ВИВАТ 2001 год

С НОВЫМ 2001 ГОДОМ!

С 21 ВЕКОМ И 3000-ЛЕТИЕМ! УРА!

4 января. Сбор в библиотеке в 18.30. Игорь Андреевич вернулся из Европы. У них было ЧП, но все живы. Игорь совсем охрипший, кашляющий (бронхит, грозящий перейти в воспаление легких), поэтому о поездке в Хотьково на Рождество речи нет. Мы тихо радуемся (нет худа без добра). Одна только забота: дать знать об этом в храм. Это взяла на себя ТФ.

У нас какие-то перспективы (я пришла к 7 часам, не слышала всего): осенью петь в фестивале славянской музыки (туда пойдут Черногорский, что-то из польского, народное - белорусское, что-то еще, Игорь Андреевич наиграл несколько фрагментов; ноты скоро начнут размножать). И еще нам намекнул, что можно и нам съездить в Бельгию, там есть, где остановиться.

Уточнила перспективу: программу славянской музыки будем готовить для исполнения в ноябре в Малом зале консерватории в абонементном концерте, солист профессиональный бас.

Пришел Ю.Ю. Гедымин, который целый год из-за болезни не ходил. Снова перевели Андрея в басы из теноров (сначала надеялись, что он приживется в партии 2-х теноров, но он попросился обратно). Пока так и не пришел Валера Моров, хотя он нам регулярно передает приветы.

Спели Вивальди. Что-то показалось, что это мы не пели никогда. Вот что значит, пропустить 2 месяца!

А в 8 часов закончили петь, у некоторых инициативных с собой было, сдвинули столы. Оказалось вполне достаточно, чтобы поднять за Новый Год, за Виват, за Игоря Андреевича. Как всегда, были прочувствованные речи и теплая атмосфера, и радость, что мы все друг у друга есть.

Но очень много препятствий у нас для занятий. В Собиновском всё висит на волоске: там надо платить за аренду (1000 в месяц), а мы не платежеспособны. Пока за нас внесла плату А.Г. Кондратьева (всё же мы хор при Музыкальном обществе). Это целых 4000 р. А что дальше – непонятно. Из библиотеки тоже, похоже, скоро попрут. Здесь в течение декабря, пока нас не было, занимался какой-то фонд Ирины Архиповой (оперные певцы). Они всем тут были поперек горла (уж больно громко поют), но зато они заплатили какие-то неплохие деньги за аренду. И вот теперь они, которые пока с нас не просили никакой платы, могут догадаться, что можно попросить. Вот тогда мы запоем по-другому.

Вот почему Игорь Андреевич договорился здесь только еще на 18 января, а с 25-го по четвергам мы снова на Таганке, в институте. А по понедельникам пока в Собиновском (до конца января), а дальше – будет видно. Что-то намечается у Татьяны Федоровны на Новослободской.

 

11 января на репетиции в библиотеке появился Валерий Моров после долгого отсутствия. Мы все обрадовались. Теперь в тенорах сразу двое прибыли: Юрий Юрьевич и Валерий. Наконец, отбыл на лечение Е.П. Александров.

В Хотьково, оказывается, ничего не было праздничного: у них в это время года нет паствы, так что мы своей неявкой никого не подвели.

 

В феврале пока репетируем, как и прежде: понедельник в Собиновском, четверг – на Таганке. Потихоньку начинаем впеваться в новую программу. Вивальди тоже повторяем, ИА начинает ее прогонять насквозь. Очень здорово поют одну часть дуэтом две Лены – Кожемякина и Арефьева. Из славянского: удивительна одна штучка – сербская песня пастухов; интересны Черногорский, Вацлав из Шамотул, чешское «назидание».

 

На репетиции 26 февраля в понедельник в Собиновском, в неуютном помещении на первом этаже, Игорь Андреевич, наконец, раздал программу славянской музыки. Теперь можно проверить, чего нет еще в наших папках, а также разложить ноты по порядку.

МУЗЫКА СЛАВЯН

1. Вацлав из Шамотул Modlitwa («Смеркается»)

2. Я.Ганд-Галлус Moralia. Noli laudari (цикл «Назидания»)

3. М.Черногорский Laudetur Jesus Christus

4. И.Б.Ферстер (чешск.) Кукушка

5. И.Илиев (болг.) Добруджанска народна песня

6. Sztevan Mokranyac A kecskepasztor, kozar (Песня пастухов)

7. А. Туренков Суди ми, Господи, пс.25:1-3

8. -- Из-за лесу, лесу темного

9. Т. Шелиговский Перепелка

10. Г. Стойчевич Херувимская сербского роспева, 1-го гласа

11. Г. Извеков Достойно, знам. росп., глас 4

12. А. Кастальский Хвалите имя Господне №3, серб.нап.

13. Добри Христов Хвалите имя Господне, болг.росп.

14. А. Веденецкий Седе Адам прямо рая, концерт

15. П. Динев Разбойника благоразумнаго

16. П. Строкин Ныне отпущаеши

17. П. Чесноков Да исправится молитва моя

18. -- Совет превечный

19. -- Спаси Боже люди Твоя, 1-е литийное прошение

 

5 марта. Понедельник. Собиновский пер.

Сегодня у нас репетиция особенная: после пения гуляем по поводу 8 марта и 23 февраля. Сбор, естественно, почти полный: басов 10, тут есть 1 новое лицо; теноров 4, и тоже есть 1 новое лицо, но нет Гедымина, Шмелева и Склярова.

Поем: «Кукушку», «Козице рогуша» (удивительная штучка, такая музыка накручена вокруг немудрящего «серенького козлика»!), Туренкова. По нашей заявке пропели свой дуэт две Лены, а также всем хором финал из Вивальди.

И вот приступили к самому главному. Таня Водолажская ахнула: она совсем забыла о готовящемся празднике! Она у нас всегда первая приносит всякие яства, а тут, такой прокол! Но мы ее утешили, и стол все равно ломился. Напитки наши мужики всегда выбирают с чувством и с толком. А уж закуски наши женщины всегда приносят вдоволь. А Евгений Павлович всегда печет свой фирменный пирог с капустой! А еще были чьи-то грибы маринованные, обалденные, но самое главное в них – это сами грибы: рядовки фиолетовые. Я еще пока не выяснила, кто еще, кроме меня, их собирает. Их мало кто знает и редко кто собирает. Например, у моей сослуживицы муж их собирает, а она при обработке без его ведома их выбрасывает. А ведь очень хороший гриб, годится и для солки, и на жарево. И растет большими семьями. Позже уточнила: это Татьяна Федоровна.

Оригинально пропели мужчины для женщин «Многую лету», мы все же не выдержали и при повторе присоединили к мужскому хору сопрановую и альтовую партии.

Пришли сегодня к нам некоторые старые хористы: Наташа Никольская, Оля Чекрыжова (теперь Высоцкая), заглянул Гера Сафонов, но быстро ушел, так как у него запись. Наташа нам почитала некоторые из своих посвящений нашим ветеранам: Роберту Малинскому, Генриху Водолажскому, Евгению Александрову, а также некоторым хористкам. У меня была мысль понадергать из виватской летописи наташиных посвящений тем, кто сейчас есть в Вивате, но я не успела этого сделать, но вот Наталья сама выполнила это.

Гуляли без оглядки на время, я спохватилась уже около 22 часов, убежала, почти как Золушка, а народ еще оставался. Во сколько разошлись, узнаю лишь на репетиции 11 марта.

Март проходит в работе над музыкой славян, а в конце началась подготовка к пасхальной службе в подшефном храме в Хотьково.

 

На репетицию 2-го апреля приехала матушка Люба, попела с нами в альтах, уточнила с Игорем Андреевичем детали. Намечено петь, кроме ирмосов, ектений и тропарей, литургические произведения: «Слава единородный», №1 из литургии Гречанинова, «Херувимская» Третьякова, «Милость мира» Веделя, «Ангел вопияше» Чайковского, «Обновляйся, новый Иерусалиме» Давыдова. Кстати, и ирмосы, и ектении с тропарями - тоже не хухры-мухры, не обиход на одной ноте, а от Веделя, Архангельского, Смоленского, Чеснокова и других уважаемых авторов.

 

14 – 15 апреля. Праздник Светлого Воскресения.

Мы едем в Хотьково. Сбор в 20.45 в зале метро ВДНХ. Собралось нас 40 человек (считая нескольких гостей). В составе хора порядка 10 студентов из Педагогического университета, из нашего совместного хора.

Виват в следующем составе:

Кожемякина Долгинина Александров Белов

Ратникова Хорцева Моров Водолажский

Самборская Щербакова Жинкин

Захаровская Малинский

Смирнов

Анурова Бирюкова Хабаров Козьмин

Арефьева Насонова Шмелев Володя (из Солнечногорска)

Судакова Петрова Андрей

 

Где-то в 21.20 мы стартовали от ВДНХ, заняв собою почти полностью автобус №388. За проезд платит Ира Долгинина из кассы хора, по 25 руб. за билет.

Приехали около половины 11-го. Игорь Андреевич говорил, что храм отстроен полностью и мы будем петь в той части, где в прошлом году пели концерт.

Что отстроен полностью, - это преувеличение: действует та часть, где мы пели концерт, алтарь в этой части, а та часть, где был алтарь в прошлом году, загорожена; настила на 2-ом этаже, куда мы в прошлом году поднимались по стремянке и где так комфортно было нам петь, тоже нет. Место нашего хора определено в закутке перед загороженным проходом в прошлогоднюю действующую часть. Но это нам удобно: мы все же не на виду. Принесли скамьи, совсем хорошо: можно и сидеть.

Удобства на территории там же и в том же виде: деревянный домик в полной темноте. Долго обслуживались в этом районе, благо темно, кто-то прятался и за домиком. Правда, кто-то приехал на роскошном автомобиле, и фары освещали все пространство. Какие-то высокопоставленные, видно, приехали: седой представительный мужчина, с ним женщины, важную старуху дружно вытаскивали из салона, потом она перемещалась, опираясь на палку.

Служба началась в 23.00 чтением часов. Мы сидели в своем закутке в ожидании. Прихожан пока немного, пожалуй, по количеству одинаково с нами. Пел так называемый «левый хор», в его составе – Игорь Андреевич, две студентки Маша и Настя, первокурсницы, матушка Люба, Дима Шмелев, Лена Арефьева. Их задача – обиходное пение, «Экапостиларий», тропари, ектении.

Голос Игоря Андреевича преобладал над остальными, он как бы тянул всех, часто было очень нестройно. Появился Андрей (у его семьи дача в Хотьково). У него в руках пособие, так что он тоже иногда подпевал этому ансамблю. В районе 0 часов произошло воскресение Христа, и мы повалили из церкви на крестный ход, снаружи уже ударили в колокола. К этому времени народу было уже много, раза в 4 больше, чем нас. На улице ветрило, свечи в руках у идущих погасли. В полной темноте обошли мы вокруг храма, почти вляпались в лужи сзади храма (хорошо, что кто-то сказал про лужу и удалось разглядеть, что рядом с ней еще не до конца растаял снег на дороге, и ее удалось обойти). Подошли ко входу в храм, здесь еще послушали священника, ответили несколько раз на призыв «Христос воскрес», что «Воистину воскрес», и снова вошли в храм. До 2 часов шла всенощная, мы пели ирмосы (второе пропевание, после обиходного и тропарей) и ектении. Еще пели колокольное «Христос воскресе» Васильева. В ектениях мы путались: то ли «Великую» надо петь, то ли «сугубую», то ли «просительную», но потом приспособились, поняли. Малую ектению мы на репетициях не проходили, а тут потребовалась. Что-то где-то мы пристраивали в аккорде. Импровизировали.

Наши хоровые отработанные номера, на мой взгляд, проходили нормально. Но общая суета в нашем закутке, постоянное напряженное ожидание, что сейчас надо петь, не всегда стройное пение так называемого левого хора, паузы между словами и началом пения, – все это создавало впечатление жуткого сумбура. Когда все окончилось, было впечатление: ну и катавасия! Хотя в церковной службе «катавасия» - это какое-то действо, про которое Г.Анурова сказала, что это очень красивое пение. Может быть. Мы когда-то эту катавасию пели в ц.Святителя Филиппа. Но здесь «катавасия» употреблена в переносном смысле, т.е. «сумбур». Водолажский вообще посчитал, что состоялся почти сольный концерт И.Журавленко. А Журавленко раскритиковал партию альтов на этой службе: проваливались, пели нестройно, расположились не вместе, рассыпались по всему закутку. Но наши номера в литургии, мне кажется, прошли неплохо: Гречанинов, Третьяков, Ведель, Чайковский, Давыдов (пели 2 и 3 части), снова Васильев и «Христос воскресе» на греческом, латыни и русском.

А потом мы пошли на трапезу. В доме внутри прорезали арку из одной комнаты в другую, и теперь столы стоят уже не буквой П, а почти полным каре. Уместились за ними не только наши 40 человек, но и еще полстолько и четверть столько местных гостей. На столах – куличи и пасха, салаты, холодец, нарезка, вино – «Арбатское», пюре картофельное с курицей. Мы достали свои припасы – конечно, водка, а также закуски (у нас, на нашем участке стола была Галина Захаровская, а у нее каких только блюд не было: и морковный салат, и печеночный паштет, и огурцы маринованные; Водолажский принес капусты и маринованных овощей, еще и еще всяких деликатесов нанесли). Игорь Андреевич сидел на другом конце стола, со своими студентками, поэтому галининых заготовок ему не досталось. После слов священника, которые непременно сопровождают трапезу, пошло свободное питие, а следом и пение. И тут у нас получилось отлично: пели русские песни, причем, запевалами у нас были Александров и Водолажский. И Малинский, который приехал на службу с температурой 38 и выше, тоже пел. И такое было многоголосие! Очень душевно попели. Потом уже вовлекли всех в общее пение. Около 5 часов начали готовиться к отъезду. Кто-то уехал на местном автобусе к поезду 5.30, а много нас ждали автобуса из Сергиева-Посада.

И дождались. В 5.30 он пришел, в нем одно свободное место, которое досталось мне, так как я вошла первой и прошла в самый конец. Мне повезло, я подремала до ВДНХ, а все остальные ехали 1 час стоя. В 6.30 вошли в метро, и Игорь Андреевич напомнил всем, что «завтра репетиция». В эту ночь в Москве и области шел дождь.

 

16 апреля. На репетицию пришли не все, Малинский доболевает, остальные приходят в себя. Нас мало, но мы работаем. «Вацлав из Шамотул», Черногорский, «Козице», Вивальди.

 

19 апреля. Репетиция на Таганке со студентами. Гонка вооружений: в следующий четверг хор (студенты, сопровождаемые Виватом) должен петь перед комиссией университета. Нашего народу мало, вся надежда на репетицию в понедельник в Собиновском, куда приглашены и студенты. Репетируется программа: «Гаудеамус»; старинная студенческая на стихи Н.Языкова «Из страны, страны далекой»; Бетховен, из 9-ой симфонии ода «К радости»; Вивальди, 1 и 3 части из «Магнификата»; две песни в обработке Свешникова - русская народная «Светит светел месяц» и старинная студенческая «Наша жизнь коротка»; Гимн Университета, музыка некоего Виталия Темкина.

После совместного пения в храме на Пасху мы со студентами, конечно, стали ближе, роднее. Игорь Андреевич очень надеется этим выступлением что-то заявить о себе и о хоре, может быть, можно будет говорить об инструментальном ансамбле для сопровождения

Вивальди. Может быть, о костюмах для хора. Пока принято решение о белом верхе и темном низе для студентов, а для Вивата – мужчины, как всегда, в смокингах, а женщины – возможно, в розовых платьях (второй наш костюм, который имеется у считанных единиц).

Вопрос пока не решен. Самое главное – это явка в понедельник, а там конкретная договоренность о явке в четверг к 18 часам в хорошем составе.

 

23 апреля. Репетиция в Собиновском. Мы одни, со студентами Игорь репетировал в институте. Хорошо, что одни: мы в помещении на первом этаже, где едва сами разместились, хотя нас и не полный состав. И очень душно.

Итак, к 18 часам в четверг надо быть в наиболее полном составе (касается в первую очередь мужчин), мужчины в смокингах, женщины, как и студенты, - белый верх, темный низ. В брюках женщинам тоже можно. В институте развешены афиши, приглашающие на концерт. А мы плохо ориентируемся в словах, главным образом, в латыни и в Бетховене. Кроме подготовки к концерту, пели еще и про «козице», которую «мало били, бил много».

 

26 апреля. Состоялось выступление студенческого хора с «бескорыстной поддержкой Вивата» (примерно так выразился Игорь Андреевич, объясняя зрителям и комиссии наличие сзади молодых девушек нашей «группы поддержки»). Два мальчика – 1 в тенорах, 1 в баритонах, а все остальные – девочки. Студентов – человек 15, нас – порядка 20:

 

Кожемякина Долгинина Александров Белов

Самборская Хорцева Гедымин Водолажский

……. Бирюкова Хабаров Жинкин

Анурова Насонова Шмелев Малинский

Дронова Петрова Смирнов

Казьмин

Андрей

 

Приняли нас благосклонно. Пообещали поддержку. Особенно Игорь напирал на то, что в хорах других институтов поют и преподаватели, так что, может быть, мы приобретем кого-то в мужские партии.

Следующее наше выступление 21 сентября, отобраны 4 вещи: Гаудеамус, две студенческие песни и «Светит светел месяц». Не понятно, будем ли и дальше петь Гимн. Игорь Андреевич это нам сообщил после заседания комиссии, мы продолжили репетицию (пели Вивальди). Игорь поблагодарил всех за поддержку, подчеркнул, что ему его работу оплачивает университет. Слава Богу, хоть стал получать зарплату за работу и с нами тоже. Следующая репетиция наша здесь в четверг, 3 мая.

 

7 мая на репетиции на радость всем нам случился день рождения Генриха Водолажского. Татьяна приготовила на всю компанию отменное угощение – роскошная теплая пицца (только что из духовки) с грибами (сморчками, оказывается!), бутербродики с селедочным маслом (вообще-то, это не масло, а селедка с маслом и чем-то еще, забыла, как это блюдо называется), украшенные огурцами и зеленью, яблоки. Водолажский выставил батарею высококачественных напитков. Пока мы репетировали, Татьяна с подругой (мамой нашего Андрея) и мной, отвлеченной от репетиции, накрыли шведский стол.

И в полдевятого все плавно перетекли в «банкетный» зал. Спели Многую лету, и начались тосты. Дима Шмелев высказал общую мысль, что «хорошо, что у нас в Вивате есть такая прекрасная пара – Татьяна и Генрих Водолажские», такие преданные друг другу и хоровому пению, и Вивату. А я скажу, что как хорошо, что почти полвека назад Татьяна с Женькой встретились в хоре МВТУ! И с тех пор не расстаются! И мы с ними поем с тех пор!

Много пели - и нашего, и самодельного. Хорошо! Почаще бы рождались Водолажские!

11 мая нас всех обзванивала Галина Анурова: сообщала программу нашего концерта 1-го июня в Абрамцево, чтобы на репетицию в понедельник 14-го принести ноты. Это - Давыдов «Обновляйся», Бортнянский «Не умолчим» и «Воспойте, людие», Покровский, 2 хора, Чайковский «Ангел вопияше», Третьяков «Херувимская» и «Взбранной воеводе», Римский-Корсаков, Вивальди.

И вот 14-го на репетиции выяснилось, что мы приглашены петь на празднике 80-летия музея «Абрамцево». Как выразился Игорь Андреевич, там «будет весь бомонд», и нам надо выступить качественно. Репертуарный список претерпел изменения: «Херувимскую» Третьякова заменили на Алябьева, добавили «Сион» Третьякова, Танеева «Вечер» и «Звезды», Фалика «Хабанеру» и вариации Щёгеля, «Вниз по матушке, по Волге».

На четверг задание: принести ноты; быть к половине 7-го, чтобы в 7 снова спеть перед Комиссией гимн Университета в варианте a,capella, а также Бетховена с развернутым сопровождением и Гаудеамус. А потом репетировать, репетировать к 1-ому июня.

1-го сбор у ВДНХ в 14 ч. День рабочий (пятница), поэтому раньше собраться никак нельзя, хотя для участия в празднике надо бы пораньше. Будет автобус (25 мест).

 

28 мая. Последняя репетиция перед концертом. Окончательно договорились: едем поездом, встреча в пятницу в 13.30 возле табло. Нас в Абрамцево ждут в начале 4-го. Времени для переодевания не будет, так что форма сразу концертная (относительно). У нас должно быть там два выступления: в одном духовные произведения – Римский-Корсаков, Бортнянский (№ 25, «О тебе радуется»), Покровский, Чайковский, Третьяков; в другом светские – Танеев («Вечер» и «Звезды»), Фалик, Щегель, а также Вивальди (хотя это уже не светское). Но, возможно, я что-то путаю. Уточним на месте. Рояль в Абрамцево настроен, как сообщили Игорю Андреевичу. Ольга Силкина нам аккомпанирует, спасибо. Игорь настроен по-боевому, единственно, волнуется: как он будет тон задавать?! Голос потерял.

 

1 июня 2001 г. Абрамцево.

Собрались у табло Ярославского вокзала. Покупаем билеты туда-обратно: 44.80! Забегая вперед, зря брали: ни разу не проверили, и турникеты не работали. Как обидно!..

Нас много:

Кожемякина Белова Александров Белов

Маклакова Гафурова Гедымин Водолажский

Самборская Долгинина Жинкин

Настя (студ.) Щербакова Малинский

Силкина и 2 студентки Смирнов

Арефьева Бирюкова Хабаров Казьмин

Дронова Водолажская Шмелев Андрей

Мавлюдова Насонова Николай

Маша (студ.) Петрова

 

Ехали поездом 14 с чем-то, дорога около часу. Шли длинной дорогой, там были уже в начале пятого. Погода сбила все планы, поэтому концерт был только внутри главного здания музея. Начало в 16.45. Распелись в помещении. Что-то не очень все звучит. Игорь Андреевич снял «Звезды» после неудачной попытки спеть, «Хабанеру» даже не стал пробовать.

Слушателей оказалось достаточно много, очень благожелательная публика. Директор музея нас представил как хор духовной музыки. Игорь Андреевич рассказал о коллективе, о нашей истории, о сегодняшней нашей программе.

 

Из всего запланированного в программе осталось только следующее:

Бортнянский № 25, 2 и 3 части

О тебе радуется

Алябьев Иже херувимы

Чайковский Ангел вопияше

Вивальди Магнификат (премьера)

Щегель вариации на тему «Форели» Шуберта

Рус.нар.песня

в обр.Свешникова Вниз по матушке, по Волге

 

Мы не успели надоесть публике (а она была уже усталая от всей предыдущей программы, и Игорь Андреевич недаром предложил поднять руку и попросить закончить, если будет перебор). Никто руку не поднимал. Вивальди заслужил браво, а Щегель – понимающих улыбок. Нас очень благодарили. Мы спели «Многая лета».

Нам вручили каждому календарь с храмом Абрамцево и книжку о Радонежской земле, вручал автор. Пока вручали, мы спели Танеева «Вечер». Одна из слушательниц сказала, что они готовы нас слушать еще и еще.

Мы и вправду спели лучше, чем могло быть по нынешнему нашему, не очень сбалансированному, мягко выражаясь, составу.

Держал речь некто из вышестоящих (представитель министерства культуры РФ, главный архитектор усадеб России), который сказал, что со времен Аксакова эти стены не слышали подобной музыки. Правда, этот товарищ не в курсе: слышали, от нас же, Виват выступал здесь в 1982 году. Директор пригласил нас к дальнейшему сотрудничеству.

Нас ожидал чай с пирогами, печеньем, бутербродами, что было весьма кстати, а также вино «Водолажское (изабелла)». Оч-чень вкусненькое.

Автобус отвез первую партию в 15 человек к станции Хотьково, там вскоре был поезд, который шел без остановки в Абрамцево, и мы так хорошо раздавили пузырек, еще прикупили пива, а потом пели второй репертуар в максимально возможном разложении. Вагон, похоже, был в восторге. Один из пассажиров – навеселе – даже запел с нами, мы ему позволили вести соло и подпевали на голоса (мы его потом на перроне пригласили в Виват). Закончили мы «Вечерним звоном», Арсентьич подпел вторым басом на выходе в Москве. Нас ехало: Кожемякина, Арефьева, Дронова, Мавлюдова, Гафурова, Щербакова, Бирюкова, Водолажская, Петрова, Гедымин, Шмелев, Белов, Водолажский, Малинский, Казьмин.

 

Репетиция в понедельник 4-го июня, в Собиновском. Собрались, и нас, уехавших первым рейсом музейного автобуса до Хотьково, «огорчили»: оказывается, оставшиеся заполучили несколько халявных бутылок с хозяйского стола и очень жалели нас, уехавших. Была возможность всем Виватом попеть дворовый репертуар!

Гоняли славянскую музыку, были студенты, даже мальчик в баритонах.

 

НОВЫЙ СЕЗОН 2001-2002 гг.

23 августа, четверг. Первая репетиция в помещении библиотеки.

Вернее, первый сбор был еще в понедельник 20-го для тех, кто собирались в Париж. Но оказалось, что Париж не состоится (по-моему, это хорошо: надо готовиться к концерту ноября, а не шастать по парижам). Игорь Андреевич принес ноты двух народных песен с солистом к программе ноябрьского концерта, их пропели с листа. Инструмента в этом помещении нет. На репетиции были:

Кожемякина Хорцева Жинкин

Сафонова Малинский

Смирнов

Арефьева Бирюкова Шмелев Аркин

Дронова Насонова

Петрова

 

27 августа. Репетиция в Собиновском. Поем программу ноября, номера первого отделения. Забыто, однако. Игорь Андреевич гонит под рояль, в темпе. Стараемся успевать. Он следит, чтобы более-менее правильно было в целом. Если сбоим, то повторяет. Программа первого отделения выглядит так:

1. Вацлав из Шамотул Modlitwa («Смеркается»)

2. Я.Ганд-Галлус Moralia. Noli laudari (цикл «Назидания»)

3. М.Черногорский Laudetur Jesus Christus

4. И.Б.Ферстер (чешск.) Кукушка

5. А. Туренков Суди ми, Господи, пс.25:1-3

6. -- Из-за лесу, лесу темного

7. Над одинокою могилой, записано Максимовым, с солистом

8. Кошыц, обработка укр. нар. песни с солистом

9. И.Илиев (болг.) Добруджанска народна песня

10. Sztevan Mokranyac A kecskepasztor, kozar (Песня пастухов)

 

Предложены произведения новой программы, которая пойдет с ноября: Речкунов «Кантата», Витория, Шуберт, Лотти, народные песни.

А потом гуляли – 14-го был день рождения Роберта Малинского. Лена собрала стол с бутербродами, фруктами и напитками, и мы выпили за здоровье этого заслуженного хориста.

Лена высказалась так: спасибо Вивату за то, что наши мужики всё могут до сих пор: и петь, и работать, и любить (это уже мы добавляли), и крышу крыть. По поводу крыши Водолажский рассказал анекдот: мужик ходит по крыше, а внизу спрашивают, не лунатик ли он. Нет, говорят: ему сказали, что у него крыша поехала, вот он и проверяет.

А Таня Белова заметила по поводу, что талантливый человек талантлив во всём. Спели Многую лету, а потом еще пели мужики: «Шэн хар вэнахи» - грузинское пение из 12 века, кант «Вижу тя» (пели мы давно, почему бы не восстановить?).

 

Следующая репетиция в четверг в институте (Игорь Андреевич радуется, что его оттуда еще не выгнали, и мы имеем место для репетиций).

Нас было на репетиции побольше, чем 23-го: добавились альты – Ира Долгинина, Таня Белова, тенора – Александров и Гедымин, в баритонах – Г.Водолажский.

 

2 сентября 2001 г. День рождения Тани Водолажской.

Представители Вивата едут в Мамонтовку.

Наш состав: две Лены – Кожемякина и Арефьева, Роберт, две Тани – Белова и Хорцева, а также Гедымины, Марина и Юра, Дима Шмелев, Володя и Люба Жинкины-Насоновы, Миша Аркин, а также Миша Мытарев и Альберт Никитин с женами, Ирой и Валей, Игорь Андреевич с Галей и Галя Петрова. Поезд 11.18, цена билета 12.80 в один конец. Володя с Любой садятся в Лосиноостровской, но цена билета от этой станции – та же, что удивляет. Сегодня ужасно холодно, сильный ледяной ветер. Наши все уже ушли в поезд, я еще жду Никитиных. Но Альберт человек точный, вряд ли он опаздывает. Потому ухожу в.11.10 от табло и присоединяюсь к нашим во втором от конца вагоне.

В Мамонтовке нас встречает Генрих Водолажский, с ним и Никитины. Действительно, они рано приехали на вокзал и решили ехать самостоятельно. Мамонтовка – издавна дачное место, здесь большие участки с высокими деревьями – березами, соснами, елями – за глухими, в основном, заборами. Наша дача тоже за забором, и даже переулок запирается: шлагбаум и замок на ночь. Шли довольно долго (минут 30), не спеша. От станции не так уж близко, наверное, километра 1,5.

На участке сразу при входе небольшая тепличка с огурцами. Дальше кусты смородины, черной и красной. Много цветов. Домик в 2 этажа, с небольшим балкончиком вроде лоджии. Еще есть хозблок, имеющий веранду, на ней установлен большой стол, за которым поместились 25 человек. Гордость хозблока - также цивилизованный туалет и душ. Во дворе в жаровне развели костер, угли шли в мангал, где жарили на вертеле кур и шашлыки на шампурах. Мужчинам было раздолье – помахать топорами и поддерживать огонь.

Нам по прибытии в качестве аперитива выставили пиво и мойву холодного копчения. И то правда: все уже давно из дому, аппетит появился, не садиться же сразу за стол! Пиво и рыба пошли на ура.

У Татьяны много цветов, горка с экзотическими растениями. Не пробую перечислять, помню тую (или тисс?), кизил, вереск, много чего еще, но я теряюсь. Придется потом восстанавливать, когда Татьяна появится на репетициях. Пока она заочница: с дачи не поедешь, а дома сейчас ремонт, некуда переезжать. Хорошо, что погода позволяет жить там без напряга.

За стол мы садились между 2 и 3-мя часами. Тут стол ломится от закусок и напитков. Великолепное горячее блюдо из баклажан и кабачков, баранина в гусятнице, скумбрия и селедка отменные, наверное, собственного татьяниного посола. Картошка в мундире горячая, овощи свежие и зелень, огурцы соленые. Колбасы и ветчины не пользовались успехом: живое мясо интереснее.

И, конечно, слова за Татьяну: она – основа, она стержень в этой семье. И недаром они все вместе держатся, и Таня с Женей, и Миша с Ниной и Аней – все вместе под одной крышей и в Москве, и в Мамонтовке. Татьяна и Женя также стержень в Вивате: Таня и альт, и за теноров часто поет, и соло, и в хоре. И, конечно, спасибо Игорю Андреевичу от хозяев дома, и от всех нас – за счастье петь в Вивате уже больше 20 лет. Это нам такой стимул в жизни! А ведь Водолажские еще имеют и свою отдушину – семейное трио («Папа, мама и я – поющая семья», еще со времен Мишиного МАИ). У них громадный репертуар, но и Виват – счастливое пристанище. Очень много пели всем хором, так что даже семейному трио не удалось спеть для нас всего, что Таня хотела показать: уже не хватило времени. Мы уезжали поездом в половине десятого. Дня не хватило.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Всё совпало в этом мире Тишины нарушив планы,

В день, когда Вы родились, Звуки с деревом сплелись.

Цветники в бутонах были, Разгорелось это пламя

Ель верхушкой взмыла ввысь. В день, когда Вы родились.

 

Ручейки тепла и света Здесь зажгли Вы нам, играя,

Устремлялись сверху вниз, Чтоб домой мы добрались,

В них плескалось бабье лето Маячок земного рая

В день, когда Вы родились. В день, когда Вы родились.

 

Татьяна Дмитриевна! Нельзя ли у Вас попросить Клематис – маленький кусочек.

Кожемякина Лена.

 

3 сентября. Репетиция в Собиновском. Народу пока все же мало. Игорь Андреевич начинает волноваться: всего 2 месяца до концерта в Малом зале.

 

20 и 27 сентября Педагогический университет, хор которого организовал Журавленко в прошлом году на основе хора Виват, празднует свое 50-летие (по-моему), и наш сводный хор студентов и преподавателей (!) должен выступить. Причем, 20-го в программе «Гаудеамус», гимн университета, «Из страны, страны далекой», «Светит светел месяц», а петь в зале кинотеатра «Волгоград» (то есть, безо всякой акустики), днем, где-то в 15.30, что весьма затруднительно для работающих виватовцев. Говорят (те, кто пел), что спели 20-го плохо: слова Гаудеамуса (латынь!) наизусть не выучили не только мы, но и студенты. Да еще студенты дрожали от волнения. 27-го пели только Гаудеамус, причем Люда Бирюкова написала слова русскими буквами аршинного размера и пристроила текст на спину девочки 1-го ряда. Благодаря этой маленькой хитрости, весь 2-ой ряд лихо произносил латинский текст, студентки первого ряда с такой поддержкой тоже держались уверенно, и все прошло благополучно. Наши ответственные мужики оба раза обеспечили достойное дополнение к студенческой женской части университетского хора.

А вечером 27-го сентября Виват репетировал в Собиновском, нельзя прогуливать репетицию, когда 25 ноября совсем уже близко, а программа концерта еще далека от готовности. И опять в Вивате случился день рождения: Лена Арефьева устроила нам хорошее торжество. Был стол, и были прекрасные слова, и были «Многие лета» для Лены и для супружеской пары Лена+Роберт. Леночка Кожемякина сказала в адрес новорожденной замечательные нестандартные слова (я попросила ее «переписать слова», так как склеротической памяти не хватает, чтобы из запечатлеть в истории; она обещала). Все сошлись на том, что как хорошо, что есть Виват, что есть Игорь Андреевич, что в Вивате есть Лена Арефьева, такой преданный хору человек, ответственный, инициативный, целеустремленный, дружественный и всегда готовый придти на помощь. И постановили, что Лена должна заведовать финансами хора.

 

13 октября. Едем с концертом в Долгопрудный.

В Долгопрудном мы были дважды: у меня значится первая запись в июне 1993 года, а вторая – 4 мая 1994-го. 6 июня 1993 г. планировалось пение на улице по поводу Дня города, но пения на улице не было, пели мы в Школе искусств, куда и едем сегодня.

А про 4 мая 1994 г. у меня записано, что пели мы в ДК в зале с гробовой акустикой. А также про неизгладимое впечатление от вонючих свалок на окраинах города.

Итак, у нас сбор у последнего вагона на станции метро «Речной вокзал» в 13.30. Уезжаем по мере подхода на микроавтобусах № 368 за 14 р., платит Игорь Андреевич. Некоторые ехали автобусом № 368 за 8 руб. и платили сами.

Школа искусств. Здесь мы выступаем в 15 часов. Нас ждут. Размещаемся в малом зале рядом с большим, где и будет концерт. Зал с хорошей акустикой.

Прорепетировали и ушли готовиться к выходу, а в зал начали запускать публику. Концерт бесплатный, как говорят, благотворительный. Публика – не ломится, аншлага нет, но в зале достаточно народу, петь есть кому. Много детей. Наверное, учащиеся. И родители. Не важно, кто, важно, что есть.

На свой первый мы концерт мы собрались почти полным составом, за исключением сопрановой партии: в первых – одна Лена Кожемякина, во вторых – Лена Арефьева, Галя Анурова и Оля Дронова. В тенорах сегодня появился долгожданный Евгений Александров (отсутствовал почти месяц в связи с проблемами здоровья). Итак, состав: сопрано – 4, альты – 7 (Гафурова, Долгинина, Хорцева, Бирюкова, Водолажская, Насонова, Петрова), тенора – 5 (Александров, Гедымин, Мытарев, Хабаров, Шмелев), басы – 7 (Белов, Водолажский, Жинкин, Малинский, Смирнов, Аркин, Козьмин). То есть почти полный сбор. Миша Мытарев пришел в Виват по нашему общему приглашению после поездки к Водолажским.

Ему спасибо от Евгения Александрова персонально и от всего Вивата, что подержал теноровую партию в его отсутствие. Надеемся, что Миша задержится в Вивате.

 

Наша программа составлена с таким расчетом, чтобы были и новые произведения, которые надо начинать обкатывать, и старые, народные песни и духовные произведения:

 

Вацлав из Шамотул Modlitwa («Смеркается»)

И.Б.Ферстер (чешск.) Кукушка

А. Туренков (бел.) Из-за лесу, лесу темного

Укр. песня (запись и гарм. Максимова) Над одинокою могилой, соло А.Козьмин

И.Илиев (болг.) Добруджанска народна песня, соло Е.Арефьева

Д. Бортнянский Концерт № 25, 2 и 3 ч.

О тебе радуется

А. Ведель Милость мира

А. Алябьев Иже херувимы

А. Веденецкий Седе Адам прямо рая, соло А.Козьмин

Русская песня в обр. Свешникова Светит светел месяц

Вивальди Магнификат

 

Игорь Андреевич комментировал, и, как всегда, мы тоже много узнавали нового об уже известном. Принимали не так уж восторженно, иногда некоторые зрители уходили в процессе, некоторые клевали носом. Мы не так уж и качественно пели. Новые вещи нечисто. В «Кукушке», конечно, наваляли. Но не без пользы: теперь уже начинает вырисовываться, слова начинают укладываться.

Хорошо прошел Вивальди, наши Лены за свой дуэт заработали аплодисменты среди произведения, исполнявшегося без перерывов между частями, и персональные цветы. Букет для Журавленко был им передан Оле Силкиной, аккомпанирующей на рояле. В целом, концерт был неплохой, мы довольны. Устроители благодарили и приглашали еще приезжать.

И после концерта в малом зале у нас состоялся импровизированный банкет, организованный несколькими нашими инициаторами. Отлично было - выпить и закусить, все проголодались и с восторгом восприняли инициативу. Как всегда, была масса хороших слов.

Все радовались возвращению в строй Александрова (он, кстати, привез бутылку собственного производства яблочного вина, которые было высоко оценено нашими знатоками), радовались возвращению в Виват Мытарева, говорили спасибо Игорю Андреевичу за работу с нами и за безошибочные репертуарные находки. Новое для нас: во время нашего банкета пришла группа детишек – за автографами. Наши Лены и Игорь Андреевич расписались на их музыкальных тетрадках.

Разъезжались уже часу в шестом. Веселые, удовлетворенные. Кстати, нам принесли какие-то деньги, вроде бы по 100 р. каждому, их присовокупили к кассе хора – по общему согласию.

 

Репетиция в Собиновском 15 октября. Таня Хорцева какую-то информацию принесла о возможности выезда хористов на Мальту за 400 долларов. Пока группой в 12 человек. Я слушала невнимательно, не очень точно поняла, что за перспектива.

Игорь Андреевич работал над «Кукушкой», сначала без рояля. Однако не выдержал, использовал подыгрывание, но не постоянно. Начали разбирать билеты на свой концерт в Малом зале 25 ноября. Уже точно никаких отмен не будет. Цены – от 60 р. (партер, например, 11 ряд), 50 р. (партер 20 ряд) до 40 р. и 30 р. (балкон).

 

18 октября. Репетиция на Таганке со студентами, Вивальди «Магнификат». Нам с ними это предстоит петь 29-го. Без еще одной совместной репетиции не обойтись.

Работаем над музыкой славян. Совсем мало сопран, преобладают во всем звучании альты. Басы поют ну так … не знаю даже, как определить. Такими застольными голосами, какими поют «шумел камыш». Нет на репетиции Арсентьича и Водолажского, и басы звучат некультурно. До Малого зала осталось всего около 5 недель.

Говорила с Володей Кашиным, чтобы поддержал партию 2 басов в этой программе. Он не против, теперь уже Журавленко будет с ним договариваться о деталях.

 

Репетиция 22 октября, в Собиновском. Вторые сопрано вдвоем - Анурова и Дронова. Игорь Андреевич сел перед нами, разложил партитуры и дирижирует без рояля. Прогнали несколько раз Вацлава из Шамотул, уже получается. А вот в «Моралии» пока сумбур. Тут нужен всё-таки небольшой ансамбль, наподобие Дилецкого, ему надо спеваться и спеваться. В партии максимум человека два, а 3-4 – не годится. Но будет видно. Уже сейчас, после 5-6-го прогона, стало получше. Поют: Лена и Ира в 1с, Оля во 2-х, трое альтов – Фарида, Таня Х., Алла, тенора – двое, Миша и Женя, в баритонах двое – Виктор и Володя, бас – Анатолий Арсентьевич. Пели «Херувимскую» Стойчевича и «Козице».

 

29 октября. Поем Вивальди «Магнификат» в "нашем" педагогическом университете.

Второе здание института МГОПУ на 3-ей Владимирской.

Нас собрали в 15 часов у первого вагона на станции метро Перово. Студенты придут там, а мы собрались и отправились уже где-то ближе к 16 часам. Сопрано сегодня – две Лены, Кожемякина и Арефьева, в альтах – три Тани - Белова, Хорцева, Водолажская и Г.Петрова. Тенора почти все: Александров, Гедымин, Хабаров, Шмелев, басы – Белов, Жинкин, Смирнов, Казьмин и Андрей. Студенты – один тенор, два баритона и что-то порядка 10-12 девочек.

Зато зрителей набралось человек 10, включая декана.

Игорь Андреевич рассказал о Вивальди (что он творил за 50 лет до Моцарта и что в «Реквиеме» звучат вивальдиевские мотивы), о том, что «Магнификат» не публиковался у нас и фактически мы его исполняем первыми, премьера, так сказать. По нашему мнению, мы спели неплохо. Декан в своем выступлении вспомнил свои вояжи в Прибалтику, где восхищался их певческой культурой, извинялся за такую слабую явку своих подопечных на наше выступление, обещал, что в следующий раз зал будет полным.

Вечером мы репетировали в Собиновском. В субботу 10-го поедем петь программу Малого зала в Балашиху.

Помянули Сережу Дроздова: в эти дни вторая годовщина смерти. Галя Анурова звонила родителям, они благодарят за память. Пригласили их на концерт в Малый зал.

 

12 ноября. Репетиция в Собиновском. Впервые встретились с солистом в нашем концерте 25 ноября: Параскева Виктор Николаевич, бас. Пропели «Над одинокою могилой», Кошыца, Чеснокова «Совет превечный», «Спаси Боже», Веденецкого. Теперь наши репетиции будут с ним. Конечно, оглушительно, по сравнению с нами.

Сегодня пели Вивальди еще на одном факультете, сбор был у последнего вагона в метро на станции Люблино. 10-го не ездили в Балашиху, вроде бы, на 17-е планируется. Но точно поем генеральный прогон концерта 23-го в конференц-зале Библиотеки им. Ленина (кажется, уже не так говорят, вроде Российская библиотека). На последние три репетиции ходит Володя Кашин, басы вырисовываются. Сегодня и Миша Аркин появился, несколько репетиций его не было. Вообще, сегодня полный сбор.

Юля Толмачева появилась две репетиции назад после рождения детей, вторых сопран прибыло. Что-то нет сегодня Сергея Смирнова, но в баритонах есть один товарищ, который был у нас в прошлом году, не помню, кто это.

 

22 ноября. Концерт подошел уже вплотную. Игорь Андреевич говорит, что подготовка настоящая происходит в последние репетиции. У нас и будут еще целых две дополнительные репетиции: в пятницу в конференц-зале библиотеки с 16 до 18 часов и в субботу в Малом зале с 14 до 17 часов. Будем надеяться, что это безобразие в звучании, которое мы слышим сегодня, будет убрано. Басы поют ужасным тембром, к тому же, у них масса недоученного. Нет Арсентьича, может, с ним было бы получше. Альты звучат, как говорит Игорь Андреевич, «бестемброво» (нет Тани Беловой и Аллы Щербаковой), сопрано недобирают…

А что удивляться? Сопрано только на двух последних репетициях в полном составе. А до того их ходило 2-4 человека. Такую программу с наскока с листа не спеть. Басы собрались все, тоже ходили через одного. Тенора… В общем, будем надеяться на две последние репетиции. Лишь бы связки не подкачали: погода, однако, не способствует.

 

Репетиция 23-го, в конф-зале Библиотеки повергла в уныние: началась на полчаса позже, басов не было (Арсентьича, Кашина, Смирнова), тенора были тоже не все, альты не звучали, пришел как штык солист, а мы не тянем. Водолажский мается миазитом, и баритоны, глядь, тоже не звучат. Правда, Игорь Андреевич считает, что репетиция была полезной именно поэтому: остальные должны были петь ни на кого не опираясь. Александров настроен оптимистично: завтра все будут на репетиции в Малом зале, и все получится.

И действительно, 24-го репетиция в течение 3-х часов на сцене прошла успешно, появилась надежда на благополучный исход. Зазвучала даже «Моралия» Гандла-Гандлуса, но в песне пастухов и в «Кукушке» мужики как-то бесформенно возятся, так и не выучили до конца.

Я носилась с попыткой купить еще один билет, но ни у кого нет лишних, а в кассе, говорят, тоже нет. А Таня Хорцева меня расхолаживает: стоит ли так уж гостей звать, не будет ли стыдно за качество.

 

25 ноября. Малый зал Консерватории.

 

Сбор в половине шестого на сцене. До концерта в течение более часа удалось прорепетировать, к записи установить аппаратуру (ТФ заказала запись). Нас распустили уже около семи часов. Публика еще собирается. Высматриваем своих. Набирается полный зал. Вообще-то, концерт абонементный, но мы сами распространили много билетов по своим родственникам и знакомым. Вот стоим на лестнице с Александровым. К нам поднимаются две женщины, Е.П. комментирует: Вот моя женщина! Она подходит с улыбкой: Какой ты красивый! А наши все и правда красивые: смокинги, бабочки, платья, глаза… Я тоже счастлива: сегодня на концерте оба сына, это так радостно, они давно уже не бывали на наших концертах, а тут – Малый зал. И Лена Архипова должна быть (приехала с опозданием, к концу 1 отделения), Люся Воронова поднесла Игорю Андреевичу цветы уже после 2-го или 3-го номера. Наши все тоже организовали детей и внуков. Аура зала обеспечена, но надо спеть, чтобы не разочаровать своих.

Нам всем выдали по 1 экземпляру программы. Зрителям немногим удалось купить.

Программа толстая, отмечается в ней 80-летие Московской государственной академической филармонии. В середине – вкладка нашего концерта. Цена 10 руб., тираж 120. Ну, как тут хватит для публики, когда тираж 120, а только нам (хору) отдали 30 штук!

Итак, концерт. Начало задержалось минут на 15: публика все идет, гардероб не справляется.

Вацлав из Шамотул. Стройно, ровно. Вещь идет спокойно, уже впето.

Моралия Г.Гадлуса. Прошла без видимых сбоев, хотя она одна из неотработанных вещей.

Черногорский. Второй день проходит на ура, вчера на репетиции и вот сейчас. Сами чувствуем, и публика реагирует. Кстати, моему Сене можно доверять, а ему эта вещь понравилась больше всего из первого отделения.

Кукушка. Контраст после Черногорского. Нечистая возня у басов, но проскакивает быстро.

Сезон 2001-2002 гг.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

_________________________МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ_ ______________________

 

"МУЗЫКА СЛАВЯН"

 

Воскресенье, 25 ноября

АБОНЕМЕНТ № 75

Солист Московской государственной академической филармонии,

заслуженный артист России

Виктор

ПАРАСКЕВА

(бас)

Лауреат международного конкурса

Камерный хор "ВИВАТ"

Музыкального общества Московской области

Художественный руководитель –

заслуженный артист России, профессор

Игорь

ЖУРАВЛЕНКО

Солистка -

Елена АРЕФЬЕВА

(сопрано)

________________________________________________________________________________________________________________________

П Р О Г Р А М М А

1 отделение

 

Вацлав из Шамотул - "Смеркается" - молитва

Я. ГАНДЛ-ГАЛЛУС - " Noli laudari" – басня-назидание

М. ЧЕРНОГОРСКИЙ - "Laudetur Jesus Christus"

Й. ФЁРСТЕР - "Кукушка"

А.ТУРЕНКОВ - "Суди ми, Господи" – псалом Давида 25; 1-3

Белорусская народная песня - "Из-за лесу, лесу темного" (обработка А.Туренкова)

Исполняет КАМЕРНЫЙ ХОР "ВИВАТ"

Добруджанская народная песня (обработка И.Илиева)

Солистка – Елена АРЕФЬЕВА

Песня Олонецкого края - "Над старою могилой"

Украинская народная песня - "Ой, чайки стонут" (обработка А.Кошица)

Солист – Виктор ПАРАСКЕВА

С. МОКРАНЯЦ - "Песня пастухов"

Исполняет КАМЕРНЫЙ ХОР "ВИВАТ"

II отделение

Г.СТОЙЧЕВИЧ - Херувимская песня сербского распева, глас 1

Г.ИЗВЕКОВ - "Достойно есть" знаменного распева, глас 4

Исполняет КАМЕРНЫЙ ХОР "ВИВАТ"

Д.ХРИСТОВ - "Хвалите имя Господне" болгарского распева

А.ВЕДЕНЕЦКИЙ - "Седе Адам прямо рая" - концерт

П.ДИНЕВ - "Разбойника благоразумнаго"

П.СТРОКИН - "Ныне отпущаеши"

П.ЧЕСНОКОВ - "Да исправится молитва моя"

"Совет Превечный"

"Спаси, Боже, люди твоя"

Солист – Виктор ПАРАСКЕВА

Начало в 19 час. Цена 10 руб.

(тираж 120)

 

Туренков прошел в целом нормально, но понижали, как мне кажется в процессе, причем, похоже, тенора тянули вниз.

Добруджанская песня прошла без сбоев, Лена, как всегда, была на высоте, ей охапки цветов. Но главная похвала от Люси Вороновой: она отметила улучшенный вокал, спрашивала, не занимается ли она специально. Я отрицала и рассказала про их великолепный дуэт с Леной Кожемякиной в Вивальди.

Про могилу и про чаек – нормально спели.

Про «козице», увы, чисто не получилось, конечно, мужики наваляли, блеска не было, финал несколько сглаживает пестроту в середине, но это – при другом качестве исполнения - должна быть бисовка.

Сеня адекватно реагирует: Гандл-Галлус, Фёрстер и Макраняц – интересные вещи, трудные и сырые. Жаль, что сырые: они могли стать жемчужинами при другом качестве доработки. Мы ведь на репетициях просто балдели от этой «козице».

В антракте Люся Воронова подлила елея: говорит, что была недавно на концерте Манинского хора, говорит, с нами не сравнить, в подметки они нам не годятся. Я Игорю сообщила это мнение. А наши, которые в курсе, даже и не удивляются, и вообще, говорят, что они распустились и набирают новых участников.

Второе отделение мой Семен определил, как прошедшее с высшей оценкой – на оба больших пальца вверх. Правда, у него, конечно, особое мнение о солисте (например, чесноковские вещи у нашего хора с женским соло ему нравились больше), ему не понравился тембр. А вот Лене Архиповой солист понравился. Сеня отметил Стойчевича как лучшее произведение во втором отделении, а я все выясняла, не скучное ли оно. А Лена вспоминала Алябьева и сетовала, чего бы нам было не петь его «Иже херувимы» взамен этого. Но я ей пояснила, что тут дело не в херувимской, а в Стойчевиче (ведь музыка славян в программе).

В общем, у нас праздник. Концерт прошел вполне удовлетворительно. После концерта снимали стресс прямо в артистической за сценой (мы тут и переодевались, на 15 кв.м.), класса целого, как в прежние годы, нам не было предоставлено. На рояле разложили питье-закус.

К сожалению, я уехала и не присутствовала на этом фуршете. Зато меня увозили мои дети на лимузине, как белого человека (в андрюшкиной рабочей санитарке цвета белой ночи), я дома была уже в половине 11-го, а своим ходом где-нибудь к 12-ти приехала, но… зато ни в одном глазу. А заснуть все равно не удалось часов до трех-четырех: весь концерт прокручивался в голове, звучало и звучало, и никакого сна. А утром вставать на работу...

 

Участники концерта:

Кожемякина Белова Александров Белов

Маклакова Гафурова Гедымин Водолажский

Ратникова Долгинина Мытарев Жинкин

Самборская Хорцева Дима Малинский

Сафонова Смирнов

Анурова Водолажская Скляров Аркин

Арефьева Насонова Хабаров Казьмин

Дронова Петрова Шмелев Кашин

Толмачева Щербакова

 

 

Следующая репетиция в четверг, приносить Вивальди, «Магнификат» и «Глорию». Первое – поем в следующий понедельник, а второе начнем учить.

 

29-го ноября на репетиции в совсем маленьком классе № 10 прошлись по «Глории», пропели финал «Магнификата», договорились о встрече в понедельник у первого вагона «Выхино». Игорь Андреевич сказал, что из концерта получилось в записи около 9 произведений, но с огрехами, что не получилась «Жертва вечерняя» из-за солиста, что есть смазанный момент в Черногорском, хотя все прилично, что есть сбои в Туренкове. В общем, запись придется повторить, о чем надо договариваться в Политехническом (только там подходящая акустика).

 

Это будет где-то в январе. Конечно, ничего не могло получиться из «Кукушки» и «Козице». А вот Гандл-Гаусс – получился. Игорь Андреевич отметил, что слабее всех в хоре была партия альтов: нет тембра. Надо искать певцов дополнительно. А мы-то считали свою партию лучше всех! Да и Сеня мой отметил на концерте, что лучше всех альтовая партия и баритоны, слитные и единые. А в остальных партиях торчат отдельные голоса.

Хору предстоит спеть литургию на Рождество в Хотьково (тем, кто захочет в этом участвовать), надо вспомнить Крылова. А «Музыку славян» Игорь Андреевич планирует везти во Францию весной, и чтобы диск был с записью, чтобы его там реализовать, пополнить кассу хора. Игорь рассчитывает, что в эту поездку не прочь будет поехать и Параскева.

А еще нас поблагодарили (от имени Малого зала) за активное распространение билетов на наш концерт: для них аншлаг был в диковинку. И нам предлагают в качестве дальнейшего сотрудничества участие в концерте солистки сопрано с ее программой романсов, музыкой Глинки, Даргомыжского и пр. Будет день, – будет пища.

 

В этот вечер мой № 400 на «Речном вокзале» очень поздно увез меня: пришла на остановку в 21.35, а уехала только в 22.35. Дома была в половине двенадцатого. Вскоре позвонила Галя Анурова и сообщила, что концерта в понедельник не будет: на факультете не развесили объявлений, и Игорь Андреевич отменил наше выступление.

 

Репетиция в понедельник 3 декабря. Вивальди петь будем 17-го декабря, там 5 факультетов – иняз, дошкольный, еще какие-то. Теперь объявления будут.

Занимались на первом этаже в антисанитарных условиях, так что, как говорят, Ю.Хабаров не захотел в этих условиях петь и ушел (я опоздала и этого катаклизма не застала). Пропевали Речкунова, Копосова, «Глорию» Вивальди. Надо принести Литургию Крылова, Игорь хочет ее спеть на Рождество в нашем храме и вообще иметь в репертуаре. Поработали над «Суди ми» Туренкова, которую надо будет переписывать в числе других. В частности, Стойчевич. Был спет хорошо, за исключением одного фрагмента. Придется переписывать все. Это должно быть в конце января в понедельник с 2 до 5 часов (в музее выходной день).

 

17 декабря пение Вивальди опять не состоялось: Г.Анурова опять всех по цепочке обзванивала. Вечерняя репетиция состоялась, но я не ездила, так как продолжаю кашлять и по этой причине неохота ехать далеко по такому морозу.

 

20 декабря. Репетиция на Таганке. Разучивание программы к Рождеству. Игорь Андреевич волнуется, что не успеем подготовиться: остались практически 1 или 2 репетиции в декабре, а в январе репетировать будет негде. Татьяна Хорцева оптимистично надеется на помощь храмовых стен.

 

Лирическое отступление (просто я не пишу дневников, кроме нашей летописи, и негде отметить замечательное событие). 22 декабря мы с хористами МВТУ встретились у Гедыминов. Наши бауманцы в Вивате на сегодня – это: Ю.Гедымин, Ю.Скляров и Ю.Хабаров в тенорах, Г.Водолажский и М.Аркин в басах, Т.Водолажская и Г.Петрова в альтах. У нас традиция: мы каждый год в районе 30 октября – дня рождения нашего хормейстера Б.О.Дунаевского – встречаемся, как правило, у Склярова. В этом году у него ремонт затянулся, и встреча состоялась у Гедыминов в их новой 3-комнатной квартире в Выхино, где очень теплая и приветливая атмосфера. Собралось нас 24 человека: 5 сопран, 6 альтов, 5 теноров, 8 басов (прямо-таки как в Вивате сегодня). Сопрано - Люся Воронова, Нина Карцева (Ермошина), Надя Корнелюк (Левушкина), Дина Корж, Инна Яковлева; альты – Таня Вершинина (Водолажская), Люда Иванова (Володко), Люся Колыхалова, Марина Лебедева (Гедымин), Наташа Михалевская (Лаврентьева), Галя Пакина (Петрова); тенора – Юра Гедымин, Толя Ермошин, Володя Решетов, Юра Скляров, Юра Хабаров; басы – Миша Аркин, Саша Боровицкий, Женя Водолажский, Витя Коньков, Аркадий Левушкин, Володя Ростковский, Паша Руд, Володя Федоров. Выдающаяся личность - Павел Руд. Он стал студентом в 1940 г., осенью 1941 в МВТУ оставалась профессура и часть студентов, на их основе был создан факультет «Е» (артиллерийский, на который, кстати, я поступила в 1950-м г.). Затем Павел был призван в 1942-м, воевал (был командиром артиллерийского орудия), демобилизовался в 1947, поступил в МВТУ снова на 1 курс, теперь уже на факультет ТГМ (тепловые и гидравлические машины), окончил в 1952 г. Кстати, до сих пор работает. Он был председателем бюро хора, созданного в 1949 г. Борисом Осиповичем Дунаевским.

С 1950 г. в хоре пели Скляров, Гедымин, Пакина; в 1953-54 пришли Воронова, Лебедева, Боровицкий, Водолажский, Хабаров, Колыхалова, в 1956-м – Вершинина. Собрались мы около 14 часов, собрали ломящийся стол и в 15 ч. сели. И разошлись около 21 ч. Есть и пить было некогда: пели. Пели многоголосно, стройно, почти чисто. Репертуар хора 50-летней давности и бардовский, КСП-шный. Спасибо Борису Осиповичу, что мы все встретились в созданном им коллективе, что он дал нам заряд на всю жизнь. Это просто потрясающе. Водолажский предложил всем в полном составе придти в Виват. Пока сагитировали вернуться к нам Боровицкого (2 бас), возможно, придет Толя Ермошин (2 тенор). Никак не заманим Решетова (1 тенор): у него 3 работы. Коньков мог бы быть находкой, но он поет дуэтом с сыном, в хор идти не хочет: у них свой уникальный репертуар.