ВИВАТ 1997 год

НОВЫМ 1997 годом !

9 января. Арбат. Дом-музей А.С.Пушкина. Сюда А.С. привез Н.Н после венчания.

Программу пели почти предыдущую. Хорошо. Нас было - с 8, а 8, т 5, б 6.

После концерта в трапезной был чай из самовара с печеньем, мы с собой принесли... И там отлично посидели. Александров так прекрасно прочел стихи (очень чувственные, а темперамент Евгения Павловича сродни Александру Сергеевичу). А потом Дмитрий Дмитриевич спел за мсье Трике, обращаясь к Татьяне (музейному организатору), мы хором подпели, а потом еще грянули “Уж вечер, облаков...” и “Мой миленький дружок”. И, конечно, “Наша жизнь коротка”. И прошлись по вечернему Арбату.

 

Нам подарили по открытке с новогодним поздравлением и стихами Пушкина:

Давайте пить и веселиться,

Давайте жизнию играть,

Пусть чернь слепая суетится,

Не нам безумной подражать.

Пусть наша ветреная младость

Потонет в неге и вине,

Пусть изменяющая радость

Нам улыбнется хоть во сне.

Когда же юность легким дымом

Умчит веселья легких дней,

Тогда у старости отымем

Все, что отымется у ней.

 

13 января. Завершили репетицию встречей старого нового года.

 

16 февраля. Поем Кастальского в ц. Всех скорбящих радость - на венчании Ильи по заказу. Спели хорошо. В кассу хора 2600000 рублей, по 100 т.р. Игорю Андреевичу и троим партесовцам, помогавшим басам и тенорам. Состав хора был почти полным.

 

19 февраля. Игорь Андреевич принес новые вещи: Ведель “Отче наш” и Никольский “На Рождество Христово”. Готовим к 27 марта вторую программу: Палестрина, Виттория, Маренцио “Zefiro torno”, Сканделли, Скарлатти; Титов “Вси языцы”, Извеков, Ведель “Отче наш”, Чесноков “Совет превечный”, Крылов (3 ж.х.), Гречанинов “Осень”, Бортнянский “О тебе радуется”, Алябьев “Иже херувимы”.

 

27 марта. МАТИ на Таганке (Берниковская набережная, 14/2). Нас туда устроила Таня Хорцева за 300 $ (нам). В зале - около 30 человек, участники какой-то конференции по информации, молодые новые русские предприниматели с высокой подготовкой в области информатики.

Зал современный без акустики. Сцена без специального освещения, зал полутемный. Реакция публики - тихая, аплодисменты жидкие. Нас на сцене 27 человек (8, 6, 5, 7 плюс дирижер). Столько же в зале. Спели 10 вещей. Кто-то слышал, как один из слушателей сказал: “Ну, я услышал...”, но в каком ключе - я не поняла.

Расстались с Игорем Андреевичем до конца апреля.

 

Пришли ноты: будем петь на 850-летие Москвы. Ждем звонка.

Вдруг звонок: не споем ли мы 8 апреля в 12 часов дня за те же деньги и в том же зале. Решили, что споем. И вот 4 апреля репетируем с Герой.

 

8 апреля. МАТИ. Конференция “Гагаринские чтения”. Мы собрались там около 11 часов. Нас - мало, особенно мужиков (т-3, б-4). Если тенора еще сдюжили: Гедымин, Хабаров, Шмелев, Гера тоже пел, то басов все же заметно мало. Сопрано - 6, альты - 5.

 

А программа требует качества и количества:

Бортнянский О тебе радуется

Давыдов Исповемся Тебе, Господи, 1 ч.

Третьяков Седе Адам

Алябьев Иже херувимы

Ведель Милость мира

Струмский Великое славословие

Рахманинов Богородице Дево

Бортнянский Не умолчим, ч.2 и 3

 

Гера хорошо провел концерт, начали чуть позже 12, в 13 закончили. Гера хорошо комментировал, хорошо слушали, хотя до нас в динамиках звучало диско-буфф. Однако нас восприняли. Правда, некоторые вставали и уходили в процессе концерта, но нам объяснили, что на лекцию.

 

Май-июнь 1997 года прошел в разучивании программы хорового собора к 850-летию Москвы, который будет петь у храма Христа Спасителя. Репетиции под этим знаком, но и кое-что новенькое принес Игорь Андреевич, чтобы не придти к осени с нулем. Это Лотти (1667-1740) “La vita caduca” (1705), Шуберт “Бессонница”, вариации на тему Шуберта “Форель” современного немецкого автора, Чайковский “Ангел вопияше”, Танеев “Увидал из-за тучи утес”.

 

Нас распустили на июль (до 8 августа). В августе собрались снова.

 

Сводные репетиции в зале Чайковского 30 и 31 августа. Вообще, впечатление грандиозное: зал заполнен, включая партер, 1 и 2 амфитеатры, и все поют. Много мужчин. Это все звучит! Ведет репетиции Раевский, руководитель Госхора. Участники - хор Минина, хор Свешникова, хор радио, московский гос.хор, хоры МИФИ, МЭЛЗ, “Восхождение”, “Кремль”, п/у Рыбина, “Останкино”, Виват + Партес, “Соборяне”, “Воскресенье”, училища при консерватории, Дома ученых, Красный Октябрь, Компрессор, Дома учителя, г.Пушкино, Башкортостан, военные, Магнитогорск, Камчатка, Сибирь, Кострома, Урал, Коми, Университет культуры, Тамбов. 3 и 4 амфитеатры пока свободны (по-видимому, это периферия еще не приехала). Партер занимают хоры Минина и Свешникова.

 

Программа:

Слова и музыка Л.Павлова Приветственный кант Москве

В.Кикта, слова В.Татаринова Гимн возрожденному храму

Б.Троцюк Родина моя - Москва (с оркестром)

С.Прокофьев Вокализ из оратории “Иван Грозный” (с чтецом)

Д.Шостакович Родина слышит (детский хор в нашем сопровождении)

С.Рахманинов Финал кантаты “Весна”

А.Полетаев Монастырский хорал (с солистом и оркестром)

П.Чайковский финал из кантаты “Москва”

Русские народные песни Однозвучно гремит колокольчик

в обработке Свешникова Вниз по матушке, по Волге

Вечерний звон (солист Соткилава)

М.Глинка Славься (с оркестром и колоколами)

 

Состав нашего хора:

Воронова Варакина Александров Малинский

Кожемякина Фадеева Гедымин Смирнов

Ратникова Хорцева Никитин

Цуканова Щербакова

Анурова Петрова Хабаров Дроздов

Арефьева Шанская Шмелев Казьмин

Сафонова Кашин

Свирина

Шанина

 

Репетиция 4 сентября в 10 часов у храма. На станки встали только в 12. С утра было плюс 4 градуса, днем чуть теплее, но зато ветер. Намечали репетицию в костюмах, но все были в плащах, куртках, кофтах, пальто.

 

6 сентября. Сбор на Кропоткинской в 18.45. Вся Москва ехала на Воробьевы горы (к университету на лазерное шоу), потому доехать до места вовремя было очень трудно. Более правильно было перемещаться по центру пешком, либо ехать раньше до столпотворения.

Было холодно, все утеплялись под костюмами.

Но, в общем, все благополучно. Спели нормально. Закончилось в 22.30. Станция Кропоткинская для нас была закрыта, т.к. повалила публика. Нас огородами вела Наташа Ц. на Арбат.

В 1.30 передавали наш концерт - с купюрами, но, в общем, хорошо. И вот на экране я увидела, что, оказывается, пушки на сцене были не бутафорские, из них стреляли! И гренадеры, которых мы видели, спускаясь со стропил, оказывается, заряжали эти пушки. Правда, фейерверк над храмом мы видели, оглядываясь позадь себя, еще когда пели “Ура! Ура! Ура! Ур-ра!!”.

 

8 сентября. Несмотря на окончание праздников, мы репетируем: нам петь в Доме архитекторов 9-го, в 10 утра на открытии их симпозиума. Поем из только что спетого: Павлова и Кикту, а также “Вниз по матушке, по Волге”.

 

9 сентября. Спели. Нас было: с - 8, а - 4, т - 5, б - 6.

Альберт Никитин пришел к нам с этим Собором. Надолго ли, кто знает. Кашин тоже пришел сегодня, но вряд ли насовсем.

 

14 октября. Праздник Покрова, мы поем в храме Спасо-Марфинской обители.

Там мастерские Грабаря. Храм создан в 1908 году, архитектор Щусев, росписи внутри - Нестерова. После революции требовали уничтожить эти картины, но художник Корин предложил закрыть росписи специальными щитами. Благодаря этому, сохранились на стенах храма эти нетрадиционные картины, прозрачная нестеровская живопись. Резной иконостас - дерево и серебро. Драгоценные камни из этого иконостаса хранятся в Оружейной палате. Сейчас реставраторы работают над иконами 15-16 вв.

Наш состав:

Бесова Белова Александров Водолажский

Воронова Хорцева Гедымин Малинский

Кожемякина Щербакова Рамко Никитин

Цуканова Смирнов

Анурова Водолажская Хабаров Аркин

Арефьева Петрова Шмелев Казьмин

Сафонова Шанская Пивоваров

Свирина

Шанина

 

Программа:

Гречанинов Антифоны

Давыдов Кондак

Виттория O vos omnes

Сканделли Bon giorno, madonna

Бортнянский Концерт № 25, О тебе радуется

Алябьев Иже херувимы

Балакирев Свыше пророцы

Извеков Достойно есть

Третьяков Седе Адам

Давыдов Исповемся

 

Нас слушала Лена Архипова. Понравилось ей. Считает, что мы стали петь лучше: ансамбль, нет отдельно торчащих голосов. И старые произведения звучат по-новому. Мне тоже кажется, что мы стали лучше ансамблировать, многие вещи звучат иначе: Гречанинов раньше шел монументально, гимнически, а сейчас камерно, музыкально.

Правда, все же дорвались на быстрой части Алябьева и “Исповемся”. Но, в целом, мы понравились, и это приятно.

 

16 ноября. Едем в Подольск. Дом культуры, не то Леспо, не то Лепсо, не то Лепси.

Программа та же, дополнительно Лотти - в репетиционном плане для местного хора.

В 13.15 отъехали от Маяковской в шикарном автобусе. Мест всем хватило: я и Клара были с внуками, Таня Белова с сыном, Лена Варакина - с мужем, Г.Анурова - с Паолой (она нам переводила и читала итальянский текст в Лотти). Эта милая итальянка трудится в Москве над (по-нашему - диссертацией) работой в области филологии, связанной с переселением древних греков на юг России. Состав: с - 9, а - 9, т - 6, б - 6. В альтах добавились Варакина, Фадеева, Гальченко, в тенорах - Мытарев, в басах - нет Никитина.

В хоровом классе в 15 часов мы начали показывать Лотти. И немного по программе. Капелла ДК спела нам на музыку “Как же нам не веселиться” с самодельными словами и Многая лета. Они в костюмах (женщины в бархате вишневого цвета, мужчины в серых костюмах и желтых бабочках). У них проходит фестиваль, и наш концерт в этом ряду. Нас приняли очень радушно. Кажется, мы понравились: было браво после Сканделли, Алябьева, Балакирева, Третьякова. Попросили на бис, мы спели Рахманинова “Богородице” и Танеева “Вечер”. Устроили нам прекрасный банкет, где было общее пение - “Наша жизнь коротка”, “Вечерний звон”, “Колокольчик” и “Во деревне то было Ольховке”... Отъезд в 18 часов.

 

3 декабря. Горный институт, точнее, университет, МГГУ. Программа та же, состав тот же. Слушатели - абонемент (не студенты). Зал большой и не звучащий. Нам было очень трудно, что слышно в зале - не знаем. ИА “держал” зал до нашего прихода, говорил без микрофона, задние, говорят, не слышали.

311

Итак, завершается 1997 год. 29 декабря у нас в гостях Герда-Мария с мужем. В Москве ее принимает Е.Александров. Мы спели им Лотти, фантазию Щёгеля на тему Шуберта (в стиле Вебера и Вагнера). Спели немного русского и Многолетие. Auf Wiedersehen!