ВИВАТ 2002 год
НОВЫМ 2002 ГОДОМ!
На репетиции 24 декабря в Собиновском фактически расстались до понедельника 14 января. Пение только рождественской программы. Правда, не совсем. Один раз пропели новую вещицу – «Московские страдания» Копосова: квартет в составе Сафоновой, Арефьевой, Щербаковой и Водолажской (очень неплохо, когда пели одни без хора и рояля!) в сопровождении хора под подыгрывающий, главным образом, ради басов, рояль.
Едущие в Хотьково на службу соберутся еще на две репетиции: в четверг на Таганке и 4-го у Малинских дома (сбор в метро на Преображенской в 16 часов). Может, некоторые еще примажутся к этой компании, так как охота отметить Новый Год в неформальной обстановке. А так, вообще-то, наверное, что-то сообразим 14-го после пенья, как бы Старый Новый Год.
Новый год омрачился печальным событием: 30 декабря 2001 г. умер Юрий Юрьевич Гедымин. Буквально только что я взахлеб рассказывала о нашей встрече хористов МВТУ 22 декабря на квартире у Марины и Юры Гедымин. И вот Юры нет. Мы с ним пели почти полвека, с 1950 года: в хоре МВТУ и в хоре инженеров под руководством Б.О.Дунаевского в 50-60-е, немного попели с В.Живовым – нынешним хормейстером МВТУ. А вот уже последние 20 лет мы вместе в Вивате. Ю.Ю. пел также много лет в оперной студии Центрального дома культуры железнодорожников. 4-го января похороны. Репетиция рождественской программы еще раньше была перенесена на 3 января из-за экзаменов 4-го у Игоря Андреевича. Он не попадет на похороны, приедет вечером на поминки. Пополнился скорбный список Вивата: Сева Чулков, Мила Смирнова, Валя Семенова, Сережа Дроздов и вот Юра Гедымин. Человек высокой культуры и настоящий интеллигент.
На похороны 4 января пришли Ася Бурдо, Люда Бирюкова, Ира Ратникова, Лена Арефьева, Роберт Малинский, Саша Боровицкий, Володя Кашин, Миша Мытарев, Юра Хабаров, Серёжа Смирнов, Галя Петрова, Люся Колыхалова – Виват, а также из хора МВТУ Лаврентьева, Яковлева, Федоров. Вечером домой пришли Галя Анурова и Игорь Андреевич. Простились с Юрой.
7 января. Рождество в Хотьково. Группа Вивата состояла из 16 человек: Кожемякина, Ратникова, Самборская, Сафонова, (Татьяна, 2 с., узнать фамилию); Долгинина, Насонова, Петрова, Колыхалова (Люся подпевала с моего хриплого голоса); Александров, Шмелев; Водолажский, Жинкин, Малинский, Москаленко, Казьмин. Хотя некоторые и считают, что мы спели благополучно, но изнутри - ужасное впечатление.
Обиход у нас не идет. Игорь его плохо знает, временами вообще что-то кошмарное: тональность не берем, не то поем, вразнобой. Как нас терпят служители и прихожане, не понимаю. Временами было и ничего, но иногда – просто богохульство какое-то. Очень трудно брать тональность какого-нибудь песнопения, потому что Игорь пытается дам нам тон в то время, как ведущие службу поют в другой тональности. Так ли уж нужно задавать нам именно тот тон, что в нотах того или иного «аминь» или «Господи помилуй», а не продолжить ли ту тональность, в какой поет дьякон?
Из произведений нашего репертуара мы пели Крылова – начало литургии «Слава Отцу и Сыну», «Херувимскую» Стойчевича, «Милость мира» Веделя, «Слава во вышних Богу» Давыдова. Повторили дважды «Тебе поем» из Веделя и полностью концерт Давыдова.
Потом была трапеза. Пели и там – «Богородице Дево» Рахманинова, «Вечер» Танеева, но все это с минимальным альтовым участием.
Ира Долгинина почти не знает, я без голоса, Люба Насонова тоже не знает Рахманинова, Люся Колыхалова пела раньше сопрано, пытается с моего голоса подпевать альтам. Пели что-то народное. Спели в качестве поздравительного «Хепи безе ту ю» для Любы Насоновой, у которой оказался день рождения (одновременно с Христом), последний аккорд был потрясающим!
Уезжали все как-то разрозненно: мороз здоровый не способствовал продолжительной тусовке на воздухе. Как только какой-то транспорт подвертывался, в него и набивались все, кто тут оказался. Таким образом, мы вшестером – Водолажский, Малинский, Арефьева, Сафонова, я и гостья укатили на 388-ом, а на платформе Хотьково остались все остальные.
Очередная авантюра нас ожидает: 10-го нас собирают на репетицию у Малинских дома, а 11-го какая-то встреча под кодовым названием «Бавария» (что-то от Аркина идет). Игорь предлагает репетировать Щегеля. Татьяна Водолажская охарактеризовала репетицию у Малинских как пение за столом (по опыту 3-го числа). Посмотрим, что будет.
Наметили для репетиции рождественские канты, «Светит светел месяц», Щегеля и «Дева днесь» из рождественской программы. Состав не полный, те, в кого Игорь накануне ткнул пальцем.
В четверг собрались на репетицию: сопрано -Кожемякина, Ратникова, Наташа, Самборская, Арефьева; альты - Гафурова, Долгинина, Хорцева, Щербакова, Насонова, Петрова; тенора - Александров, Хабаров, Шмелев; басы - Водолажский, Жинкин, Малинский, Аркин, Казьмин. Сначала взялись за белорусский кант: восстановили по партиям, спели. Спели «Вечер», Щёгеля, «Светит светел». Спели Давыдова «Слава во вышних». А около 9 часов стали организовывать стол. Но, к сожалению, мне пришлось убегать, далеко до дому.
«Бавария» - это клуб. Раз в год они собираются на старый Новый год, кого-то приглашают. Как-то раз были у них барды, теперь вот нас пригласили. Остановились мы на такой программе: Давыдов «Слава во вышних Богу», Танеев «Вечер», Щегель – вариации на тему «Форели» Шуберта, рус. нар. песня в обр. Свешникова «Светит светел месяц». Решили взять также Вивальди «Магнификат»: сопрано споют свой дуэт, а, может, споем и всё произведение, как пойдет дело.
Сбор 11-го в 17.45 у последнего вагона на станции «Улица 1905 года». Заведение это вблизи новой бани, которую посещает Аркин. На вопрос, надеть ли концертные костюмы, Игорь Андреевич ответил так: мужчинам быть в пиджаках и галстуках, а женщинам – в вечерних платьях.
И вот мы пришли, при галстуках и в вечерних платьях. Всё происходило в помещении столовой школы, которое они, видимо, арендуют. Столы поставлены двумя рядами. Мы толчемся в углу, раздеваясь и переодеваясь. Пальто свалили в кучу на двух столах. Хозяева отнюдь не в вечерних туалетах, а мы выпендрились. Можно было и в джинсах, и в свитерах.
На нашем конце стола стояли закуски: капуста и винегрет в тарелках, подносы с малюсенькими «канапе» (яблоко с сыром и хлеб с ветчиной и огурчиком, проткнутые деревянными палочками). Бутылок нет. Кувшин с компотом из абрикосов. У хозяев идет междусобойчик: кого-то поздравляют, награждают за успехи в альпинизме, сообщают с гордостью то ли об учреждении ордена «Эдельвейс», то ли о присоединении к баварскому ордену этого имени. А основателем его был какой-то знаменитый баварец, который покорял Кавказ в 1942 году. Кавказ в сочетании с 42-м годом не очень вдохновляет. Там поднимают бокалы, произносят тосты, а мы сидим с компотом (или без) и делаем хорошую мину.
Водолажский невозмутим, внутренне мы все хихикаем. Однако, спели для начала Давыдова, схлопотали аплодисменты, снова сели за пустые столы. Ушла, по-английски не прощаясь, Ира Ратникова. Появилась Татьяна Федоровна. Она встретила Иру, потому прихватила бутылку бальзама. Незаметно исчезли Водолажский с Мытаревым (они, понятно, пошли на дело, за спиртным для Вивата).
Вышли мы на второе выступление: Танеев и Щегель. Водолажский с Мытаревым присоединились в процессе. И вот у нас появилось питье. Мы пьем за Виват, за наше здравие, уже независимо от награждений и выступлений хозяев. Там какая-то лотерея, нас не касается.
Правда, что-то все-таки якобы выиграл и Виват в лице Игоря Андреевича. Спели мы еще, сидя за столом, «Светит светел», потом пели общее, пытаясь втянуть в пение хозяев. В общем, мы выдержали с честью это мероприятие, спели им «Многолетие» и откланялись около 9 часов. Предупреждать надо заранее, если все свое надо нести с собой (это уже к Аркину, который нас в это дело втравил).
На репетицию 14-го многие из перетрудившихся за две недели нового года не явились: кто приболел, кто просто. На репетицию в понедельник 21-го Игорь Андреевич назначил принести ноты: «Глория» Вивальди, «Величит душа» Кюи, «Московские страдания» Копосова, «Достойно есть» Извекова и «Суди ми Господи» Туренкова.
14-го трудились старательно над принесенными произведениями. Оказывается, какая-то Франция на горизонте замаячила, но я не в курсе, так как не была на прошлой репетиции. Кстати, один итог нашего визита к друзьям Баварии есть: уже вторую репетицию в 1-х альтах новое лицо. Хабаров объяснил, что она спросила о возможности придти в хор у Игоря Андреевича, и Юрий Евгеньевич ей объяснил, когда и куда. Имя новой альтицы – Александра (впервые в хоре такое имя).
25-го января у нас не было репетиции, поэтому Татьянин день мы отпраздновали в понедельник 28-го. Правда, из всех Татьян нашего хора были только Таня Белова, Таня Хорцева и новенькая Таня из вторых сопран, которой фамилию я еще не узнала. Таня Водолажская напекла пирогов, но приехать с ними не смогла: плохо себя почувствовала. У нее с начала этого года возникли проблемы со здоровьем. Мы пили ее здоровье в ее отсутствие, и, конечно, здоровье всех присутствующих Татьян. Пели многолетие. Анатолий Арсентьевич спел за Гремина, что безумно любит Татьяну (и при этом обнимал за плечики новенькую Таню). У нас еще целых три Татьяны – Сафонова, Самборская и Таня из вторых сопран, которых не было сегодня, за них тоже пили и пели. Генрих провозгласил тост за любительство в его лучшем смысле во всех делах. И, конечно, не обошлось без добрых слов и Многолетия в адрес Игоря Андреевича. Пели еще и «Вечер», и «Богородицу», а также на множество голосов с обалденными нюансами «Белым снегом» и еще что-то общечеловеческое.
На репетиции был гость – хормейстер из области, его пригласили в застолье, отсюда и много разговоров о любительстве: Игорь Андреевич неоднократно в течение репетиции об этом упоминал. А пели – Сен-Санса «Аве верум», новое, пели с листа на ю-ю; Кюи с соло Лены Арефьевой, спели Извекова и Туренкова. Совсем неплохо, лучше, чем на концерте. Спели Копосова (хоровую часть), пропели Вивальди «Глория».
Игорь рассказал о каких-то телодвижениях по следам нашего пения у друзей Баварии. Возможны какие-то контакты с Мюнхеном, в связи с чем предложена программа (на выбор), примерно на полтора концерта по объему.
Давыдов «Вышшую небес», Крылов «Слава Отцу и Сыну» (начало литургии), Кюи «Величит душа», Вацлав из Шамотул, Гандл-Гандлус «Моралия», Черногорский, Стойчевич «Херувимская», Извеков «Достойно есть», Туренков «Суди ми, Господи», Титов «Ты ми Христе», Танеев «Увидал из-за тучи утес», Верди «Падре Ностро», Лотти «Ла вита кадука», Вивальди «Глория», Добружанская песня, Веденецкий «Седе Адам», «Ой, горе чайцы», Щегель, Копосов, Бортнянский «Воспойте, людие».
Оказывается, я давно не пишу ничего. Уже прошли 23 февраля (с этого года праздничный день) и 8 марта. У нас, конечно, в понедельники 25-го февраля и 11 марта были гулянья в Собиновском, после репетиции. Уже про Мюнхен тишина (пока), а вот что-то про Париж снова возникло: теперь в первую декаду июля, а не мая. Все рады: в июле в Лувр бесплатный вход.
На двух последних репетициях (т.е. 4 и 11 марта) у нас в тенорах новый певец, Виталий …., из хора МГУ. Игорь Андреевич его заманил. Надеется, что год у нас попоет.
На 23 февраля стол ломился от выпечки: принесли аж 3 пирога (вместе с традиционным от Александрова), а также пиццу от Тани Водолажской. Пили, пели.
А 11 марта пирог был один (от Евгения Павловича), а также пирожки от Тани В. с капустой и грибами (их сразу смели), много всяких бутербродов и сладостей. И, конечно, напитков.
Я зачитала выписку из летописи Вивата, эпическую поэму «ЛЮ ЖЕ ВИ» от Евгения Александрова, посвященную женщинам Вивата еще в 1982 году. Женя удивился, что это когда-то было им написано и оказалось запечатленным на века.
Любовь, Женщина и Виват Эпическая поэма, музыка Эбена
Давным-давно, когда прошел потоп, и уцелел кусочек суши,
Впервые Женщина любовь узнала, и чувство охватило ее душу.
Томилось сердце женское, страдало мильярды лет тому назад.
Но где-то ‘‘ в утробах‘‘ мечтало о камерном кружке Виват.
Потом ушел Мужчина на охоту, - по нонешному шмышлю – на работу.
Он не был дома много дней подряд.
Но и тогда она еще не знала, - что не хватает ей кружка Виват.
Когда ж настали средние века, ему – турниры и пиры, а ей – тоска.
Надев свой праздничный наряд, с любимой лютнею в руках,
И что-то шепчет ей таинственно: ‘‘Виват‘‘.
Но вот настало время золотое, и Женщина созрела – это факт !
Забросив к черту остальное, она пришла в Виват.
Здесь отдых и любовь, здесь праздник светлой песни, Весна всегда, весна везде, и ты – хоть тресни!
Здесь вместо одного – 17 очаровательных мужчин. Хоть каждому давно за 20, но все мы – как один!
Мы любим вас и млеем, когда божественные ваши голоса
Под музыку Бортнянского и С. Танеева возносят наши души в небеса.
Вас любят : Аркин, Боровицкий, Никитин, Манин и Шмелев,
Малинский, Гевлич, Куликовский, Ю. Скляров, Кашин, Гришелев,
Налобин Б., Г. Белозерцев, Хабаров Ю. и В. Чулков, Гедымин Ю. И Ж. Александров!
Мы все 17, мы Виват! И уж, конечно, Журавленко возглавит сей прекрасный ряд!
Евгений Павлович преподнес каждой из нас плетеные из лыка розеточки, мы с восторгом принимали их и тут же пускали в дело: в качестве индивидуальных тарелочек. Кстати, примеряли и на голову, в качестве ермолок.
Водолажские пригласили Мишу с другом, поющих в ансамбле с Татьяной и Генрихом, с гитарами. У Татьяны дальний расчет: она надеется привлечь в теноровую партию Мишиного друга. Он и вправду сегодня пел на репетиции. Насколько будет удача, посмотрим.
Пели и ансамблем, и хором. Конечно, Многолетие, и «Наша жизнь коротка». Пели что-то вальсовое, и даже под него танцевали. Виталий, новый тенор женщинам посвятил сольный номер «Ничь яка мисячна». Александров прочел – с огромным чувством – стихи Пушкина (разыщу, какие). Разыскала. Очень интимные.
В эти дни у нашего хора годовщина: первая репетиция Вивата состоялась 15 марта 1979 года. Печатаю выдержки из летописи. Надеюсь, будет интересно. Однако, репетицию 14-го пропустила (погода подвела, дождь со снегом, не захотелось переться из Зеленограда на Таганку на ночь глядя). Так что, не знаю, захотим ли мы вспомнить в понедельник про свою 23-ю годовщину.
18 марта. Очень представительная репетиция: басы все, тенора – больше, чем все: тут и Миша Мытарев, и Юрий Скляров, и Виталий, и Сергей (по-моему, так зовут тенора от Тани Водолажской), не говоря уж об Александрове, Хабарове и Шмелеве. Пение в темпе, очень насыщенная программа: Сен-Санс, Крылов, Извеков, Кюи, Танеев, Лотти, Черногорский, Вивальди «Магнификат», Щегель, Бортнянский «Воспойте». В заключение пропели еще и Копосова: квартет в составе одной Лены и трех Татьян в сопровождении хора. Игорь Андреевич усиленно подыгрывал на рояле, а хор старался переорать рояль, так что великолепный квартет остался в меньшинстве.
Говорят, наутро после нашего гуляния в прошлый понедельник по поводу 8 марта здесь был крупный хибиш: под залом, где мы пели и при этом притоптывали, была обнаружена осыпавшаяся штукатурка. Нам этого могут не простить.
28 марта мы поем Вивальди со студентами на очередном факультете, расположенном в Люблино. В том концерте мы должны пропеть и что-то свое, в связи с чем, возможно, и идет на репетиции такая «гонка вооружений». С Парижем пока не конкретизируется, так как об этом пойдет речь после того, как в конце марта осуществится наша регистрация в качестве объединения (надо уточнить, что мы там учреждаем и оформляем, я пока не в курсе, хотя и числюсь в учредителях, как сказал мне Евгений Павлович).
28 марта. В 17 часов поем на факультете. Долго ждали в метро Лену Арефьеву, но пришедший Роберт сообщил, что ее не будет, не может уйти с работы. Игорь Андреевич перестроился: в «Магнификате» не будет дуэта двух Лен, а будут два соло одной Лены Кожемякиной. Виватских сопрано всего двое – Лена и Галина Анурова. Зато много басов, по-моему, все, только нет Водолажского, но есть Албул. Студентов-слушателей обязали дождаться нашего выступления, говорят, они ждали 5 часов (будучи голодными).
Игорь Андреевич предпослал нашему пению слова о современном звучании музыки Вивальди и о его надежде, что кто-то из слушателей вступит в наш хор, чтобы заменить в студенческом хоре виватскую основу. После исполнения Вивальди, где очень проникновенно прозвучала Леночка Кожемякина с новыми ариями, один из слушателей пожелал, чтобы мы спели что-нибудь по-русски. Мы спели Щегеля по-немецки и отправились репетировать на Таганку, где спели мне многие лета и съели конфеты по поводу прошедшего юбилейного дня рождения (я про юбилей не афишировала, а то столько не живут).
Жаль, что не было дуэта, ради него я пригласила на концерт Люсю Воронову и Марину Гедымин, она пришла с Данилой, внуком. Они говорят, что им понравилось и что они не пожалели, что пришли, хотя и пришлось долго ждать.
На репетиции в понедельник при хорошем сборе пели Титова и Бортнянского, части 5 и 7 «Глории»: Игорь Андреевич планирует наше участие с этими произведениями в концерте 9 мая где-то на Таганке, который он сам режиссирует и который несет идею «веры, надежды и любви». Неясно, что мы планируем в связи с Парижем в июле: вроде бы, надо ехать, но проблемы с составом участников, так как далеко не все имеют на поездку средства.
Грусть какая-то с перспективами: с хором в университете не вытанцовывается, помещение тамошнее в мае отнимается, зарплата у профессора Журавленко смешная. Как он еще содержит семью?! Вообще, грустно: такой талантливый человек, а всё как-то не складывается стабильной профессиональной деятельности с приличной зарплатой. Что-то новое планирует он, концерт 9 мая в этом ключе.
Правда, уже не 9 мая, а 21 апреля, как сообщил Игорь Андреевич в четверг; а в понедельник - уже и не 21-го, а, может, 28-го. Но что не 9-го – это точно. 5-го петь Пасху в Хотьково не едем: нет средств у них принять нас в большом составе, а в малом мы петь не можем. Они нас хотели бы принять (а мы уж думали, что после позора на Рождество нас не пригласят больше), но у них много сил и средств уходит на восстановление храма в окончательном виде. Мы, в общем-то, не особенно грустим по этому поводу. Сегодня, в понедельник пришли новые певицы: сопрано 1 (Лена), альт 1. Таня в сопранах 2 поет уже давно. Это всё участницы Манинского хора, там какие-то пертурбации. А вот Виталий – тенор, что пел нам «Ничь яку мисячну» на 8 марта, - не появляется. Таня Водолажская будет принимать меры по его привлечению. Оказывается, он что-то не так воспринял на одной из наших репетиций, когда не было теноров, и он решил, что его подставили. Это из какого-то другого опыта: у нас в Вивате нет проблем с подсиживанием и подставами. Будем надеяться на лучшее.
27 апреля. Концерт в рамках фестиваля «Красота спасет мир».
Концерт состоялся в рабочую субботу в 12 часов дня в бывшем кинотеатре «Зенит» на Таганке, станция метро Марксистская. Так как рабочая суббота и 12 часов, я из Зеленограда не поехала, не получилось. Пришлось черпать впечатления из рассказов участников действа по телефону. Причем, впечатления разнополюсные: благодушное от Людмилы Бирюковой и с оттенком скептицизма и сатиры с юмором от Татьяны Водолажской.
Концерт отнюдь не в огромном зале (там идет ремонт), а где-то в каком-то длинном и узком коридоре на 5-м этаже, куда поднимались долго и нудно, без лифта. Мы пели вперемежку с выступлениями детей, которые при этом «Зените» занимаются в кружках и секциях. Их выступления – песни, пляски и прочее детское творчество.
Наше участие: начало – концерт Бортнянского «Воспойте, людие» полностью. Это было удачной заявкой. Потом отдельными номерами шли фрагменты из Вивальди, «Магнификат» и «Глория», пели две Лены сольные номера из этих произведений. Завершали мы «Форелью» Щегеля, которая произвела на слушателей огромное впечатление. Пели в этом кишкообразном коридоре, вытянувшись вдоль стены, а не на сцене громадного зала кинотеатра без акустики; мы этот зал помним, тут репетировали сводным хором под руководством Раевского псковскую программу.
А теперь, что было на самом деле. На репетиции мне дали буклет, из которого стало все ясно. Мероприятие проходило по адресу г. Москва, ул. Таганская, 40. Это в рамках Московского фестиваля детского и юношеского творчества (мы теперь уже не только в студенческой среде тусуемся, но и с детьми и юношами), проводимого с 21 апреля по 9 мая. Фестиваль называется «Красота спасет мир» и является частью круглогодичного фестиваля детско-юношеского творчества «Познание». Вот это слово «познание» оправдывает наше участие: благодаря этому дети могут услышать не известную им музыку. Организаторы всего этого мероприятия – Префектура ЦАО г. Москвы, управление культуры ЦАО, управа района «Таганский», НОУ «Гуманитарная гимназия «Альтаир», НОУ «Авторская школа дизайна «Профессионал», МБФ «Дети Чернобыля и Арала», Гос. Акад. Русский оркестр «Боян», Гос. Парк культуры и отдыха «Таганский».
По моей просьбе Люда Бирюкова написала лирический опус по впечатлениям концерта. Итак, пишет Л.Бирюкова.
Давненько не было концертов! Вот, наконец! 27.04.02, Таганская ул., дом 40, «Молодежный центр». Встречаемся на «Марксистской» и, как всегда, всей гурьбой валим по Таганской улице. Наконец, вот он, Центр. В прошлый раз, когда мы там пели, он был вроде ближе к метро.
Парадный подъезд, как это принято у нас, закрыт, идем в обход. Узкая лестница, везде мусор и следы ремонта. Поднимаемся на 3 этаж, - широкий коридор, но не на столько широкий, чтоб можно было считать его зрительным залом. В конце коридора наставлены детские школьные стулья рядами так, что можно пройти вдоль стены и справа, и слева. Слева на стене развешаны картины (вероятно, местных художников, в том числе и детей). Справа – открыты двери классов, где гомонят дети, – они будут сегодня с нами в одном концерте выступать, переодеваются в свои костюмчики, репетируют. В конце коридора слева у окна открыт класс, оттуда летят звуки рояля, там установлен микрофон, рядом на полу усилитель. Здесь мы и будем выступать. Переодеваемся в одном из классов. Зрители – это сами артисты и их близкие люди – мамы, бабушки и т.д., так что это вроде как творческая встреча. Задумка такая: мы поем первый номер из «Глории», затем – первый номер дети и т.д. Мне показалось, что это было неудачно, так как мы стояли с двух сторон по стенам коридора, а «сцена» была у окна, и вот мы то и дело ходили туда и обратно, что создавало суету и не позволяло слушателям сосредоточиться и почувствовать музыку. Дети не очень-то заинтересовались нашей музыкой, а вот взрослые высказали самые лестные оценки: «Как прекрасно вы поете! Когда мы вас слушаем, у нас душа замирает!» и т.п. Не только дети и мы выступали. Вышла местная поэтесса, читала свои стихи. Неплохие, душевные, но значительный «фефект» речи все портил, уж лучше бы она поручила кому-нибудь прочесть.
Еще выступал народный сказитель, такой колоритный: с гуслями, одет в холщовую рубаху, подпоясан, белокурый и с белокурой бородой, волосы на голове схвачены ремешком, голос сильный. Сначала напомнил нам о том, что у лукоморья дуб зеленый и т.д. до конца, потом спел что-то былинное.
Ну, так, ничего, иногда можно послушать. Дети – как всегда, умилительны, стараются изо всех сил ничего не спутать, не забыть. И пели, и танцевали, и были очень довольны собой.
В самом конце выступили муж с женой, по-моему, профессионалы, пели смешные куплеты на бытовые темы, весело и остроумно, мне понравилось. Общее впечатление от концерта – неплохо.
Радушные хозяева после концерта пригласили всех пить чай с булками, кипел самовар, было уютно по-домашнему.
В понедельник 29-го апреля отпраздновали наступающие знаменательные даты, для чего репетицию закончили в полдевятого и до 10 часов общались за ломящимся по традиции шведским столом. Эти наши общения – дорогого стоят. Пели, пели Игорю многую лету, так как нашим счастьем обретения Вивата мы ему обязаны. Пели ансамблями и всем хором, пели наше виватское и общечеловеческое… И расстались аж до понедельника 13 мая.
На репетиции 13-го мая Игорь Андреевич нас озадачил концертом в середине июня в Абрамцево. Опять какая-то заграница возникает: что-то с Польшей. Вроде, доехать надо только до Бреста, а там нас сажают в автобус – и гастроль. А на репетиции 20-го возник еще один концерт: 7 июня в Доме Дружбы (Воздвиженка, 16) по линии Областного Музыкального общества концерт хоров из Подмосковья. Мы должны спеть 4 произведения: Давыдов «Исповемся» (1-я часть), Туренков «Суди ми, Господи», Извеков «Достойно есть», Танеев «Увидал из-за тучи утес». И спеть надо очень качественно. Народу, однако, мало: при полной обойме альтов (11 человек) два первых сопрано – Лена и Наташа, 3 тенора, 3 баритона (в том числе новичок) и Миша Аркин. Но выступление 7 июня должно быть очень качественным!
27 мая. Понедельник. У нас печальные события. В субботу сообщили, что умер Альберт Никитин. Скоропостижно. Завтра похороны. А сегодня 9 дней, как умер Владимир Юньев, старинный друг Вивата, не пропускавший ни одного нашего концерта, высокоинтеллектуальная личность, полиглот, вел преподавание языков. И родственник наш: двоюродный брат Галины Ануровой, муж Наташи Минаевой (артистка Москонцерта, мастер художественного слова, Наташа очень часто выступала в наших концертах с чтением стихов, которые вписывались в программу. На пластинке она читает «Молитву» Пушкина перед исполнением «Владыко дней моих» Римского-Корсакова). Галя принесла поминальный пирог. Вот так. Стали мы частить с похоронами.
Готовимся к концерту 7-го. Но полноценного состава на репетициях не было ни разу.
7 июня. Дом Дружбы. Сбор в Собиновском около 17 часов. Переодеваемся, распеваемся, репетируем и идем – в костюмах прямо на Воздвиженку, благо это рядом, мы поем первыми.
Полных репетиций у нас так и не было. Бас один – Анатолий Арсентьевич, к нему добавился новый мальчик, Сережа, поющий с листа. Появились 2-е сопрано, которые давно отсутствовали на репетициях. Во вторых альтах снова появилась Наташа Фадеева. Ее хор мальчиков продолжает работать, но стало полегче: новички приходят с некоторой музыкальной подготовкой. Забегая вперед: после этого концерта, на следующей репетиции у нас снова появился Володя Роговой, 1-й тенор. Посмотрим, удержится ли.
В половине шестого отправились к месту концерта. Там уже толчея, публика в концертных костюмах, мы только кто в чем, однако, черного цвета. Женские костюмы – синие с золотым шитьем, что-то желто-кремовое, еще какие-то цвета. Поздоровались с Дианой Минаевой, руководителем хора из Дубны. В 1981 году мы встретились с этим коллективом и прекрасной Дианой и ее сподвижницей, красиво приехавших на велосипедах к нам на берег то ли реки Москвы, то ли Волги, то ли канала Москва-Волга, где мы провели два прекрасных дня и одну ночь. Это описано в начале нашей летописи в стихах и красках…
Мы поем первыми, нас допустили на сцену на 5 минут. Игорь попробовал кусок из Танеева, и уже пора уходить. Да и репетировать не очень удобно, в зале уже публика.
На спинках кресел разложены программы, мы несколько штук позаимствовали, с первых рядов (тут как раз будут сидеть ответственные и высокопоставленные).
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «СОДРУЖЕСТВО ГОРОДОВ»
ДАНИЛОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ г. Москвы
ЦЕРКОВНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОМ ДРУЖБЫ
С НАРОДАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
(Воздвиженка, 16)
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и Всея Руси Алексия II
ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ,
посвященный 700-летию преставления
святого благоверного князя
Даниила Московского
П Р О Г Р А М М А
7 июня 2002 г. 18 часов г. Москва
Камерный хор «Виват» Музыкального общества Московской области
Художественный руководитель – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Журавленко
С.ДАВЫДОВ Исповемся Тебе, Господи, ч.1
А.ТУРЕНКОВ Суди ми, Господи
Г.ИЗВЕКОВ Достойно есть, знамен.росп.гл.4
С.ТАНЕЕВ Увидал из-за тучи утес, слова Я.Полонского
Народный коллектив вокальный ансамбль «Элегия», г.Чехов
Руководитель – заслуженный работник культуры Московской области
Людмила Чернова, концертмейстер - Наталья Афиногенова
М.СТРОКИН Радуются вси ангели
М.МАКАРОВ Ангел вопияше
Русская народная песня Журавель
А.ДАРГ ДАРОМЫЖСКИЙ Ванька-Танька
ГДК г.Орехово-Зуево Лауреат международного конкурса Игорь Коротков,
концертмейстер - Ирина Коробова
А.БОРОДИН ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»
Народный коллектив ансамбль «Купава» ДК «Исток» г.Серпухов
Руководитель - Светлана Кузнецова
Л.АЛБУЛ Христос воскрес, стихи И.Бунина
Песня русских эмигрантов Замело тебя снегом, Россия, слова Ф.Черного
Уральская песня На горе, на горыньке
Русская народная песня Ничто в полюшке
Народный коллектив академический хор ДК г.Ступино
Руководитель – заслуженный работник культуры московской области
Концертмейстер – Светлана Добровольская
П.ЧАЙКОВСКИЙ Покаянная молитва о Руси
С.РАХМАНИНОВ Тебе поем, из литургии Иоанна Златоуста
Грузинская народная песня Мчит Арагви, обработка В.Володина
Я.ДУБРАВИН Россия Россией останется
Народный коллектив академический хор «Бельканто»
ДК «Мир» г.Дубна
Художественный руководитель и дирижер –
заслуженный работник культуры РФ Диана Минаева,
хормейстер – Елена Солодова, концертмейстер – Татьяна Клинникова
А.ВЕДЕЛЬ Хвалите Имя Господне
П.ЧЕСНОКОВ Совет превечный, солист И.Яровой
П.ЧАЙКОВСКИЙ Хор гуляющих из оперы «Пиковая дама»
Русская народная песня Как со вечера пороша, перел.Д.Минаевой
372
2002
Народный коллектив академический хор «Осанна»
ДК г.Пушкино
Художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ,
профессор Тамара Закутская, концертмейстер – Александр Скороходов
А.ПОЛЕТАЕВ Монастырский хорал, солист Юрий Рыбаков
Русская народная песня Ах, ты степь широкая, обр.А.Свешникова
Г.СВИРИДОВ Неизреченное чудо, хоровой цикл, части 1 и 3
Украинская народная песня Бандура, солист Юрий Немухин
Народный коллектив муниципальный академический хор «Подлипки» г.Королев
Художественный руководитель и дирижер – Инна Яковлева,
хормейстер – Ирина Беляева
Д.БОРТНЯНСКИЙ Отче наш
А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ Помышляю день страшный
П.ЧЕСНОКОВ Тебе необоримую стену
Б.ТОЛОЧКОВ Молитва
Праздничный хор Данилова ставропигиального мужского монастыря г.Москвы
Русской православной церкви
Регент – лауреат Всероссийского конкурса дирижеров Георгий Сафонов
Обр. П.ЧЕСНОКОВА Тропарь святому благоверному князю Даниилу Московскому, гл.3
А.ДОДОНОВ Величание святому благоверному князю Даниилу Московскому
Солист Сергей Артамонов
Обр.С.ЖАРОВА Песнь о вещем Олеге, солист Андрей Лужецкий
С.ТРУБАЧЕВ Похвала обители
Программу ведет Гуля КАМОЛОВА
Афиша мероприятия стоит 500 р. Их выдали по одной на коллектив.
И вот мы на сцене. Первый ряд – 2-е сопрано и 1-е альты, 2-й – 1-е сопрано и 2-е альты. В третьем ряду – на стульях – басы и тенора. Сергей присоединился к Анатолию Арсентьевичу уже здесь, он, кажется, прямо с самолета. Спели мы неплохо. В Извекове даже у меня вдруг в конце мурашки образовались (давно не было). Такое впечатление, что Туренкова мы понизили. Но, может, это только впечатление. Из Танеева благополучно выбрались. Лена Архипова слушала в зале, поставила нам пятерки (по 5-балльной системе).
Потом пел ансамбль «Элегия», затем солист – арию Игоря из оперы Бородина. Мы за кулисами переодевались. Пришел Гера. Он сегодня выступает со своим хором.
Но мы узким кружком смылись после своего выступления, хотя мне и очень хотелось послушать, главным образом, Геру. Ленка Архипова меня заклеймила позором, заявив, что она никогда не думала, «что, ты, Петрова, такая пъяница». Я тоже не думала так про себя, но факт остается фактом: мы вчетвером – я, Роберт, Юра Скляров и Дима Шмелев – воспользовались приглашением Водолажских и махнули рукой на культурное мероприятие. И так душевно посидели за дружеским столом! Боже мой, сколько теплых слов вылилось по адресу Вивата и Журавленко! Разошлись в половине одиннадцатого. А вино мы с Татьяной пили многозначительное: «Шепот монаха» называется. Красное, полусладкое, молдавское.
Наш состав на концерте:
Кожемякина Елена Белова Татьяна Александров Евгений Белов Виктор
Константинова Елена Гафурова Фарида Мытарев Михаил Водолажский Генрих
Маклакова Наталья Долгинина Ирина Жинкин Владимир
Ратникова Ирина Маркова Ирина Малинский Роберт
Самборская Татьяна Хорцева Татьяна Москаленко Владимир
Сафонова Татьяна Смирнов Сергей
Арефьева Елена Бирюкова Людмила Скляров Юрий Казьмин Анатолий
Анурова Галина Водолажская Татьяна Хабаров Юрий Сергей
Дронова Ольга Петрова Галина Шмелев Дмитрий
Пронина Татьяна Фадеева Наталья
Девочка в голубом Щербакова Алла
Лена мне рассказывала, что Герин хор произвел фурор, его долго не отпускали, крики «браво» и «бис», что всех там награждали и говорили о них всякие хорошие слова, а про Виват все вроде бы и забыли.
На репетиции 13-го, - я не с самого начала пришла и слышала конец, но подумала, что что-то есть в этом ленином впечатлении, - Игорь говорил, что программа была построена так, что в начале шли коллективы послабее, кроме Вивата, разумеется, который открывал программу, и далее шло по нарастающей. И что наша программа была очень сложной, по сравнению с другими, хотя это и не бросается в глаза. Но Виват был первым, а коллективов действительно много, и к концу начало было забыто.
16 июня. Концерт в музее Абрамцево.
Сбор у табло Ярославского вокзала в 11 часов. Все приходящие приобретают билеты самостоятельно. Туда и обратно – 53.20 р. Наш поезд в 11.30 до Александрова, личный поезд Евгения Павловича, что все и считали нужным отметить. Ну, может, не все.
Когда уже все были почти в сборе, где-то в 11.15 пошли на посадку, путь 8, вагон 4 от хвоста. С нами едут Ира Скокова (Кузнецова), едет (похожа на Наташу Маклакову) дама с аппаратурой для видеозаписи концерта. В Лосиноостровской должны сесть Жинкины, в Лоси – Наташа Фадеева (но, кажется, в Лоси нет остановки), в Мамонтовской – Водолажские. В Мамонтовке поезд тоже не останавливается, но они, видимо, подъехали до Пушкино и садились там. Но я ничего не видела, так как мне Ю.Скляров подсунул чтиво: новеллу итальянского автора 15 века (кстати, родоначальника жанра новеллы) …. «Ромео и Джульетта».
Я ее закончила читать как раз на станции Абрамцево. Юра ее всегда берет в дорогу, книжечка тоненькая, как брошюра, издана в 1956 году, вся пожелтевшая и потрепанная. Очень хорошо читается. И в конце Ромео еще не успевает умереть, а Джульетта просыпается, они радуются друг другу и тут же горе: он уже выпил яд, и ему осталось жить полчаса. Он умирает на руках у Джульетты, она ложится рядом и умирает от горя, без какого-либо членовредительства. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте! Шекспир использовал этот первоисточник для своей трагедии. Здесь Ромео 20 лет, а Джульетте исполняется 18 накануне предполагаемой свадьбы с Парисом…
… Приехав в Абрамцево, опять сомневались, какой дорогой идти, но потом все же вспомнили более короткий путь, чем тот, каким шли год назад.
Наш состав:
Кожемякина Белова Александров Водолажский
Константинова Гафурова Роговой Жинкин
Маклакова Долгинина Малинский
Ратникова Маркова Москаленко
Самборская Хорцева Смирнов
Сафонова
Арефьева Бирюкова Скляров Казьмин
Пронина Водолажская Хабаров Сергей
Петрова Шмелев
Водолажские присоединились по дороге, а вот Наташи Фадеевой нет, также нет Любы и Володи Жинкиных. Правда, Володя появился к началу репетиции в зале. Оказывается, он основательно побегал, прежде чем появиться здесь: сел не на тот поезд, уехал в Монино. Оттуда добрался автобусом до Пушкино, а уж потом доехал до Абрамцево.
Концерт начался около 15 часов. Спели прилично, но очень отвлекало хождение через зал экскурсионных групп. Наверное, это нельзя остановить. Обе Лены спели сольные номера отлично, прекрасно спела Татьяна Водолажская в ансамбле с хором «Agnus Dei». Такой теплый тембр и чувство. Александров потом сказал Татьяне, что он так всплакнул на ее «мизерери», что не мог петь на хоровом вступлении.
Так как в программе сегодняшнего дня еще и завтрак на траве (после концерта), Водолажский нес по тяжеленному баулу на каждом плече. Попытки помочь нести не удавались: не доверил. Татьяна же доверила мне нести сумку с хлебом и, оказывается, лежащими на самом дне малосольными огурцами.
В тот момент я этого не обнаружила, но уже после концерта, часов где-то около 4-х, разыгрался жуткий голод, а из сумки несется пьянящий аромат малосольных огурцов. Водолажский меня контролировал, так как я несколько раз пыталась достать раньше, чем начался послеконцертный «завтрак».
Заметим, что запланированный «завтрак на траве» чуть было не был сорван самым банальным образом. Во-первых, начиная с пятницы, Москву и ее окрестности залили дожди (завис то ли циклон, то ли антициклон). Трава мокрая. Кроме того, затянулось начало мероприятия (завтрака), так как нас после концерта повели на экскурсию. Я от голода никуда не пошла, и вообще уехала поездом 17.03. Перекусила в одиночку своими бутербродами, кроме того, мне Татьяна (которая тоже не пошла на экскурсию) отмахнула от общих припасов по куску сала и колбасы, разрешила съесть пол-огурца, Ира Скокова плеснула кофе из термоса, и я в грустях, в одиночку пошла на станцию, жуя по дороге колбасу и сало. Была в своем Зеленограде в 9-ом часу вечера (у меня была договоренность быть к этому времени дома), поэтому пришлось пожертвовать радостью виватского общения. По моей просьбе опишет эти события Люда Бирюкова – «в стихах и красках». Стихи не обещала, но краски – да.
На репетиции 17-го узнала, что завтрак все же состоялся почти на траве: от помещения мы отказались и устроились в лесу на поваленной ели. Ели и пили, и пели. Всё выпили, всё съели. Сало помогло не опьянеть. Пели! – что называется, дорвались!
Почему-то у некоторых был минорный настрой, и они плакали на плечах друг друга, вдруг вспомнив, что наша жизнь коротка, и что настанет день предстать и т.д. Но все стихи и краски еще впереди, в рассказе Л.Бирюковой, а я так, по догадке и по некоторым отзывам.
………………………………………………………..
Пишет Люда Бирюкова
16.VI.02. Концерт в Абрамцево прошел в теплой, дружественной обстановке.
Надежды на халявный банкет (или хотя бы чай с плюшками) не оправдались. Но, как сказал классик, «А у нас с собой было!». Умудренный жизненным опытом «Виват» никогда еще не оставался без выпивки и закуски. «Виват» любит плотно поесть. Поэтому задачей №1 стал поиск пристанища, где бы осуществить мечту о еде (время уже 7 вечера, целый день не ели, только утром позавтракали и всё, а потом было некогда). Мнения разделились. Директор предложила согреть нам чаю за неимением большего (нет средств!) и попить его в помещении, но по режиму уже пора закрываться, а мы быстро пить и есть не можем, мы любим расположиться как следует и от души провести время, так что этот вариант даже не обсуждался. Все решили: «Вперед к природе!» Никто не забоялся ни комаров, ни сырости. Сбившись в кучку, мы побрели по направлению к станции. Спустя минуту, от всех отделилась группка человек в 5 и пошла куда-то вправо, мы их отговаривали, что они пропадут, утонут в грязи или в ручье, но всё напрасно. Во главе был Водолажский, и вот, о сила чутья виватовца!, тотчас раздался ликующий крик: «Сюда!» И верно, совсем близко от тропинки среди кустов и деревьев поляна, а на ней, вытянувшись во всю длину, лежит огромное дерево. Судя по тому, что его кора сильно изношена, мы не первые, кому оно предоставляет стол и дом. Подгонять никого не надо, голод – лучший кнут. Все дружно принимаются за дело, и «стол» уже накрыт. Поднимают «бокалы» за всё, что только можно придумать: за нас, за единство, за погоду, за маэстро и т.д. Напитки на голодный желудок быстро оказывают свое действие, разговор стал громким, глаза заблестели, душа расслабилась. Мир прекрасен, все любят друг друга, обнимаются, целуются. Маэстро целует всех женщин, и только в губы, и только крепко. Обстановка полной любви, взаимопонимания и веселья. Вокруг Водолажских начинается пение. Звук далеко уносится в поле и слышен, наверное, по всей округе.
Татьяна Федоровна упрашивает кого-нибудь поехать с ней раньше, ей очень нужно. Мы: Бирюкова, Таня и Лена решили уйти с ней. Быстро приходим на станцию. Ближайшая электричка через 40 минут, но если сесть на встречную, то можно очень выиграть время. Она будет через 5 минут и идет до Хотьково и сразу обратно, в Москву. Мы решили побыть еще в лесу, а Татьяна Федоровна бегом помчалась на другую сторону. И успела. Спустя 10 минут она «просвистела» мимо нас пулей и скрылась вдали. Мы приступили к дыханию кислородом и слушанию птичек.
Однако это продолжалось недолго, из лесу стали появляться остальные виватовцы, а, придя на платформу, сгрудились у скамейки и устроили такой концерт! (голосов не жалели), что окрестные птицы, наверное, навсегда покинули это страшное место.
Но всему бывает конец. Неожиданно из-за угла выскочила электричка. Общая свалка, разбор вещей. Успели. Вопреки ожиданию, народу не так уж и много, есть места, заходим все в два вагона. Поехали, наконец-то. Кто читает, кто разговаривает, кто дремлет. В нашем вагоне спокойно и тихо. А вот, по сведениям источника, в соседнем вагоне обстановка продолжала накаляться. В «Вивате» так принято: всё должно быть выпито и, по возможности, съедено. Так что там было продолжение банкета. И погуляли на славу. На подъезде к Москве пели уже дурными нечеловеческими голосами. Тут еще по вагонам прошла женщина - аккордеонист (она подрабатывает игрой на аккордеоне), она рассказала нам, что она бывшая муз.работница детского сада. «Виват» сразу с ней подружился и вступил в совместную деятельность. Так что в наш вагон она вошла уже изрядно утомленная, однако всё же сыграла нам несколько душевных песен из прошлого времени и закончила: «Катится, катится голубой вагон». Но и здесь слушатели не оставили ее в покое. В конце вагона ей сделали заявку, и она сыграла еще «У самовара я и моя Маша» и «Мурку». Ну, тут мы уже почувствовали себя в «малине», словно мы освободились из мест заключения и едем, наконец, домой.
И действительно, приехали домой. Ну, а дальше: метро, пересадки и «Здравствуй, милый родной дом!» Я приехала. Люблю возвращаться домой из поездок, особенно дальних и долгих. 23.50. Хочу спать! Всё! Больше ничего не знаю. Сейчас выполняю заказ на 2 юбилея. Стихи – в другой раз.
……………………………………………………….
На репетиции 17-го июня начали знакомиться с гласом 50, написанным в 1926 году Александром Александровым, еще когда он не был создателем и руководителем Ансамбля СА, а также автором Гимна Советского Союза. Это сочинение мы должны спеть в марте будущего года с солисткой – драматическим сопрано (написано соло для тенора) где-то в концерте. Пока не поняли достоинств произведения, но от первого прочтения озверели. Это 143 такта (заметим, что весь концерт Василия Титова «Суди ми, Боже» 159 тактов, и это такая музыка!). И партии такие занудные, часто на одной ноте долго приходится сидеть. Может быть, это и будет ничего. Игорь, как правило, выбирает репертуар безошибочно, если, конечно, тут нет каких-то конъюнктурных соображений. Правда, потом отдохнули на Гурылеве «И покажет светоносна ангела» и Верди «Падре Ностро».
Я (то есть Г.Петрова) уплыла в отпуск на Созь 27 июня, поэтому не была на последних репетициях сезона. Говорят, конечно, отметили день рождения Игоря Андреевича (28 июня), не забыли и Ю.Хабарова (они в один день). Еще, говорят, ездили на дачу к Водолажским, отмечали его день рождения (задним числом, у него 7 мая), что было отлично. Еще, говорят, ездили в Хотьково (наверное, в наш храм).
НОВЫЙ СЕЗОН 2002-2003 гг.
19 августа. Первая репетиция нового сезона.
Собиновский переулок, 19 ч. Я пришла в 20 ч. (на работе задержали, как назло), пели «тропарь Рождеству Богородицы» и еще что-то. Игорь Андреевич наметил план работы, очень плотный. Намечен концерт на конец сентября (платный, надо зарабатывать деньги, так как аренда репетиционного помещения нам обойдется в 5000 рублей в месяц).
Наш состав:
Кожемякина Гафурова Александров Водолажский
Константинова Долгинина Роговой Жинкин
Ратникова Маркова Скляров Малинский
Самборская Хорцева Смирнов
Сафонова
Анурова Петрова Шмелев Аркин
Арефьева Щербакова
За кулисами репетиции Лена Арефьева накрыла роскошный стол, Евгений Александров принес свой фирменный пирог с капустой, Водолажский добавил еще бутылок. И отметили: в первую очередь юбилей Роберта Малинского – 14 августа, совсем свежий юбиляр!
Отметили Александрова – у него 4 августа день рождения, юбилей был в прошлом году. Вспомнили, что у Аллы Щербаковой день рождения следом, 5 августа. Всем, в порядке очереди, спели «Многолетие».
Генрих Водолажский вспомнил один разговор с покойным Юрием Гедымином. Юра – очень тонкий человек – как-то сказал ему такую вещь. Что он представляет себе тройку в баритоновой партии, костяк ее, троих баритонов с необычными именами – Роберт, Генрих и Альберт – в качестве «Трех богатырей» почти Васнецовских. И Роберт в этой тройке, по его впечатлению, это - Алеша Попович. С его обостренным чувством чести и справедливости.
Пели, как всегда. И как всегда я убежала на свой автобус раньше, не дождавшись конца.
Следующая репетиция в понедельник, 26-го, здесь.
На репетиции 26-го раздали всем нотные партитуры, теперь бы разобраться и учить, учить, учить. Игорь Андреевич представил две программы.
Программа 1:
Филармонический концерт февраль-март 2003 г.
Солистка – Любовь Шарнина
А.ВИВАЛЬДИ Магнификат. Глория
А.ЗАКРЕВСКИЙ Тропарь Рождеству Богородицы
Ц.КЮИ Величит душа моя Господа, соч.93, сопрано - соло
Л.ГУРЫЛЕВ И покажет светоносна ангела
С.ДЕГТЯРЕВ Помилуй мя, Боже, псалом 50: 3,4, 11-14
А.АЛЕКСАНДРОВ Помилуй мя, Боже, псалом 50: 17, 19-21, сопрано - соло
А.ЗАКРЕВСКИЙ Аминь
А.ТРЕТЬЯКОВ Богородице Дево, радуйся, сопрано - соло
А.ЗАКРЕВСКИЙ Светилен на Рождество Христово
А.ГРЕЧАНИНОВ Херувимская песнь (1943 г., Нью-Йорк)
Н.ОРЛОВ От юности моея, сопрано - соло
П.ЧЕСНОКОВ Ангел вопияше, сопрано - соло
А.ЗАКРЕВСКИЙ Христос Воскресе (колокольное)
Кроме того, добавлены (по мере работы над программой) – в начало (после Вивальди) С.Давыдов «Вышшую небес» и в конец Д.Бортнянский «Воспойте, людие», и с солисткой – Добри Христов «Во царствии твоем», а Чесноков - исключен.
Программа 2:
С.ДЕГТЯРЕВ Се ныне время благоприятно, концерт, псалом 49: 8
Я.ГАНДЛЬ-ГАНДЛУС Noli laudari (1596)
А.ЛОТТИ Crucifixus
А.ЛОТТИ Бренная жизнь
Дж. ВЕРДИ Padre Nostre
Фр. ШУБЕРТ К солнцу
А.ГРЕЧАНИНОВ Sanctus и Benedictus из мессы «Et in terra pax»
(1942 г., Детройт)
Херувимская песнь (1943 г., Нью-Йорк)
Л.ГУРЫЛЕВ Милость мира
В.ДУБЕНСКИЙ Отче наш
Д.СОЛОВЬЕВ Разбойника благоразумнаго
Н.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Чудная небесная царица, молитва из оперы
«Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии»
В.НАШИВОЧНИКОВ Тебе поем
Н.ОРЛОВ От юности моея, сопрано - соло
С.ДЕГТЯРЕВ В началех Ты, Господи, землю основал еси,
Псалом 101: 26-28
Карталино-кахетинское Святый Боже. Приидите, поклонимся (муж.хор)
Дж. БИЗЕ Баркарола, текст А.де Лямартина, сопрано - соло
Б.КРАВЧЕНКО Сибирские бани, слова А.Вознесенского
2 сентября. Репетиция, но не совсем рядовая: сегодня у нас аж три причины спеть многую лету. День рождения Тани Водолажской, юбилей у нашей почетной хористки Ирины Скоковой, а также - задним числом – поздравляем Леночку Кожемякину. Игорь Андреевич весь в разучивании нового материала (гонка вооружений), а за кулисами накрывается стол, и уже все перегорают. Наконец, все же нам разрешается плавно переместиться в банкетный зал. И начинается торжество с «Многолетия» всем троим одновременно. У нас среди почетных гостей Наташа Никольская, и потому есть стихи, каких мы теперь редко удостаиваемся (у нас в стихоплетах выступает только Лена Кожемякина, иногда, по очень крупным поводам; кстати, надо спросить у Лены, не было ли каких ее посланий по поводу дня рождения Журавленко, который я пропустила по причине отпуска).
ТАНЕ И ИРЕ Н.Никольская
Сентябрьский денек
хорош на славу,
Похож скорее он
на день весны,
И празднуем, конечно,
мы по праву:
Две грации сегодня
рождены.
Все две неувядаемо
прекрасны,
Добры, мудры и
молоды вполне.
Пусть будет тост
за путь их долгий, ясный!
Так выпьем же!
Ведь истина в вине!
И, конечно, пили. За всех наших милых новорожденных! За Виват!
В гостях был чей-то друг, наверное, Ирины. Он в начальственной должности в кадетском корпусе, сам, похоже, поет. Он вздыхал в восторге после «Вечера» Танеева и старинной студенческой. Мы ему подсказываем, не поддержат ли Виват его кадеты и он лично.
Наташа Никольская передала для меня (так как я удрала раньше) еще одно свое стихотворение. Вот оно.
ХОРУ ВИВАТ
Как долго не виделись мы! Как долго не виделись мы.
Наверно, двадцатая осень Хоть та и нетленна страница,
Листву свою алую сбросит Но чуть растушеваны лица,
На плечи суровой зимы, - И реже хоралы слышны…
Как долго не виделись мы! Как долго не виделись мы!
Как долго не виделись мы. Я рада, что встретились мы,
Наверное, что-то мешало, Спасибо за это свершенье,
А время упорно бежало За это святое вторженье.
По лезвию света и тьмы. Преграды не все снесены,
Как долго не виделись мы! Но рада я: встретились мы!
Наша явка в Собиновском переулке, похоже, провалится. Говорят (я опять всё слышу краем уха), что на этот особнячок положила глаз Любовь Казарновская. Игорь Андреевич снова взывает к поискам помещения для занятий. А в четверг – репетиция на Таганке, на нашей студенческой явке.
Но и здесь встреча на сей раз не состоялась. Репетицию отменили по причине смога. Выходившие из метро обнаруживали представителей Вивата на панели. Здесь, прямо на бойком месте Володя Роговой раздавал всем подходившим виватовцам партитуры произведений, которые он размножил в большом количестве, и что-то новое совсем, и что-то из объявленного, но не всеми полученного. В институте оставались Журавленко и Хабаров, которым необходимо было дождаться Александрова. Наша толпа дождалась выхода из метро Александрова, чтобы это ему передать. После чего разошлись по своим делам. В частности, Дима Шмелев пошел на работу, с которой отпросился до срока, ради репетиции. До понедельника, пока в Собиновском.
9 сентября. Понедельник в Собиновском.
Принесли новые ноты: Трубачев, песнопение гимнического характера. Пропеваем, прочитываем новый репертуар.
И снова поздравление с днем рождения. Сегодня у нас виновница – Лена Константинова, наше новое первое сопрано. Она у нас уже сольные партии поет. Она нас угощает, мы ей поем многолетие. Ей поздравления и теплые слова. Люба из вторых сопран произнесла Лене почти по секрету что-то стихотворное и быстро убежала, так что я даже не успела зафиксировать, восстанавливали уже по памяти коллективно.
Бери от жизни все, что можешь,
Хотя бы крошку, все равно.
Ведь жизнь на жизнь не перемножишь,
А дважды жить – не суждено.
Лена Кожемякина очень эмоционально порадовалась тому, что у нас в хоре теперь в лице Лены Константиновой и Володи Рогового появились такие надежные партнеры и с таким высоким уровнем (решили даже, что рейтингом). А вот Водолажский высказался таким, приблизительно, образом: Игорь Андреевич в нашем хоре придерживается такого принципа, что в хоре у нас поют люди с очень разными голосовыми данными, но равнодействующая в целом такова, что создается этакий винегрет (слушатели добавили, что вкусный). И что лет 20 назад в хор Виват пришла большая группа из хора МВТУ имени Баумана.
Я уточнила, что 15 человек: 3 сопрано, 3 альта, 4 тенора, 5 басов; пели кто дольше, кто меньше. И вот теперь пришла Лена – тоже МВТУ! Лена не пела в хоре Живова, а пела в ансамбле, участвовала в КСП (в наше время это называлось агитбригадой). Мы, бауманцы, гордимся ужасно, что такие мы вот стойкие, до сих пор поем (нас теперь в Вивате осталось 6 – Водолажская, Петрова, Скляров, Хабаров, Аркин, Водолажский), и вот добавилась молодая бауманка – Лена, выпуск 1974 года, факультет АМ.
11 сентября. Среда. Репетиция в Собиновском.
На репетиции была представительница того кадетского корпуса, на который мы уже начали уповать в своих надеждах. Оказывается, это новое образование в Москве. Игорю Андреевичу предлагалось работать там хормейстером, но он, сославшись на свою занятость, предложил кандидатуру Димы Шмелева. У него музыкальное образование, на заре Вивата он был у нас хормейстером наряду с Геннадием Белозерцевым, они были помощниками главного хормейстера и дирижера.
17 сентября (вторник) в 11 часов состоится открытие и освящение этого нового учебного заведения, и нас приглашают быть на этом торжестве, спеть одну штучку. Нам необходимо откликнуться! Слишком интересные перспективы открываются для Вивата. Вплоть до предложения устраивать туда своих детей, мальчиков. Готовить здесь будут специалистов в юриспруденции, с высоким общим уровнем образования, включая и музыкальное, и художественное. А уж мужская группа хора может пополняться за счет подрастающих мальчиков (сегодня там самые старшие – уровень 10-11 класса).
И совместное пение с хором мальчиков!… А еще может появиться точка для наших репетиций.... Учитывая, какая напряженка у нас с помещением. Кстати, университетская эпопея для нас закончилась: занятия хора должны проходить в часы работы университета: с 9 до 18 часов! Вот и вся любовь.
16 сентября. Репетиция показала, что никакого нашего участия в открытии кадетского корпуса не может состояться: из присутствующих почти все подняли руки, что не могут придти в 11 часов. А, между прочим, есть слух, что там должна быть Людмила Путина...
Сегодня присутствуют на репетиции уже трое из старых хористок среднего поколения: к поющим уже третью репетицию Наташе Фадеевой и Ирине Скоковой добавилась Света Карпова. Посмотрим, что будет дальше. Кстати, оказывается, на хоре университета крест еще не поставлен: что-то Игорь Андреевич говорит о необходимости иметь ноты Гаудеамуса и «Светит светел месяц». Где-то когда-то это потребуется. До среды!
30 сентября. Репетируем. Дегтярев, Трубачев, Закревский, «Разбойника благоразумнаго» и «Китеж». Наташа Фадеева натаскивает басов. Их мало. Не появился Арсентьич, не появляется Володя Жинкин. А мы вторыми альтами написали письмо Любе в роддом еще 16-го числа, но Володя не появляется, и наши теплые слова пока не переданы адресату. И дозвониться до Володи никак не могу. А Игорь Андреевич уже паникует: сбор не полный, народ подтягивается где-то к половине восьмого вместо 19 часов, полчаса теряем каждую репетицию.
Володе Жинкину дозвонилась, Люба дома, прибавления ждет в конце октября, всем привет. Ждем Володю на репетицию.
2 октября. Поем Дегтярева, впервые Игорь оторвался от рояля, дирижирует. Вот тут и вылезло, что много недоученного, за громом рояля это скрадывалось. Пропели Лотти «Crucifixus», а также «La vita caduca», но не у всех были с собой ноты. Пропели также «Разбойника» и «Китеж». Сбрасываемся по 20 рублей – взносы в музыкальное общество, за год.
30 октября. У нас родился мальчик: 3050 г, 50 см. Назван Антоном. Жинкин.
1 декабря. Воскресенье. Едем с концертом в г. Жуковский.
Сбор в 12 ч на станции «Рязанский проспект». Как всегда, к 12-ти сбора нет, ждем не менее 20 минут, когда прибыли последние Анурова и Мытарев. Едем до Выхино, там покупаем билеты и едем электричкой до станции Отдых. Там уже видим, что стоит красный жигуль Александрова, он и Ира приехали. Идем пешком около 1 км к мэрии.
Мороз, который ударил в эти дни, неожиданный для конца ноября, не способствовал певческому состоянию голосов. И наш состав оставляет желать лучшего. Мало того, что у нас в этом году много новых участников в партиях (сопрано и альты), у нас большой недостаток в мужских голосах. Сегодня в партию вторых басов Игорь пригласил подмогу в лице участников хора университета, поющих с листа. Альты, которые обычно на репетициях в избытке, сегодня представлены 6 участницами. В партии 2 сопрано двое новых.
Кожемякина Баранова Александров Белов
Константинова Белова Мытарев Водолажский
Маклакова Долгинина Роговой Малинский
Ратникова Маркова Смирнов
Сафонова
Анурова Бирюкова Хабаров Аркин
Арефьева Петрова Шмелев 2 приглашенных
Дронова
Пронина (+ 2 новичков, уточняю позже: Мальцева Любовь и Николаева Наталья)
Программа: Закревский «Тропарь», Гурылев «И покажет», Дегтярев «Помилуй мя, Боже», Вивальди «Магнификат», Третьяков «Богородице Дево» (соло Константинова), Орлов «От юности моея» (соло Кожемякина), Христов «Достойно есть» (соло Арефьева), Бортнянский «О тебе радуется» и «Воспойте, людие», Алябьев «Иже херувимы» (по просьбе из публики), Многолетие.
По приезде на репетиции сняли по ходу Давыдова «Вышшую небес», Закревского «Аминь», по ходу концерта исключили Концерт 25 Бортнянского.
Зал без акустики, на сцене были микрофоны, и 2 динамика давали звук на зал. Что там было слышно, не знаем.
Построение хора: ттттт б1б1б1б1б2б2б2 встали полукругом
с1с1с1с1с1 а2а2а1а1а1а1 с2с2с2с2с2с2 подковой
После концерта внизу в фойе нам дали возможность расслабиться: выпить и закусить. Виват, конечно, здесь был в своих традициях (водка от Водолажского «Русский размер», в числе других напитков). Игорь нас утешил: это первый концерт, как тренировка новой программы и нового состава, альтов не хватило физически, басы не знают части Вивальди, многое другое, что не получилось, не причина для уныния. Меня попросил не писать здесь негатива.
Обратно опять шли пешком, почему-то растерялись, и ехали двумя группами обратно.
Накануне нового года часть хористов собиралась на квартире у Тани и Генриха (состав был ограничен из-за тесноты помещения). На эту встречу пришел и Игорь Андреевич, только что вернувшийся из декабрьской поездки в Европу с Партесом. И 30-го декабря была репетиция. А весь декабрь репетиции проводили Наташа Фадеева и Дима Шмелев, за что им большое спасибо.