ВИВАТ 2003 год

                                                              С НОВЫМ 2003 ГОДОМ!

13 января. Сегодня нас рассадили станицами. Поем программу концерта. Потом банкет. Сегодня пришли Володя и Люба, впервые после рождения Антошки. На фото – настоящий мужчина, 2,5 месяцев от роду. Им подарок от Вивата – конверт с 7 тыс.руб. И многая лета. И тосты за Виват, всеобщее здоровье. Пение общее. «Ой, мороз», «Белым снегом». А вот «Вечер» Танеева поют не все, в связи с чем предложено принести ноты на следующую репетицию и с них начать.

Накануне нового года часть хористов собиралась на квартире у Тани и Генриха (состав был ограничен из-за тесноты помещения). На эту встречу пришел и Игорь Андреевич, только что вернувшийся из декабрьской поездки в Европу с Партесом. И 30-го декабря была репетиция. А весь декабрь репетиции проводили Наташа Фадеева и Дима Шмелев, за что им большое спасибо.

 

В марте начались репетиции вместе с солисткой. Любовь Шарнина, драматическое сопрано. Худенькое маленькое создание (напоминает внешне Елену Кореневу), откуда только берется мощный голос! Репетировали вместе уже трижды. Дуэт сопрано в «Магнификате», который пели две Лены, теперь поется в другом составе: 1 сопрано – Любовь Ш., а 2 сопрано – наша Леночка Кожемякина. Причем она спела на репетиции в первый раз с листа партию 2-го сопрано, хотя до этого пела партию 1-го сопрано.

Мы были радостно потрясены. Лена, молодец! А уж теперь, на третьей репетиции она просто блистала. Их голоса очень здорово сливаются, иногда невозможно отличить, кто и где. Мы неизменно аплодируем этому дуэту.

 

Нам предстоят три концерта в ближайшие дни: 14-го в Доме журналистов, 16-го в церкви святых Козьмы и Домиана, 19-го едем в Одинцово. Программа, в основном та, что в работе.

Мы всегда гордились микроклиматом в Вивате, особенно в женской и басовой группе, а вот сейчас у нас развелся такой гадючник в партии 1-х альтов. Может, ситуация сгладится со временем. Но сегодня неприятно все это наблюдать. Хотя и гуляли на 23 февраля и 8 марта, но без особого подъема.

 

14 марта 2003 г. Дом журналиста.

Концерт с солисткой Любовью Шарниной.

Наш состав:

Кожемякина Елена Баранова Светлана Александров Евгений Белов Виктор

Константинова Елена Белова Татьяна Роговой Владимир Водолажский Генрих

Маклакова Наталья Долгинина Ирина Малинский Роберт

Ратникова Ирина Кузнецова Ирина Смирнов Сергей

Сафонова Татьяна Маркова Ирина

Шанская Татьяна

Анурова Галина Бирюкова Людмила Хабаров Юрий Аркин Михаил

Арефьева Елена Водолажская Татьяна Шмелев Дмитрий Казьмин Анатолий

Дронова Ольга Петрова Галина

Пронина Татьяна Хорцева Татьяна

Мальцева Любовь Щербакова Алла

Николаева Наталья

 

Вот такой состав. Причем Анатолия Арсентьевича во вторые басы привлекли за три репетиции до концерта. А Володя Роговой, проболевший целый месяц и пришедший только недели две назад, не все пел чисто. Хабаров на репетиции перед концертом психанул, и Игорь вынужден был попросить Володю не петь (это произошло на «Воспойте»: Володя пытается петь за 2-го тенора, и Дима его обычно опекает; а в данный момент он еще не пришел на репетицию, ему пыталась подпевать Татьяна, а Юра не оценил ситуацию). В результате Володя не вышел петь на концерте, хотя многое мог петь, а вместо этого простоял за кулисами в обиде. Не вышел и на второе отделение – Вивальди. Забегая вперед, не пришел он и на концерт 16-го в храме. Что себе думают эти тенора, которых и так раз, два – и обчелся?

Объявленная программа:

1 отделение

С.ДАВЫДОВ Вышшую небес

А.ЗАКРЕВСКИЙ Тропарь Рождеству Богородицы

Ц.КЮИ Величит душа моя Господа, соч.93, сопрано - соло

Л.ГУРЫЛЕВ И покажет светоносна ангела

С.ДЕГТЯРЕВ Помилуй мя, Боже, псалом 50: 3,4, 11-14

А.АЛЕКСАНДРОВ Помилуй мя, Боже, псалом 50: 17, 19-21, сопрано - соло

А.ЗАКРЕВСКИЙ Аминь

А.ТРЕТЬЯКОВ Богородице Дево, радуйся, сопрано - соло

А.ЗАКРЕВСКИЙ Светилен на Рождество Христово

А.ГРЕЧАНИНОВ Херувимская песнь (1943 г., Нью-Йорк)

Н.ОРЛОВ От юности моея, сопрано - соло

2 отделение

А.ВИВАЛЬДИ Магнификат Соло: Л.Шарнина, Е.Кожемякина,

Глория Е.Арефьева, Т.Водолажская

 

Акустика в зале гробовая. В хоре женщин много, мужчин мало. Построение выбрано такое:

3-й ряд (на стульях0 а2а2а2а2с1с1с1с1б2

2-й ряд (на полу) т т т с2с2с2с2с2с2б2

1 ряд а1а1а1а1а1б1б1б1б2

Из объявленной программы сняли сразу «Светилен» Закревского и «Херувимскую» Гречанинова: концерт и без того очень большой. Любовь Шарнина, репетировавшая с нами последние репетиции, определила программу как невероятно сложную и очень большую. Репетиция перед концертом была изматывающая. Пели концерт тяжело. Кюи вообще с подыгрыванием. Поскольку была большая вероятность понизить.

Зал внимал индифферентно, особого восторга не чувствовалось. Среди публики были наши – Оля Чекрыжова, Света Карпова, Наташа Фадеева. Они сказали, что ничего в целом, хотя и не без огрехов. Вылезает в тенорах Александров, слышна в альтах Шанская. Ну, что Александров вылезает, это не удивляет, так как он один первый тенор, а Шанская всегда слышна.

 

16 марта. Воскресенье. Храм святых Космы и Домиана.

Программа русская, включая «Светилен» Закревского. Гречанинова, однако, петь не стали, на репетиции он не получился: басы не знают партии. Вход на концерт свободный. Пространство храма заставили рядами стульев, получился концертный зал. Народу было порядка 300 человек. Батюшка попросил не аплодировать, чтобы не нарушать храмовый порядок. Игорю Андреевичу сегодня чуть получше (он давно болен, двусторонний плеврит, но репетирует, и концерты ведь не отменишь!). Сегодня он говорил (голос прорезался), комментировал программу, и тон задавал, хотя и с трудом.

«Величит душа» Цезарем Кюи написана в 1913 году, и сейчас фактически исполняется впервые. Впервые исполняются и «Помилуй мя, Боже» Александрова, написал он произведение в 1926 году, будучи регентом. Закревский, Третьяков, Христов – тоже авторы из 20-го века, и тоже их произведения поются впервые.

Публика внимала, на лицах неподдельное удовольствие, вздыхали, слезы появлялись. А когда мы выходили из зала, нам негромко говорили «браво» и «спасибо». И это дорогого стоит. Для нас нынешних, с нашими трудностями этот концерт – достижение, можно считать, что он удачен. Во всяком случае, удовлетворение собственное есть. А уж наши Лены – Кожемякина, Константинова и Арефьева – были на высоте! Не в обиду профессионалам, но ведь мы дважды спели Кюи (в начале с Леной Арефьевой, а в конце – с Леной Кожемякиной, чтобы записать оба варианта исполнения, нас ведь писали, и будет диск!), и не понизили. В этой акустике петь – совсем другое дело. И Лена Константинова великолепно спела соло в Александрове, хотя перед этим жаловалась на горло, и на репетиции получалось с трудом. Распрощалась с Виватом Светлана Баранова, сказала, что устала, что ей трудно учить партии, с листа она не читает. Она солировала у нас в «Помилуй мя, Боже» С.Дегтярева, и оставалась до последнего времени только из-за концертов.

 

Со среды – 19 марта - начинаем новую жизнь: разучиваем оперу Александра Гречанинова «Добрыня Никитич». И будем готовить Алябьева «Верую» и «Иже херувимы» для включения в концерт, что будет у нас в апреле в Пущино.

 

… Апрель. Учим оперу. Точнее, учим хоры из оперы. Потихоньку звереем. Планы грандиозные. Где-то к июлю (или в мае?) выучить, записать, показаться, понравиться, потом в сентябре-октябре ехать с оперой по Золотому кольцу. А еще потом выучить тексты по-английски и ехать с оперой в англоязычную страну…

 

В Пущино поездки не было. Ближайший концертный план - петь 18 мая в Серпухове на конкурсе. Предложенная программа (на 15 минут):

Бортнянский «Не умолчим»

Извеков «Достойно есть»

Третьяков «Богородице Дево», соло Е.Константинова

Закревский «Тропарь Рождеству Богородицы».

 

На конец апреля (в ночь после Пасхи) планируется запись в храмовой акустике с Любовью Шарниной произведений из концерта – Третьяков «Богородице», Орлов «От юности моея», Александров «Помилуй мя, Боже», Христов «Достойно есть». Кроме того, что-то из нашего: Давыдов «Вышшую небес», Закревский «Аминь», может, что-то еще.

В хоре много новых лиц, особенно в первых альтах. Мужиков по-прежнему мало. Свои ходят через пень колоду. Мелькнет кто-то новый, да исчезнет, увидев унылую картину в мужской партии.

А опера, вроде, ничего. Есть знакомые мелодии: то хор типа «Славься» что-то напоминает, то в женских хорах слышатся пионерские мелодии.

 

… Запись в ночь после Пасхи не состоялась, наметили на ночь с 30 апреля на 1 мая, там же, в Свято-Даниловом монастыре (нужна храмовая акустика). И вот точно уже: сбор 30-го в 19.30 у последнего вагона из центра на Тульской. Запись с 21 ч.

Состав на записи по максимуму:

Кожемякина Белова Александров Белов

Константинова Долгинина Мытарев Водолажский

Маклакова Кузнецова Роговой Малинский

Ратникова Маркова Смирнов

Самборская Шанская

Сафонова Ярославцева Галина

Анурова Бирюкова Хабаров Казьмин

Арефьева Водолажская Шмелев Саянов

Дронова Петрова

Мальцева Хорцева

Николаева Щербакова

Прорепетировали: Дегтярева «Помилуй мя» (с соло Шанской), далее с соло Елены Шарниной - Александрова, Кюи, Третьякова, Орлова. Звукорежиссер настроил аппаратуру, и запись начали.

 

Записали: Кюи «Величит душа», Александров «Помилуй мя, Боже», Третьяков «Богородице Дево», Христов «Достойно есть», Орлов «От юности моея».

Писали частями. Контролировали тональность. Игорь Андреевич в последующем застолье (за пределами монастыря, на лавочке) сказал, что Виват сработал очень стабильно. Неожиданно похвалил, хотя в процессе записи впечатление нам от себя было хуже.

 

На репетиции 5-го совсем мало было мужчин (Шмелев, Смирнов, Малинский, Белов). Игорь гонял с нами оперные хоры, преимущественно женские, и сетовал на несерьезное отношение. До 18-го мая – времени уже почти нет, оперу учим, и конкурсная программа не выучена, петь конкурсные вещи начали лишь около 9 часов…

 

7 мая случился день рождения у Водолажского. После прогона конкурсных вещей, вплотную до 21 часа, начали готовить застолье, а в это время Игорь гнал женские хоры с остальными. Лена Кожемякина, которую Татьяна организовала на раскладывание яств, все порывалась петь по нотам вместе с поющими там сопранами, но ее призывали все же на расклад. Татьяна, как всегда, приготовила вкуснятину (два вида обалденной пиццы, а также бутерброды с мясными деликатесами и фаршмаком и овощи), обилие вин…

Пили, говорили речи, спели же только многолетие, а вот ничего больше не захотелось петь. То ли устали уже от музыки, то ли все гоним и гоним с разучиванием, а поговорить друг с другом нет другой возможности, кроме как вот в таких застольях. Я умчалась около 10 часов, там народ еще тусовался.

 

18 мая. Серпухов.

И вот пришел этот день, который казался чем-то нереальным. Сбор в 8 утра у первого на станции Южная. Оттуда едем автобусом Москва-Серпухов, билет в один конец 50 руб., столько же обратно. Платим сами, вроде как пойдет в счет арендной платы за апрель.

Народ очень ответственно подошел к мероприятию. Заболела Наташа Маклакова, позвонила, предупредила. Часть людей едут своим ходом, а в метро собрались почти вовремя и почти полностью. Итак, состав:

Кожемякина Белова Александров Белов

Константинова Долгинина Роговой Водолажский

Ратникова Кузнецова Малинский

Сафонова Маркова Смирнов

Шанская

Ярославцева

Анурова Бирюкова Хабаров Казьмин

Арефьева Водолажская Шмелев Саянов

Дронова Петрова

Пронина Фадеева

Николаева Хорцева

 

На месте в ДК «Россия» мы где-то в половине десятого. Нам отводят наши апартаменты, рядом торгуют обувью, кожаной, недорогой. Многие интересуются, некоторые прикупили. Переодеваемся и в зал. В 10 часов открытие и общее пение – «Отче наш» Чайковского. На сцене Гуля Камолова, она произносит первые слова, представляет приветствующих зал ораторов – руководитель администрации Серпухова, зам. по делам культуры. Хорошие слова про то, что в наше тяжелое время этот конкурс - замечательное событие. Хорошо говорили.

Конкурс этот проводится в связи со 125-летием обретения Серпуховской епархией иконы Божьей матери «Неупиваемая чаша». В прошлом году впервые проводились торжества с приглашением хоров, теперь хотят сделать конкурс традиционным.

Министерство культуры Московской области

Комитет по культуре Администрации г. Серпухова

Музыкальное общество Московской области

при участии Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

БОЛЬШОЙ СМОТР ТВОРЧЕСТВА ПОДМОСКОВЬЯ

П Р О Г Р А М М А

 

КОНКУРС ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

г. Серпухов Дворец культуры «Россия» 18 мая 2003 г.

г. ВОСКРЕСЕНСК

Муниципальное учреждение культуры Камерный хор «ХОРАЛ»

руководитель Елена СМИРНОВА

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Да воскреснет Бог

Г.ДАВИДОВСКИЙ - Ныне отпущаеши

П.ЧИЧАГОВ - Достойно есть

 

г. ЖУКОВСКИЙ

Хор выпускников школы хорового искусства «ПОЛЕТ» им. Т.Е.Селищевой

руководитель Наталья ФИЛАТОВА

концертмейстер Ирина ВОЛКОВА

А.ЛОТТИ - Mizerere

прот. П.ТУРЧАНИНОВ - Слава … Единородный Сыне

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Достойно есть

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Отче наш

Русская народная песня - Во поле березонька стояла

обр. А. Александрова

Русская народная песня - Вдоль по улице метелица метет

обр.А. Варламова

 

Академический хор «КРЕДО» Муниципального учреждения культуры «Дворец культуры»

руководитель Юлия ШИКИНА

хормейстер Ирина АЛАШЕЕВА

концертмейстер Маргарита ЛАЗАРЕВА

М.БАЛАКИРЕВ - Свыше пророцы

С.РАХМАНИНОВ - Богородице Дево, радуйся

С.ТАНЕЕВ - Сосна

ст. М.ЛЕРМОНТОВА

Русская народная песня - Ты, рябинушка

Русская народная песня - Посеяли лен за рекою

обр. В. Агафонникова

Украинская народная песня - Щедрик

обр. Н. Леонтовича

 

г. ИСТРА

Народный коллектив Академический хор районного Дома культуры

руководитель Иван СЛЕСАРЕВСКИЙ

концертмейстер Владислав ФЕНОГЕНТОВ

П.ЧЕСНОКОВ - Мати Божия

Русская народная песня - Ах, ты, степь широкая

обр. А. Свешникова

Русская народная песня - Из-под дуба, из-под вяза

обр. А. Свешникова

В.А.МОЦАРТ - Ave verum

Вокальный ансамбль «НАДЕЖДА» районного Дома культуры

руководитель Надежда ЗИМИНА

концертмейстер Владимир КОРОЛЕВ

П.ДИНЕВ - Достойно есть

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Тебе поем

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Легенда

сл. К.ПЛЕЩЕЕВА

 

г. КОРОЛЕВ

Муниципальный академический хор «ПОДЛИПКИ»

руководитель Инна ЯКОВЛЕВА

хормейстер Ирина БЕЛЯЕВА

В.АРЗУМАНОВ - Иванушка

К.ШВЕДОВ - Не имамы иныя помощи

П.ЧЕСНОКОВ - Покаяния отверзи ми двери

- Тебе необоримую стену

J. SWIDER - Cantus gloriosus

Русская народная песня - Во поле береза стояла

обр. А. Александрова

 

г. ЛОБНЯ

Женская хоровая капелла «ЭЛЕГИЯ»

руководитель Светлана БОЙЦОВА

концертмейстер Лариса ЗОЛОТОВА

Русская народная песня - Возле речки, возле мосту

Г.ЛОМАКИН - Тебе поем

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Слава … Единородный Сыне

П.ЧЕСНОКОВ - Свете тихий

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Достойно есть

Ж.БИЗЕ - Agnus Dei

 

пос. ЛОТОШИНО

Церковный ансамбль храма «ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ»

руководитель Валентина СКВОРЦОВА

А.КАСТОРСКИЙ - Полиелей

- Херувимская песнь

архим. ФЕОФАН - Задостойник Пасхи

В.КОВАЛЬДЖИ - Причастный стих на Преображение Господне

М.ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ - Благослови душе моя Господа

 

г. ЛУХОВИЦЫ

Академический хор Дворца культуры «Старт»

руководитель - засл. работник культуры Московской области Владимир ЧАВЕЛА

концертмейстер Елена ЧАВЕЛА

П.ЧЕСНОКОВ - Хвалите Господа с небес

из Литургии св. Иоанна Златоуста

- Мати Божия

Русская народная песня - Вниз по матушке, по Волге

обр. А. Свешникова

Русская народная песня - Вечерний звон

сл. Н. Козлова обр. Н. Иванова

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ МОМО)

Народный коллектив Камерный хор «ВИВАТ»

руководитель Игорь ЖУРАВЛЕНКО

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Не умолчим никогда Богородице

Г.ИЗВЕКОВ - Достойно есть

А.ТРЕТЬЯКОВ - Богородице Дево, радуйся

А.ЗАКРЕВСКИЙ - Тропарь Рождества Богородицы

 

НОГИНСКИЙ РАЙОН

Народный коллектив Академический хор Дворца культуры «Акрихин» пос. Старая Купавна

руководитель Александр БУРЕНКОВ

концертмейстер Нина СМИРНОВА

В.А.МОЦАРТ - Реквием, №7 «Lacrimosa»

Русская народная песня - Из-под дуба, из-под вяза

обр. А. Беззубова

Неизвестный автор - Молитву пролию ко Господу

М.ГЛИНКА - Славься

сл. И.ГОРОДЕЦКОГО

Вокальный ансамбль Дворца культуры «Акрихин»

Дж.ПЕРГОЛЕЗИ - Stabat Mater №1,12

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Соловушка

обр. В. Соколова

 

г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО

Народный коллектив Вокальный ансамбль «ФЕСТИВАЛЬ»

руководитель - засл. работник культуры Московской области Валентин МАСЛОВСКИЙ

концертмейстер Лев КЛИМАХИН

А.КИСЕЛЕВ - Отче наш

О.ЛАССО - Как ты сумела

Украинская народная песня - Ой, чей-то конь стоит

С.РАХМАНИНОВ - хор духов из поэмы «Дон Жуан»

сл. А.ТОЛСТОГО

Русская народная песня - Колыбельная

 

Академическая хоровая капелла «КОМСОМОЛИЯ»

руководитель Нина БОБРОВА

концертмейстер Наталья ЛОБАНОВА

А.ВИВАЛЬДИ - Рождественская месса «Gioria»

Словенская народная песня - Далеко-далеко

Я.ФРЕНКЕЛЬ - Русское поле

П.ЧЕСНОКОВ - Да исправится молитва моя

Ф.ШУБЕРТ - Ave Maria

 

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ РАЙОН

Мужской квартет Орехово-Зуевского Благочиния

руководитель Юрий ВАСИЛЬЧИКОВ

М.ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ - Благослови душе моя Господа

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Радуйтеся людие

Напев Киево-Печерской Лавры - От юности моея

А.ЛЬВОВ - Достойно есть

И.ЛАБИНСКИЙ - Тебе поем

Е.АЗЕЕВ - Вкусите и видите

г. ПОДОЛЬСК

Народный коллектив хоровая капелла МУК «ДК им. Лепсе»

руководитель Владимир ТРОХИН

концертмейстер Елена ОБУХОВА

Д.БОРТНЯНСКИЙ - Достойно есть

В.КОВАЛЬДЖИ - Апостолов первопрестольницы

- Милосердия двери

г. СТУПИНО

Народный коллектив Академический хор Дворца культуры

руководитель - засл. работник культуры Московской области Владлен ВОЛОДИН

концертмейстер Светлана ДОБРОВОЛЬСКАЯ

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Покаянная молитва о Руси

Русская народная песня - Вниз по матушке, по Волге

обр. А. Свешникова

Л.СИВУХИН - Покуда кровь моя бурлит

ст. А.ЛЮКИНА

В.КИКТА - Славянский гимн

ст. В.ТАТАРИНОВА

В.БЕЛЯЕВ - Творите добрые дела

сл. Л.МЕРНОВОЙ обр. В. Володина

 

г. СЕРГИЕВ-ПОСАД

Камерный хор Муниципального учреждения культуры «Дворец культуры им. Ю.Гагарина»

руководитель Алексей КУЗНЕЦОВ

хормейстер Наталья СТЕПАНОВА, концертмейстер Марина ИВАНОВА

П.ЧЕСНОКОВ - Тебе необориму стену

- Заступнице усердная

В.КАЛИННИКОВ - Элегия

ст. А.ПУШКИНА

Русская народная песня - Час да по часу

П.ЧЕСНОКОВ - Спаси, Боже, люди твоя

 

г. ТРОИЦК

Камерный хор городского Дома ученых

руководитель Алексей МАЛЫЙ

хормейстер Денис АНЗИГИТОВ

концертмейстер Александр МУРАВЬЕВ

М.МУСОРГСКИЙ - Ангел вопияше

П.ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ - Во царствии твоем

Г.СВИРИДОВ - Достойно есть

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Верую

А.ГРЕЧАНИНОВ - концерт для хора «К Богородице прнлежно»

 

г. ЧЕРНОГОЛОВКА, Ногинский район

Народный коллектив Академический хор культурно-досугового центра «Гамма»

руководитель Светлана ВТУЛОЧКИНА

концертмейстер Мария КОЗЛОВА

Тропарь Пасхи - Христос Воскресе

Г.ЛОМАКИН - В память вечную

В.КОВАЛЬДЖИ - Милосердия двери отверзи нам

Дж.САРТИ - Радуйтеся людие

ДУБЕНСКИЙ - Отче наш

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Ныне отпущаеши

Русская народная песня - Ты не стой колодец

Русская народная песня - Из-под дуба, из-под вяза

 

г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

Ансамбль Храма Великомученика и целителя Пантелеймона

руководитель Светлана АНАНСКАЯ

свящ. В.СТАРОРУССКИЙ - Единородный сыне

П.ЧАЙКОВСКИЙ - Трисвятое

Г.ЛАПАЕВ - Свете тихий

С.ТРУБАЧЕВ - Милость мира

Н.МАКАРОВ - Ангел вопияше

 

Программу ведет Гуля КАМОЛОВА

Итак, мы идем десятыми. Собираемся в зале. Естественно, зал не акустический, современный ДК, на сцене микрофоны. Открывается программа общим исполнением всем залом «Отче наш» Чайковского. Дирижирует Георгий Сафонов, затем он открывает программу выступлением праздничного хора Свято-Данилова монастыря. Затем нам Игорь Андреевич позволил послушать два первых хора, и мы ушли в свою комнату – распеваться, готовиться к выходу. Последние наставления, особо настойчивое требование – не орать, не петь на выдохе, смотреть на руку и т.д.

После выступления у себя разложили питье и яства (сухой паек от устроителей тоже пошел в дело). Трудно оценить свое выступление изнутри. Игорь критикует отдельные моменты, где-то альты перетянули, где-то пели на выдохе. Но все же впечатление даже у самих неплохое: нюансы были, не орали. Наташа Фадеева радостно сообщила, что к ней подошли двое мужчин из слушателей и сказали, что мы - «самый лучший хор» (цитата). Вроде и наши профессионалы не очень себя критикуют.

До начала следующего мероприятия – концерта хоров в 17 часов – у нас 2 часа имеется.

Кто-то оставался здесь, а кто-то отправился путешествие по городу – посмотреть местный музей, мужской монастырь (кажется, это кремль).

В 17 часов мы на месте. Репетиция концерту, три произведения (10 минут каждому хору). Намечаем: Давыдов «Вышшую небес», Третьяков «Богородице Дево», соло Лена Константинова, Орлов «От юности моея», соло Лена Кожемякина.

Зал полон (в отличие от конкурсной части). В первых рядах – сплошь священнослужители. Идет церемония объявления результатов, дарение подарков – всем. Подведение итога: проигравших нет, все молодцы, но, конечно, есть лауреаты.

Наш хор на сцене, и вся процедура происходит на нашем фоне. Что бы это значило? Неужели?… Действительно, в номинации «Камерные хоры» Виват первый. В общем-то, неожиданно, но с другой стороны, наверное, объективно. Вряд ли подтасовка возможна.

Анализ от Игоря Андреевича:

  • выступали мы после хора п/у Чавела, что было удачно, так как те оглушили зал; после них микрофоны выключили (по просьбе Журавленко);

  • удачный выбор первого произведения – Бортнянский «Не умолчим», крупная форма, исполнено было неплохо, произвело впечатление;

  • Извеков не известен никому, потому трудно судить (не имея партитуры перед глазами), насколько безошибочно исполнено;

  • Третьяков тоже неизвестен, жюри высоко оценило соло Лены Константиновой (вопросы даже были, не профессионал ли она);

  • слабее всего исполнен Тропарь Закревского, даже не мужской запев, а женское вступление на фразе «Рождество твое» – на выдохе, где-то альты протянули ноту дольше, чем было нужно, но жюри вряд ли могло это заметить, может, так и нужно, ведь нот у них нет!

А за концертное выступление разнес нас по всем кочкам: Давыдова после возлияний исполнили плохо, микрофоны отключены не были, что там звучало в зале – трудно сказать, но ничего хорошего, скорее всего. И это лауреаты! Говорит, что больше всех возмущались нашим первым местом руководители хора «Подлипки» (мол, Вивата уже нет), а им дали только третье место среди академических хоров. В общем, Игорь Андреевич призвал нас непременно концертировать и о себе напоминать. Да, надо бы.

Но сейчас самый большой напряг с оперой. Уже подходит время соединяться с солистами. И вот на репетицию к нам в среду 22 мая пришел Марк Розовский, режиссер постановки, с ним представители общества памяти Шаляпина из Москвы, Уфы, Сыктыквара. Игоря Андреевича нам аттестовали как имеющего отношение к Шаляпину из-за своих родственных корней – отец, дядя бас, имели с Шаляпиным общие интересы.

Сейчас происходит подготовка к торжествам в связи со 130-летием Шаляпина (дата рождения 1 февраля 1873 г.). Подарили Игорю газету «Вятская речь» Вятского филиала Российского фонда культуры от февраля 2003 г. со статьей «Первые дни» (из летописи жизни и творчества Ф.И.Шаляпина) и материалом Бориса Садырина, председателя правления Вятского Шаляпинского общества о 10-летнем юбилее общества, а также календарик с портретом молодого Шаляпина.

Мы продемонстрировали несколько женских хоров гостям, спели заключительные смешанные хоры. Активистка Шаляпинского общества из Уфы (она очень много работает в этом направлении) сказала прочувствованные слова, сказала, что она, вообще-то инженер по специальности, чему мы все обрадовались и тоже признались в своем инженерстве. Марк Розовский рассказал о своих планах и опасениях с постановкой этой оперы, рассказал о своих некоторых работах в театре Товстоногова и других постановках – музыкальных и драматических.

Мы спели гостям Алябьева «Иже херувимы», и Игорь Андреевич подарил Марку Григорьевичу идею заняться изысканиями в области судьбы и творчества Алябьева.

А на очередную репетицию в среду 29-го приехали хористы Тверской филармонии. Я пришла с опозданием и, поднимаясь по мраморной лестнице, услышала, как Виват здорово поет хоры оперные хоры, да еще, кажется, звучат и сольные партии. Вхожу в гостиную – а там полная комната. Вот, оказывается, в чем дело: наши ряды пополнены. И все молодые лица! В тенорах, в басах, правда, не очень много добавлено, а в женской группе побольше.

В общем, хор звучит хорошо. Солисты молодые. Потом начался «гала-концерт» солистов. Пели баритоны и басы, сопрано и альты. Тенора выходили один за другим и пели песню Левко из «Майской ночи». Мы сначала не поняли: что это, ведь это же не Гречанинов, вроде, Римский-Корсаков. Потом дошло: проходит конкурсный отбор солистов на участие в опере.

На очередной репетиции Игорь Андреевич сказал, что все солисты забракованы (они из студии при школе имени С.Прокофьева) и будут набирать новых. А нас будут опрашивать, кто обязуется ехать в поездку по Золотому кольцу с показом оперы в сентябре-октябре. И женщинам будут шить костюмы. А на пропитание каждому в день будет выдано по 100 руб.

У нас новая программа разучивания: «Неизданные шедевры». К весне 2004 года будет готовиться целая концертная программа.

На репетиции в среду 11-го июня отменили все намеченные раньше оперные планы. Игорь Андреевич обещал нас распустить на каникулы уже в июле, мы обрадовались (а я как раз только переписала почти всю оперу в одну альтовую строчку, но тоже обрадовалась и вспомнила Ходжу Насреддина, который «обучал» чтению своего ишака: когда придет время отвечать, либо калиф помрет, либо ишак).

15 июня мы прекрасно отгуляли на 45-летии семейного дуэта Водолажских. Отмечание проходило в Мамонтовке, семейной усадьбе юбиляров. Был узкий круг в количестве порядка 30 человек. Был потрясающий стол (неизменно от Татьяны), изабелла из канистр на свежем воздухе в ожидании шашлыка. Жинкины приехали в почти полном составе, с самым главным членом семейства – Антошкой. Малиновка очень нервничала, как бы мы не разорили ее гнездо рядом со входом на террасу (у нее там уже пятеро птенцов, она их усиленно кормит, носит червяков, заметая следы и отвлекая нас от гнезда).

Очень правильные слова говорили все, и самое главное, что этот семейный дуэт – основополагающий в Вивате, вокруг него многое держится в коллективе, и «Спасибо вам, ребята, что вы у нас есть! Так держать! Хоть и еще 45 лет!». Трио Водолажских потрясающе спело несколько своих вещей (и наш неугомонный Виват не подпевал на много голосов). Орали всем хором, иногда даже и пиано удавалось изобразить. Уезжали уже после 19 часов (ехали утром поездом 10.25). Погода была наколдована Водолажскими: 12,13 и 14-го были постоянно-переменные дожди и холод, а сегодня – голубое небо, солнце и даже тепло. Дождь начался только вечером уже по приезде в Москву.

16-го на репетиции Игорь Андреевич огорошил: опера будет, 1-2 августа премьера в Сарове под Нижним Новгородом состоится! Каникулы опять отменяются.

Но не отменяется 60-летний юбилей нашего МАЭСТРО (28 июня). Так как это суббота, не день репетиции, то гулять будем 30-го, в понедельник.

25 июня. Пели из новой программы, которая будет в марте 2004 г. в Малом зале: Алла Демидова читает Библию, Виват поет шедевры. Пели Ломакина, Витошинского, Озерова.

Если опера 1 августа будет, хор соберут за 2 недели до события. Правда, репетиция на понедельник 7-го июля назначена, а 30-го июня будет только юбилейное гуляние. Но я отбываю на Созь раньше, надо просить кого-то написать страничку.

 

Страничка написана Людой Бирюковой.

30.06.03. Юбилей Игоря Андреевича (60 лет).

Ноты принесли зря. А вот всякое угощение очень кстати. Столы расставили в банкетном зале буквой «Т», но потом эту букву было уже совсем не узнать: по мере прибавления гостей прибавлялось и столов, и уже без всякой системы. Кроме постоянных наших певцов пришли и «старички»: Наташа Никольская, Юрий Владимирович, Гуля и Гера.

Первым был Александров: «Я Вам оглашу вексель на выплату Игорю Андреевичу 10000 р. «За улыбку». Написано находчиво и остроумно, все радостно гоготали. Затем он же зачитал «Адрес», при этом у него случились спазмы голоса со слезами (а может, он так искусно изобразил, как он – и мы – тронуты).

После таких мощных поздравлений, конечно, прозвучало «Многолетие».

Следом - Водолажский – пожелания творческого долголетия, здоровья, успехов, а также побольше денег. И, чтобы было, куда их складывать, преподнес ему кейс – красивый и солидный, назвав его «кошелек».

Тут пришли местные гости, которые пробыли несколько минут, садиться с нами не стали, так как они на работе, но выпили за дальнейшее наше плодотворное сотрудничество.

Взял слово представитель церкви, высокий и бородатый. Он подготовил, как он выразился, материальный подарок: деревянное било, каким в старину охаживали нерадивых певцов в церкви, и деревянный молот. Всё этот таких огромных размеров, что без «Газели» не обойтись (било 2 м , молот 1 м). Оригинальный подарок, ничего не скажешь.

Слово взяла Наташа Никольская. Она читала стихи прошлых лет о хоре, с прежних юбилеев, чем вызвала наши ностальгические воспоминания.

И тут слово взяла Алевтина Георгиевна, она очень обстоятельно рассказала, как зародился Виват, что он был задуман ею и Игорем Андреевичем как эксперимент по внедрению в массы старинной православной музыки, проследила всю его деятельность до сегодняшнего дня. Слова ее были проникновенны, сердечны и подвигли нас на самостоятельные воспоминания – «А помнишь?»… Очень приятно было всё вспоминать. Алевтина Георгиевна в конце приподнесла Игорю Андреевичу букет, который он сразу попытался передать сидящей рядом Гале – жене, но она почему-то стала отмахиваться, и букет поставили в воду.

Тут Сергей Смирнов ввернул фразу: «Мы все тут с вами жертвы эксперимента!»

Очень душевно рассказал о себе Гера: всё, чего он достиг, это – от Игоря Андреевича. И петь, и дирижировать, и чувствовать музыку научил его Игорь Андреевич.

Даже «семейную жизнь он устроил со своей красавицей женой» в Вивате. Ну и вслед за ним слово взяла Гуля, которая тоже благодарила Игоря Андреевича за огромное внимание и помощь их семье. Игорь Андреевич цвел, как маков цвет.

Лена Арефьева подарила книгу «Виват. Летопись». Совместное творчество: Петрова сделала выборку из летописи (выборка очень полная, страниц под 300 получилось), Лена напечатала и оформила. На титуле Петрову указали, как Нестора-летописца.

Кто-то предложил исполнить «Вечер» Танеева, что мы тут же и сделали, ко всеобщему одобрению и участию.

Настал момент, когда многие бутылки опустели, а закуски на столе сильно поубавились. Кстати, стол был великолепный. Как писал незабвенный ОГенри: «На столе было всё, что могла дать флора, фауна и протоплазма!». Пирогов было несколько сортов, рыба заливная, колбасы и ветчины разные, салаты, сладости разные, конфеты, печенья, торты, словом, пир горой.

И пошли разные тосты, поздравления, пожелания, шум, и трудно было всё это направить в единое русло.

Ира Скокова – тост за Игоря Андреевича, она у него училась и очень ему благодарна.

Дима – тост за единение, единство хора, дружбу и взаимопомощь всех нас.

Игорь Андреевич: Давайте споем «Богородице, Дево, радуйся». Спели с удовольствием.

Ира Ратникова: Мой Федька вырос в Вивате, и это наложило на него хороший отпечаток. Интересуется музыкой, любит.

Наташа Фадеева: Тост за Хабарова, у него тоже 28.06 день рождения.

Оля Дронова: Тост за Галю – жену Игоря Андреевича, она его спутница и опора, и помощница. Галя смущается, машет руками и задвигается вглубь.

Александров: Игорь Андреевич! Для Вас я спою куплеты Трике из «Евгения Онегина». И спел неплохо в сопровождении остальных захмелевших хористов.

Сергей Смирнов: А я для Вас романс. И спел «Глядя на луч пурпурного заката».

Таня Водолажская спела незнакомую миниатюру о юности.

Наташа Никольская сыграла на пианино и спела песенку «Пока вы все со мной».

Анатолий Арсентьевич спел романс, очень неплохо, хлопали ему.

Водолажские спели на 2 голоса «И нисколько мы с тобой не постарели».

Лена Арефьева взяла слово: Надо ценить наш Виват, такая семейная, теплая обстановка.

 

Дальше пошло домашнее пение: «Уж вечер», «Мой миленький дружок», и т.д. Разные песни, романсы, общий шум захмелевшей компании.

Угощенный выпивкой и закуской дежурный никого не погонял домой, на выход.

P.S.: Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня.

 

В июне мы похоронили одну их первых участниц хора – Фариду Низамовну Гафурову. Очень быстро ушла, буквально сгорела, за 1-2 месяца. Первый альт, сотрудница «Хорового общества Московской области». Их брак с Е.Александровым состоялся в Вивате, сын Павлик рос на наших глазах. Сейчас ему уже 18 лет.

 

4 августа. Последняя встреча сезона. День рождения Евгения Александрова. Застолье с самого начала, без предварительного пения.

Присутствовали:

Кожемякина Белова Александров Малинский

Константинова Долгинина Мытарев

Сафонова Роговой

Самборская

Анурова Бирюкова Шмелев Аркин

Арефьева Петрова Завьялов

Фадеева

Хорцева

 

А также бывшие виватовцы: Чекрыжова, Никольская, Скляров (про Юрия непонятно, то ли он бывший, то ли настоящий). Расстались до 25 августа.


                                          НОВЫЙ СЕЗОН 2003-04 г.
25 августа. Первая репетиция.

Народу пришло мало: 2 альта, 3 сопрано, позже подошли еще несколько, два–три баса. Ни одного из теноров.

Игорь Андреевич сразу берет быка за рога: 7-го поем в музее на Поклонной горе фрагменты из «Добрыни Никитича», с соло Любови Шарниной. Всех срочно обзванивать и собирать. Тут же издержки от неожиданности: Лена и Роберт уезжают в отпуск 6-го утром, Таня Хорцева в Словении, уедет Ира Ратникова, не будет Ануровой, не будет Сергея Смирнова, в отъезде Константинова и Роговой.

На репетицию в среду пришли новые хористы, но не пришли часть из приходивших в понедельник. Надежда на больший сбор 1 сентября: все приедут с дач к началу учебного года.

У нас новости: Игорь Андреевич уже не работает в Музыкальном обществе, устроился на работу в Педагогический университет, по своей специальности (Оля Силкина поспособствовала), коммерческий, так что, может, зарплата будет приличной (мы очень рады).

Еще новость: платить за аренду помещения здесь нам надо уже 9600 р. (против 6000 до сих пор). Это плохо. Игорь призвал нас опять заняться поисками помещения для занятий (лучше бесплатного и поближе к метро).

На репетиции 3-го сентября поздравили Таню Водолажскую с прошедшим Днем рождения. Таня принесла отменную пиццу, подняли за здоровье и благополучие новорожденной.

Наш концерт должен быть примерно на 40 минут. Игорь Андреевич подобрал несколько номеров – солистка (Настя - Шарнина), цифра 75 - прощальный хор – смешанный, затем несколько женских хоров №№ 56, 124, 166, свадебный хор («Не разливайся…») № 262 – смешанный, № 294 («Воин, воин), затем № 252 – встреча героев, соло Лена Кожемякина. Все мужские фразы в сольных фрагментах на концерте спел Игорь Андреевич.

 

7 сентября. День города. Поклонная гора.

Нынешний август на редкость дождлив и холоден, за исключением первой недели, инерции последней недели июля. Тогда жара зашкаливала, мы изнывали и молили о похолодании. Вот и похолодало. Наверное, август войдет в книгу рекордов по уровню выпавших осадков.

Но сегодня и вчера – в Москве и Подмосковье тепло и солнечно (правда, на Поклонной горе сильный и холодный ветер). Власти города обещали хорошую погоду, и обещание выполнили. Мы собрались в метро, на платформе станции «Парк Победы» от 12.45 до 13.час. Начало концерта в 15 часов. В программе – хоровые фрагменты и сольные (Любовь Шарнина) из оперы «Добрыня Никитич).

Наш состав:

Кожемякина Долгинина Александров Белов

Пронина Маркова Водолажский

Самборская Шанская Жинкин

Сафонова Ярославцева

Дронова Бирюкова Хабаров Аркин

Мальцева Водолажская Шмелев Казьмин

Николаева Петрова

Фадеева

 

Наши слушатели – Юрий Скляров и Светлана Баранова – сказали, что спели мы хорошо. Мужчины слушали женский хор со стороны, хвалили нас, говорят, что был очень хороший ансамбль. А Скляров отметил, что пение на репетиции перед началом и пение на концерте – небо и земля. Нами довольны и устроители. Договорились о дальнейших контактах, о концерте в зале Андрея Рублева в конце октября – начале ноября. Мы побывали в этом зале, Игорь Андреевич попробовал акустику, выбрал точку, где стоять хору.

Посмотрели мы диорамы музея, очень впечатляющее зрелище.

 

Репетиция 8-го, никакого отдыха, работать, работать, учить, восстанавливать…

 

29 сентября. Репетиция в Собиновском, и, кажется, последняя здесь. 9600 рублей аренды для нас – цифра неподъемная. 5000 было тяжело, потом 6000 как-то тянули, но 9600… Кажется, поиски дали результат: что-то вырисовалось в Российской библиотеке, в районе концертного зала, за 6000 руб. Время, правда, не очень устраивает нас: с 18 до 20 час. В общем, посмотрим.

Кстати, в прошлую среду на репетиции в Собиновском нам выдали остатки пластинок Вивата, первой и второго альбома. Выселили из особняка Музыкальное общество (кажется, куда-то в Кузьминки), пластинки – остатки их имущества.

Концерт наш в Политехническом в прошлую субботу, 27-го сентября был отменен (слава Богу, а то готовность наша очень сомнительна). Но в эту субботу, 4-го октября, должен состояться. Надеемся на приезд Малинских: эти - 2-е сопрано и баритон - нужны позарез.

Но провал у нас и с тенорами: болен Шмелев, не появлялись Роговой и Мытарев, Евгений Павлович последние 3 репетиции не приходил. Один Хабаров поет и за первых, и за вторых. Татьяна Водолажская ему помогает.

Игорь Андреевич настойчиво работает с теми, кто есть. А это:

Кожемякина Белова Белов

Маклакова Долгинина Водолажский

Ратникова Маркова Жинкин

Самборская Шанская

Сафонова Ярославцева

Анурова Бирюкова Хабаров

Пронина Водолажская,

Насонова

Петрова

Фадеева

Хорцева,

Щербакова

 

Обойма альтов и полный крах с мужиками. И нет перспектив увеличения их количества. Уже столько раз появлялись личности, но исчезали. А планы у нас богатые. И концертов в Политехническом и на Поклонной горе никто не отменял.

1 октября. Международный день Музыки. Когда-то мы обязательно выступали на какой-нибудь замечательной сцене, и Наталья Никольская предпосылала концерту напоминание об этом Дне… А сегодня я прокололась, как маленькая. Приехала из своего Зеленограда аж в 18.45, пришла к 3-му подъезду Российской Библиотеки, будучи уверенной, что там уже тусуется Виват. Никто там ничего не знает, какой еще хор. Сходила в другие места, где мы когда-то репетировали, – в первую дверь за углом, в подворотню… Нигде никого. Что же я перепутала, однако? Хотела сходить в Собиновский, но уже время ушло, да когда я туда дойду, да вдруг и там никого? И поехала обратно в Зеленоград. Было с утра намерение съездить на огород, покопать, пропустить хор… И не съездила, а пропустила. Уже около 10-ти вечера дозвонилась до Люды Бирюковой, узнала, что пока мы в Собиновском, там же и в понедельник, а концерта в Политехническом в субботу не будет. Гуляем, Вася!

 

6 октября. Понедельник. Репетируем в Собиновском. Поем Дегтярева, Алябьева «Верую» с начала. Орлова, Христова – солистками, Леной Кожемякиной и Леной Арефьевой. Малинские появились из отпуска. Тенора сегодня втроем – Володя Роговой, Дима Шмелев и Юра Хабаров. Басы тоже втроем – Роберт, Виктор и Миша Аркин, появился после отсутствия в течение около месяца. Хорошо поработали над партитурой Дегтярева, отслеживая все вилочки нюансов. «Верую», конечно, надо петь с начала, но у нас прежде не получалось удержаться в тональности. Посмотрим, как пойдет теперь.

Обсудили невозможность пока отказаться от данного помещения для репетиций, и, следовательно, увеличения наших взносов за аренду до 200 рублей ежемесячно. А кто может – и больше. Согласились. За сентябрь еще по 100 собираем, а с октября – по 200 р.

Оказывается, никакой речи о репетиции в Библиотеке 1 октября даже и не было, откуда я это взяла, наши удивляются. Речь шла о репетициях где-то на Семеновской, с 18 до 20 часов, зато бесплатно. За концерты иногда для них (кого - не знаю).

 

На репетиции в среду 15-го пели оперу: ее предстоит петь в декабре в Малом зале и в зале Чайковского. Приобрели журнал «Хит-парад», у нас на 3-ем этаже. В нем две страницы посвящены Вивату в связи с предстоящим 25-летием хора. Снимки с концерта “Мое родное Подмосковье” 13 июня 1999 года в Малом зале консерватории, посвященном 140-летию Музыкального общества.

Концерт наш в Политехническом будет не 19-го октября, а 26-го (вместо Поклонной горы, с которой пока не все утрясено).

 

20-го репетируем, 26-го концерта не будет, зато 27-го будем репетировать оперу с солистами. Тверского хора с нами может не быть, а мы на него рассчитывали, хоть мужчин прибавилось бы.

 

27-го – против ожидания – с солистами встреча не состоялась, опять пели только хоры под рояль Игоря Андреевича. Жаль, я веду записи задним числом (диктофона у нас, увы, нет), так что зафиксировать замечания в наш адрес со стороны Игоря Андреевича, часто очень оригинально сформулированные, не удается. Вот и сегодня, мы пели женские хоры, и Игорь так интересно критиковал вступление сопрано, а я уже не помню. То ли они набрасываются на фразу, а надо нежно спеть, то ли еще что-то, но это все сказано иначе и интереснее.

Вот тут недавно отмечалось 30 лет работы Марка Захарова в Ленкоме, и там очень ловко были использованы реплики Захарова, сказанное им по разным поводам в разное время. Видно, мне надо записывать за Игорем на репетиции, вручную, держать наготове ручку и тетрадь.

 

29 октября. На репетицию не попала. Автобус по Ленинградке полз со скоростью пешехода, на Речном я была в 19.40, значит, до нас доберусь где-то в полдевятого… И оставшись на том же месте в автобусе, уехала обратно. В Зеленограде была около 21 часа, проведя в автобусе 3 часа. Начать стенографировать не пришлось.

10 ноября. Оперу поем с солистами. Для концертного исполнения намечены купюры, куда попадают, кажется, несколько женских хоров, что жаль, так как они у нас хорошо звучали. Теперь намечено: по понедельникам заниматься оперой, а по средам – концертным репертуаром. Раздали список репертуара:

Алябьев А. Верую

Бортнянский Д. О тебе радуется; Воспойте, людие

Витошинский Е.М. На реках Вавилонских

Гречанинов А. Херувимская песнь

Давыдов С. Исповемся тебе, Господи

Дегтярев С. Помилуй мя, Боже; В началех ты, Господи

Дикин В. Распни, распни Его…

Житников Суд над Христом

Закревский А. Тропарь Рождеству Богородицы; Светилен на Рождество Христово; Аминь

Извеков Г.Я. Достойно есть

Ломакин Г. Отверз приемлет тя жених

Озеров Н.И. Не имамы иныя помощи

Орлов Н.С. От юности моея

Танеев С.И. Развалину башни, жилище орла… ; Вечер

Толстяков Н. Приидите ко мне

Третьяков А. Богородице Дево, радуйся

Христов Д. Во царствии твоем

Шорин М.Г. Прежде шести дней бытия Пасхи

Astorga Emanuel Stabat mater

 

На 24 и 26 ноября намечены репетиции в зале Чайковского с оркестром Тверской филармонии, солистами. Хор должен быть дополнен тверскими певцами. У нас сейчас очень плохо с мужской партией: в басах постоянно ходят три-четыре певца – Белов, Водолажский, Малинский и Аркин, в тенорах – от одного до трех, что редко. По списку - Александров, Роговой, Шмелев, Хабаров, плюс Миша Мытарев приходит иногда, по приглашению.

В басах списочный состав – шестеро, плюс приглашается к концертам Анатолий Арсентьевич. Приглашенные фактически поют с листа, не всегда очень уверенно.

 

12 ноября. Поем программу. Игорь Андреевич, как и обычно, за роялем. Поем с подыгрыванием, а от нас требуется темп, нюансы (по партитуре, с точностью). Тут Лена Арефьева и возопила: - Мы отвыкли от Ваших ручек, на концертах как будто видим Вас впервые! - В общем, Игорь начал одной рукой играть, а второй (правой) дирижировать. Сегодня гоняли Витошинского, Толстякова, Житникова, Танеева «Развалину башни», Алябьева «Верую».

 

17 ноября. Поем оперу с солистами. Уже начинаем вникать в содержание. Я для себя узнала много нового. Оказывается, Настя не дождалась Добрыню, ее выдали замуж за Алешу, который присвоил себе славу его подвига, и что прошло семь лет от начала… А кого же славим мы в конце 2-го действия? Ладно, узнаем в следующий раз. А я все удивлялась, почему в свадебном хоре в 3-ем действии славят Настасью и Алешу. А Алеша все никак не появляется на репетициях, поэтому куски с ним пока не связываются. На репетициях по-прежнему плохо с мужчинами: басов – 4, теноров 3 (максимально). Надежда на тверчан, может, они добавят. Игорь Андреевич усиленно проталкивает женские хоры, чтобы организаторы вникли в их красоту (а мы стараемся спеть как можно лучше), чтобы они не попали в купюры. Планы у нас такие. 26-го репетиция с оркестром в зале Чайковского, а 24 утром туда придут наши, кто сможет, чтобы впервые вслушаться, что играет оркестр и как-то вписать себя в звучание. Возможна еще репетиция 28-го. 2 декабря мы участвуем в каком-то действе в зале КДС (Кремлевский дворец съездов, если я права). Там мы должны спеть под фонограмму какую-то патетическую ораторию (вместе с несколькими хорами Музыкального общества). За это нам пошьют костюмы (30 платьев женскому хору). А 4-го поем оперу в зале Чайковского. Вот в общих чертах. Подробности по мере проживания.

 

19 ноября. Репетиция. Учимся открывать рот под фонограмму. «Поем» с оркестром и солистами «Патетическую ораторию» Г.Свиридова на стихи Маяковского («В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето…»). Вполне преуспеваем, особенно здорово все держат открытыми рты на заключительных нескольких тактах. Цепное дыхание не требуется. Очень смешно. Для лучшего вхождения в образ и в партитуру попросили Игоря Андреевича все-таки пропеть с нами без фонограммы. Хотя Игорь и не хотел этого делать, и уверил нас, что мы не будем это петь никогда, все же мы уговорили, он нам саккомпанировал, и мы разочек прогнали, с повторами в некоторых местах, где было посложнее.

А потом пели Витошинского (ну очень трудная вещь в восточном стиле) и то, что будет с соло Параскевы - Толстякова, Житникова, Дикина.

Приходить 24-го утром уже не будем: Игоря Андреевича не будет, и он считает, что нам там делать будет нечего, там будут, в основном, тренироваться солисты, а мы малым составом все равно ничего толком спеть не сможем и только испортим о себе впечатление.

Итак, расстаемся до вечера 24-го в Собиновском, до полседьмого, до репетиции с солистами насквозь, причем есть настрой попробовать петь почти наизусть (что, вообще-то, от нас хотят на сцене).

2-го декабря нас призывают на утреннюю репетицию в КДС, а вечером там уже концерт. Отдельные исключения – не явиться утром, – позволены.

24 ноября. Репетиция, на которой представлены все басы: к постоянным прибавились Казьмин и Смирнов. Басы звучат! Гоняли хоровые куски без солистов, Игорь Андреевич за всех – за оркестр, за персонажей, - наша цель связки. Ну и мужской хор многократно повторяет свои куски. В тенорах трое – Мытарев, Роговой, Хабаров. Тоже лихо поют, не всегда в точку, но красиво.

Наша задача в КДС существенно усложнилась: все приглашенные хоры отказались участвовать («Подлипки», хор Геры Сафонова, еще кто-то), и остались мы одни. Наш списочный состав, поданный туда, 45 человек! Откуда же нам их набрать?! А за костюмы надо отрабатывать!

В среду 26-го репетиция в зале Чайковского, быть к половине седьмого у служебного входа.

А вот и 26-е ноября. Собрались у входа, многие раньше назначенного времени, все очень ответственны. Репетиция в зале, где занимается хор Пятницкого. Поднимаемся на 6 этаж, и тут сразу огромный зал с зеркалами и перилами вдоль стен, для занятий танцоров. Потолок задрапирован тканью. На окнах какие-то фигурные загогулины гипсовые, все черные от пыли. Высоко, туда не налазишься вытирать. Весь зал уставлен стульями, на них сидит оркестр народных инструментов, который исполняет оперу. Хор выстроился вдоль перил и зеркал, за спиной оркестрантов. Перед оркестром на возвышении – Калинин.

Состав нашего хора практически полный, добавились несколько человек из Твери, в том числе 3 тенора, молодые мальчики. Говорят, что к половине десятого должны появиться мужчины хора Геры Сафонова (что ли, нас будут усиливать?), но я умчалась в четверть десятого, после свадебного хора, потому пока не знаю, все ли я поняла так, как надо.

Калинин иногда пытался снять какие-то фрагменты хоровые, но хор дружно протестовал, он прослушивал, ему нравилось, и все оставалось на месте. Правда, я бы несколько укоротила длинные и не очень музыкально интересные куски оперы в начале, где поют то Настя, то Манефа: не понятно, о чем они там поют, оркестр заглушает, арии длинные и скучные. Вот Марина нам нравится: ее арии и реплики очень напористые, прямо фатум какой-то! Наконец, услышали тенора – Алешу. У него тоже много интересных мелодий.

Оркестр громадный, и не скажешь, что очень чисто играют: духовые часто киксуют, звучат нестройно. Может, только сейчас это так, дальше будет лучше. Но количество! Человек сто, наверное. Мне кажется, тут хватило бы группы в 20-30 человек. Наконец, мы начали всю оперу пропевать подряд: увертюра, 1 сцена, 2-я и так далее. Хор поет хорошо, из-за хора никаких повторов (лучше оркестра вышколен), во всяком случае, нам не стыдно за себя. Игорю Андреевичу тоже, как мне кажется. Но все узнаю в понедельник, встречаемся, как всегда, на том же месте и в тот же час. Но в понедельник на репетицию не попала (по личным причинам), но по рассказам, был сумбур, Лена Арефьева принесла нагруднички (в качестве костюмов за пение в КДС), их распределяли, петь начали уже после восьми часов, куски из оперы.

 

2 декабря. Кремлевский дворец съездов.

Утром собрались на репетицию те, кто закрывал грудью амбразуру, так как далеко не всем можно было потратить утро. Но зато они получили пропуска на всех, все это передали тем, кто не был, и вечером к половине пятого хор практически был в полном сборе. Когда надели женщины на себя эти белые атласные накидки, в сочетании с черными блузками и юбками, оказалось, что неплохо смотрится. В 17 часов, чуть позже, началось действо. Мы шли третьим номером. Но выстраиваться на станках начали раньше. Наш хор справа, слева еще какой-то хор, женщины в черных платьях с розой на груди. Впереди внизу справа – хор Геры Сафонова, слева – какой-то ансамбль, женщины в розовом. На нашем фоне выступали ответственные лица Московской области, потом прошла хореографическая композиция, а уже после танцоров зазвучала наша фонограмма, мы подняли папки по знаку дирижера, и «запели». Кто-то где-то перетянул ноту, кто-то раньше вступил, но никто этого и заметить не мог. Мы, в общем-то, пели на самом деле, иначе просто открывать рот – не тот эффект, сразу видно, что нет никаких усилий. Так что, подпевали, в четверть голоса. Оркестр лихо двигал смычками, Ведерников пел выразительно. Прошло все благополучно, и мы с гордостью спустились со станков.

Вот, теперь впереди самое главное: опера. Завтра вечером опять репетиция в классе хора Пятницкого, а 4-го – на сцене зала Чайковского: в 14 репетиция, в 19 – концерт.

4 декабря. Концертный зал имени Чайковского.

Александр Гречанинов «Добрыня Никитич» в концертном исполнении.

Итак, дожили. Сегодня поем оперу. Когда начали ее учить, было столько вариантов планов: 1 августа представление, наши хористы жертвовали своими летними планами. Потом все это не состоялось. Я благоразумно тогда ничем не пожертвовала, уплыла на свою Созь в июле. Оперу тоже особенно не старалась учить. В общем, была в скептической отключке.

И вот только на последней репетиции в среду, когда оркестр зазвучал, когда солисты все запели, я вдруг сообразила, что опера эта – такая жемчужина, что это должно быть такое интересное действо, а я закрутилась в этих репетициях и никого из своих друзей не пригласила! Концерт абонементный, в кассе должны быть билеты. И действительно, в кассе можно было купить билеты по 40 рублей, а сесть в зале на любые места!

И было замечательное действо! Оркестр народных инструментов имени Николая Осипова был великолепен. Персонажи – нет слов! Добрыня, Алеша, Забава, Марина – прекрасно. Настя и Мамелфа – тоже. Зал кричал браво, особенно перепало Алеше (тенор!), Добрыне с Настей в их дуэтах, Марине (она и вправду хороша!). Мы, конечно, не без огрехов, но Вера Бурова, которая прибежала к нам по окончании, сказала, что все отлично, огрехи не заметны.

Но по порядку. С 14 часов мы расположились в 201 комнате. Репетиция в зале. Оркестр уже на сцене. За ними возвышается подиум, на него надо подниматься по ступенькам, справа и слева. На подиуме смонтированы расписные врата, венчающиеся изображением головы витязя в шлеме. Персонажи на свои номера выходят на подиум из этих ворот, хор пока толпится за кулисами, альты и тенора слева, басы и сопрано справа (если смотреть из зала).

А к своему первому номеру (первый женский хор, утешающий Настасью) хор должен незаметно подняться по ступенькам и распределиться по подиуму.

Ступеньки и все сооружение таковы, что бесшумно по ним передвигаться невозможно. Конечно, поднимались громко, а на площадке, свежевыкрашенной, прилипали к полу и отлипали с чмоканием. По поводу незаметного появления Дима Шмелев выразился примерно так:

По ступенькам каблуками топоча,

«Незаметно» хор на сцену поднялся.

Репетиция продолжалась до пяти часов, мы упустили возможность попасть в кафе и столовую. У кого-то с собой было, а у кого-то и не было, что перекусить. Перспектива голодания до конца спектакля не радовала, идти на улицу не хотелось. А тут Лена Арефьева собралась в кассу за билетами, она-то и не дала некоторым голодающим умереть, принесла еды.

Программа концерта красивая! Всем надо! Малинский купил на всех, стоит 20 руб. В программе все исполнители, содержание оперы, короткая биография Гречанинова, его факсимиле – письмо от 12 июня 1947 года из Нью-Йорка, с благодарностью Осипову Николаю Петровичу, его оркестру, всем певицам и певцам за исполнение «Добрыни Никитича» 1 июня 1947 года.

В ожидании начала спектакля наши хористы заполняли паузу еще и тем, что бегали за солистами и собирали их автографы на своих программах. Первым, по-моему, начал Хабаров, за ним потянулись многие, я долго крепилась, а потом вдруг сообразила, что моя программа пойдет в летопись, как же без автографов? И тоже пошла, удалось взять подписи «Алеши», «Добрыни», «Марины», а чуть позже и самого Розовского. Он, правда, оговорился, что до того не принято, как бы не сглазить, но все же расписался и даже изобразил рожицы в окружностях букв «Р» имени и фамилии, одна со слезами, другая с улыбкой. А Хабаров хвалится, что у него «Мамелфа» написала «Браво, Виват!».

 

Состав нашего хора на концерте:

Кожемякина Белова Александров Белов

Константинова Долгинина Мытарев Водолажский

Маклакова Кузнецова Роговой Малинский

Ратникова Маркова Смирнов

Самборская Шанская

Сафонова Ярославцева

Новичок

Анурова Баранова Хабаров Аркин

Арефьева Водолажская Шмелев Казьмин

Дронова Петрова

Карпова Хорцева

Николаева Новичок

Пронина

 

Кроме Вивата были певцы из камерного хора «Русский партес» из Тверской филармонии, название детища Игоря Андреевича, но певцы другие и другой руководитель. Мы, было, обиделись, но нас Игорь успокоил на этот счет: все с его согласия. Тверчан было человек 15, в том числе три тенора и 3-4 баса. Всё молодежь. Женя Александров мужественно пел весь спектакль.

В процессе спектакля читались стихи – Кольцова, Державина, Хлебникова, Блока, Есенина, Розовского. Читали хорошо, даже аплодисментов отдельных удостаивались, но Наташа Фадеева, слушавшая нас в зале (горло не в порядке), отозвалась неодобрительно, говорит, разрушалось действие оперы, приобретался мюзикловый налет.

В среду на репетиции при малом стечении народа (послеконцертный спад) Лена Арефьева прочитала вслух заметку из «Вечерней Москвы» за 8.12.03 в рубрике «Наши юбилеи» Ольги Рахаевой. Заметка под названием «На гуслях поиграть да песню спеть» и «Добрыня Никитич» отметил свое столетие»:

«Чуть больше ста лет назад, 14 октября 1903 года, в Большом театре состоялась премьера первой оперы Александра Гречанинова «Добрыня Никитич». Она шла в разных городах, не очень долго и не сильно успешно. В 1947 году состоялось концертное исполнение оперы композитор, который к тому времени более двадцати лет жил за границей. Играл оркестр народных инструментов им. Н.П.Осипова в Концертном зале им.Чайковского. Четвертое декабря 2003 года: там же, те же.

Предпремьерная история «Добрыни» была непроста: в сезон 1902/1903 гг. ее просто «не успели» разучить, а затем стараниями дирекции Большого театра к партии Алеши Поповича не был допущен Собинов. Да и спектакль, по мнению самого автора, оставлял желать лучшего. Шаляпин (первый Добрыня) – и тот вообще «отнесся к партии крайне недобросовестно… он ее просто не знал». Это при концертном исполнении не проблема. Главное тут – не знание текста (чего при очевидной одноразовости проекта требовать странно), а умение его преподнести.

Вопреки выставленным на сцену «богатырским воротам», «дух былинный», как говаривал Римский-Корсаков, в исполнении чувствовался слабо. Эпической широты не хватало и оркестру под управлением Николая Калинина, и сводному хору («Виват» и «Русский Партес»).

Получилась некая локальная, почти семейная история, непонятно зачем растянутая на три часа. В качестве ее режиссера-постановщика выступил Марк Розовский. Вообще режиссура в концертном исполнении – вещь довольно смутная. Однако, случаются удачи. Но к ним «Добрыню» отнести сложно. Собственно, кроме стихотворных вставок (диапазон широк: и Кольцов, и Блок, и сам Розовский) вряд ли что-либо еще можно отнести к режиссерской работе.

Певцы, похоже, были предоставлены сами себе. Актерски наиболее интересен Александр Захаров в роли Алеши Поповича. «Хвастливый воин» – роль благодарная и всегда привлекающая внимание. К сожалению, о вокальной стороне этого сказать нельзя. Главный «хит» оперы, вторая песня Алеши («Расцветали в поле цветики»), которую включали в свой репертуар многие известные тенора, от Собинова и Смирнова до Марусина и Пьявко, прозвучал в исполнении Захарова небезупречно. Но партия в целом певцу удалась.

Добрыню пел солист театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов. Сто лет назад Влас Дорошевич негодовал по поводу излишне «деревенского» Добрыни Гречанинова и Шаляпина. А вот персонаж Ульянова как внешне, так и внутренне очень городской, интеллигентный и сдержанный. Впрочем, эти позитивные качества не совсем уместны для героя русских былин Добрыни. Хотя спокойствие и уверенность в себе (в том числе и вокальные) выгодно отличали ульяновского Добрыню.

Из женских партий стоит выделить Марину (Яна Бобыкина) и Забаву (Олеся Старухина).

Внешне все выглядело довольно презентабельно. На двух экранах красовались то васнецовские богатыри, то сами исполнители.

Все сопровождалось игрой лазерных световых эффектов, что само по себе красиво, но как повторяющийся прием крайне однообразно.

Традиция – все-таки великая вещь. Традиции сценического исполнения Гречанинова у нас нет. Наверное, надо вырабатывать. Стоит собираться время от времени, чтобы, по просьбе Добрыни Никитича, «на гуслях поиграть да песню спеть».

 

Вот так нас приопустили, а то мы в эйфорию, было, впали.

 

12-го декабря на квартире у Марины Гедымин прошел традиционный сбор хора МВТУ. Собралось нас около 20 человек. Помянули всех ушедших – Бориса Осиповича, Ирину Абрамовну, Севу Чулкова, Лену Крупину, Гену Володко, Юру Гедымина, Володю Дорожкина… У нас с Татьяной Водолажской была тайная задача – затянуть в Виват бауманцев, в первую очередь, теноров - Решетова и Ермошина, а также басов – Карасева, Боровицкого. Но Ермошин и Боровицкий на сбор не явились: первый заболел, а про второго не знаем; Решетов непреклонен (некогда ему), а Карасев не уверен в своих возможностях. Так что, номер не прошел, увы.

 

Репетиции проходят при очень низкой посещаемости. По-прежнему, нет теноров, мало альтов. Болеют, говорят. Правда, СМИ уверяют о начавшейся эпидемии гриппа в Москве. Но все равно Игорь Андреевич не прекращает работы над новой программой. Никаких воспоминаний об опере. Правда, дошел слух, что оперу планируют везти в Китай (!). Но там обойдутся без Вивата, для этого найдутся профессионалы. И не очень-то хотелось!

 

Конец 2003 года для меня оказался неудачным: 17 декабря со мной произошло ЧП по схеме «упал, очнулся, гипс», почему я выбыла на целый месяц из жизни Вивата. 29 декабря Виват гулял по поводу наступающего Нового года, а также по поводу дня рождения Димы Шмелева. 22 декабря у него случился 60-летний юбилей. А на Рождество Водолажские пригласили к себе группу виватовцев, тоже посидели «за жизнь». Обо всем этом я просила написать Татьяну. Надеюсь, что напишет.

 

От Татьяны Вадолажской

Ну, Галка, и задала мне задачу! Очередной раз сломала, на сей раз ногу, и мне приходится изо всех сил стараться вспомнить, что же у нас происходило 24.12.2003 года.

А было вот что: во-первых, канун западного рождества, а во-вторых, совершенно неправильное празднование юбилея (60-летие) нашего дорогого и горячо любимого Дмитрия Ивановича Шмелева. Неправильное, потому что правильное нужно было гулять 12 декабря (кажется).

Кто сообразил, притащил всякой съедобной всячины и питья, и мы с Ирой Ратниковой сразу же, даже не пытаясь сесть в партии, взялись за нарезку и раскладку. Игорю почему-то захотелось петь женскую часть «оперы», и Ирка жутко пискляво голосила свою партию у меня над ухом, отчего я просто перестала слышать.

А все потому, что не было почти никаких мужиков. Только Хабаров, Димка, Малинский и Водолажский. А теток много: Шанская, Ярославцева, Хорцева, Фадеева, Константинова, Кожемякина, Карпова, Самборская, Наташенька (1 сопрано, до сих пор не знаю фамилию; по-видимому, Маклакова – примечание Петровой), Дронова и какая-то новенькая, которую привела Константинова.

Вытерпели они минут 30, пока мы собрали на стол, и дружно ввалились в «столовую». Пока рассаживались, появились Александровы, к всеобщей радости и грусти, потому что Женьке каждый шаг дается с огромным трудом и болью. Но принес пирог!!! Усадили его рядом с Игорем во главу стола и начали праздновать Димку.

Говорили речи почти все:

Игорь – о том, что без Д.И. и Виват – не Виват, и он, как без рук, и все партии – не партии;

Лена Кожемякина – о том, что все 60-летние ее знакомые просто старшие, а виватовские старики – просто юноши и девушки, особенно Дмитрий Иванович;

Т.Водолажская – о том, что Д.И. – реликт того горячо любимого нами времени, когда мы были молодые, когда хотелось обнять весь мир, помочь любому, кому нужна была помощь. Не каждому удалось сохранить тепло и чистоту души и помыслов, а Димке – удалось, потому и реликт!

Шанская запела «Мы на лодочке катались золотистой – золотой, не гребли, а целовались!»... И начала обнимать и целовать Д.И., а нам хором продолжить песенку не разрешила. Мы обиделись, но ненадолго, потому что

Ярославцева – сказала очень хорошие слова, про то, что на фотографиях теперешних и 20-летней давности Д.И. совершенно одинаковый, а это значит, что его безмерная доброта не дает ему состариться…

Примечание от Петровой: Пока конец, но я надеюсь, что Татьяна все же продолжит повествование, так интересно!