вместе с хозяином-юбиляром), 3 баса (считая И.А.). Кроме нас на даче были родственники и знакомые, всего человек 50. Хор и родственники (мужчины) различались так: в штанах - родственники, без штанов - хор.

От дождя, который ниспослал Господь-Саваоф, сделали тент надо всем длинным столом.

Стол готовили часа 4. Мясо тушилось на газу с картошкой, свинина жарилась на противне на костре, бараньи ноги жарились над костром на вертеле. Стол ломился под огурцами и помидорами, пирогами и салатами, рыбными консервами, апельсинами и финиками, оливками и т.п.

Программа была грандиозной. Поздравления, обрушенные Виватом, были в стихах и песнях.

 

Первой, как женщине и поэтессе, слово предоставили Н.Никольской:

Сегодня всюду веселей,

И хор с утра в движенье,

Все потому, что юбилей Дарить улыбки, шутки, смех,

У старосты, у Жени. Любовь и уваженье,

Со всех сторон к нему спешат Кто это может лучше всех?

Поздравить с днем рожденья; Наш милый тенор Женя!

Ведь коль у хора есть душа,

Так ясно – это Женя! А если хор вдруг не придет,

Устав от напряженья,

Сопрано спорят, бас гудит, То верю я: за всех споет

Альты пришли в броженье, Незаменимый Женя!

Кто обстановку разрядит?

Конечно, мудрый Женя!

Хохочет хор совсем без сил, Желаем мы тебе всего:

Почти в изнеможенье: Здоровья, благ, свершений!

А это просто пошутил И все-все-все до одного

Наш председатель Женя! Тебя мы любим, Женя !

 

 

Поздравление от Боровицкого (сам не поехал, а стих передал нам на встрече в метро):

 

50 – полпути ЕВГЕНИЮ АЛЕКСАНДРОВУ

 

Любимый, близкий, наш навеки,

Душа и сердце славного VIVAT.

Благодаря тебе мы – человеки, Так будь же ты здоров, счастлив и весел,

И в каждом светится талант. На радость людям вечно молодой,

И долго пусть не будет песни -

Ты дорог нам, наш яркий огонек, Кондовой – «со святыми упокой»…

Ты весел – сообща хохочем

Вот от тебя еще намек, - Да, вечна будет жизнь твоя, -

И все, того гляди, штаны замочим. Так говорят твои друзья!

Не иссякают пусть желанья,

Когда ж ты грустен, молчалив, Веселый смех твой и твое очарованье!

То мы уж знаем, что болит радикулит, - И наше общее тобою восхищенье

Все около тебя в тоске, слезах, Продлится вечно, – в этом нет сомненья!

И рады бы помочь, - увы и ах!

 

Куплет от Г. Петровой: Полста пропел - и не заметил!

И дальше, Женя, так же пой!

Сто лет придет, - и мы отметим

Тебя - двойной алиллуйей!

 

Далее от Л.Вороновой ГОЛОС из НАРОДА (ода)

 

У Вивата есть Евгений. Он – простой советский гений.

(Если будут возраженья, я рассею все сомненья).

Юность физике отдал, классным специалистом стал.

Но учтите, наш Евгений – очень множественный гений.

Когда бог его создал, то в придачу голос дал.

Голос чудный, просто диво, сильный, нежный и красивый.

Он, когда у нас поет, тенорам пример дает.

Но не думаю, что в пенье исчерпал он весь свой гений.

Знаем также мы, что он еще сыном награжден.

Сын талантлив, словно папа, с детства в хоре он, ребята.

Ждем мы от его отца, что тот вырастит певца.

Но и этим наш Евгений не заполнил весь свой гений.

Когда бог его творил, юмор яркий подарил,

Он такое выдает, что нам страшно за живот.

Когда мы в Дубну спешили, Exultate разложили,

Музыкально чтоб маленько им поздравить Журавленко,

Партии все расписали, их почти на память знали,

но Евгений всех одной нас забил Алиллуёй.

Я считаю, что Вивату завести тетрадку надо,

И писать все выраженья, что услышим от Евгенья.

Память наша коротка, не справляется пока.

Думаете вы, что в шутках исчерпал себя он? – Дудки!

Он талантлив – вынь да брось! Знает всех людей насквозь!

Когда ехали в Дубну, он толкнул нам мысль одну:

Что шофер у нас тупой, любит прихвастнуть собой.

До Москвы не докатились, как мы в этом убедились.

Отдадим мы Жене дань: тут опять таланта грань.

Заострим теперь вниманье на его мы обаянье:

Где б он ни был, всюду он поклоненьем окружен.

Весь Виват он покорил, старостою избран был.

Ну, а слабый пол Вивата? Он совсем не виноватый,

Что Евгений очень мил, что усы он отрастил.

Вам пример я дать могу: он лежит на берегу,

А массаж ему Людмила делает довольно мило,

Фарида пред ним сидит, напрямик в глаза глядит.

Аж пришла чужая дама, предложила: «Зонтик дам я!»

Он лежит и только млеет (может быть, и не болеет).

Вслух, однако, говорит: «Ой, радикулит болит!»

Да, еще признался Женя, что он в водных лыжах гений.

Видите, друзья, что можно сделать в жизни все возможным!

В юбилей, уж так положено, говорить, что хочешь, можно.

Юбиляр же должен слушать, может лишь при этом кушать.

Дорогой наш друг Евгений, общепризнанный наш гений!

Мы тебя все поздравляем, лишь добра тебе желаем.

Прими в дружбе уверенья, вместе с ними – наставленья.

Помни, что наш хор Виват для тебя родней, чем брат.

Ты в Виват ходи, хоть тресни, и наплюй на все болезни.

Голос свой не запускай, распеваньем укрепляй.

Сверхполезно для здоровья пить, но молоко коровье.

Изучай активно йогу, – все поможет понемногу!

Береги свои усы, не теряли чтоб красы.

Мышцы надо укреплять, чтобы женщин поднимать.

Юмор свой ты не жалей, пусть нам будет веселей.

В общем, плюнь на все невзгоды и будь счастлив во все годы!

 

Посвящение АЛЕКСАНДРОВУ – Л. Бирюкова

 

Нежный тенор строит фразу,

Вы его узнали сразу:

Это Женя, как он есть, –

Вот он перед вами весь.

И скажу я, что к Евгению И желаем Евгению

Все относятся с почтением, Хорошего настроения,

Потому, что, как-никак, С годами сил прибавления,

А Евгений – наш вожак! Заветных дум исполнения!

 

Потом последовал прекрасный подарок от Е. Архиповой – из Ферганы – две дыни с сопутствующим:

Солнечный подарок – с Ферганского базара!

Ты отведай этих дынь, - станешь вечно молодым!

 

В.В. Смирнов спел свое (Бетховен, «Сурок»): Е.П. Александрову – Теноре ди грация

 

Куда ни шел и ни бежал Веселый Женя индивид, Пусть тенор твой легко звучит

По белу свету Женя, К тоске не расположен Еще полвека, Женя,

И что ни делал, ни решал, И не острит, когда лишь спит, Народ за песни отличит,

Всегда был с Музой пенья! Сие пока возможно. Господь воздаст за пенье !

Она к тебе благоволит И вот поет заупокой И дальше с Музою дружи,

Уже полвека, милый, Как за любовь и здравье! Любимцем будь Фортуны!

Она лишь жажду утолит, Поет средь тишины порой - И будут песни хороши,

Лишь с нею полон силы! Быстрину жизни славит. Верны и звонки струны !

Календарный план работы камерного хора Виват на 1981-82 г.г.

 

Сентябрь–декабрь. Ввод новых произведений.

 

Сентябрь (10 занятий)

1. Василий Титов (ок.1650-1710) «Суди ми, Боже», партесный концерт - с такта 136 до конца.

2.Монтеверди «Нет, не тебя прошу» (плач Ариадны) - стр.32-38.

3.Эбен «Нетонущий корабль» - ц.3,4.

4.Кастальский «Эх, тройка» - со слов «Русь, куда несешься ты» до конца.

5.Ведель «Милость мира» - такты 23-64.

6.Брамс «Поздняя осень».

7.Хромушин «Этюд».

 

Повторение: Бортнянский «О тебе радуется», Аркадельт «Лебедь», Палестрина «Санктус», Танеев «Вечер».

 

Октябрь

1.В. Титов «Суди ми» - тт. 109-136.

2.Монтеверди - стр.39-42 и 32-38. 3. Монтеверди «Осталось мне умереть» - №1, стр.3-4.

4. Кастальский - со слов «Не так ли и ты, Русь» до конца.

5. Ведель - т. 65 до конца и тт. 23-64.

6. Брамс «Warum?».

7. Хромушин «Этюд».

8. Эбен.

Повторение: Танеев «Вечер», Аркадельт «Лебедь», Палестрина «Кирие» и «Санктус», Бортнянский «О тебе радуется».

 

Ноябрь.

1.В.Титов Концерт - тт. 91-109 и далее.

2. Монтеверди - стр. 23-28.

3.Эбен - ц.7-8.

4. Кастальский.- со слов «Привстал ямщик» до конца.

5. Ленский «Пожелание молодым» ч.1.

6. Ведель «Милость мира».

7. Брамс «Вечерняя песня».

8. Пьянков «Вокализ».

 

Декабрь.

1.Титов Концерт - тт.68-91.

2. Монтеверди - стр. 29-31 и 23-28.

3. Монтеверди - стр.5-6.

4. Кастальский «Эх, тройка» - начало и до конца.

5. Ленский «Пожелание молодым».

6. Дегтярев «Адажио» из концерта (начало).

7. Брамс «О, прекрасная ночь!».

 

Январь.

1.Титов Концерт - тт. 44-68.

2. Монтеверди - стр.7-11.

3. Малер «Адажиетто» из симфонии № 5.

4. Дегтярев Концерт - 3 ч.

5. Эбен - ц.1 и 9-10.

6. Лист «Аве Мария» - начало.


Февраль.

1.Титов Концерт - ц.1, тт.22-44.

2. Монтеверди - №2 «Тезей мой», стр.12-16.

3. Малер «Адажиетто» из 5 симфонии.

4. Дегтярев - 3 ч. Концерта.

5. Эбен «Нетонущий корабль».

6. Лист «Аве Мария».

 

Март.

1.Титов Концерт - начало.

2. Монтеверди «Тезей мой» - стр.17-22.


28 августа. Первая репетиция сезона 1981-82 г.

Присутствовали 17 чел: сопрано-6, альты-2, тенора-5, басы-4.

Ознакомление с планом работы, разучивание - Аркадельт, Ведель, Бортнянский.

Поздравления с днем рождения (Архипова Елена, 30.08). Чай с традиционной коврижкой от Журавленок, а также печенье, мед, мармелад, яблоки.

 

16 сентября. Представительная репетиция с большой программой на после.

Сопрано -10, альты - 9, тенора - 6, басы 9.

Разучивание: Монтеверди «Плач Ариадны», Брамс «Поздняя осень», В.Титов тт.136-159.

Методика ИА - разучивание большого произведения с конца - оправдала себя: к апрелю хор спел концерт целиком (хор Свешникова его в свое время так и не осилил, хор Виват стал первым исполнителем этого произведения русской хоровой музыки 17 в.).

Собравшимся посвятили куплеты, чтобы долго не рассказывать:

 

Пока от нас вы отдыхали, мы время даром не теряли:

Приобрели в Дубне друзей, отпраздновали юбилей,

Клубнику в поле собирали, виватцев новых обучали,

На репетиции ходили, программу новую учили

И еле-еле дождались, что снова вместе собрались!

Мы помним ваши дни рожденья, примите наши поздравленья;

Занятия не пропускайте и быстро форму обретайте!

 

Н.Никольская - Посвящения новорожденным.

 

Аркину Мише : Миша Аркин, ты могуч! Спорь с горой и плоскогорьем,

(12.06) Покорил немало круч! Но кончай ты с междухорьем!

 

Малинскому Роберту: Как хорошо, что ты рожден! Ведь без тебя и умных меньше,

(14.08) Здесь каждый в этом убежден. И больше не влюбленных женщин!

 

Нине Левиной : Портрет довольно уникален, Вокал ее - инструментален,

(17.07) О ком пишу, любой поймет: А инструмент всегда поет!

 

В хор пришел Владимир Кашин. Бас.

 

4 октября. Концерт в санатории «Лесное озеро».

 

В программе - Шостакович, Моралес, Сканделли, Скарлатти, Моцарт, Чайковский, Бортняняский, Танеев, канты и напевы, Кравченко, а также новое - Науялис «Вокализ» и Аркадельт.

Отличное вступительное слово Н.Никольской - о Международном дне музыки 1 октября и юбилее Шостаковича. Спели вроде бы неплохо, особенно нас утешает то, что только начало сезона. Нас слушали новички - В.Афанасьев и В.Кашин. Записали на магнитофон. Мы прослушали. Запись нам льстит.

 

9 октября. Концерт в ДК «Родина» г. Химки. Состав хора: с - 7, а - 8, т - 5, б - 5.

Сопрано звучали пестро, каждый голос - свой тембр. Низковато пели альты во второй части в трио Бортнянского; потеряли строй в «Солнце хвали» из-за 2 сопран. В «Зорьке»

сопрано ошиблись на 1/4 такта в «Все девчонки Испании...» и только со вступлением теноров «И под шалями зыбкими...», которые, как выразился Александров, «встали грудью», положение выправилось, и мы окончили вполне стройно.

 

16 октября. Первая репетиция в доме писателя Телешова Общества охраны памятников. С сегодняшнего дня все мы - члены Общества охраны памятников. Будем теперь петь Титова и Бортнянского, не оглядываясь на дураков.

 

18 октября. Концерт в зале института Гнесиных. Пели в два приема: «O vos omnes», «Bon giorno»,«Exultate Deo», очень хорошо принято. Затем пели солисты: Малинский (Гурилев «Улетела пташечка», Глинка «Ночной смотр»), дуэт Смирнова - Малинский (Моцарт «Милая крошка»). И снова хор: Чайковский «Величание», Танеев «Развалину башни», Пьянков «Зорька-заря», Кравченко «Сибирские бани» - уже последовал бис. Сверх программы - спиричуэлс «Глубокая река».

Дебютировали: в тенорах - Ю. Скляров (в первой части), в басах во всей программе - В. Афанасьев и В. Кашин.

 

19 октября. Пели перед представителями Общества охраны памятников. ИА очень волновался. Рассказывал о кондаке Давыдова «Предстательство христиан непостыдное», но почему-то мы его так и не спели, к нашему сожалению. Программа:

При вечере-вечеришничке - Маргарита Урбанская

Канты «Кому повем», «Межи горами», «Нова рада стала», «Нова радость стала»

Бортняннский «О тебе радуется», «Трио»

Танеев «Сто лет пройдет», «Вечер» (первое исполнение), «Развалину башни»

Титов «Суди ми Боже» тт. 123-159 (первое исполнение).

Кравченко «Сибирские бани» - по просьбе публики.

 

На мой взгляд, спели прилично. Слушали нас Водолажские. Татьяна сказала, что, по сравнению с 17 мая, совсем другой хор, что они потрясены. Генрих сказал, что мы их смутили, что он был так спокоен и невозмутим до концерта. В общем, начали думать и зреть. В концерте участвовали 30 человек: с -10, а - 8, т - 6, б - 6. Не пели: Гедымин, Манин, Афанасьев.

Наше выступление было перед секцией Всероссийского Общества охраны памятников. Зам. Председателя центрального совета общества Толмачеву понравился Танеев, предлагает выступить перед председателями отделений ВООП, что дает выход на широкую общественность Москвы.

Мнение Красовской - не сравнить ни с одним самодеятельным хором, не поставить рядом (чистота звука, живое «piano»). Похоже, что в результате концерта мы не будем учить ни Мусоргского, ни Дунаевского и не будем петь с оркестром «Баян». Будем делать свою программу.

 

8 ноября. Воскресная репетиция на дому у Журавленок и празднование дня рождения комиссара - Людмилы Алексеевны. Репетиция с 14 до 17 - на полном серьезе. Нас 26: с - 10, а -8, т - 4, б - 4. После полугодовой службы в армии пришел Володя Гришелев.

Стол был потрясающий, только объедаться: салаты, какие-то шарики (селедочное масло с зеленым луком). Горячее - целый противень жареных кур, одни ноги торчат! Александров определил: жареные воробьи. Но - объеденье! А гвозди программы - торта и конфеты собственного Вивата производства. Первое место занял торт Аллы Левандовской (Александров заказал такой - два таких! - к себе на 13 января, на Вернадского). Торта Инессы Сырцовой и Людмилы Смирновой, конфеты Вороновой ...

 

Н.Никольская Посвящение Людмиле Алексеевне Славянской

Очень, очень рады все мы, Ведь пока взываем все мы

Нынче нам не утерпеть, То к мадоннам, то к богам,

Чтоб Людмиле Алексевне У Людмилы Алексевны

«Многи лета» не пропеть! По инстанциям бега.

Вам желаем много счастья, Вы поймите, журавлятки,

Тьму добра, избытка сил Хорошо вверху лететь,

И лишь чуточку ненастья, Но нужны еще площадки,

Чтоб контраст поярче был. Чтобы где-то и попеть!

Все мы капельку жалеем И еще: коль не скосила

Лишь о том (прости, Аллах), Слабость нас, - мы на ногах, -

Не всегда помочь умеем Знайте, черпаем мы силы

В ваших будничных делах. В Ваших чудных пирогах!

Слушали пластинки - трофейные, еще какие-то старые - на 78 оборотов. Слушали рондо Фарлафа в исполнении П.Г. Журавленко, солиста Кировского оперного театра (дяди нашего ИА). Даже танцевали - танго, фокстроты, вальсы...

 

14 ноября. Пос. Монино Щелковского района. Выступление перед участниками 3-дневного семинара председателей районных (городских) отделений и актива хорового общества Московской области.

 

Программа: Шостакович, Моралес, Аркадельт (впервые), Маренцио, Сканделли, Скарлатти, Науялис, Бортнянский «О тебе радуется», Чайковский, Танеев «Развалину башни», «Вечер», Салманов «Бела румяна», Пьянков «Зорька-заря», Кравченко «Кижи», «Сибирские бани».

 

Состав хора: сопрано - 6, альты - 9, тенора - 5, басы - 8.

Спели хорошо, вранья не было.Очень боялись за «Развалину», на репетиции о ней не говорили, только «Вечер» собирались петь. Потом уж ее включили в программу. ИА о ней так рассказывал публике, что, мол, это не война, а как бы воспоминание, картина. Вот, говорит, мы сейчас так и споем. Мы испугались, вдруг не споем так, как обещано, и спели так, как надо, впервые.

Бисовки - «Bon giorno», «Зорька», «Бани». Слушали нас некоторые хористы. Говорят, что хор расцвел на русской программе, а европейская часть звучит бледновато.

Публика – хормейстеры, музыканты – разложили аккордом «Спасибо», а мы им «Многая лета» Степана Давыдова. Зал начал вставать, аплодируя. Были речи – Струве, Л.Я. Симонова. В автобусе до Москвы ехали с песнями и плясками.

 

1 декабря. Поем в ДК «Родина» г. Химки. Участие в концерте самодеятельности, средства от которого поступят в Советский фонд защиты мира. Как нам сообщили после концерта, сумма составила 400 руб.

Нас было 28 чел.: сопрано – 10, альты – 6, тенора – 6, басы – 6. Пели в большом зале, стояли 3 микрофона:

Микрофоны стояли близко к сопранам, тенорам и басам, а альты остались вне зоны досягаемости, к тому же были малочисленны. Был полный зал народу, слушали плохо, шумели. Мы не привыкли так петь, для такой публики.

 

3 декабря. Участие в мероприятии в Министерстве просвещения, посвященном битве под Москвой. Мы поем 2 вещи - Чайковский «Величание» и Науялис «Вокализ». Спели, в целом, удовлетворительно, но плохо пели альты в Науялисе, партия разбрелась.

 

Поздравили с днем рождения Асю Бурдо (1.12), подарили блюдо из майолики с глухарями, на что Ася обратила внимание, не намек ли. Нет, конечно. Небось, и не разглядели раньше!

В самый первый день зимы Характер имеет

Асю поздравляем мы! Серьезный, живой,

Она рождена под знаком Стрельца, Добьется успеха Смело, Ася, пой альтом!

А значит, доводит дела до конца, В работе любой! (Глухари тут ни при чем).

 

И отправились мы в кафе «Русский чай», где, подождав в очереди около часу, сели за два сдвинутых стола и заказали на 12 человек – к неудовольствию хозяев – 12 чайников и 56 пирогов (с капустой, маком и изюмом). Душевно посидели, чай и пироги были неплохие, счет составил 8 руб.

 

В декабре поздравили с днем рождения еще А. Боровицкого и Д. Шмелева.

Посвящения А. Боровицкому – Л.Воронова

 

Снова в коллективе нашем Саша – также садовод Хвост и пасть так созданы,

День рождения – у Саши! И разводит огород, Что орехи грызть должны.

Каждый знает: он у нас Мы подарим посему В общем, этот страшный скот

Сильный и красивый бас. Змей-горыныча ему. Много пользы принесет.

А басы у нас такие, Сей горыныч не летает, К змей-горынычу в придачу

Все подряд передовые, Зато банки открывает Пожелаем мы удачи,

Вот в уверенность войдут, И бутылки заодно Счастья в жизни и подряд

Сразу в «Банях» НЮ возьмут. С соком, с водкой - все равно! Трижды прокричим Виват!

 

А.Боровицкому Ты по рождению - Стрелец, - А инженером и хористом,

Ну а каков же молодец: Судьбу свою связал с Виватом!

Не стал ты ни авантюристом, Добротно партию ведешь,

Ни моряком - лихим паратом, Уверены, не подведешь!

 

 

Посвящение Д. Шмелеву - Н. Никольская.

Посмотрите все на Диму - Потому всегда поющий,

Оптимист неукротимый! Всем тепло и свет дающий!

Потому всегда улыбчив, Поздравляет тебя, Дима,

Потому всегда отзывчив, С днем рожденья хор любимый! ВИВАТ!

27 декабря. Впервые в сезоне на репетиции почти все, 35 человек:

сопрано - 11, альты - 7, тенора - 7, басы - 10 (нет пятерых: 1 сопрано, 3 альта, 1 бас).

Пели Ленского, Титова - с 61 такта, Тактакишвили «Озеро Рица», Эбен - полностью, Хромушин - приблизительно, но полностью. Садимся двумя хорами, так мы начинаем петь Титова: 1-ый хор - все первые голоса, 2-ой хор - все вторые голоса. Находка! ИА уже давно об этом говорил, а сегодня впервые осуществил.