ВИВАТ 2000 год
С НОВЫМ 2000 годом!
С января 2000 года живем почти активной жизнью.
23 января концерт в Политехническом музее (обкатка программы предстоящего выступления в Малом зале).
30 января. Малый зал консерватории. В концерте, организованном Музыкальным обществом Московской области, кроме нас, пели хоры из Пушкино, Королева (Подлипок-Калининграда), Коломны и Свято-Данилова монастыря. Мы выступали первыми, и это было хорошо.
Наша программа:
Титов Ты ми Христе, партесный концерт на 8 голосов
Извеков Достойно есть, знаменный распев, гл.4
Христов Херувимская
Танеев Увидал из-за тучи утес
из цикла 12 хоров на стихи Полонского
Гречанинов Волною морскою
Бортнянский Воспойте людие боголепно в Сионе
хвалебный концерт на 2 хора.
Танеева в процессе пения Игорь снял (и правильно, еще не доделано). Спели, в целом, хорошо. Извеков - до мурашек. Христов - не так эффектно, как могли бы. Там такое расцветающее начало, и это не очень получилось. Но в целом - Виват в этом концерте был лучшим. Правда, концерт был в рамках Российского молодежного фестиваля хоровой музыки, а нашему хору 20 лет, и у нас не слишком много молодежи.
27 февраля и 19 марта пели в Политехническом: Давыдов Вышшую небес, Бортнянский Да молчит, О тебе радуется, ТитовТы ми Христе, ХристовХерувимская, Гречанинов Волною морскою, Бортнянский Воспойте, людие, Покровский Да исполнятся уста наша, Чертог твой.
В работе: Гречанинов ²Волною морскою², Третьяков ²Великое славословие², Добри Христов ²Херувимская², Танеев - ²Увидал из-за тучи утес², ²Звезды², ²По горам две хмурых тучи², итальянские мадригалы, Лотти. Спели ²Седе Адам² Веденецкого с соло Анатолия Арсентьевича.
15 апреля поездка в Хотьково. Уже давно Татьяна Федоровна нам говорила о нашем возможном альянсе с неким храмом в Хотьково, и вот уже конкретно мы в эту субботу собрались. Встреча в 9 часов у табло Ярославского вокзала. Стоимость билета в один конец 14 р. Нас собралось: Татьяна Федоровна, Лена Кожемякина, трое альтов – Ира Долгинина, Таня Хорцева и Г.Петрова (я, то есть), один тенор – Александров и ИА. Едем поездом 9.16, почему-то сразу начали жевать (удивительное свойство дороги). Таня Хорцева нам сообщает подробности предстоящего конкурса в Ялте 29 июня – 5 июля (уверена, что мы очень хотим туда и подходим по репертуару: католическое, протестантское и православное служебное пение). У нас в репертуаре есть Депре, Бах, Элгар, Титов, Гречанинов. Обязательное произведение – Стравинский «Pater Noster», а мы и его пели 5 лет назад! В Германии.
…Подъезжаем к Хотьково. ТФ встает, оглядывается по сторонам и приходит к мнению, что не видно маковок и надо ехать дальше, в Семхоз. Ну, едем дальше, это еще 5 км. Выходим. Тут тоже не видно никаких маковок. Оказывается, ТФ ездит сюда через Сергиев-Посад, автобусом, а поездом впервые. Пока ТФ выясняла, как добраться до нашего храма, мужчины сообразили по части спиртного с собой. Наконец, наш Сусанин узнала, что искомая церковь находится между Х. и С., что надо выйти на дорогу и сесть в автобус. Тут вскоре нашли и дорогу, и подвернулся микроавтобус. Заплатили по 4 р., поехали. Через одну остановку водитель потребовал оплатить дальнейший проезд, т.к. мы выехали за черту города. Но мы его убедили, что, поскольку мы только что сели, то уж не надо больше платить. Почему-то он сразу согласился и довез нас до самой нашей церкви. Остановка «Школа», и это 2-я остановка от станции Хотьково (примерно 2 км).
Это небольшой приход, где служит отец Сергий, его матушка по имени Любовь служит здесь регентом. В семье семеро детей.
Церковь 1840 года, сейчас реставрируется. Приблизительно 1/3 уже действует, остальное - в состоянии стройки. Нам дали работу: мужчины (т.е. ЕП и ИА) лазят по стремянке на 2 этаж и оттуда вывозят мусор и хлам, а женская работа - из навала мраморных плит, целых и ломаных выбирать целые, складывать стопками, сортируя по типоразмерам (от 10х10 до 50х80), откладывая в сторону ломаные. После 1,5 часов работы мы, несмотря на висящую в воздухе пыль, решили спеть «Богородице Дево, радуйся», «Предстательство христиан». И тут расцвели лица местных двоих мужчин и женщины. Они не ожидали, что мы можем так петь. И сразу переменились к нам. В 13 ч. началась служба, и нас остановили в нашем трудовом энтузиазме. Хватит, говорят, пошли к трапезе. А мы и сами удивились: оказывается, мы много наработали! И мы пошли в дом, что рядом с храмом. Там нам подали постного борща, чаю с блинами. Но прежде – «Отче наш». Освободившийся от службы отец Сергий имел беседу с ИА, а мы жмурились на солнышке и ветру на ступеньках храма. Потом еще попели по заявке местных. И еще забрались по стремянке на 2 этаж, который так здорово очистили ЕП с ИА, спели Веделя, и Многолетие на провозглашения о. С. А потом спускались вниз, и было страшно всем, а больше всех - Леночке К. (у нее еще не прошел стресс после падения ее любимого кота с 11 этажа). Все спустились благополучно, Лену поддерживали сверху и снизу.
Но мы жаждали. Мы пошли пешком к станции Хотьково и искали «природу» для скоромного продолжения банкета. И нашли. Фундамент уже подготовлен, котлован залит водой. А рядом – сарай, доски и кирпичи. Из этого соорудили стол и сидения. И посидели.
ТФ сказала такую вещь: что она много пела в разных коллективах, но только у нас встретила такую дружескую атмосферу, где все заинтересованы друг в друге и не выпендриваются (это в общих чертах). Тостов было много, и мы изрядно… И за Леночку пили, и она опять плакала – уже от избытка чувств. В Москву мы прибыли где-то после 20 часов.
Собрались, было, на конкурс в Ялту (29.06-5.07), ИА наметил выигрышную программу: Элгар ²O, Salutaris² № 2, финальное тутти из мотета Баха ²Singen dem Herrn ein neues Lied², Жоскин Депре ²Ave Maria², Титов ²Ты ми Христе², Гречанинов ²Волною морскою², Стравинский ²Pater Noster² - обязательное конкурсное сочинение (а мы его пели в 1995 г. в Германии). Но все рухнуло: наши басы в отказе - поющие в манинском хоре в это время едут в Италию. Опять Манин перешел нам дорогу. С помещением для репетиций в Союзе архитекторов нас подвел, а теперь и того хуже.
Но Игорь Андреевич нас утешает: обязательно будем участвовать в сентябре в конкурсе (или фестивале?) в Гусь-Хрустальном, 28 мая будем петь в Коломне в честь Кирилла и Мефодия, а в декабре снова поедем в Париж. А в самое ближайшее время - споем Пасху в нашем храме «Алексея Божьего человека» в Хотьково. В ²нашем², - поскольку мы там поработали и попели, и получили приглашение приезжать в любое время, репетировать и жить в этом деревянном большом доме при храме, где мы трапезничали. Вот на 29-30 апреля народ, вроде бы, собирается дружно.
29 апреля. Едем в Хотьково петь Пасху. Сбор в 20 часов у расписания на Ярославском вокзале. Поезд ближайший в 20.28, до Александрова. Вроде все в сборе, ждем только Александрова. Вот он появляется, а также Фарида и Павлик. Наш поезд прибудет вот-вот на 13 путь. Стоим на старте. В поезде продолжаем готовиться, поем тропари, кондаки и прочее, что будут петь не все, а ансамбль из поющих с листа. Удостоились подношения в виде 10 руб. от какого-то благодарного слушателя.
Наш состав:
Кожемякина Белова Александров Белов
Самборская Гафурова Моров Малинский
Света Долгинина Роговой Смирнов
Анурова, Арефьева Хорцева, Настя,
Мавлюдова, Судакова Бирюкова, Петрова Хабаров, Шмелев Журавленко
за 2-х басов
Дорога заняла немногим более часа, мы в Хотькове. По инерции жарких дней апреля в поезде открыты все окна, и чувствуется резкое похолодание, головы продувает.
Дорога к храму заняла около получаса, в начале одиннадцатого мы на месте. Никого из прихожан еще нет, нас встречают о.Сергий, матушка Люба. Согласовываются с о.С наши действия. Служба начнется в половине двенадцатого. Начинает подтягиваться паства. Мы готовим площадку для себя на втором этаже. Скамьи покрываем бумагой из рулона, бумага ужасно хрустит, уже началось чтение часов, а мы тут так шумим, хрустим, стучим…
И вот запели внизу. Показалось, как-то ужасно фальшиво. Это поют местные клиросные, добавились Люба и Игорь Андреевич, поющий с листа за баса, но ему очень низко. Первые песнопения были не очень чистыми, но потом они приладились и пели уже довольно стройно. Начало прошло без нас, потом крестный ход. И вот возвращение в храм, и начинаем петь мы – Великую ектению Толстякова. Ну и так далее.
Пропели ирмосы, вперемежку с клиросным хором (там 2-3 человека, женщины, поют слаженно и чисто), из литургических песнопений мы спели (не считая того, что учили специально для службы) – Гречанинова «Слава единородный», Добри Христова «Херувимская песень», Веделя «Милость мира», Чайковского «Ангел вопияше», закончили праздничным концертом Бортнянского «Воспойте, людие». Служба закончилась около 4 часов, и нас пригласили за трапезу в дом. Накрытые столы уместили около 40 человек, до 5 часов мы трапезничали, попели немного – «О тебе радуется», Танеева «Вечер», «Многая лета» на прощание, и мы двигаемся на станцию. Поезд в 5.54. Почти пустой. Едем и спим. Репетиция 4-го мая, будем решать окончательно насчет Ялты.
4 мая встретились в помещении столовой библиотеки имени Ленина. Репертуар ялтинский: Депре «Ave Maria», Элгар «O, Salutaris», Бах «Singet dem Herrn ein neues Lied» - финал, Титов «Ты ми Христе». ИА принес также какой-то псалом № 50 (Давида, говорят), в качестве протестантского произведения. Авторы - Лучник и В.Смирнов, и, соответственно, современное музыкальное письмо. По крайней мере, тренируемся во взятии интервалов. Сплошные резкие интервалы. Мелодия пока не выявлена. Может, выучится и стерпится-слюбится. И Стравинский «Pater Noster» - конкурсное произведение.
Репетиции 10-го и 11-го в библиотеке, 15-го - сопрано, 17-го - басы, 16 и 18 мая - общие репетиции. Правда, так еще и не составлен список на Ялту. Но уже работаем. Вторник в Гранатном, остальные дни - в библиотеке. Приближается день, когда надо выступить в библиотеке, причем днем (отрабатывать за помещение). А Коломна не состоится для нас. Там только Госхор могут оплатить. Ну, а мы бесплатно петь не хотим. Такие планы.
Но ялтинская перспектива опять рухнула, и безвозвратно: ИА должен в это время быть в Твери, по своему основному месту работы, и с ним должны быть басы, на которых он рассчитывал (у них оперный спектакль). И мы стали готовиться усиленно к поездке в Хотьково, где в их День Города мы поем в их (нашем) храме концерт.
29 мая. Концерт в г.Хотьково, храм Алексия Божьего человека.
Сбор в 11.30 в центре зала метро ВДНХ. В 11.45 идем на остановку автобуса № 388, до Сергиев-Посада. В 12.15 автобус отправился, билет стоит 15 руб. (нам, кажется, храм оплатит). У нас приличный состав: сопрано – 9 (5-4), альты – 8 (4-4), тенора – 5 (2-3), басы – 7 (5-2).
Приезжаем около 13.30, нас ведут в трапезную на чай, потом мы в храме намечаем, где нам встать, где сидеть публике. Мы встаем в центре, публика рассядется на скамьях возле стены под окнами. ИА считает, что здесь петь лучше. Пробуем кусками и идем переодеваться к концерту, время 14.50.
Игорю Андреевичу поднесли шикарный букет сирени. Внучка ГМ щелкнула их с ИА у выхода из храма полароидом, замечательный снимок получился.
И снова мы в трапезной, теперь нам еще и винца поставили. В 5 часов мы, наконец, освободили хозяев от своего присутствия.
Но по дороге еще забежали в магазин, пристроились под березками рядом с могилками старого кладбища, на котором последнее захоронение помечено 1944 годом и на которое непосредственно близко смотрят окошки домов. Разложили на травке привезенное с собой и купленное сейчас, и еще посидели. В конечном итоге, мы уехали поездом около 19 часов, все сидели, хотя и был вечер воскресенья (поезд был С.Посадский). Правда, в поезде уже не пели: всё отпели по дороге к поезду и в ожидании.
Исполненная программа:
Давыдов Вышшую небес Покровский Да исполнятся уста наша
Бортнянский Не умолчим, концерт № 25 Чертог твой
О тебе радуется Чайковский Ангел вопияше
Извеков Достойно есть Третьяков Седе Адам
Кондак Алексию Божьему человеку Бортнянский Воспойте, людие
Титов Ты ми Христе Давыдов Многолетие
Теперь у нас новая цель: Гусь-Хрустальный. Игорь Андреевич предлагает программу (пока) - Депре, Фалик «Хабанера», Гречанинов «Волною морскою», Щёгель вариации на тему Шуберта. На репетиции во вторник подкорректирует и обоснует.
Вторник, 6 июня. Репетируем в Гранатном, сторож встречает нас – каждого – приветливой улыбкой, что приятно. Успокоились по поводу Ялты: Украина ввела въездную визу в размере 40 $, а если потеряешь квитанцию, то и на выезде платить придется. Да и хождение на Украине рубля запретили.
Мы теперь мечтаем ездить хором на Черное море в пределах России. До Анапы билет в плацкартный вагон стоит 240 р. (Миша Аркин только что из тех краев). У Арефьевой Лены где-то под Туапсе поместье (наследное), собираемся напроситься в отпуск, пожить там (хотя бы в палатках) и попеть в пансионатах.
Шутки-шутками, но репетируем: сегодня учим «Хабанеру» Фалика на стихи – поэзы Игоря Северянина, а также вспомнили Кюи «Величит душа» с соло Лены Арефьевой. У ИА грядут перемены: Тверь отказывает ему в работе (условие – переехать в Тверь на постоянное жительство и работу – ИА не устраивает), он распускает Партес, и, кажется, его приглашают доцентом в тот же Педагогический институт, где он работал в 80-е годы и откуда к нам пришло в свое время пополнение из Игорева хора заочниц. У нас и сегодня некоторые из его птенчиков поют: Вера Бурова, Таня Белова, Алла Щербакова – всё альты! А научная работа, которую он хочет продолжить, – это изыскания в области музыкального барокко, Василий Титов и Иоганн Себастьян Бах. Следующая репетиция - опять здесь, во вторник.
27 июня. Вторник. Гранатный переулок. Предпоследняя репетиция. На Москву обрушился потоп. И во время этого ливня мы добирались на репетицию. И добрались не все. Кто пришел, были мокрыми сверху донизу: Игорь Андреевич, Лена Кожемякина, Таня Сафонова, Маша Мавлюдова; я предусмотрительно взяла полиэтиленовый плащ до пят, но зато «пяты» были насквозь. Кто шел от Баррикадной, преодолевали по пути к Кудринской площади горную реку, а на подходе к особняку Берии и далее по Вспольному к Гранатному переплывали через водовороты. Некоторые вообще не добрались. Например, Люба с Володей, выйдя из двери квартиры, обнаружили в предбаннике море воды. Вычерпывали до 10 часов вечера. А вот Люда Бирюкова с Таней Хорцевой засели в троллейбусе под мостом на перегоне от Смоленской на Садовом. Оттуда им выбраться было невозможно: только если задрать юбки и плыть (завтра Аркин по этому поводу скажет: «Они задрали юбки и так сидели»). Они просидели в троллейбусе до полдевятого (то есть почти всю репетицию). Жалели, что не было всего Вивата, а то бы там и порепетировали. Пришли на репетицию 7 сопран, три альта, 2 тенора, 3 баса.
Пришли и две новых певицы по рекомендации. Они пришли в вестибюль, где мы, мокрые, сушили ноги на паркетном полу. ИА тоже тут стоял, мы еще не поднялись к себе, а вошедшие незнакомки спрашивают ИА. Он тут и нашелся. Они попели с нами: Люба – первое сопрано, Алла – второй альт. Алла пела со мной с листа, Люба заглядывала к Тане Сафоновой в ноты. Записали наши телефоны, будем ждать их на первую репетицию сезона 15 августа (они пришли 15 августа, ходили бы, но наше расписание занятий их не устроило).
28 июня. Среда. Помещение в библиотеке.
Прощальная репетиция сезона в ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАЭСТРО.
Начали собираться с 18 часов. Несли к столу, кто что принесет. И, как всегда, стол ломился. Все-таки, немножко порепетировали: пропели Щёгеля, сначала в стиле Вагнера – Игорь Андреевич играл по памяти, и мы пели без нот.
Но когда ему поставили ноты на пюпитр, он всерьез заиграл, прошли Вагнера, Вебера, Моцарта, первоисточник, и дошли до Листа. После чего, отложив «Хабанеру» на после первой или еще какой-то, взялись за главную часть. Пропели «Многая лета», вручили письменные теплые слова с нашими автографами. Староста подарил очень удобный портфель со многими отделениями, современной конструкции и из современного материала (ткань синтетическая). И пили, и ели. И говорили. Так хорошо все говорили, так трудно всё это воспроизвести здесь:
Спасибо ИА за любовь к нам и бесконечное терпение.
Спасибо за Виват, который уже 20 лет дает нам силы, радость, цель, надежду, счастье – ну всё, что не может дать в полной мере семья, работа и другие сферы приложения жизни.
Спасибо за титанический труд по подбору оригинального репертуара, по разыскиванию раритетных произведений, по разучиванию с нами, далеко не такими уж и грамотными, и т.д.
От всего сердца и необыкновенно искренне говорили и виватовцы-ветераны, и среднего стажа, и новые виватовцы – Люба, Валера, Виктор.
ИА благодарил всех за верность Вивату.
Вспомнили всех виватовцев, ушедших от нас: Сережу Дроздова, Севу Чулкова, Милу Смирнову, Валю Семенову. Вспомнили, кто первым пришел, кто позже. Оказывается, Александров шел в списке ИА под № 50.
Валера высказал пожелание мне: с нового сезона начать читать вслух летопись, по 10 минут каждую репетицию. Принято!
Присутствовали: сопрано – 7, альты – 7, тенора – 3, басы – 4.
«Хабанеру» все же спели, даже вроде и ничего, хотя и после многих тостов.
Лена Кожемякина по случаю Дня рождения ИА написала стихи:
Вот и лето нашлось… И качнулась, Обновления ищет природа,
Поплыла и запела Москва… Очищения ищет душа…
Чья-то кисть в небеса окунулась, Ничего, что в июнь непогода…
Синевой оттенив купола. Этим страсть как она хороша!
Утопают веселые ливни Как цветок накануне рожденья,
В нарисованный холст голубой… Жаждет он и тепла, и простора…
Пусть навеки теперь и отныне Под аккорды дождей откровенья
Этот день остается с тобой! Этот день нам принес дирижера…
В половине 10-го мы расходились до 15 августа.
НОВЫЙ СЕЗОН 2000-2001 гг.
15 августа. В особняке Союза архитекторов, в Гранатном.
Сбор после каникул. Сразу начинаем гонку вооружений: в сентябре хотим все же попасть на конкурс в Гусь-Хрустальный. Туда намечена программа:
Ж. Депре Аве Мария
В. Титов Ты ми Христе
Ю. Фалик Хабанера, поэзы И. Северянина
Щёгель Вариации на тему Шуберта «Форель»
Нам отказали окончательно в Гранатном, теперь мы по понедельникам в Музыкальном обществе, в Собиновском пер., ныне Нижнем Кисловском, а по четвергам – в библиотеке.
2 и 3 сентября. В День Москвы поем на Поклонной горе.
Выступление в необычном для нас амплуа: под фонограмму. Фонограмма наша, с лазерного диска, запись из Большого зала консерватории 1986 г.
Программа (на 25 мин. 50 сек.):
Ведель Милость мира (без «Свят, свят, свят)»
Бортнянский Да молчит всякая плоть человеча…
Алябьев Иже херувимы (со 2 куплета до конца)
Пушкин Отцы-пустынники, читает Н.Минаева
Римский-Корсаков Владыко дней моих
Балакирев Свыше пророцы
Танеев Звезды,
Вечер
Несколько репетиций до того учились подтекстовывать свою фонограмму, и преуспели.
Выступили нормально. Правда, нас объявляли как «Мадригальный ансамбль Русский Партес», а Партес – как «Камерный хор Виват». Перепутали на каком-то уровне, а исправить уже было нельзя – денежное мероприятие. Кстати, в перечне коллективов, выступающих здесь, Партес фигурирует как «Портекс».
2-го была прекрасная погода, а вот 3-го – весь день шел дождь. Мы хоть пели под крышей, эстрада возле центральной стелы крытая, а вот Партес выступал сразу после нас возле триумфальной арки под открытым небом. Мы сочувственно их слушали, но под зонтами и плащами, а они добросовестно мокли во фраках 25 минут, мы составляли их публику и кричали им: «Браво, Виват!».
Заработали в кассу хора 3000 р.
Нас было:
Кожемякина Белова Александров Белов
Поспелова (Маша) Гафурова Жинкин
Сафонова Долгинина Малинский
Самборская (ТФ) Самойлова (Настя) Смирнов
Щербакова
Арефьева Бирюкова Скляров Аркин
Дронова Насонова Хабаров Завьялов
Мавлюдова Петрова Шмелев
11 сентября. Нижний Кисловский переулок (Собиновский), Музыкальное общество.
Поздравляем Игоря Андреевича с присуждением ему звания ПРОФЕССОРА. Доцентом побыл три дня. В конце репетиции спели Многую лету, а также Gaudeamus, поскольку звание связано с его университетскими заслугами. Всем было выдано по баночке джина с тоником, по случаю.
Прояснилось относительно Гусь-Хрустального. 21 сентября, четверг, в 13 часов от метро Маяковская нас везет автобус в Кольчугино, где мы поем концерт на 60 минут. Оттуда тот же автобус везет нас во Владимир, где мы ночуем, потом организованно нас перевозят в Гусь-Хрустальный, где состоится конкурс, а оттуда в Суздаль и домой, похоже, тем же автобусом.
Программа выступления камерного хора ВИВАТ во Владимире, Кольчугине, Гусь-Хрустальном 21-24 сентября (Кольчугино, концерт на 60 минут):
Давыдов Вышшую небес
Бортнянский О тебе радуется
Ведель Милость мира
В. Титов Ты ми Христе
Извеков Достойно есть
Покровский Да исполнятся уста наша; Чертог твой
Чайковский Ангел вопияше
Гречанинов Волною морскою
Христов Херувимская песнь №2
Третьяков Седе Адам прямо рая
Лотти Caduca la vita (Бренная жизнь)
Ж. Депре Ave Maria
Ю. Фалик Хабанера, поэзы И. Северянина
Щёгель Тема и вариации на песню Шуберта «Форель»
Бортнянский Воспойте, людие
Состав наш определяется. К тем, кто пел на Поклонной, добавились Водолажские, Анурова, Шанина, Хорцева, Казьмин. Появился новый баритон, которого ИА представил нам как Николая Владимировича. Самое удивительное, что когда он пришел в четверг на репетицию, вошел среди других басов (они с Настей занимались в другом помещении), нам троим, не сговариваясь, показалось со спины, что это Водолажский, только какой-то сутуловатый, постаревший. Ан нет, новый человек, а Водолажский пришел в пятницу: Игорь Андреевич собирал басов, но помещение оказалось запертым, милиционер их не пустил, но они все же попели в подворотне, где профком.
16 сентября. Концерты в Политехническом музее.
Программы наших концертов состояли из вариаций программы на Кольчугино. В первом концерте прозвучали Давыдов, Бортнянский «О тебе…», Ведель, Депре, Титов; во втором – Депре, Титов, Извеков, Третьяков, Щёгель.
В первом концерте сбились (тенор, а за ним потерялись 2-е альты, так как мы с Татьяной поем без нот) в финале «Ты ми Христе». «О тебе» дирижировала Настя, некоторые из нас не расслышали тон, поэтому начало было не очень уверенным. Во втором концерте плохо спели Извекова (давно не повторяли). В Щёгеле пели тему и две вариации – в стиле Моцарта и Листа, прошло прилично. Концерт дал возможность прорепетировать. Во-первых, репетиция к концерту, во-вторых, репетиция в концертном варианте. К сожалению, не удалось выстроить басов в «Хабанере», и ИА снял ее с программы второго концерта. Жаль, конечно, это могла бы быть очень эффектная штучка, но пока не получается, в основном, плохо поют мужчины, не попадают на ноты в своих сольных кусках.
В концерте пели:
Кожемякина Гафурова Александров Белов
Поспелова Долгинина Водолажский
Самборская Хорцева Жинкин
Сафонова Самойлова Малинский
Арефьева Бирюкова Шмелев Аркин
Дронова Водолажская Завьялов
Мавлюдова Насонова Казьмин
Петрова
18 сентября. На репетиции снова вернулись к тому, что в Гусе-Хрустальном будет конкурс, а не фестиваль, и что мы должны петь 4 произведения, что они утверждены, и что замен не будет. Работали над «Хабанерой», Щёгелем (моцартовская и листовская вариации), Титовым (с 59 такта), Депре. А также – Лотти с Верой у рояля, Христов, «Воспойте, людие». Сняли с программы «Волною морскою» Гречанинова (ИА объясняет, что она по тематике здесь не годится, но, скорее всего, очень сырая вещь, а работать над ней уже нет времени). Назначили репетицию на завтра, в половине седьмого, в библиотеке.
21-го в 13 часов нас ждет автобус из Кольчугино между Залом Чайковского и «Сатирой». Не опаздывать!
ВЛАДИМИР-2000 21-24 сентября 2000 г.
Кольчугино – Владимир – Суздаль – Гусь-Хрустальный
21 сентября. Четверг.
Сбор у м. Маяковская в 13.00. Первыми (на 20 минут раньше) пришли едущие издалека: Петрова, Белова, Шанина. Таня принесла весть: Вера не поедет. Кто будет аккомпанировать в Лотти? Нет Лалыкина, на которого рассчитывали. Не едет также Таня Водолажская, совсем обезголосела и разболелась. Так что 2-е альты приватизируют Аллу Щербакову, благо 1-х альтов много. Уже все в сборе, автобус пришел в начале второго, а вот нет Александрова и Долгининой. Если бы только Ира не смогла бы поехать, пережить было можно (все же альтов без нее 8), а вот Евгений Павлович – единственный и незаменимый 1-й тенор, а всего их трое, 2 вторых. Поэтому волнуемся и ждем, он ведь едет по Киевской дороге с дачи, мало ли что там могло случиться. И вот в 13.40 появились, и мы сразу уезжаем.
Итак, наш состав:
Кожемякина Лена Белова Татьяна Александров Евгений Белов Виктор
Маклакова Наташа Гафурова Фарида Водолажский Генрих
Поспелова Маша Долгинина Ирина Жинкин Владимир
Самборская Татьяна Самойлова Настя Малинский Роберт
Сафонова Татьяна Хорцева Татьяна Смирнов Сергей
Анурова Галина Бирюкова Людмила Хабаров Юрий Аркин Михаил
Арефьева Елена Насонова Любовь Шмелев Дмитрий Завьялов Владимир
Дронова Ольга Петрова Галина Казьмин Анатолий
Мавлюдова Маша Щербакова Алла
Шанина Галина
Едет и новый наш хорист Татаринов, не выступать, но привыкнуть к коллективу, послушать, поснимать и позаписывать (дальнейшее показало, что он больше у нас не появился).
Только часам к трем выехали из Москвы, зря, наверное, назначили посадку в автобус в центре, можно было у крайнего к Москве метро. Едем великолепными лесами и полями, красота за окнами. День солнечный, ясный, небо синее. Настя штудирует партитуру Лотти: ей придется аккомпанировать.
В 17 часов мы приехали в Кольчугино. Нас ожидает обед в столовой ЗАО швейного объединения. В зале вешалки, на которых висят изделия ЗАО, продаются по очень низким ценам. Можно было прикупить пальто зимнее женское за 780 р., или, например, длинный женский теплый пиджачок к брюкам (как полупальто) или плащ за 400 р. Игоря Андреевича наши девушки сагитировали на покупку для внучки сарафана из шотландки за 33 р.
Можно было, конечно, и нам что-то прикупить, если бы мы были на это запрограммированы, но у нас другие задачи, а также перспективы затрат в Гусе-Х.
Столы уже были накрыты: салат из капусты, компот из яблок; тут же подали блюдо в горшочках (картошка с мясом, прегорячая). Пообедали, спели Многолетие, пригласили хозяев на концерт и поехали в ДК.
В ДК холод жуткий. В двух маленьких комнатках переоделись. В 18 часов без распевания, без репетиции мы на сцене. На сцене с правого края сквозняк: дует в дверь подвала, мы, альты это ощущаем. Поскольку нет инструмента, не поем Лотти. Зал полон. При нашем выходе на сцену в зале раздались смешки (здесь много подростков, ожидавших, видимо, чего-то другого). В зале был шум и во время пения. ИА, не обращая внимания на шум, гнул своё: рассказывал о Степане Давыдове, Дмитрии Бортнянском, о культуре хорового пения на Руси. С галерки через некоторое время удалились (или их удалили?) часть слушателей, и в зале стало потише. Игорь Андреевич высказался по этому поводу, что вот, мол, кто-то там подсвистывал, это они не привыкли к такому искусству, к этому виду искусства надо приучать, воспитывать, и они повернутся.
Исполненная программа:
Давыдов Вышшую небес
Бортнянский О тебе радуется
Ведель Милость мира
Ж. Депре Ave Maria – здесь Игорь Андреевич говорил о других конфессиях,
о религиозных войнах
В. Титов Ты ми Христе – В. Титов, московский дьяк,
сам пел в хоре с малолетства;
Извеков Достойно есть
Покровский Да исполнятся уста наша
Чертог твой
Третьяков Седе Адам прямо рая
Щёгель Тема и вариации (в стиле Моцарта и Листа) на песню
Шуберта «Форель».
После «Форели» на сцену вышли хозяева, почувствовав, видимо, финал, хотя, может быть, мы бы еще и пропели «Воспойте». Но «Форель» действительно выглядит финалом. Директор алюминиевого завода, который нас принимал, вышел со словами благодарности, в том числе говорил о том, что он такую музыку обычно не любит (по телевизору) и всегда переключает, а тут при пении вживую - ему понравилось. Директор ДК рассыпалась в благодарности (меня всегда заботит, насколько все же их благодарности бывают искренними?). Нам подарили изделие, выполненное, как выразился директор завода, их умельцами: чайник и приборы для чая из зеркально-блестящего алюминия. А мы пропели Многолетие и поспешили переодеться и в автобус, нас везут во Владимир, в гостиницу. Там мы ночуем, там надеемся согреться.
Привезли нас во Владимир, к гостинице «Заря». Уже темно. ИА побежал узнавать, куда нам. Не сюда, куда-то дальше, еще проехали метров 100, уже ИА вместе с шофером спрашивают что-то у случайных пешеходов, те куда-то показывают. Водитель сворачивает направо и ведет автобус куда-то в тьму-тьмущую, к гаражам, чудом втискивается в узкие повороты, среди деревьев, ничего не задевает. Оказывается, да, нам сюда. Это общежитие Института усовершенствования учителей (утром при свете дня мы разглядели). Как он выедет обратно, интересно. Наверное, выехал. А мы поселились на 2, 3 и 4 этажах по двое-трое в жутко холодных номерах. Немного спустя нас всех собрали в холле 4 этажа на общий ужин. Лена Арефьева устроила праздничный стол, у нее на этих днях рождение.
Мы добавили еще чего-то от себя, всё вылилось в ломящийся стол. Тосты за День Рождения Лены, за 10 лет свадьбы с Робертом, за Виват, конечно, за Журавленко. По заявке Лены спели «Наша жизнь коротка» и Алябьева «Иже херувимы».
Разошлись в районе полдвенадцатого и погрузились в морозные номера. Холод собачий, воды горячей нет. Правда, есть электричество, электрическая плита и чайник, который можно кипятить круглосуточно. А у Жинкиных вообще с собой электрический чайник. Я рискнула раздеться для спанья, поначалу было холодно, но потом согрелась, спать было тепло, как и остальным тоже.
22 сентября. Пятница.
Утром выяснилось, что мы здесь не на одну ночь, а на все время. Живем здесь, а выезжаем по программе пребывания. Сегодня мы едем в Суздаль, у нас там два концерта. В 8 утра все идем на завтрак. Но не все, однако, попали на этот завтрак. Например, мы трое (ГМ, ЛЯ и ГА), вроде были готовы к выходу, но проболтали и спохватились уже в 8.15. Выскочила я посмотреть, нет ли кого, а их и след простыл. Спросила у дежурной, куда пошли наши завтракать. Объяснила, что возле «Зари» сесть на троллейбус и проехать 2 остановки до кафе. Мы, было, пошли, постояли возле «Зари», нет никаких троллейбусов, да уж и поздно, и холодно. Пошли к себе, чего-нибудь найдем у себя, кофейку и чайку выпьем. Нас, главным образом, зацепило, что нас соседи не захватили, когда уходили. Но они пришли и сказали, что не ходили многие, было всего человек 20, потому нас и не стали разыскивать, да и тот рис с котлетой не стоили того, чтобы туда идти.
Теперь нас ждет автобус, мы едем в Суздаль с нотами и костюмами.
Нас сопровождает Александр Александрович Никольский, главный организатор всей программы нашего пребывания. Изучаем афишу (почти всю дорогу переписываю каракулями).
Наши планы: к 11 часам быть в Спасо-Евфимиевом монастыре, чтобы услышать колокольный концерт. А потом мы должны там петь. Идем на смотровую площадку, откуда видим женский Покровский монастырь. (Описания соборов и других памятников, которые мы посещали, заимствованы из буклета «Все музеи Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального»).
Каждый час звонари Юрий Юрьев, сирота из блокадного Ленинграда, и Валерий Гаранин исполняют концерты колокольного звона. Вот Юрий Юрьев подъезжает (время около 11 часов) на велосипеде. Вот он едет, сейчас начнется. Звонарь продемонстрировал звук каждого колокола, потом проиграл нечто незатейливое.
И вот мы поем в Спасо-Преображенском соборе свою программу из трех произведений – Христов «Херувимская», Извеков «Достойно есть», Давыдов «Вышшую небес». Нас слушают другие группы, здесь хор из Санкт-Петербурга, они поют после нас 3 вещи, в т.ч. «Богородице Дево» (мы могли бы спеть вместе). Участница с.-п. хора выспрашивала меня о Вивате (Профессионалы? – Нет! - Говорит, что очень понравилось).
Комитет по культуре Администрации Владимирской области
Городская Администрация г. Гусь-Хрустальный
VIII Всероссийский фестиваль хоровой музыки
«Хрустальная лира-2000»
Посвящается 2000-летию христианства
Участвуют:
Московский камерный хор Женский академический хор
«ВИВАТ» Владимирского музыкального уч-ща
Рук. Засл. артист РФ Игорь Журавленко Рук. Надежда Тарасова
Владимирский муниципальный камерный Академический хор «Ковчег»
хор «Роспев» г. Зеленограда
Рук. Засл.деят.иск. РФ Наталья Колесникова Рук. Засл.раб.культ. РФ Андрей Чернецов
Камерный хор «Таврический благовест» Женский хор «Шереметевский центр»
Крымск.гос.фил. г. Симферополь г. Иваново
Рук. Засл.деят.иск. Укр. Владимир Николенко Рук. Евгений Бобров
Камерный хор преподавателей Высш. педаг. Академический хор ГДК
колледжа №1 им.Н.Некрасова г.С.-Петербурга г.Владимира
Рук. Лилия Васильева Рук.Засл.раб.кул.РФ Анатолий Островский
Женский хор «Акварели» Хор духовной муз. «Святолетие» музея-зап.
г. Москва «Александровская слобода» г. Александров
Рук. Анатолий Бутусов Рук. Светлана Курило
23 сентября 24 сентября
г. Гусь-Хрустальнй г. Владимир
Георгиевский собор Троицкая церковь
(Музей хрусталя) у Золотых Ворот
Начало в 15 часов Начало в 15 часов
Дата основания монастыря 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в 16 веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. Задает тон всему ансамблю Покровский собор, возведенный в 1518 году неизвестными мастерами. Это торжественный, величественный и очень лиричный храм, один из самых поэтических памятников Суздаля. Судьба этой обители необычна: в 16-17 вв. монастырь стал место заточения аристократических узниц. Среди его монахинь и стариц – дочь и племянница Ивана III, жена Василия III Соломония Сабурова, жена князя Владимира Старицкого Евпраксия, жена царевича Ивана Евдокия, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова. 19 лет провела в монастыре первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. В домиках-кельях, построенных заново в 70-х гг. на месте обветшавших старых домов, размещаются гостиничные номера суздальского туристического комплекса, в трапезной палате ресторан. Мы ограничиваемся видом издали и переходим – это тут же рядом - на территорию Спасо-Евфимиевого монастыря. Он основан в 14 в. на северной окраине Суздаля как крепость, призванная защищать город от врагов, внешних и внутренних. Первоначальные деревянные постройки не сохранились, а тот величественный ансамбль, который «яко град» красуется ныне на обрывистом берегу речки Каменки, сложился в 16-17 вв.
«Поистине эпической силой веет от этой величавой панорамы, в которой пейзаж и земной рельеф слиты в единое целое с творением безымянного суздальского градодельца» (Н.Воронин, исследователь владимиро-суздальского зодчества). Почти на полтора километра тянутся мощные крепостные стены с 12-ю боевыми башнями. Особенно выделяется среди них 22-х метровая проездная башня. Главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор (конец 16 в.) – построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг.
Гордость собора – фрески 16 в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров 17 столетия Гурия Никитина и Силы Савина, нарядным ковром покрывающие все стены внутри собора (здесь нам посчастливится спеть). В северной части монастыря длинное одноэтажное здание бывшей монастырской тюрьмы. Она была учреждена в 1766 по Указу Екатерины II, закрыта была в 1905 г. В советские времена тоже, видимо, функционировала; с 1943 по 1946 г. здесь находился лагерь пленных офицеров, в т.ч. были пленные генералы 6-й гитлеровской армии.
Оригинальна по композиции звонница, ее облик складывался на протяжении всех столетий: в 16 в. был построен девятигранный столп, сочетавший в себе и колокольню, и небольшую церковь «под звонами». Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Во время реставрации удалось восстановить интересное завершение храма, венчающееся изящной главкой, крытой серебристым осиновым лемехом. В 17 в. к столпу пристроили арки звона, объединив их единой стеной, изукрашенной узорочьем. В 30-х гг. все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». Музей собирал колокола по всей области, и в 1973 году на звоннице установлены 17 колоколов – больших, средних и маленьких.
Затем мы посетили музей деревянного зодчества под открытым небом. Туристы часто не замечают пробелов в архитектуре Суздаля, а они существенны: исчезли крепостные стены, боярские и княжеские терема, дома посадских людей, почти всё, что было построено из дерева. Чтобы сохранить чудом уцелевшие памятники деревянной архитектуры, создают специальные заповедники. Такой заповедник начал создаваться в Суздале в 1960 году. Для начала была привезена деревянная церковь Николы (1766 г.) из села Глотово Юрьев-Польского района и установлена в Кремле.
Экспозиция музея деревянного зодчества и крестьянского быта задумана в виде своеобразного села с улицей, домами, храмами и разнообразными постройками: Преображенская церковь (1756 г.) из села Козлятьево Кольчугинского района (несколько разновеликих срубов, поставленных один на другой, завершенных луковичной главкой); Воскресенская церковь из села Потакино (планировка «кораблем», имеет оригинальную колокольню с расширяющимся кверху срубом); рубленые деревянные дома с дворовыми пристройками и усадьбами – изба крестьянина-середняка 19 в. (из села Илькино), двухэтажный дом середины 19 в. (из деревни Лог); ветряные мельницы; «ступальный» колодец 19 в. с большим ступенчатым колесом, которое вращали ногами; овин для сушки снопов; амбары.
Внутри построек размещены магазинчики, где можно купить сувениры, а некоторые наши замерзшие девушки (Лена А. и Таня Х.) прикупили себе расписные платки, очень к лицу и очень кстати. В Суздале вообще всегда ветрено, сегодня же особенно холодно.
В 14 часов обед в Трапезной палате Ризоположенского монастыря, где мы в Архиерейской палате спели Алябьева «Иже херувимы», и, кажется, неплохо. К монастырю красиво подъехали в карете на лошади: впятером за 50 р. (нас Лена А. «угощала лошадью»), и сверх того еще на чай; возницы – трое мальчишек, зарабатывают, перевозя по городу богатых туристов. Мы попали в их разряд. Теперь у нас есть 1 час свободного времени, но большинство пошли прямо в ГДК, отдыхать перед концертом (наши вещи уже там), часть пошли пройтись по торговым палатам.
Афиши в городе извещают, что 22 сентября в ГДК г. Суздаля в концерт, посвященный 2000-летию Христианства, начало в 18 ч., поют три хора: Камерный хор ВИВАТ, г. Москва, камерный хор преподавателей ВПК №1 им.Некрасова из С.-Петербурга, камерный хор «Таврический благовест» из Симферополя.
Выясняется, что хор из Симферополя не приехал, а хор из С.-П. отказался от участия в концерте. Вот так, мы одни закрываем амбразуру.
С 4 часов мы на сцене, репетируем. Зал не глухой. Работаем над «Хабанерой». И ИА снимает ее с конкурса: не выходит наша чаша. Замена на «Седе Адам» (вот уж замена!). Не поет Дима Шмелев: связки не смыкаются, вообще, болен. Вот так: было и так 3 тенора, а теперь вообще 2! Программа: Давыдов «Вышшую небес», Ж. Депре «Ave Maria», Титов «Ты ми Христе», Извеков, Христов, Бортнянский «О тебе радуется», Лотти, Третьяков «Седе Адам», Щегель (тема, вариации в стиле Моцарта и Листа), Бортнянский «Воспойте, людие».
Сбились (альты) в Лотти, но потом нашлись, в целом, спели мы хорошо, хотя было в зале очень мало народу. Правда, Дима, который нас слушал, был в ужасе: так плохо! Знаем, слушать себя со стороны трудно, всегда слышишь только огрехи. А вот отзывы слушателей, как всегда, хорошие, и ИА не недоволен, а уж одна слушательница восторгалась, говорит, что ощущала себя в космосе.
По возвращении нигде коллективно не ужинали, обошлись своими припасами.
23 сентября. Сегодня мы едем в Гусь-Хрустальный, на конкурс (или фестиваль?).
На свежую голову: на конкурс Виват выставляет: Депре, Титов, Бортнянский «О тебе радуется» (вместо «Хабанеры» и вместо «Седе Адам»), Щегель.
В 8.50 все внизу должны быть без опозданий. В 9 отъезд от «Зари». Но внизу все-таки двое опоздали, мы только в 9 ушли из общежития. Игорь ругается.
У «Зари» стоят автобусы. Наш, оказывается, большой (а то вчера нас возил малый автобус, многие стояли). Сегодня все сидим, в нашем автобусе едет и профессура, попросили для них освободить 5 передних мест. Мы так спешили, а здесь опаздывает с.-петербуржский хор, так что уезжаем уже значительно позже 9 часов. Это все в ущерб нам: в Гусе-Хрустальном получим на столько времени меньше для посещения хрустального базара. В 10.30 нас подвезли к базару и засекли время: через полчаса быть на месте. И началась гонка за лидером: впереди наш проводник - Никольский, а за ним мы все бегом, а искомый базар где-то на другом конце всей ярмарки, и толпа! А на базаре глаза разбегаются! У каждого свои задачи. Лично мне надо покупать порученное в рамках выданной суммы. Это очень трудно. Как когда-то пели (20 лет назад) частушки от Н.Никольской: «В Гусе пели тра-ля-ля, накупили хрусталя». Накупили хрусталя и почти вовремя (в 11.10) собрались в автобусе. Едем дальше. Наш путь в музыкальную школу. Здесь будет происходить официальная церемония представления нам состава жюри, их приветствия нам и жеребьевка.
Потом будет обед в столовой хрустального завода, переодевание и в костюмах переезд уже в Георгиевский собор, музей хрусталя.
И вот мы в школе уже 40 минут в ожидании начала церемонии. Кто-то не приехал. Но мы здесь. У нас здесь еще и репетиция будет, после обеда. 12.10. Наконец, дождались того, кто опаздывал. На сцене собрались члены жюри и ответственные, сюда пригласили дирижеров. Их всего 5, против 10, что значились в программе. Прибалтика отказалась в самом начале, и остальным 5 коллективам что-то помешало приехать. Правда, еще надеются, что приедет Иваново, поэтому жеребьевка идет между 6 участниками.
Итак, состав жюри: Председатель – Лев Сигуркин, члены – журналист радио Людмила Кириллова, декан радиоуниверситета Павел Анисимов. Дирижеры: Игорь Журавленко, Анатолий Бутусов, Лилия Васильева, Андрей Чернецов, Надежда Тарасова.
Павел Анисимов: Отсутствие ряда коллективов – это потеря не для фестиваля, а для них. Фестиваль этот – традиция, поддержка вековых традиций русского хорового пения. Услышать и увидеть, что делают другие; фестиваль как школа. 2 года назад были другие лица, прощались как друзья, как люди, делающие одно дело, как музыка, которая вечна. Желаю всем успеха. Главный успех, - что все мы здесь.
Лев Сигуркин: 1,5 месяца назад я был в Австрии на всемирной хоровой олимпиаде, 250 коллективов, десятки тысяч участников. У нас руководители ломают головы, как сюда приехать. В газете «Культура» сегодня статья «Прощай, нация», а мы сегодня здесь и говорим: «Здравствуй, нация».
Людмила Кириллова: У Окуджавы слова «возьмемся за руки, друзья». В «Заре» нет радио, редакция «Огонька» кричит: СМИ загнали жителей под (неразборчив). А мы находим возможность приехать сюда, и нас не загубишь, не убьешь, мы поем народную и современную музыку. В августе в Ярославле прошел фестиваль колокольной музыки. Огромным трудом наших дирижеров сохраняются в России музыкальные традиции. Россия сильна своим творчеством, духовностью. Этим овладеть невозможно. А.А. Никольский происходит из духовного рода.
Благодарность Никольскому и его помощникам по подготовке и организации фестиваля. Мы хотим сохранить нашу культуру.
Игорь Журавленко: Благодарим за прекрасную погоду. Сочетание архитектуры и солнца, купола, акустика. Ходишь по этой святой земле. То, что делаем, идет от предков, мы должны сохранить. Благодарим за тепло, за уют. Мы постараемся выложиться сполна.
Зав.отдела культуры В.В.Пешков благодарит за приезд, за праздник, который всем подарит.
Генеральные спонсоры – Хрустальный завод, ряд коммерческих фирм.
Лилия Васильева: Благодарим за гостеприимство, за наслаждение петь в соборах.
Анатолий Бутусов: Спасибо за приглашение.
Надежда Тарасова: Впервые участвуем в этом конкурсе, будем общаться, надеюсь, что мы научимся многому, у нас было 20 дней на подготовку нового состава.
Андрей Чернецов: Мы здесь во второй раз, здесь интересно, хорошо для души, самим выступить, послушать; дает потенциал.
И вот жеребьевка: из хрустальной вазы хормейстеры по очереди достают номера. С.-Петербург - № 4; женский хор Владимирского музыкального училища - № 3, Хор «Ковчег» г.Зеленограда - № 5, ВИВАТ - № 2, «Акварели» - № 6. В вазе 6 номеров в расчете на Иваново, но их нет. Так что, мы первые. И этот хорошо.
Обед в столовой Хрустального завода, и репетиция в зале школы. Переодевание и в автобус.
Немного о Гусь-Хрустальном и о соборе, где проходит действо. Цитирую из энциклопедий и проспектов.
Мещера – один из самых красивых уголков России. Здесь среди сосновых боров и березовых рощ, сумрачных еловых лесов и болот, на быстроходной речке Гусь с песчаными берегами стоит столица русского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Летоисчисление Г.-Х. начинается с середины 18 в. В 1756 г. орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал «во Володимерском уезде Московской губернии» хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры Владимирской земли. Полтора столетия Гусевская хрустальная фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцовых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникальной коллекции в собрании Музея хрусталя имени Мальцовых.
Один из лучших музеев отечественного художественного стекла органично вписался в интерьер величественного памятника архитектуры конца 19–начала 20 вв. – Георгиевского собора. Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа. В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Внутренний облик храма – единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадора, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это «Страшный суд» кисти В.М.Васнецова.
По эскизу Васнецова известным петербургским мастером-мозаичистом В.А.Фроловым выполнена великолепная мозаика «О тебе радуется, Благодатная», украшающая алтарную часть собора. И вот на фоне этой мозаики мы пели Бортнянского «О тебе радуется»! Господи, какая удачная замена в программе! Жаль, мы не знали об этом до пения. Правда, вряд ли знание помогло бы басам не ошибиться в Депре. Это уже о результатах конкурса (фестиваля): мы заняли 3-е место из трех возможных, после Зеленограда (1 место) и С.-Петербурга (2 место). Игорь Андреевич считает, что наша программа на порядок сложнее всего, что пели другие, что жюри не готово к восприятию такой сложной музыки. У «Ковчега» все в одном ключе, хотя выстроен ансамбль чистенько. Игорь делает вид, что ему не важно, что так и должно было быть. К тому же у нас нет современного произведения (Фалика так и не сделали). Александр Александрович чувствует себя каким-то виноватым, в чем-то там оправдывается (правда, потом в общежитии он так же «оправдывался» перед с.-петербуржцами). У него такая функция, он с нами носился, ему неудобно, что мы все такие из себя оказались аутсайдерами. Зато какой триумф у Зеленограда! А как это для них важно! А в номинации «Женские хоры» 1 место у владимирского училища (они действительно продемонстрировали лауреатское пение), а вот москвичей нагло отодвинули на 3 место, хотя было всего два коллектива, уж чего уж так, 2-е место не присуждать? А нам они очень понравились, особенно со своей театрализованной песней «Канава».
Во Владимире Журавленко высадился у вокзала, позаботился о билетах на утренний поезд, которым уедут завтра 6 человек и позвонил из «Зари», что ужин нас сегодня не ждет.
И завтрак утром тоже. Всё своими силами. Очень хотелось собраться всем составом на общий ужин, но кто-то кого-то не понял, кто-то что-то не организовал, в результате мы все сгоношились кто во что горазд. И совсем не плохо. Мы, например, своим отсеком – на базе Жинкиных, другие также по отсекам. У нас было очень весело, особенно, когда на огонек заглянула Оля Дронова и рассказала о своих подопечных двоечниках. Хохотали. К нам пришли Алла Щербакова и Таня Сафонова, тоже было много рассказов из школьной, пионерской и прочей исторической жизни (включая похороны отца родного товарища Сталина). Разошлись за полночь, 2-е сопрано еще долго выясняли взаимоотношения с маэстро, но мы уже спали. Утром в полшестого отъезжающие отбыли: Игорь Андреевич, Дронова, Шанина, Гафурова, Сафонова и Завьялов. Мы еще спим.
24 сентября. Владимир. Экскурсия и гала-концерт в Троицкой церкви.
На экскурсию собрались около 9 часов возле Троицкой церкви, здесь же на площади драматический театр. Пошли пешком в сторону соборной площади, по дороге заглянули в салон Союза художников г. Владимира, осмотрели экспозицию, прикупили ложки из Хохломы, изделия из самоцветов. И вот мы у стен Успенского собора.
Продолжаю цитировать.
В середине 12 века князь Андрей Боголюбский превратил город Владимир в столицу Суздальского княжества «Да будет сей град великое княжение и глава всем». Архитектурным и духовным средоточием княжества стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддреживают шесть столпов, золоченый шлем увенчал главу, вознесенную выше Киевской Софии – почти на 33 метра. Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: «владычных сенях», «тереме», «столпе», уничтоженных пожаром 1185 года. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Большое Гнездо, еще более сблизив его облик с киевской Софией. По этому образцу построен в 15 веке Успенский собор Московского Кремля.
С самого начала собор хранил первую святыню княжества – чудотворную икону Владимирской Божьей Матери, в 15 в. увезенную с Москву. Благоговение охватывает всякого входящего в Успенский собор: этим стенам более 800 лет. Непривычно всё здесь для современного человека: криволинейный контур сводов, мощь пилонов, глубина пространства, тонкий луч, скользящий в узкую щель окна, и высоко над всем парящий купол. На востоке – алтарь, а перед ним - роскошный иконостас, построенный на пожертвование Екатерины II в 1774 г.: золоченая резьба по дереву в пышных формах барокко, иконы-картины, царские врата с необычным скульптурным «Благовещеньем» на створах. Напротив алтаря «восходные полати», или хоры. На сводах под ними сохранились росписи великого мастера «умозрения в красках» Андрея Рублева 15 века: «Страшный суд», «Свет невечерний», «Лоно Авраамово». В верхних сводах частично уцелело еще несколько сюжетов «Сошествие святого Духа на апостолов», «Преображение», «Введение Богородицы», «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Нигде больше нет рублевской живописи на такой значительной площади, как в Успенском собор, - свыше 300 кв.м.
Архитектурные формы и древние фрески собора раскрыты и восстановлены реставраторами 19 и 20-го вв. Здесь всегда, за исключением периода с 1927 по 1944 гг., велось богослужение. Памятник внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
С обзорной площадки на высоком берегу Клязьмы открывается далекая панорама – Муромские и Рязанские леса. Как говорит экскурсовод, оттуда катились полчища захватчиков, начиная от других славянских князей во время междоусобных войн и кончая татаро-монгольскими ордами, и отсюда их поливали стрелами, кипятком и прочими орудиями защиты.
Рядом с Успенским собором храм во имя святого Дмитрия Солунского, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя», - сообщает летопись. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св.Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи». Икона эта в 1380 г. перевезена в Москву. Предмет созерцания и поклонения – сам храм. Гармоничен и строен силуэт здания, величественны его формы, красноречиво убранство – более 1000 резных камней. Могучее тело храма венчает золоченая шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трехчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние постройки разобрали в 1838 г., посчитав их за поздние. Посредине храм охвачен поясом-колоннадой. Верхний ярус весь одет резьбой, как драгоценной ризой. «Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу», поет о Творце в одном из псалмов библейский Давид – пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трех фасадов. К трону его собирается вся тварь небесная и земная: ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы…
Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. Вот на южном фасаде Александр Македонский. Вершитель судеб античного мира, упоминаемый в книгах Ветхого Завета. Вот ветхозаветный богатырь Самсон, возглавивший борьбу Израиля против иноплеменников. Он раздирает пасть льву – так Спаситель отомкнул врата ада. Близок образу Самсона Геракл – мифический герой Древней Эллады. О подвигах его – три рельефа: единоборство со львом, победа над лернейской гидрой, охота на стимфалийских птиц. Над южным порталом – миниатюрный рельеф: сидящий на спинах двух львов, как на троне, царь Соломон. С ним, строителем Иерусалимского храма, сравнивался Андрей Боголюбский. В пластическом убранстве Дмитриевского собора князь Всеволод поставлен в один ряд с этими символами. Вот он восседает на троне среди детей своих с сыном на руках. Целый ярус составляют 12 всадников. Среди них – небесные патроны русских князей: святые Георгий, Дмитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон, первые русские святые князья Борис и Глеб. А между аркатурно-колончатым поясом, вереницей всадников и рельефами царей и героев – весь тварный мир: лев в победоносной позе, барс и грифон – метафоры царственности, покровительства; лань и голубица – воплощенные смирение и кротость. Есть тут и олень, телец, овен, кентавры, фазаны, павлины, гуси. А пышная растительность – как райский сад…
Дмитриевский собор отчасти сохранил в интерьере фрески 12 в.: «Страшный суд», «Лоно Авраамово», «Шествие в рай». В последние полвека здание неоднократно реставрировалось. В настоящее время работы не завершены. Реставрационные работы были начаты в 1942 г.
Далее мы перемещаемся к Золотым Воротам.
В мощном кольце городской крепости встала в 1158-1164 гг. стройная белокаменная башня с надвратной церковью – Золотые ворота. Расположены они с западной стороны города, повторяя ориентацию Золотых ворот Киева. Золотыми воротами начиналась главная улица Владимира, а заканчивалась Серебряными; всего в Древнем Владимире было пять наружных и двое внутренних ворот. Сохранились только Золотые ворота.
В названии отразилось их приоритетное значение, но было и золото – дубовые створы покрывала золоченая медь. Помещались створы в арочном проезде башни, под перемычкой. А выше, на 14-метровую высоту взлетает прекрасный арочный свод, в древности расписанный фресками, точно храм. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Второй площадкой для боя служил обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной. Внутренняя лестница ведет к обеим площадкам и надвратной церкви Положения риз Богородицы. Боевая башня, триумфальная арка, церковь – всё сочетается в лаконичной, но выразительной архитектуре Золотых ворот – редчайшего памятника древнерусской фортификации. С двух сторон башню Золотых ворот сжимала земляная насыпь городской крепости, в 18 в. уже проездной. В узкой арке Золотых ворот в 1767 г. застряла карета Екатерины II, посетившей Владимир. По этой ли причине, или по причине пожара 1778 г., или в связи с новой планировкой и застройкой, в конце 18 века валы были отняты от башни, и проезд открыт по бокам, к воротам пристроены в этих местах контрфорсы, скрытые в круглых башенках, а надвратная церковь перестроена. Однако общий облик здания сохранен, и по сей день Золотые ворота служат символом Владимира.
В надвратной церкви Золотых ворот – памятника военного задчества – расположена военно-историческая экспозиция музея-заповедника. Центральное место в экспозиции занимает диорама «Решаюший штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1218 года», созданная в 1972 г. народным художников РСФСР Е.И.Дешалытом. Выполненная на основе летописных данных и материалов археологических раскопок, диорама научно воссоздает существовавший в 13 в. облик города с его мощными оборонительными укреплениями и величественными белокаменными храмами. Детально реконструирована и сама картина решающего штурма города.
В 13 часов мы снова в своем общежитии, обедаем своими силами, кто во что горазд, и уже с вещами покидаем свое жилище. Мы перемещаемся в музыкальную школу, где репетируем, переодеваемся, а оттуда переходим в Троицкую церковь. Здесь в 15 часов гала-концерт.
Настя сегодня командует нами. Она объявляет программу нашего выступления:
Бортнянский «О тебе радуется», Давыдов «Вышшую небес», Алябьев «Иже херувимы». Была накануне у Насти крамольная мысль: попробовать спеть «Хабанеру», но утро вечера мудренее. И вот работаем над сольными фрагментами «Вышшую». Плохо, не идет. Басы не строят, сопрано понижают. У многих пессимистический настрой. Может, не петь Давыдова? Но Анастасия стоит на своем, работает, добивается. В последний момент уже заставляет Машу Поспелову пропеть партию сопрано в ансамблевом куске «Вышшую», та дрожит, но поет. Так и оставляет дирижер на концерт этот вариант. И вот мы в Троицкой церкви. Эта церковь постройки 1913-16 гг., по проекту архитектора-художника С.М.Жарова. Сооруженная из красного кирпича так называемой «крестовой кладкой», с высокой главой и колокольней в псевдовизантийском стиле, церковь является незаурядным образцом строительной техники. Это церковь старообрядческая. В ней в 1974 году открыта экспозиция изделий их хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.
И самое главное, что оценили мы во время своего выступления, – это великолепная акустика. Здесь состоялось наше триумфальное выступление. Настя очень хорошо нас держала, мы так старались для нее, и так хорошо мы слышали себя в этом куполе, такое пиано и такое не режущее уши форте. Мы сами купались в звуках своего пения, ансамблевые куски в «О тебе» и в «Вышшую небес» прозвучали прекрасно. А в зале были и всё жюри, и занявшие 1 место зеленоградцы… Эти открыв рты заслушались и были в восторге, а служащая музея, наверху, куда мы уже потом поднялись, только и могла произнести, что «изумительно» и что она «растворилась в этой музыке». Мы и сами растворились. Перед нами первыми выступали «Акварели», и вот их голоса, вокальные, звучали в этой акустике довольно резко. А наши голоса звучали бархатно.
Состав хора на гала-концерте:
Кожемякина Белова Александров Белов
Маклакова Долгинина Водолажский
Поспелова Хорцева Жинкин
Самборская Щербакова Малинский
Смирнов
Арефьева Бирюкова Хабаров Аркин
Анурова Насонова Шмелев Казьмин
Мавлюдова Петрова
Солисты в Давыдове: Поспелова, Щербакова, Александров, Шмелев, Водолажский, Смирнов, Казьмин.
В общем, мы удовлетворены. С чувством хорошо сделанного дела мы собираемся на вокзал. Ждем троллейбуса № 5, который туда и везет. Во Владимире очень хорошо ходит транспорт.
Наш поезд в 18.20. Мы поедем по маршруту Венечки Ерофеева, там будет участок «Петушки-Москва». В зале ожидания вокзала пересидели без особого напряга, съели мороженого (теперь уже можно), отгадали пару кроссвордов, посетили туалет (бесплатный), вскоре подали поезд. Мы преотлично устроились, вразбивку, среди других пассажиров. У одного из соседей, подростка Дениса, который был с группой на экскурсии в Суздале, нашлась колода карт, у нас составилось трио – 1000 на троих, Петрова, Татаринов и Денис, - и мы всю дорогу играли, ГМ и ЛЯ болели за Дениса (а я его только что обучила этой игре, и он уже одну игру выиграл). Немножко пели в разных концах вагона. В 21.20 были в Москве.
В октябре у нас два концертных выступления по линии Музыкального общества:
21 октября в Украинском культурном центре на Старом Арбате - участие в фестивале имени Кошица (в завершение выступлений украинских коллективов),
29 октября участие в концерте хоровой музыки в концертном зале РАМ имени Гнесиных.
В концерте 21-го мы спели Веделя «Милость мира» и Бортнянского «Воспойте, людие», как композиторов украинского происхождения. А в Гнесинском зале 29-го пели уже целую программу после двух детских хоров, хора детской музыкальной школы имени Танеева и хора музыкальных классов школы № 6.
Наша программа:
Давыдов Вышшую небес
Ж. Депре Ave Maria
А. Лотти Caduca la vita
В. Титов Ты ми Христе
Бортнянский О тебе радуется, благодатная
Извеков Достойно есть (ИА то ли забыл, то ли специально пропустил)
Покровский Да исполнятся уста наша
Чертог твой
Веденецкий Седе Адам прямо рая
Ю.Фалик Хабанера
Щёгель Тема и вариации (в стиле Моцарта и Листа) на песню
Шуберта «Форель»
Д.Бортнянский Воспойте, людие
Спели мы неожиданно для себя неплохо (мы сейчас в себе не уверены, так как у нас очень слабая мужская партия). Впервые спели «Хабанеру», Игорь Андреевич ввел аккомпанемент в дубль партитуре голосов. Вроде, прозвучала, но если бы еще без аккомпанемента... А вот «Форель» заработала «браво» от зрителей. Состав хора на концерте: С - 10 (5-5), А - 9 (4-5), Т - 4 (1-3), Б - 5 (4-1).
Настя лежит в больнице с воспалением легких, слабенькая девочка, добавила простуды во Владимире. Настя, выздоравливай! Мы любим тебя!
С ноября по четвергам мы репетируем в Пединституте на Таганке: ИА создает на основе Вивата новый студенческий хор (рассчитывает в дальнейшем обновить Виват за счет вливания молодых сил, особенно мужчин). Поем с ними что-то из средневекового западного (например, «Гаудеамус»), а также Вильбоа «Моряки», а также репетируем свою программу. Учим Вивальди «Магнификат». Студенты начинают в 18 и уходят в 20, а Виват приходит к 19 часам и уходит в 21 ч. ИА присвоено звание профессора.
По понедельникам в Собиновском. Начинаем гонку песнопений к Рождеству для пения в Хотьково. Народу ходит совсем мало. В декабре ИА уехал с Партесом в Европу (на трех автомобилях), нас оставил на попечение Татьяны Федоровны и Димы Шмелева, учить ирмосы, тропари и кондаки.