ВИВАТ 1999 год
С НОВЫМ 1999 годом!
4 января. Репетиция. Готовимся к концертам 6.01 - МГГУ и 16.01 - Политехнический музей. Программа: Гречанинов “Антифоны”; Третьяков “Слава едиродный”, “На гору Сион”, “Взбранной воеводе”; Бортнянский “Не умолчим” (2 и 3 ч.); Извеков “Достойно есть”; Лотти; Щёгель; Давыдов “Обновляйся”.
Состава хора в начале года:
Бесова Белова Александров Водолажский
Кожемякина Долгинина Гедымин Жинкин
Ратникова Тишининова Моров Малинский
Цуканова Хорцева Рамко Смирнов
Струмиловская
Арефьева Бирюкова Мытарев Аркин
Дронова Насонова Хабаров Казьмин
Сафонова Петрова Шмелев Лалыкин
Судакова Шанская
Шанина
9 января. Собрались небольшой компанией 14 человек у Юрия Склярова. Оля Дронова и Таня Сафонова - сопрано, Ира Долгинина, Таня Водолажская, Оля Тишининова, Люда Бирюкова, я - альты; тенора - Юрий Хабаров, Дм. Дм. Рамко, Валерий Моров, хозяин дома Ю.Скляров; из басов - Водолажский и Аркин. Собрали прекрасный стол и замечательно попели. Поначалу планировали порепетировать с Игорем Андреевичем, но он в последний момент отпросился у Люды Бирюковой (которая одна была в точно назначенное время в назначенном месте встречи) в связи со срочным делом, она его отпустила.
Наш застольный репертуар был разнообразным, однако, с преобладанием малороссийского. Татьяна и Генрих, конечно, блистали дуэтом, хоть и без гитары.
16 января. Политехнический музей.
Программа: Римский-Корсаков, Верди, Покровский, Третьяков, Давыдов “Вышшую небес”.
6 февраля. Политехнический музей.
Программа: Римский-Корсаков, Бортнянский (№ 25, “О тебе радуется”), Ведель, Давыдов “Адажио”, Алябьев, Гурылев, Давыдов “Вознесу тя”. Во втором концерте добавились Покровский и Третьяков.
Репетиции 15 и 17 февраля. Готовимся к концерту 26.02 на Новом Арбате, перед работниками объединенного профсоюза администрации Президента. Программа намечена грандиозная (для исполнения). Видимо, ожидаются дивиденды.
Уже объявлено, что мы участвуем в хоровом Соборе в Пскове (праздник славянской письменности и 200-летие Пушкина) 24-25 мая.
Игорь Андреевич заметил на репетиции, что три тенора - Александров, Гедымин и Рамко вдруг зазвучали, их тембры сливаются!
26 февраля. Новый Арбат, 19. Объединенный профсоюз при Президенте России.
Программа концерта:
Гречанинов Антифоны
Римский-Корсаков Владыко дней моих, стихи Пушкина
Давыдов Исповемся Тебе, Господи
Бортнянский О тебе радуется
Не умолчим никогда, Богородице
Ведель Милость мира
Алябьев Иже херувимы
Покровский Да исполнятся уста наша
Чертог Твой
Чайковский Ангел вопияше
Шуберт-Щёгль Тема и вариации на мелодию “Форель”
Третьяков На гору Сион
Взбранной воеводе
Давыдов Обновляйся, Новый Иерусалиме
Игорь Андреевич обратился к залу, что нам нужно 5000 $, чтобы поехать в Париж хором. Из зала послышалось “Надо помочь”. - “Мы не просим, мы хотим заработать концертами”.
После концерта нам выдали талоны, чтобы мы пообедали у них в столовой.
17 марта. Репетиция и празднование 20-летия хора.
Недавно в хор пришла Ира Скокова (не поет уже лет 15). И вдруг пришла. Директор. С положением и связями. Всю репетицию фотографировала.
Потом было застолье. Шампанское от Иры и Володи Гришелева (он тоже появился как-то раз). От наших мужчин - водочка, от женщин - потрясающий закус, в т.ч. от Татьяны В. - обалденная пицца с грибами. Были речи. Ира всем подарила эксклюзивные значки (личной разработки) с расшифровкой слова “ДАР” (правда, не запомнила я).
Фотографировалась группа стариков, кто пришел в хор не позже, чем 15 лет назад. Тамара Бесова примазалась, хотя она только 13 лет в хоре (мы ее взяли в компанию). Однако, не так уж мало набралось: Журавленко, Анурова, Судакова, Водолажская, Бирюкова, Белова, Петрова, Скокова, Малинский, Водолажский, Гедымин, Александров, Шмелев; не все присутствовали, а то бы добавились Бурова, Хабаров, Аркин.
Таня Шанская благодарила Игоря Андреевича и весь хор, также и за то, что она перевоспитывается, становится не такой невыдержанной (учится у нас выдержке). И спела сочиненную ею песню на музыку “С берез неслышен, невесом” “Нам 20”, мы подпевали всем хором “Всем, всем, всем”:
Сегодня день особенный, у хора юбилей, От всей души благодарим Маэстро своего
И в день весенний праздничный За радость петь, творить, любить
Споем, Виват, дружней! В Вивате дорогом
Припев: Нам 20 лет, нам 20 лет! Припев: Нам 20 лет…
Мы юные совсем! Спасибо скажем тем певцам,
Желаем счастья и здоровья Кто хор наш создавал,
Всем, всем, всем! Кто сердцем предан ему без конца
Да здравствует Виват!
Припев: Нам 20 лет …
Таня Водолажская сказала так хорошо, что я, не решаясь повторить за ней и испортить, попросила ее написать свой экспромт, что она и сделала:
Игорю Анлреевичу
Дорогой наш учитель, друг, вождь, вдохновитель, маэстро!
Всё это о Вас, наш дорогой Игорь Андреевич!
Только благодаря Вам мы вместе проживаем другую жизнь, полную радости, счастья, вдохновенья, слез восторга. И пока мы живем этой жизнью, нам ничего не страшно, потому что она дает нам самое главное: чистоту помыслов и возвышенность души.
Как сказал поэт: “О, были б помыслы чисты, а остальное все приложится”.
Спасибо Вам! Мы Вас любим.
Указом Ельцина № 408 от 1 апреля 1999 г. И.А.Журавленко присвоено звание “Заслуженный артист России”.
21 апреля. Репетиция - программа на Псков.
И отмечаем звание. Пирог от Евгения Павловича, с капустой, еще теплый, сверху - орехово-кокосовая присыпка, подгоревшая малость, зато отлично видны буквы: ЗАР ВИВАТ 99 ЖУР. Пришли: Лена Гальченко, Оля Чекрыжова, Гера Сафонов. Гера пропел с нами многоступенчатое многолетие (в до диез вместо си бемоль в финале). Стол ломится.
21 - 24 мая 1999 г. Псков. Праздник славянской письменности.
Поезд № 70 Москва-Псков, отправление 20.00, вагоны 17 и 18. Виват в составе сводного хора, где все профессионалы. Едем на праздник славянской письменности, ежегодный, традиционный. В этом году он усилен 200-летием А.С.Пушкина.
В пятницу и субботу неделю назад собирались на сводную репетицию. Раевский нам опять понравился. “Монастырский хорал” - соло бас понравился.
... Спохватились в 23 часа - за окном светло. Поем русские песни. Дима привел в наше купе каких-то сопран, ничего не знают нашего, только “Что стоишь качаясь”, на 2 голоса.
Голосишки надтреснутые. Мы спели “Мисяць на нэбе”, они прилично выслушали, сказали браво и под приличным предлогом удалились.
Состав хора в поездке:
Бесова Белова Александров Водолажский
Кожемякина Долгинина Гедымин Жинкин
Струмиловская Хорцева Моров Малинский
Щербакова Смирнов
Анурова Бирюкова Хабаров Аркин
Дронова Бурова Шмелев Белов
Мавлюдова Водолажская Дроздов
Сафонова Ильина Казьмин
Тишининова Насонова Лалыкин
Петрова
Шанская
22 мая. Очнулись на станции Дно. Стоим 18 минут. Время 6 часов. За бортом холодно. С 6 часов больше не ложимся. Оглядываем окрестности: вдоль ж.д. полотна тянется лес - то березы, то осины, то тополя. Всё стоит в воде.
В 7.52 прибываем в Псков. На здании вокзала: “Привет участникам и гостям Дня славянской письменности и культуры”. На площади нас ожидают шикарные автобусы с вывесками на переднем стекле: “Хор Свешникова”, “Виват плюс Партес”... Заглянул в автобус Раевский Игорь Иванович, приветствует нас. “А я уже 3 дня здесь, репетировал с местными хорами. Теперь будем репетировать вместе”. Дома на вокзальной площади - 5-этажные, тополя, типичный провинциальный поселок.
Псков в 689 км от Москвы к с-з. Расположен на берегу реки Великая (впадает в Псковское озеро). Упоминается впервые в “Повести временных лет” (903 г.) в связи с женитьбой князя Игоря на псковитянке Ольге. По археологическим данным, первое поселение возникло на мысу между реками Великая и Пскова в сер. 1-го тысячелетия н. э., в 3-ей четверти тысячелетия здесь поселились славяне-кривичи; город – с 10 в. В 1240 г. взят рыцарями Ливонского ордена. В 1242 г. освобожден войсками новгородцев и псковичей под предводительством Александра Невского, разбившими захватчиков на льду Чудского озера. В 14-18 вв. Псков – центр Псковской феодальной республики, управляемой вечем. Как важный пограничный город в 14 в. был окружен системой мощных каменных крепостных сооружений. В 1380 г. псковичи участвовали в Куликовской битве, что положило начало сближению с Москвой. В 14-17 вв. Псков -– крупный ремесленный центр, играл важную роль во внешней торговле; это один из центров древне-русской культуры, летописания и книжности, с самобытной школой иконописи и каменного зодчества. С 1510 г. – в составе Русского государства. В Великую Отечественную войну был оккупирован (9.07.41-23.07.44) и практически весь был разрушен (осталось 6% жилого фонда). По решению правительства (от1.02.45) вошел в число 15 древне-русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
Поселились в гостинице Центральной, 1937 года постройки. Кто-то на 2 этаже, где уже сделан ремонт и в номерах стены оклеены обоями, розетки функционируют, туалетами и ваннами, однако, оборудованы лишь номера люкс, остальные пользуются туалетами и душем на этаже. А те, кто поселился на 4 этаже, удобства имели похуже, так как ремонт туда еще не дошел: не везде работали розетки, душ на этаже запускали уже при нас, а туалет “ж” в дальнем тупике был вне всякого описания (даже без воды в раковине), а стены номеров покрашены масляной краской, цвет варьируется от светло-серого до темно-синего и зеленого. Но ни клопов, ни тараканов. Что уже замечательно.
Около 11 часов, группой 8 человек проигнорировав общий обед в 13 часов, взяли два такси и поехали в Печоры (стоимость бензина: 92 - 4,5 руб., 95 - 6-7 руб.).. Еще раньше рейсовым автобусом туда уехала Вера.
Печоры – районный центр в 52 км к З от Пскова. Возник в 16 в. как посад Псковско-Печорского монастыря, основанного в 15 в. В 16 – начале 18 в. посад и монастырь были важным стратегическим пунктом на западной границе Русского государства.
В начале 16 в. монастырь был разрушен ливонскими рыцарями, восстановлен в 1516 г. псковским дьяком Мунехиным; в 1559-65 гг. обнесен стенами из местного известняка (перестроены в 1701 г.). Псковско-Печорский монастырь расположен на окраине Печор, в плане – неправильный многоугольник. Территорию монастыря разделяет овраг с протекающим ручьем. Крепостные башни с 9 башнями живописно спускаются.
На полях камни ледникового периода. Татьяна ужасно завидует: хочет на дачу такой. Рыбалка: лещ сейчас очень хорошо ловится. Принимают по 8 руб., продают по 10-12 руб. Такси обошлось в 150 руб. Обратный автобус будет в 15 часов, билеты купили заранее, по 14,5 руб. На территорию монастыря мы прошли, но дальше не во все храмы могли заходить женщины в брюках. Наблюдали крестный ход, слушали колокольные звоны. В пещеры нас не пустили. На выходе из ворот нас атаковали нищие.
Постояли за музеем, посмотрели на окрестности, внизу коровник, справа монастырь за живописно повторяющей холмистый рельеф местности каменной крепостной стеной.
Некоторые монастырские постройки: звонница 1585 года, Успенский собор 1473 г., Благовещенская церковь 1541 г., Сретенская церковь 1870 г., ризница 16 в., братский корпус 1827 г., Лазаревская ц. 1800 г.
В 17.15 ужин, в 18 репетиция в Кремле (6 - 19 вв.).
Уже выстроены станки. Сводный оркестр репетирует. Задача хора - научиться строиться на станках и взять тон. Построение начинается на звуках вальса из “Метели” Свиридова, продолжается и заканчивается на полонезе из “Евгения Онегина”, а оркестр заканчивает свое попурри фрагментом из увертюры к “Руслану и Людмиле”.
После репетиции нас повезли к памятнику Ледового побоища. На высоком кургане фигуры не менее 10 м, воины окружили коня, на котором восседает Александр Невский. Мы подумали, а не Церетели ли автор? Нет, архитектор Бутенко П.С., скульпторы Козловский А.И., Козловский И.И., Кириллова. Строился 26 лет, открыт в 1993 г. Надпись: русским воинам великому князю Александру Невскому от благодарных потомков. Спели у памятника “Предстательство”. Заехали в Снетогорский женский монастырь, рождеству Богородицы, памятник архитектуры 14-17 вв. Никольская церковь 1510 г. В монастыре сейчас 60 человек, возраст от 16 до 85 лет. Первые девочки пришли сюда в возрасте 13 лет. Трудники - мужчины, постоянно работают при монастыре. Для тяжелых работ приглашают солдат. Паломники приходят и уходят. Каждый день в трапезной собираются порядка 100 человек. В монастырь идут, чтобы отвлечься и расстаться, отдать душу, смириться со всем. Послушник должен выполнять любую волю старшего. Отказ от своего “Я”. Колокольня 86 м над уровнем р. Великой.
Так как нас в штанах и без косынок никуда не пускают, решили сегодня больше никуда не ездить. В 22.15 получили по 195 руб. на прокорм и собрались в № 245 (у Водолажских). Немного нас было. Пили за Виват, за его 20 лет, за Игоря Андреевича и ядро Вивата, которое есть всегда. И пели до 0.30. Почему-то никто не приходил с замечаниями. Либо мы очень хорошо пели, и нас просто слушали? Мы и вправду не орали, а так стройно, столько-голосье, сколько человек, каждый вливается в аккорд.
23 мая. В 10.30 встречаемся в автобусе, в 11 мы в Кремле.
Раевский дирижеру оркестра: “Все звучит одинаково - вальс, Глинка. Так вот, пожалуйста: вальс должен быть вальсом, полонез - полонезом, Михал Иваныч - Михал Иванычем”. Озадачил дирижера - и ничего конкретного. Сейчас мы поднимаемся на стропила и репетируем.
Алексей Петренко должен читать “Памятник” на фоне 5 симфонии Чайковского, которую поэтому надо играть piano как фон. Кто-то из наших рядов: - “Это беспредел!” - Петренко: “И не оспоривай глупца!” и Чайковский пошел на всю катушку. И вдруг повтор Петренко: “И не оспоривай глупца!”
Гоголь “Тройка” и Свиридов “Метель”. Пропели Полетаевский “Хорал”. Здорово! Детский хор “Летите голуби” Дунаевского. Гениальная вещь! “Вниз по матушке, по Волге”, дирижирует Кожевников. Начался выпендреж: “Басы, плохо вступаете”, несколько раз повторили вступление. А на небе уже давно нет солнца (от которого все понаделали себе шапок из газет), небо заволакивает и заволакивает серым, на западе небо сливается с землей, а у нас “разыгралася погода...”. Раевский давно бы уже сообразил начать нас спускать со стропил. И вот нас отпустили лишь с первыми каплями.
Теперь самое главное – не сверзиться. А дождь припускает! До того было жарко, потому многие (вот вижу Лену Кожемякину) налегке, но и кто-то с запасными слоями. Некоторые рванули к автобусам (правильно сделали), а кто-то нырнул под ближайшую крышу (палатку оргцентра), и вот уже около часу мы пережидаем то гром, то дождь, то ливень, то гром. Начало заливать пол палатки снизу, а дождю конца не видно. В палатке нас собралось человек 50. Нет на нас Кожевникова, а то бы порепетировали. Лучше бы сейчас сидеть в автобусе, но мы не побежали туда, когда дождь еще не был таким проливным. Сидят ли наши в автобусе, ждут ли, ведь мы планировали куда-то на экскурсию… Но организаторы нашли выход: подогнали на территорию микроавтобусы и развезли всех к автобусам и в гостиницу.
Дождь еще идет, небо серое, перспектив никаких. Если только Алексий II подключит всех монахов и церковных служителей - молиться о погоде на завтра. Бог с ней сегодня: должна быть репетиция в 22 часа с прожекторами на станках, было бы завтра…
16 часов. Едем на экскурсию в Мирожский монастырь XII-XX вв. (по названию реки Мирожи), самый древний (основан в 12 в. архиепископом Нифонтом). Здесь историко-архитектурный заповедник. Опять дождь закрапал, комары летают. Реставрация собора 1156 года. Спасо-Преображенский, первый христианский храм в Пскове, 4-я реставрация, до 1922 г. здесь был монастырь. Фрески были забелены, штукатурка отвалилась, и обнаружились фрески XIV в. Собор чудом уцелел в войну, был в самом пекле. Мы спели здесь – “Богородице Дево”, “Адажио”, “Иже херувимы”, Дима дирижировал.
Небольшой очерк написал Володя Жинкин.
Мирожский монастырь. Около 800 лет назад на этом месте явлена икона Б.М. – Мирожская (Иван Грозный ее потом перенес в Москву), и там был основан монастырь. В XII в. греки расписали Спасо-Преображенский храм, фрески сохранились и доныне. Храм уникальный, гордость России. Сейчас это один из древнейших памятников фресковой живописи. В храме великолепная акустика, в чем Виват убедился, сподобившись исполнить несколько песнопений. Монастырь сейчас действующий. Монахи несут послушание – пишут иконы. В храме Первомученика Стефана есть фрески самых знаменитых иконописцев нашего времени, например, архимандрита Зенона. Нам рассказали, что в миру Зенон был посредственным художником. Приняв постриг, получил благословение старца:
“Будешь архимандритом и великим иконописцем”. С тех пор архимандрит Зенон пишет без устали свои иконы, которые, конечно, его переживут и долго ещё будут прославлять Господа нашего Иисуса Христа и Св. Православие.
…Здесь Гнедичем найдена рукопись “Слова о полку Игореве”. … Поганкины палаты, 17 в., памятник гражданской архитектуры; выставка “Монастыри и монашество”…
…Репетиция в 22 ч. в костюмах в кремле отменена. Ура! Сейчас в душ и в постельку, холодрыща, спать хочется…
Но не тут-то было: Игорь Андреевич вызывает нас в холл 4 этажа на репетицию к концерту 6 июня. Уж звучит “Владыко дней”, Игорь весь в образе: нас гоняет, дубль за дублем. Ну, прямо, как Кожевников. А вокруг уже слушатели, а один – в дым – с двумя стаканчиками мороженого, капает на ковер и растирает… Дирижер на сцене, и публика есть. Прогнали всю программу. После репетиции собрались у Водолажских, опять разошлись во втором часу, в компании была и молодежь. Лена К. идею перекати-поля высказала: катится – налипает – складывается хор…
24 мая. С утра все по своему усмотрению: Миша Аркин, например, в Гельдтову баню с выходом в речку Пскову. Больше никто не додумался до такого времяпрепровождения. Гуляли по Пскову, по памятникам, вдоль Октябрьского проспекта. Посетили рынок. Снетки 38 р. за 1 кг, лещ х/к 26 р., сало 35 р., творог (отличный) 20 р.
15.45. Сидим в автобусе. Только что закончился прогон действа. На случай дождя вечером, решено было сделать запись концерта во время прогона, петь как на концерте. Все равно стоял треп между номерами, да и чтецов не было – Ланового и Петренко, что должны были читать на нашем фоне. Какая там запись!
Только Валентина Талызина неизменно участвовала на всех репетициях, чтение с вокализом Прокофьева, да бас – соло в “Монастырском хорале”. В Гречанинове мы стараемся не мешать: свешниковцы отлично справляются.
Вечер. Отъезд от гостиницы в 20.45, в костюмах и с вещами.
Кремль. Стоим в ожидании 22 часов. С Запада идет чернота. Хочется надеяться, что пронесет. На З-ЮЗ – полосы от черноты к земле. 22 часа. Оркестр играет вальс, а рядом детский хор верещит на разные голоса, мы почти не слышим оркестра. А передние ряды уже поднимаются на стропила. Уже звучит полонез, и мы поднимаемся. Снимаем с себя все, чем укрывались, все несут куртки и плащи с собой, укладывают под ногами.
Лановой читает перед “Богородицей” про травы и закатное солнце, и в это время открылось солнце, у нас светлая полоса, солнце красное, а выше – черное небо, а в небе спорит с нами раскат грома.
Ермакова дирижирует “Богородицу”, медленно. Дунул свежий ветер.
На “Шестопсалмии” – первые капли. А над нами кружит мотодельтаплан, может, разгонит? Но “Узник” поем уже под дождем. Ноты намокли, зрители раскрыли зонты, закрылись пленкой. Многие певцы тоже подняли зонты, накинули куртки… Над Ювеналием держат зонт…
“Осень”, как нельзя более актуально. “Наташа” – ноты мокнут, но мы поем.
Дождь мелкий, сеется, видно в лучах прожекторов. И совсем стих. Мы пересилили. Небо в тучах, но дождя нет. Дети пели уже без дождя.
Программа прошла хорошо, сбоев практически не было. Вокализ с Талызиной принят хорошо. Украинские певцы – молодые голоса, ансамбль из Белоруссии – здорово, хорал 12-13 вв. Понравилось и нам, и всем.
“Монастырский хорал” – потрясающе. А Глинка попал под фейерверк. Что пели – Богу известно, сбились, оркестр играет, хор, наконец, вышли на ура, ура и ура, и весь зал встал. Фейерверк был грандиозным. У нас – удовлетворение полное. Мы выстояли во всех катаклизмах.
0.30. Мы сидим в автобусе и ждем Журавленко. Говорят, там руководители поддают по поводу. Гедымин рассказал, что видел объявление: “Куплю пригласительный билет в Кремль. Дорого”. Игорь Андреевич пришел и сказал: - "Общее мнение – такого праздника еще не было". Хор принят всеми как непременный участник, что только чтение – без хора – нет того эффекта. Министр Егоров: - "Выдающийся праздник". Зрители – не было равнодушных. Наш хор отметили, Раевский благодарил. Игорь сказал, что мы выросли, нам пошло на пользу совместное пение с профессионалами. Мы радостно спели Многолетие.
Поезд № 66, дополнительный, для хорового собора, наши вагоны 5 и 6. Отправление в 2 часа. Прибывает на Рижский вокзал в 16.30, 14 часов в пути. У вагона перед нами – молодые ребята хора Рыбина, с гитарой, дружно поют “Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда”, поют для своего милого экскурсовода… До того все хотели спать, а тут – загуляли. В нашем купе поперебывали по очереди все басы. Мы с Татьяной все же заснули, периодически просыпались и видели все новые и новые лица. Как флибустьеры, пили джин, гульба закончилась часов в 5.
Ювеналий сказал о дожде (на то, что он быстро кончился): “Господь напомнил о себе”.
25 мая. 9.30. Водолажский вспоминает: “Сижу за решеткой” я так пел, что пупок устал. Надо piano, сзади мужики-октависты урчат, а тут я наддал, они тоже. Здорово спели. Пожалуй, это была самая лучшая штучка”.
“Вскормленный в неволе” как раз был под самым сильным дождем. У Александрова все ноты расплылись (он пишет партию в тетради аршинными буквами ручкой с чернилами). Это все превратилось в синие разводы, то же “Осень” и “Наташа”…
Сергей Дроздов собирает наши автографы на афише праздника. Мы бы тоже хотели такую афишу, нам даже, вроде, обещали. Спрашиваем: “Где взял?” Ответ: “Надыбал”.
6 июня. Поем в Остафьево на Пушкинском празднике. В программе:
Римский-Корсаков, Бортнянский “Не умолчим”, Давыдов “Предстательство”, Ведель, Свиридов “Наташа”, Третьяков “На гору Сион”, Давыдов “Обновляйся”.
13 июня. Малый зал консерватории. 140-летию Музыкального общества.
Участвуем в концерте “Мое родное Подмосковье” вместе коллективами:
Детский хор “Мандрагора”, рук. Елена Уманская
Женский вок. анс. “Коломна”, рук. Игорь Журавленко
Акад. жен. хор ДК ОАО “Мосстройпластмасс”, рук. Валентина Игнашева, г. Мытищи,
Наша программа:
Бортнянский Не умолчим никогда, Богородице, концерт № 25, части 2 и 3
Лотти La vita caduca (Бренная жизнь), назидание из цикла “Дуэты, трио и
мадригалы
Покровский 2 хора, соч.9
Да исполнятся уста наша
Чертог твой
Чайковский Ангел вопияше
Третьяков На гору Сион, на начало Архиерейской службы
Давыдов Обновляйся Новый Иерусалиме, концерт на освящение храма
Наши слушатели (Архипова, Скляров, Маша - новое сопрано) сказали, что мы спели очень хорошо.
Состав исполнителей:
Бесова Долгинина Александров Водолажский
Кожемякина Хорцева Гедымин Жинкин
Ратникова Шанская Моров Малинский
Струмиловская Смирнов
Цуканова
Арефьева Бирюкова Хабаров Аркин
Дронова Насонова Шмелев Дроздов
Сафонова Петрова Лалыкин
Тишининова
Шанина
В течение 1999 г. вся деятельность Вивата проходила под знаком своего 20-летия, а также 200-летия А.С.Пушкина.
СЕЗОН 1999 - 2000 г.
В октябре 1999 г. Виват побывал в Париже. Состав был далеко не полным, возможности в исполнительском плане, конечно, слабоватые, но все-таки.
Формула ²Увидеть Париж и умереть² неожиданно трагическим образом материализовалась: в конце октября, вскоре после возвращения из Франции, умер Сережа Дроздов. Наш преданный хорист, незаменимый бас, умница. Невосполнимая потеря...
Последний концерт 20-летия хора - 7 ноября в Гнесинском зале.
Концертный зал Российской Академии музыки им. Гнесиных
Камерный хор «ВИВАТ» Музыкального общества Московской области
ПРОГРАММА юбилейного концерта 7 ноября 1999 года
Н.Римский-Корсаков Владыко дней моих, стихи А.С.Пушкина по молитве Еф.Сирина читает солистка Московской государственной филармонии Наталья Минаева
Т.Л. да Виттория O vos omnes, мотет
А.Сканделли Bon giorno madonna, мадригал
А.Лотти Бренная жизнь, мораль (фрагм.)
Дм.Бортнянский Не умолчим никогда Богородице, концерт № 25
С.Давыдов Исповемся Тебе Господи
Д.Верди Padre Nostro, стихи Данте «Отче наш»
П.Чайковский Ангел вопияше
И.Покровский Чертог Твой
А.Гречанинов Волною морскою, ирмос-розник на Р.Х.;
Верую, солист – Георгий Сафонов
П.Крылов Свете тихий; Тебе поем
А.Третьяков Взбранной воеводе
Фр.Щегль Форель, тема Фр.Шуберта, вариации:
Моцарт «Маленькая ночная форель»;
Вебер «Вольная рыбка»;
Вагнер «Хор рыбок»
Русская народная песня В темном лесе, обр.А.Свешникова
Дм.Бортнянский Воспойте людие боголепно в Сионе, хвалебный концерт
для двух хоров
Художественный руководитель и дирижер камерного хора «Виват»
заслуженный артист России Игорь Журавленко
Дирижер лауреат Всероссийского Конкурса дирижеров Георгий Сафонов
Камерный хор «Виват» - с 1981 года народный коллектив, в 1986 году лауреат конкурса Дней церковной музыки в г.Хайнувка, Польша – был основан в 1979 году при Музыкальном обществе Московской области.
Концертная жизнь коллектива полна ярких воспоминаний – Владимир, Муром, Гусь-Хрустальный, Армения, Иркутск, города Польши (Познань, Краков, Варшава, Белосток), Германия (Дармштадт), Англия, Франция (Монпелье). В этом году – незабываемые Дни славянской письменности и культуры во Пскове и, совсем недавно – Париж!
Репертуарные пласты «Вивата» - от музыки эпохи Итальянского Возрождения, через православное пение к современности. Мир музыки преображался, стремление к духовности, красоте находили свое особенное выражение в музыкальных произведениях каждой эпохи, а потому творения разных времен не оставляют равнодушными слушателей. Есть у хора и свои любимые композиторы – Дмитрий Бортнянский, Степан Давыдов, Александр Алябьев, Артемий Ведель, Василий Титов, Сергей Танеев.
Бессменный руководитель хора – Игорь Журавленко, выпускник Московской консерватории, заслуженный артист России, ученик профессоров Клавдия Птицы и Александра Свешникова, создатель хора мальчиков и юношей при Минской консерватории, художественный руководитель Волгоградской хоровой капеллы в 1987-88 гг.
Контактный телефон камерного хора «Виват»: 387-10-48
Состав камерного хора:
I сопрано Бесова Т. II альты Бирюкова Л.
Кожемякина Е. Бурова В.
Ратникова И. Водолажская Т.
Самборская Т. Насонова Л.
Сафонова Т. Петрова Г.
Струмиловская И. Шанская Т.
II сопрано Анурова Г. I тенора Александров Е.
Арефьева Е. Гедымин Ю.
Дронова О. Моров В.
Мавлюдова М. Ромко Д.
Судакова К. II тенора Хабаров Ю.
Толмачева Ю. Шмелев Д.
Шанина Г. I басы Водолажский
I альты Белова Т. Жинкин В.
Долгинина И. Малинский Р.
Струкова Е. Смирнов С
Хорцева Т. II басы Аркин М.
Щербакова А. Козьмин А.
Лалыкин С.
Первое отделение – концерт, второе отделение – плавный переход в поздравления.
8 ноября в ЦДРИ - выступление перед слушателями семинара по творчеству Бунина, где мы пели Рахманинова и Гречанинова. Организовали нас спутники Вивата в поездке в Париж.
12 ноября в помещении Музыкального общества в Собиновском переулке состоялся банкет в честь 20-летия, на котором Игорь Андреевич сказал, что, наконец, этим банкетом мы завершаем свое 20-летие. Погуляли отлично, стол собрали по принципу “кто что принесет”, принесли очень много всего. Было много хороших слов, были представители от разных вышестоящих организаций. Они сидели во главе стола, с Журавленко и Кондратьевой и другим начальством. Слова шли со всех сторон.
На бланке «Магазин- салон МАСКА» (предприятие общественной организации Союза театральных деятелей Российской Федерации) преподнесла Вивату свой стих Ирина Скокова (теперь Кузнецова, и владелица этого магазина), одна из первых участниц хора.
Поздравление от семейного трио Водолажских – Виватцам:
Ну, как у вас дела?
Ответьте, не спеша,
Свобода ли мала? Богата ли душа? В звучащем царстве муз
Царит ищи-свищи, дворцы сменяемы, Не суета важна,
А души все чисты и не сминаемы! Награда – крепость уз,
Уж два десятка лет, - Отважна и нежна.
Да не наступит крах! – Живите при сейчас и пойте до гудка, Как ангелов балет, Любите при когда, мечтайте при всегда, Витают в облаках! Любите при всегда, живите при всегда, Девчонки – красота, ребята хоть куда! Мечтайте при всегда
Залетные на час остались навсегда. И пойте при всегда!
20 лет – Ирина Скокова
День твоего рождения, Виват,
Родил в моей душе недоуменье,
Ужель земля могла существовать
До твоего на свете появленья?!
И я не отступлюсь от убежденья, Так пусть же дружно и счастливо
Что был безлюден мир со дня творенья, Творит «Виват»,
Что до тебя земля была пуста, Живет в веках!
И потому я летоисчисленье Талантами богат надиво,
Веду с минуты твоего рожденья, Прогресс Земли в его руках!!!
А не со дня рождения Христа.
Однако не всех «старичков» охватили всеми этими праздниками. И потому на одну из последующих репетиций пришли Валентина Костецкая и Владимир Смирнов – почти самые первые хористы. В конце репетиции опять подняли рюмки, а Владимир Васильевич подарил нам свой экспромт:
ВИВАТУ
двадцать первый год ! И хорошо, что есть Виват,
Он в утренней заре. Что вспомнил ветерана.
И аплодирует народ И я тебя поздравить рад.
Вивату в ноябре. Возможно, со стаканом.
Диапазон его хорош, Мои стихи как дар прими,
Не меньше двух октав. Немного запоздалый.
Виват в сердца людские вхож. И вновь Танеевым блесни,
Кто скажет: я не прав ? Зарею, вечно алой.
Репертуар его велик, И Богородица тебя
Но все равно растет. Пусть долго согревает.
Как жаль, что я уже старик. И пусть счастливая судьба
Он без меня поет. Тебя лишь ожидает.
Поет он 20 лет спустя Твой тон кристальной чистоты
Сильнее, интересней. Как был, и впредь так будет.
И песни чудные летят Как гений вечной красоты
К народам всех конфессий. Служить ты будешь людям.
На волне ноябрьских концертов Игорь Андреевич нарисовал программу занятий, было стабильным посещение репетиций, пришло пополнение...
Но в декабре неожиданно для нас Журавленко с Партесом уехал за рубеж…