ВИВАТ 2007 год

С НОВЫМ 2007 ГОДОМ!

10 января. Первая репетиция в новом году.

Как, оказывается, трудно быть организатором чего-либо. Вот я организую концерт Вивата в Зеленограде. Чего уж я организую? Только договорилась и наобещала. И вот уже третью неделю плохо сплю, все волнуюсь: а как всё получится? А соберется ли состав? А доедем ли вовремя? А какова будет обстановка на Ленинградке? Сколько надо иметь нервов на все это? А еще я хочу после концерта хор к себе домой пригласить. А кто соберется? А как доберемся? Может, все же даст «Никольский парк» свой микроавтобус, чтобы нашу молодежь привезти бесплатно? А он у них не ездит сейчас, так как шофера прав лишили…

А соберется ли кворум, ансамбль, чтобы можно было спеть всю программу. А еще и публику я созываю нашу, зеленоградскую. Надо петь хорошо!

Репетиция не многочисленная, мало женщин, мужчины тоже не все (Мытарев и Водолажский выступают с манинским хором). Но на концерт в Зеленограде обещают всех. Итак, кто должен быть: сопрано 1 – 3, сопрано 2 – 3, тенора – 3, басы – 6. Но не все сейчас есть на репетиции. Господи, висим на волоске!

Сопран на репетиции мало, но как они чистенько поют!

 

13 январа. Суббота. Зеленоград. Пансион «Никольский Парк».

20 час. Все прошло. Господи, все состоялось! Все прошло отлично. Но – по порядку.

С вечера я напекла пирогов с капустой, утром начистила кастрюлю картошки. Дождалась Лену Архипову: она сварит картошку, завернет ее в одеяло, подготовит селедку. А потом поедет на концерт к 15.30. Я же уезжаю сейчас, встречать хор на остановке №400 в 5 мкр, в половине второго. Лена Арефьева сообщила по мобильнику, что они выехали от Речного в районе 13 часов.

Приехали. Повела их лесом мимо Черного озера. Вот наш состав.

Кожемякина Маркова Мытарев Белов

Маклакова Ярославцева Водолажский

Ратникова Малинский

Сафонова Смирнов

Арефьева Баранова Хабаров Аркин

Дронова Водолажская Шмелев Кашин

Петрова

Хорцева

 

Пришли на место около 14 часов. Нас разместили: мужчин в артистической, нас в тренажерном зале. И сразу на репетицию. Программа полностью та же. После репетиции - чай. Нам приготовили все в лучшем виде – чай, печенье, карамель и мармелад.

Народ в зале собирается. Зал небольшой, на 80 кресел, звучащий. Мои сыновья пришли. И мы начинаем. Были огрехи, были. Но – в целом все получилось хорошо. И это при том, что программа не повторялась целый месяц (!), при том, что не было Тани Шанской в первых альтах, не было Прониной и Уразаевой во вторых сопранах, был один первый тенор.

Но Миша – молодец. Он очень хорошо спел свои партии везде, где он был один. Публика довольна. Огрехи – кто-то заметил, кто-то нет, но в целом понравилось всем. Людмила Вахнеева (коллега Игоря Андреевича по институту культуры и руководительница нашего квартета в Зеленограде) не раскритиковала нас. Мои сыновья меня порадовали своими отзывами. Андрей оценил «Да молчит», а на «Воспойте» «чуть не плакал» (по его словам). Сеня на композиции медитировал. Отозвался так: по сравнению с тем, что было на последних концертах, которые он слушал (это примерно конец 80-х годов), мы стали петь профессиональнее. Отмечает нюансировку. Я рада, что мы показали в Зеленограде эту программу. Ирина Агаркова – культорг пансиона – очень довольна, заинтересована в дальнейшем сотрудничестве. Жаль, далеко ездить, а то и репетировать можно было бы без арендной платы.

После концерта снова пили чай, Андрей отвез четверых (Свету Баранову, Таню Хорцеву, Галю Ярославцеву и Иру Маркову к 400-му). Света приехала на концерт через нездоровье, из чувства долга, у Тани кошка дома после операции, требует ухода. А мы вдвадцатером собрались у меня. Андрей часть людей отвез на Уазике, а остальные приехали на №2 чуть позже. На столе – картошка, селедка, капуста квашеная (с балкона), пироги, красная рыба, колбаса и ветчина (кто-то предусмотрительно привез), так что в магазин не бегали, не теряли время. Лена Арефьева все рвалась, но обошлись тем, что было. Выпивка – 2 бутылки водки и 3 бутылки вина, отличного, кстати. Я свое черноплодное предложила, но, по-моему, его не пили. В общем, всем всего хватило. Сидели с шести до восьми, даже спели: «Богородице Дево радуйся», «Вечер», «Ой, что не вечер, что не вечер…», «Наша жизнь коротка».

Как-то все получилось хорошо, очень тепло. Отлично поговорили, всем было всего достаточно, даже попели – и все за 2 часа! Пили за музыку, за наше счастье обретать ее, за Игоря Андреевича. Миша Мытарев сказал, что сегодня именно он как-то очень почувствовал, что Виват – это семья.

Кстати, пишу это я уже вечером 14-го. Сейчас позвонила Таня Водолажская, что Миша ей звонил и что он еще и сегодня в расслабленно-блаженном состоянии от всего вчерашнего – и концерта, и застолья. Я же переживаю, что в суматохе забыла выставить на стол соленые грибы и дагестанский сыр. А еще не выпили пакет молдавского вина и бутылку шампанского (я уже обнаружила все это потом). Я рада, что собрались у меня, как-то давно мы так тепло вместе не сидели.

 

В январе, начиная с 10-го числа, 15, 17, 22 учим Генделя и Вивальди. А 26 января должны спеть программу Бортнянского на филологическом факультете Московского Государственного Педагогического Университета на Малой Пироговской. Галя Анурова организует этот концерт. 24 января собрали мужиков репетировать Бортнянского. И подключили Юрия Кожевникова во вторых басах. Нотами Миша Аркин снабдил его еще месяц назад.

 

26 января. Концерт в МГПУ, филологический факультет. (РГПУ)

Сбор в метро на Фрунзенской в центре зала в 16 часов. Концерт в 16.30. Идти от метро до места порядка 10 минут, полный цейтнот. Уходим с места встречи ровно в 16.00. Конечно, концерт в 16.30 не начался: пока вошли в здание, пока разделись в гардеробе (одно окошко на всех), дошли до аудитории, переоделись, что-то даже прорепетировали (кусочек «Тебе Бога хвалим», фрагмент «Воспойте»). И пошли с вещами в соседнюю аудиторию, где публика уже собралась. Я насчитала чуть больше 50 человек, потом в процессе концерта слушатели еще подходили… В конце набралось человек 80-90.

Здание старой постройки, типичные аудитории, высокие и широкие, скамьи длинные, от кафедры идут вверх. Огромный холл, круглый, с колоннами. Здесь тоже можно петь. Наверное, здесь бывают балы, танцы…

 

Наш состав:

Кожемякина Маркова Мытарев Белов

Константинова Шанская Водолажский

Коробова Малинский

Маклакова Смирнов

Миронова

Ратникова

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Бирюкова Шмелев Кашин

Дронова Водолажская Кожевников

Уразаева Петрова

Хорцева

 

Игорь Андреевич упорно не хотел на репетициях в январе повторять, ни перед концертом 13-го, ни 26-го. В среду 24-го у Инессы была репетиция с мужчинами, говорят, очень эффективная, именно этой программы. И тем не менее, в концерте сегодня было очень много плюх, главным образом, в мужской партии, но и в женской тоже. Ощущение изнутри: спели плохо. Правда, декан сказала много хороших слов в наш адрес после концерта: и голоса прекрасные, и энтузиазм, и аранжировки великолепные (но это ведь Бортнянский!). Но у нас нет удовлетворения. И Игорь по дороге сказал, что в Зеленограде концерт был лучше, что там зал для нас подходящий. В итоге: в понедельник 29-го несем Бортнянского, чтобы повторить что-то к концерту 4-го февраля в храме Козьмы и Домиана, что на площади возле Юрия Долгорукого.

 

Что еще не слишком удачно в этой программе – комментарии, что говорит Роберт. По-моему, длинно, избыточно, а также плохо слышно. Мы на сцене не слышим, а что слышат в зале? Если произносить текст, то подавать его, как Наташа Минаева! Игорь Андреевич тоже был больше чем обычно многословен с историческими и музыкальными подробностями. В общем, все одно к одному, есть что критиковать. И Татьян скомкали: выпить в этих стенах посчитали неудобным (Галя Анурова главный устроитель концерта сказала, что здесь это не принято), Водолажские ушли быстро из-за самочувствия Татьяны, а у Генриха с собой было… но, не состоялось. Выставили на шарап две коробки конфет – Таня Шанская, да я привезла коробку, оставшуюся у меня в доме после концерта в Зеленограде. Конфеты под сухую елись слабо, мы ими угощали еще и всех встречных по пути в гардероб. Татьянам даже многолетие не спели. Их было на концерте трое. А всего их в хоре пять: Сафонова, Пронина, Шанская, Водолажская, Хорцева.

Галя Анурова, как и я в Зеленограде, переволновалась в связи этим концертом, ночи не спала, тоже думала, соберется ли ансамбль, а как пройдет, а вдруг сорвем концерт…

 

Репетиции 29 и 31 января в библиотеке целиком были по Бортнянскому. Игорь Андреевич признался, что после концертов 11 и 13 декабря оставил Бортнянского, поступил с нами, как с профессионалами, не возвращаясь к Бортнянскому принципиально. И два концерта в январе прошли без репетиций, учили Вивальди и Генделя. И концерт 26-го показал, что с таким уровнем выходить 4-го февраля нельзя. Кстати, 29-го января репетицию окончили на 20 минут раньше и отметили, таки, Татьянин день уже с традиционными пирогами от Тани Водолажской, с тостами и многолетием в адрес всех наших Татьян, которые у нас в Вивате опора во всех женских партиях: 1 и 2 сопрано, 1 и 2 альты (а иногда и «тенора»).

 

4 февраля. Воскресенье. Храм Козьмы и Домиана. Сбор в 17.30. Концерт в 19 ч.

 

Построение принято было такое:

Б1 Т1 Б2 Т2

С1 А1 Кожемякина Ратникова Арефьева С2 А2

(поставлены в центре для лучшего ансамбля)

 

Концерт записывался, Таня Самборская привезла своих звукорежиссеров с аппаратурой.

Без огрехов не обошлось. В каких-то местах что-то не так спели тенора, где-то Игорь Андреевич подгонял то мужчин, то вторых альтов. Но в целом хорошо.

Были наши бауманцы – Галя Оганесян с Милой, Люся Колыхалова, Алла Форштеллер, Наташа Лаврентьева и Света Янина из Подлипок, были и из Зеленограда Люся с Николаем. И они все в восторге. Верочка Бурова – в восторге от сложнейшей программы, от Вивата, от Игоря Андреевича, от вторых альтов, от женской партии. И вообще, от всех нас, что мы поем, что мы так хорошо выглядим, что практически не изменились. Это в противовес Асе Бурдо, которая нам сказала 11 декабря: - «Ребята, какие вы все старые!» -

Да ладно, мы и сами все про себя знаем, но когда мы на сцене, ей-богу, мы вроде бы и не меняемся. На восклицание моих седых девушек из хора МВТУ, что я больно уж молодая (и Мишка Аркин тоже, он тут рядом стоял), я сказала им, что надо вовремя краситься! А Мишка добавил: - «И петь!» -

Очень много и хорошо говорил батюшка, отец Александр. Нам сказал очень добрые слова. Говорил о том, что тексты, которые мы поем, существуют 3000 лет, музыка на эти тексты – 300 лет. И вот сегодня мы это спели. И хотя не все всё понимают в церковно-славянском языке, но смысл доходит. Миша Мытарев, представлявший нас сегодня залу, сказал еще, что петь сегодня он будет для одного человека в зале, который не проникся верой, и что он надеется, что после нашего пения тот почувствует что-то от веры. (Правда, я уже 26 лет пою эти тексты, слова понимаю, понимаю также, что они вечны, но вот верой так и не прониклась).

Отец Александр заметил, однако, что надо всё же приобщаться к знанию нашего церковно-славянского языка, тем более, что он не труднее английского или французского, которые мы изучаем усиленно. И что сегодня все эти слова – заповеди – касаются всех ныне живущих людей. Как люди грешили 3000 лет назад, так грешат и сегодня. И еще отец Александр благодарил нас за музыку, которую мы подарили в сегодняшнем концерте.

Состав хора на концерте:

Кожемякина Маркова Мытарев Белов

Константинова Шанская Кармалинский Водолажский

Коробова Ярославцева Малинский

Маклакова Смирнов

Ратникова

Сафонова

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Водолажская Шмелев Кашин

Дронова Петрова Кожевников

Пронина Хорцева

Уразаева

 

Следующая репетиция в среду, 7-го февраля. А на завтра – понедельник – всем задание: учить немецкие слова в псалме Генделя. Выяснили, что это тот текст, что написан готическим шрифтом. Игорь Андреевич пригрозил (ну ладно уж, пообещал), что после 8 марта будет каждого проверять на знание этого текста. Еще «Аллилуйя» с немецким текстом, но там хоть не готический шрифт.

 

На репетиции 7-го Игорь Андреевич малость поругал двух Лен за слишком громкое пение на концерте: стояли в центре и наяривали! Упрекнул 2-х альтов за отставание от хора в одном месте, но тут же оправдал это тем, что нас слишком оттеснили на край вторые сопрано. Видимо, в записи сопрано превалируют. И неудивительно: микрофоны стояли прямо напротив них и слишком близко. А вторые альты вообще могли и не попасть в микрофоны. Игорь Андреевич еще нам сказал, что матушка особенно выделила в своем мнении, что хор поет с любовью, все едины – независимо от возраста – старшее поколение и молодежь.

На репетиции пели Генделя (готический псалом), «Кирие» Вивальди, двухорные куски с фиоритурами.

 

… Лень матушка. Ничего не писала, тетрадку забросила. В марте репетировали Генделя и Вивальди.

 

24 марта. Репетиция на задворках зала Чайковского, на 6-ом этаже. Первая встреча с оркестром.

Без лифта поднимались, считая ступеньки, но, поскольку пишу только 9 апреля, забыла, сколько насчитали. Весь ли оркестр был, не знаю, я насчитала 5 или 6 струнных и фортепиано. И была солистка, сопрано. Как берет она дыхание, не видно. Когда подхватывает, тоже незаметно, но линия звука не прерывается. Впечатление огромное! Дуэтом с сопрано в «Псалме» Генделя пел наш Миша Мытарев. Тоже хорошо. Репетировали с 11.30 до 15.00. Народ собрался полностью. Очень хорошо спели «Аллилуйю» Генделя.

 

Игорь Андреевич принес латино-американские спиричуэлсы. Иногда на репетициях синкопируем. 23 апреля планируется исполнение новой программы «Музыка Генделя и Вивальди» в конференц-зале библиотеки. Публика своя, бесплатно.

Программа выстраивается.

 

George Frederic “De torrende in via bibet” from “Dixit Dominus” 1707

Handel (с1, с2, басы; в конце – альты. Содержание – что-то

(1685-1759) связанное с природными катаклизмами. Игорь Андреевич

сравнивает с цунами, смывшем на днях несколько десятков

тысяч людей на островах в Тихом океане)

G.F.Handel Два дуэта

G.F.Handel Anthem IV ps.96 “O singet den Herrn ein neues Lied”

2. O singet

3. Erzahleit seine Ehre

4. Beugt eich dem Herrn

5. Alle Lande beten als Herrn ihn an

6. Himmel freue dich und frohlich sei die Erde

Antonio Vivaldi “Kyrie in due cori”

(1678-1741) “Magnificat”

G.F.Handel “Halleluja” from “The Messiah” № 42

 

16 апреля. Было много препятствий для моего приезда на репетицию, ехала поездом 18.22 со всеми остановками, в Москве была в 19.20. Однако на подходе к библиотеке вижу на крыльце Белова, Шмелева и Смирнова. Вот так! Оказывается, дежурный Миша забыл о дежурстве, и зал заперт! Внизу у вахтера трое – Алла Уразаева, Лена Константинова, Володя Роговой, а наверху – все в сборе, во главе с Игорем Андреевичем, стоят у входа в сумраке. Миша Мытарев предлагает мне валидол – бесплатно, но я отказываюсь. Время 19.45, мы еще не поем. И Игорь Андреевич, наконец, решает репетировать дуэт а,капелла. Наконец, запыхавшийся Миша открыл двери

 

21 апреля в «Никольском парке» в Зеленограде выступил ансамбль «Май» плюс Таня и Генрих Водолажские. Было просто великолепно. Публика – местные отдыхающие и я со своими родственниками и знакомыми. Концерт очень хороший, все тепло, просто, по-дружески. «Май» - ансамбль Миши Водолажского, три парня с гитарами. Как они сделали из «Свадьбы» Киселева «Ты пчела ли, моя пчелынька»! Замечательно! Миша сам аранжирует на компьютере. А его ребята – музыкально грамотные. В конце уже пели по заявкам, даже меня взяли на «Эх, дороги, пыль да туман»…

 

23 апреля. Понедельник. Конференц-зал библиотеки. Премьерный концерт с новой программой, репетиция к 14 мая.

Сбор в 18 часов. Сегодня на синие платья без фигаро накидываем белые пелерины а,ля католические наряды.

Гендель, №1, «цунами», №№ 2 и 3 – два итальянских дуэта. На один и тот же текст. 1-й дуэт поют две Лены – Кожемякина и Арефьева, отлично сливаются голоса, хотя у Лены А. голос похож на мальчишеский дискант. 2-й дуэт исполняется женским хором.

В «Антеем» Генделя в 1 части соло поет Нина Коробова, затем хор подхватывает «O singet!». После хорошего соло вступление хора, - очень эффектно!

№ 3 – хор, хорошо. №4 – дуэт сопрано и тенора, Лена Арефьева и Миша Мытарев. Очень длинно, слова непонятны, по-моему, неинтересно. Вообще, у меня в принципе к католическим песнопениям прохладное отношение. Наша русская музыка нам ближе, она разнообразнее всей этой западной тягомотины. Там мы вкладываем всю душу, а тут только маэстро требует, где пиано, где форте, то, сё. Ну, мы, естественно, всё стараемся исполнять, но такого пиано, как, например, в «Иже херувимы» Алябьева, когда душа замирает и мурашки бегут… Увы, здесь такого нет, и все тут.

Игорь Андреевич говорит, что в концерте 14 мая в Рахманиновском зале (абонементный концерт) будут еще и оркестровые фрагменты из музыки Генделя и Вивальди, для полноты картины. Интересно, какой же продолжительности будет концерт и как его выдержит публика?

Итак, пропели «Антеем». №5. Вивальди, «Кирие». Игорь Андреевич сказал, что это исполнение – премьера, произведение недавно найдено в архивах и у нас не исполнялось, призвал слушателей вслушаться в произведения и найти созвучия.

Вивальди «Магнификат». №2, соло Лена Кожемякина. Поет Лена очень хорошо, но ария все же длинная и скучная. Зато дуэт двух Лен в этом произведении – блистательный!

И, наконец, «Аллилуйя» Генделя из мессы. Из публики раздалось «браво», и мы с удовольствием спели еще раз. Мне кажется, это самое не скучное место во всем концерте!

 

Кожемякина Катышева Мытарев Белов

Константинова Маркова Дима Водолажский

Коробова Шанская Саша Малинский

Маклакова Ярославцева Смирнов

Ратникова

Сафонова

Арефьева Баранова Хабаров Аркин

Дронова Водолажская Шмелев Кожевников

Пронина Петрова

Уразаева Хорцева

 

Итак, в итоге. Я, наверное, не права, мое впечатление сугубо личное. Я вообще не люблю сольное пение. Еще можно принять дуэт, трио, квартет, конечно. Но соло… Особенно в самодеятельности. Редко это бывает высоко художественным.

Расстались до 2 мая.

 

Репетиция 2 мая была полной, следующая 7-го, а потом 12-го в Рахманиновском зале в половине девятого, после концерта.

 

7 мая. Репетиция. День рождения у Водолажского, многие с цветами и подарками.

Поет Марина Рябова (из Госхора) сольные фрагменты из Генделя и Вивальди. Затем с Мишей поют дуэты, повторяют многократно. Затем поем хоровые части. И так до 21 часа. А у нас ведь день рождения! А Татьяна наготовила рулетов из лаваша с начинками! И бутылок ряд приготовлен! И самим новорожденным, и подарками! А на улице – дождь, к вечеру хляби разверзлись! Но уже на исходе этот дождь, и Виват собрался праздновать на скамейке перед входом в подъезд №3. И было много хороших слов в адрес хорошего человека. Только ничего не пели. Всё это со слов участников, а я, как всегда, усвистела на свой поезд в половине девятого. Желаю тебе, Женя (по-баумански) здоровья и многих лет! Ура!

 

14 мая. Рахманиновский зал консерватории. Концерт в цикле абонемента № 132. Вечер хоровой музыки «Два гения одной эпохи – Вивальди и Гендель».

Концерт приурочен к 320-летию со дня рождения Генделя.

Исполнители: камерный хор «Виват», художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист России Игорь Журавленко, солисты - Марина Рябова (сопрано, Госхор), Елена Кожемякина, Елена Арефьева, Михаил Мытарев; струнный ансамбль «Престиж-классик» под управлением Натальи Силкиной.

 

Состав ансамбля – Наталия Колобродова (1 скрипка), Ольга Соколова (2 скрипка), Ирина Пономаренко (альт), Ольга Боброва (виолончель), Вадим Кириенко (контрабас), заслуженный работник культуры России Наталья Филиппова (чембало).

 

Состав хора на концерте:

Кожемякина Катышева Мытарев Белов

Константинова Маркова Роговой Водолажский

Коробова Разумова Кармалинский Малинский

Маклакова Шанская Хвостов Смирнов

Ратникова Ярославцева (приглашенные)

Сафонова

Арефьева Баранова Хабаров Аркин

Дронова Водолажская Шмелев Кожевников

Пронина Петрова

Уразаева Хорцева

Шишко

 

Люда Бирюкова сегодня нас слушала из зала, чем была, в конце концов, очень довольна. Говорит, прекрасный звук, бархатное такое звучание. Игорь Андреевич ее снял с концерта по причине ее недавнего приезда и непосещения в связи с отпуском репетиций в период «гонки вооружений». Люда была в восторге от концерта, пришла с сияющими глазами. Мы и сами почувствовали, что все прошло удачно. Публика кричала «браво», «Аллилуйю» Генделя повторили. Несли цветы – Игорю Андреевичу, солистам, просто хористам (родственники и знакомые). Никто не поднес цветов участницам струнного ансамбля, а их роль в успехе концерта была вне сомнения. Вообще, мне придется поубавить пессимизма в оценке этой музыки, которую я озвучила накануне. Ася Бурдо мне позвонила, мы договорились, что встречу ее и проведу к нам как ветерана Вивата (участника, пенсионера и т.п.). Но я ей высказала свое впечатление о музыке Генделя как скучной, с длинными сольными фрагментами, а потому особенно скучной, ну и так далее.

Концерт прошел очень успешно, удовлетворение полное, Таня Хорцева говорила о мурашках, которые по ней бежали (а это у нее бывает только тогда, когда поем хорошо). Хотя был в одном месте небольшой сбой в тенорах (не помню, в каком произведении, возможно, в «Магнификате»), но Игорь Андреевич быстро выправил положение. Думаю, никто не заметил. Хороша была Марина Рябова в своем соло. И дуэт с Мишей прошел хорошо, дуэт наших Лен – и Генделя, и в «Магнификате» - блистателен. Отлично прошел

дуэт в исполнении женского хора, великолепно звучали альты. И первое произведение, где поют сопрано 1 и 2 с мужским хором, пропето было очень хорошо (мы, альты, слушали из-за двери). А потом мы присоединились к хору, и пошло все по программе.

После мы благодарили оркестр, а оркестранты хвалили нас.

 

21 мая. Понедельник. Репетиция в библиотеке.

Игорь Андреевич передал отзывы различных специалистов. Мнение такое, что хор поет уже не на любительском уровне, а выше значительно. Очень понравилось «Кирие». Что эта музыка очень трудная, но хор отлично справился. Прекрасно пели солисты, хорош был дуэт женского хора.

Игорь Андреевич отозвался не очень лестно об оркестре: оркестр нам подна…ложил. Они не привыкли играть с дирижером, играют сами по себе. Только Наталья Филиппова их и удерживала, не давала разойтись с хором. Владислав Агафонников (который не пошел на юбилейный концерт Госхора) пришел на этот концерт и подошел после к Игорю с хорошими словами. Ну, это все я говорю уже своими словами спустя три часа, надо было конспектировать за Игорем Андреевичем там, а у меня не было чем и на чём, а память склеротическая, да и не могу я так профессионально складывать слова. Еще Игорь Андреевич говорил про то, что хоры без сопровождения сейчас как-то не особо хотят слушать, а эта музыка благодатна для пения с сопровождением. Потрясающе прошла «Аллилуйя», мог быть бис в третий раз. Удивительно много было звука при таком малом составе поющих.

На репетиции раздали новые ноты, все из области американских спиричуэлсов и около того. На ю-ю-ю попели. Следующая репетиция в понедельник.

 

В Москве установилась жуткая жара. Сегодня до 29 градусов, а завтра чуть ли не 33. Ужасно. Я еще на огород не выехала, а картошка лежит на полу, сохнет…

 

Репетиции 28 и 30 я пропустила по причине жары.

 

4 июня. Жара отступила, и сегодня я поехала. Репетируем на Покровке. Розданы новые ноты, русско-язычные: «Дух Твой благий», запричастный концерт на Духов день, псалом Давида 142 священника Симеона Покалицкого, конец 17 в. И «Заповеди блаженства» К.К.Варгина, конец 19 – начало 20 вв. Первое произведение – двухорный концерт, второе – четырехголосное. Произведений американской музыки роздано порядка 10 партитур. Состав сегодня на репетиции такой: сопрано 1 – полностью, шестеро, сопрано 2 – Лена и Люда Шишко, альты – Катышева, Разумова, Баранова, Бирюкова, Петрова, тенора – Мытарев, Хабаров, Шмелев, баритоны – Белов и Малинский. Меня просила культорг Никольского Парка в Зеленограде поговорить с Игорем Андреевичем о возможности концерта Вивата с программой Генделя и Вавальди, но я сама решила, что говорить бесполезно: состав на репетиции красноречив.

 

Предстоят еще репетиции 18 и 28-го июня, но я уже уплыву на Созь 15-го. Так что, как всегда, 28-го отмечать день рождения маэстро буду мысленно. Итак до сентября.

 

НОВЫЙ СЕЗОН 2007-2008

 

20 августа. Понедельник. Библиотека.

Собрались неплохо:

Константинова Катышева Роговой Белов

Коробова Маркова Малинский

Ратникова Ярославцева

Самборская Степанова

Арефьева Баранова Хабаров Аркин

Дронова Петрова Шмелев

Хорцева

 

Инна Степанова появилась у нас на концерте в Никольском парке, фотографировала, знакомая Хабарова. Ходит на репетиции, сидит в альтах. Пока не поет в концертах.

 

Планы у нас снова грандиозные:

1.Выпуск 3 дисков (Бортнянский, Гендель-Вивальди, разное - лучшее из концертов).

2.Участие в опере в Германии 24 марта – 12 апреля 2008 г. (при наличии подтверждения).

 

Пели 2 новых русских произведения:

Константин Варгин «Заповеди блаженства» (современник Танеева, Чудов монастырь, умер в 1915-17 г.). Замечание Игоря Андреевича: «Был бы Чесноков, не будь Варгина?»

Священник Симеон Пекалицкий «Дух твой благий», запричастный концерт на Духов день, пс.Давида 142, конец Х11 в., концерт на два хора.

Пели также музыку латино-испано-американскую.

 

Миша Аркин принес в архив заметку об участии хора МВТУ в Кремлевском балу в 1957 г.

 

22 августа. Квартира на Покровке.

Наконец у нас есть оглавление программы латино-американского творчества. 25 произведений. Сегодня поем Варгина, кроме того, хотим возобновить Херувимскую Варламова, которую мы спели раза два почти 20 лет назад. Потом пропели спиричуэлсы. И тут Лена взмолилась: «К столу!» Отмечаем 75-летие Роберта Малинского, которое состоялось 14 августа. Пока мы пели, Лена готовила стол, и такие шли оттуда запахи (хотя и ничего горячего), что у многих сводило желудки. Итак, нас, 75-летних прибавилось. Нам, правда, поют дифирамбы, мол, столько не живут, и мы на столько не выглядим, но мы-то знаем…

Вот 20 сентября Кашин пополнит ряды (пока не появился). Малинские отбывают в отпуск, так что на квартире репетиций пока не будет, только в библиотеке.

 

5 сентября еще собрались на Покровке, пели, но только пока не стемнело (электричества нет), а потом пили чай, были тортики от Лены Кожемякиной (30 августа родилась), вернулась в хор Лена Архипова, теперь определена во вторые сопрано (тоже родилась 30 августа). Отбывает в отпуск Ира Ратникова.

 

В сентябре пели Варгина, Пекалицкого. Читали тексты на испанском (приглашали специалистку). Намечено восстановить программу Бортнянского и петь в концертах в октябре-ноябре.

 

1 октября. Библиотека. Состав увеличился: с1 – 4, с2 -5, а1 – 4, а2 – 5, т – 3, б – 4. Репетицию начали с композиции «Слава … единородный» Бортнянского., затем Варгин и Пекалицкий.

 

2 октября. Умер Скляров Юрий Владимирович. Дата рождения – 13 октября 1932 г. Готовился к 75-летнему юбилею. Похоже, инфаркт. Юра пел в хоре МВТУ с 1950 года. Я с ним знакома с декабря 1950, когда тоже пришла в хор. Б.О.Дунаевский был нашим добрым гением, открывшим нам, не имевших музыкального образования, мир хоровой музыки а,капелла. Потом мы пели вместе в Вивате с 1981 года, нас, бауманских хористов завлек Миша Аркин, перепевший к тому времени во всех почти московских хорах и нашедший, наконец, постоянное пристанище в Вивате в 1980 году.

Хоронили Юрия 6 октября. Были от Вивата Лена Арефьева, Галя Анурова, Люда Бирюкова, Таня и Женя Водолажские, Петрова, Таня Хорцева, Хабаров, Шмелев, Мытарев, Малинский, Аркин, Кашин. Были от хора МВТУ Люся Воронова, Люся Колыхалова (тоже в прошлом виватовки), Женя Строганов (тенор от бога, слух абсолютный, аккордеонист-самоучка; в Виват заманить не удается, семью содержит), Левушкины, Надя и Аркадий. Спели Алябьева «Иже херувимы», Дима давал тон и дирижировал. Были в кафе. Поминки без слез, даже пели. У Юры не было семьи, на похороны приехал брат из Америки. Его сын Кирилл живет в Юриной квартире со своей семьей. Мы в этой квартире в прежние времена собирались в окрестности дня рождения Б.О.Дунаевского и 7 ноября. Говорили о скромности, деликатности, интеллигентности Юрия. Рассказывала родственница, врач, что 2 октября Юра ей позвонил, что плохо себя чувствует, скорую не хочет вызывать. Она приехала, его госпитализировали, но ушел он быстро. В последнее время все переживал за свой юбилей. Работал он в МВТУ, преподавал (гироскопы, по-моему). Коллеги говорили, что он был успешным ученым и преподавателем.

 

23 ноября. Пятница. Российский Государственный педагогический университет, филологический факультет. Программа Бортнянского. Договаривалась Г.Анурова.

Состав хора

Кожемякина Катышева Мытарев Белов

Константинова Разумова Роговой Водолажский

Коробова Шанская Хвостов Малинский

Ратникова Смирнов

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Бирюкова Шмелев Кашин

Дронова Водолажская Кожевников

Уразаева Петрова

Шишко Хорцева

 

Пели неплохо, отзывы слушателей восторженные. Один желчный мужичок охаял название хора – Виват. Мол, какие вы исполнители русской музыки, если у вас иностранное название. Лена пыталась его завлечь в хор, мол, нужны свежие силы. Мы с Хабаровым тоже агитировали двух восторженных слушательниц.

 

Следующий концерт в библиотеке имени Анны Ахматовой 28 ноября. Сбор в метро Крылатское в 17.30. Концерт устраивает Наталья Никольская.

 

28 ноября. Библиотека имени А.Ахматовой. 19 час.

Зал небольшой, потолок низкий. Небольшое эстрадное возвышение, белый рояль (малогабаритный). Лобызаемся с Натальей Никольской.

Наташа здесь организует вечера, читает стихи, поет, аккомпанируя себе на рояле. Наша программа та же. Нас на сцене больше, чем публики в зале. Стояли почти двумя рядами, довольно хаотично. В заднем ряду можно было озираться по сторонам. А озираться было на что: на стене слева висят акварели француза 18 века (умер в 1810 г.) – виды старой Москвы: Красная площадь от Васильевского спуска на нынешний Исторический музей, а справа – торговые ряды (будущий ГУМ). И, конечно, никакого мавзолея. И вообще – виды Москвы до пожара 1812 года!

Наш состав:

Кожемякина Катышева Мытарев Белов

Константинова Маркова Роговой Водолажский

Коробова Разумова Малинский

Маклакова Шанская Смирнов

Ратникова

Сафонова

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Бирюкова Хвостов Кожевников

Дронова Водолажская

Пронина Петрова

Уразаева Хорцева

Шишко

 

Пели с энтузиазмом. Сережа в запеве «Яко клялся» вместо ля взял ля-бемоль, Игорь нам подмигнул, и мы совсем неплохо спели на полтона ниже. Игорь Андреевич подпевал 2-м басам. Схлопотали «браво» и напоследок спели Многолетие.

 

9 декабря. Храм Козьмы и Домиана.

Концерт в 19 ч. Сбор в 17.30. Я пришла первой в 17.15, Игорь Андреевич пришел ровно в 17.30. Наш состав сегодня:

Кожемякина Маркова Мытарев Белов

Константинова Шанская Хвостов Водолажский

Коробова Ярославцева Смирнов

Маклакова

Ратникова

Сафонова

Арефьева Баранова Хабаров Аркин

Дронова Бирюкова Шмелев Кашин

Уразаева Водолажская Кожевников

Шишко Петрова

 

Зал был полон. Кто приглашал, не знаю. Говорят, что человек 40 было от Миши Мытарева, а его снимали для какой-то телевизионной передачи. Должна быть программа по 3 каналу о здоровом образе жизни. Миша пришел в сопровождении телевизионной камеры, съемки были на репетиции и в начале концерта. Мои слушатели – Лена и Андрей Серебряковы сидели в самом заду, у стены. Их впечатление (потом они высказали, мы в поезде встретились) – обалденно! Хор поет профессионально, сопрано наши – просто великолепны. Саша Хвостов потом отозвался о концерте, что это лучший концерт из последних.

 

10 декабря. На Чистых прудах гуляем по поводу 60-летнего юбилея Светы Барановой. 8 декабря вообще-то, но мы 10-го гуляем, Игорь Андреевич ради этого отменил репетицию. Правда, меня не было на этом торжестве, я кашляю и лечусь (притворяюсь).

 

24 декабря. Последняя репетиция в этом году. Разбираем новое – Перголези, Лотти. Пропели Пекалицкого.