ВИВАТ 2008 год
С НОВЫМ 2008 ГОДОМ!
4 января собрались у Водолажских узким кругом (по причине дефицита площади).
Было что-то человек 12. Отметили наступление Нового Года, помянули ушедших из жизни виватовцев – Севу Чулкова, Валю Семенову, Люду Смирнову, Сережу Дроздова, Альберта Никитина, Юру Гедымина, Фариду Гафурову, Женю Александрова и последнего в этом скорбном ряду Юру Склярова.
9 января занимались на Покровке. Но там напряженка, соседи начали активно роптать против наших занятий: то лифт мы им ломаем, то еще что-то. Лена держит оборону, но все это до поры до времени.
Учим Лотти и Перголези. 28-го отмечаем Татьянин день. Явка солидная: 8 сопран, 8 альтов, 3 тенора, 5 теноров.
Сегодня 4 Татьяны: Сафонова, Шанская, Водолажская, Хорцева. Поздравления были очень проникновенными, а Дима Шмелев разразился стихами.
С двадцать пятым января Вспоминают все поэта, С этим всем отнюдь не споря,
Много связано, друзья. И каникулы при этом. Коль позволят мне друзья,
Был открыт ученых храм, Этот день – уверен я - О Татьянах в нашем хоре
Это праздник всех Татьян, Славный день календаря! Рассказать хотел бы я.
Водолажская ТАТЬЯНА,
Словно хоровая мама,
Столько чувства и тепла
Раздает вокруг она.
Петь с ней рядом – просто диво:
Все так чисто и красиво!
Тенорам коль крах придет,
Она тенором споет!
Наша Шанская ТАТЬЯНА
Энергична, как динамо,
Чувства закипают так,
Что глаза огнем горят!
И непросто обуздать
Эту яростную стать.
Это – как девятый вал,
Растеряешься – пропал!
А Сафонова ТАТЬЯНА
Украинское сопрано.
Русский хочется сменить
На украинский язык:
Гарна девка! Яко панна,
И як горлинка кохана.
Всем дивчина хороша!
Пусть поет твоя душа!
Наша Хорцева ТАТЬЯНА
Непростая с виду дама,
Неприступна и строга,
Но радушна и мила.
Знает русский и английский,
Ноты тоже учит быстро,
В партии вторых альтов
Без нее - окрас не тот!
Всем в любви я признаюсь,
И нисколько не боюсь,
Что за все свои признанья
Ловеласом прозовусь
Я поднимаю свой стакан
За счастье наших всех ТАТЬЯН!
25.01.08 Дм.Шмелев
В феврале репетиции в библиотеке, а на 17-е назначен концерт в Звенигороде.
11 февраля. Полный сбор, гонка вооружений. Концерт будет в храме после службы, в программе Бортнянский. И вот сегодня у нас снова музыка Бортнянского. Мужики как будто всё поют впервые. А в альтовой партии проблемы: не могут все первые альты, во вторых не может Светлана. Татьяна организовала нам в помощь Наташу Фадееву. Она придет в среду, её надо обеспечить нотами, что взяла на себя Таня.
17 февраля. Воскресенье. Звенигород. Концерт в храме.
Часть хора едет автобусом от Кунцевской в 9.25, часть – поездом 9.32 с Белорусского вокзала. В Звенигороде наша цель – Храм «Успения на Городке». От станции автобус № 23 до остановки «Санаторий Подмосковье». Поднимаемся по ступенькам, которых много, туда, к храму. Нас уже ждут. Служба закончилась. Мороз. Переоделись в костюмы, быстро по морозцу в храм, никаких распевок.
Наш сегодняшний состав:
Кожемякина Водолажская Мытарев Белов
Константинова Фадеева Водолажский
Коробова Малинский
Маклакова Смирнов
Ратникова
Арефьева Бирюкова Хабаров Аркин
Архипова Петрова Шмелев Кашин
Дронова Хорцева Кожевников
Шишко
Программу ограничили (не стали петь композицию):
Тебе Бога хвалим
Благообразный Иосиф
Да молчит всякая плоть человеча
Не умолчим никогда Богородице
Воспойте людие боголепно в Сионе
В храме народу полно, стоим перед алтарем почти вплотную к слушателям. Прекрасная акустика, замечательно слушают. Всё звучит. Но народ после службы, Игорь Андреевич, как говорит, спиной чувствует, что программу надо сокращать. Батюшка необыкновенно интеллигентный, прекрасно говорил: храм 14 века, Бортнянского он сам воспринимает очень трепетно. Высоко отозвался об исполнении, особо отметил произведение «Благообразный Иосиф». Очень жалею, что мы ничего не спели из композиции, но это уже задним числом. А ведь можно было спеть один номер «Господи, кто обитает в жилище твоем». 10 заповедей, назидательная тема. Думаю, батюшка бы оценил. Но – проехали.
Нас благодарили. Мы тоже довольны. Доволен Игорь Андреевич: «Вот для кого надо петь! Вот куда надо с концертами добираться! Здесь ценят».
Нас посчитали профессионалами, но мы гордо называли себя любителями.
Сегодня с нами в Звенигород приехала Леночка Варакина, наш виватенок 80-90-х гг. Ей было 9 лет в 1983 году, она пела с нами в Спасском соборе Адронниковского монастыря вместе с еще 10-ю виватятами. В 1990 году во Франции мы отмечали ее 16-летие, в честь чего спели «В темном лесе» (почему-то). Лена накануне разыскала Татьяну Водолажскую, и получила приглашение поехать с нами в Звенигород. И она поехала всей семьей: с мужем Денисом и сыном Антошкой 14 лет. Лена окончила ветеринарную академию, занимается клеточными проблемами. Узнали от Лены, что Наташа Свирина – кардиолог, кандидат медицинских наук. Вот такие виватята!
Спели в храме, потом посидели за трапезой, попели немного в трапезной – «Богородице» Рахманинова, «Иже херувимы» Алябьева, что-то еще общечеловеческое. Но упустили мы один момент: басы оказались в другой комнате безнадзорно и упились. Продолжали возлияния и в поезде, особенно басы. Показали себя перед гостями не с лучшей стороны.
Хотя на вокзале в ожидании поезда очень хорошо попели разные песни многоголосно.
На одной из репетиций после этой поездки Лена Кожемякина серьезно сказала в адрес басов, что «с этими алкоголиками» она больше никуда не поедет.
10 марта собрались теплой компанией у Водолажских. Дети уехали на праздники, и нас можно было собрать. Татьяна соорудила грандиозный стол – и холодец, и салаты, и овощи, и селедка, и рыба красная, и морской язык на горячее. С ума сойти! Я всегда поражаюсь ее энергии, энтузиазму, хозяйственности, гостеприимству! Генрих соорудил мудреную насчет многопартийности в государственном устройстве, повернув это в сторону многопартийности в хоре, где все партии складываются в единый ансамбль, создавая гармонию. Вот бы и в государственном устройстве такую гармонию! Этот крен вызвал разговоры о Путине и Медведеве, что Путин молодец, не поддался уговорам на третий срок, и что Медведев нам понравился. Ну и тому подобное.
24 марта. Репетиция в библиотеке. На репетицию пришла Люся Воронова.
Дело вот в чем. Как-то еще, по-моему, осенью, Люся мне позвонила с просьбой дать ей летопись Вивата, она хочет сделать фильм документальный по нашим фотографиям, записям концертов, и хорошо бы что-то почерпнуть из летописи. Я вынуждена была отказать, так как тетради не у меня, а вся летопись в дискетах, а их я отдать не могу, так как еще не перебросила их содержимое в компьютер ввиду отсутствия в нем дисковода. Пока я тянула с этим делом, Люся обошлась без моих материалов. Эту работу она сделала со своим бывшим учеником Виктором и его сыном. Она преподавала в техникуме автоматику и телемеханику, и вот ее ученики как-то ее разыскали, результатом их встречи стала совместная работа по созданию фильма о Вивате. Фильм уже сделан, авторы хотят добавить несколько минут из сегодняшней жизни хора. Во-первых, три вопроса Игорю Андреевичу, беседа с кем-то из хористов-ветеранов и фото с сегодняшней репетиции.
Вопросы к маэстро:
1.Справился ли Виват с задачами, которые ставил Игорь Андреевич, создавая хор в 1979 г.
2.Работая с профессиональными коллективами, почему Игорь Андреевич регулярно и безвозмездно тратит себя на Виват.
3.Каковы дальнейшие планы работы с Виватом.
И вопрос к хористам: Чем для них является Виват.
Этот вопрос Люся планировала задать Роберту Малинскому как самому старому виватовцу (с 1980 года), но он в командировке. В результате записали беседу с Хабаровым и Водолажским.
Всё записали, сфотографировали, мы пели Перголези «Магнификат», Пекалицкого.
Следующая репетиция 26-го для мужчин, на Покровке. 31-го мы в библиотеке, готовим программу к концерту 27 апреля в Звенигороде. Оттуда пришло приглашение, спеть в Культурном центре Любови Орловой. Там зал на 250 мест.
Предложенная программа: Бортнянский «Воспойте, людие», «Тебе Бога хвалим», «О тебе радуется»; Гурылев «И покажет светоносна ангела»; Алябьев «Иже херувимы», «Верую»; Шорин «Прежде 6 дней бытия Пасхи»; Орлов «От юности моея», Третьяков «Богородице Дево, радуйся»; Озеров «Не имамы иныя помощи»; Христов «Во царствии твоем», «Хвалите имя Господне». Поначалу в программе были еще Житников, Чесноков, Рахманинов, Астафьев, но в процессе подготовки ограничились перечисленным.
В течение двух недель апреля я не ездила на репетиции (недомогала после гриппа), и вот собралась на встречу с хором 16 апреля, в среду. Хор почти в полном составе, до 27-го совсем уже немного, программа выстроена.
Архангельский Христос воскресе
Бортнянский Тебе Бога хвалим
Фрунза Величит душа моя Господа соло Водолажская
Гурылев И покажет светоносна ангела
Давидовский Ныне отпущаеши соло Катышева
Шорин Прежде 6 дней бытия Пасхи соло Водолажский
Третьяков Богородице Дево, радуйся соло Константинова
Озеров Не имамы иныя помощи соло Ратникова
Орлов От юности моея соло Кожемякина
Христов Во царствии Твоем соло Арефьева
Хвалите имя Господне соло Водолажский
Пекалицкий Дух Твой святый
Гречанинов Отче наш
Алябьев Иже херувимы
Верую
Бортнянский Воспойте, людие боголепно в Сионе
Пока не получается ансамбль в 1 части «Верую», не держится строй. Пекалицкий хотя и давно в работе, тоже пока не все получается.
На 18 апреля назначен просмотр Люсиного фильма. Идем к Люсиной подруге, Зое Ивановне по адресу м.Крылатское, ул.Осенняя, дом 8, корп.2, кв.127 (этаж 17).
18 апреля. Пятница. Квартира Зои Ивановны.
Раньше всех пришла Оля Дронова (вместо 19 часов на станции метро Крылатское она была в 18 ч. Она не стала мешкать, пошла в магазин, купила колбасы и отнесла ее на квартиру). И когда мы собирались в метро, Оля уже точно знала, куда идти, и мы потихоньку отправились, дождавшись и Люсю с Виктором, которые должны были опоздать.
Наш состав в гостях:
Ратникова Водолажская Мытарев Водолажский
Анурова Петрова Шмелев Малинский
Арефьева Хорцева Аркин
Архипова Бурдо Кожевников
Дронова
Воронова
Колыхалова
а также Игорь Андреевич, Зоя Ивановна, двое друзей, один из которых автор пейзажей и храмов, использованных в фильме.
Естественно, накрыли стол, он, как всегда ломится. Дима даже баночку икры принес, так что были изысканные бутерброды. А также – селедка, скумбрия, ветчина и колбасы, огурчики с пупырышками (свежие), помидоры на веточках, алкоголь высокого качества, мандарины.
Фильм смотрели с 20 до 21 часа, на одном дыхании. Звучат там Ведель, Бортнянский, Давыдов, мужские канты, Турчанинов, Алябьев, Титов, Танеев, всего 14 произведений. Портреты виватовцев Лены Желноровой шли под «Звезды» Танеева.
От Вивата подарок Хозяйке дома. А Люсе подарок от Вивата в честь ее 75-летия, случившегося 8 апреля. И ей Многая лета и много признательных слов. Таня Водлажская хорошо сказала: Люся как была царица, так и осталась, та же стать. И мы всегда ее видим в Вивате. Слова благодарности за этот ее поразительный труд. Фильм – открытие. Молодец!
До концерта в Звенигороде еще 2 репетиции: 21-го и 25-го.
27 апреля. Звенигород. Концерт в «Культурном Центре Любови Орловой».
Часть хористов едут автобусом от Кунцевской или Тушинской в 11 часов, часть поездом 11.28 с Белорусского вокзала. Концерт в 15 часов. Сегодняшний состав:
Кожемякина Водолажская Мытарев Белов
Константинова Катышева Водолажский
Коробова Малинский
Ратникова …..
Сафонова
Арефьева Баранова Хабаров Аркин
Архипова Бирюкова Шмелев Кашин
Дронова Петрова Кожевников
Уразаева Хорцева
Шишко
Адрес центра – ул. Московская, 11.
Прибыли в Звенигород около 12 часов. От станции автобусы 23 и 25. Нашли Центр. На нем крупно название «Культурный центр Любови Орловой». Она в Звенигороде жила, училась, много городу помогала в дальнейшем. Это вовсе не усадьба Орловой, как нам казалось, а здание новой постройки, специально культурного назначения. Перед зданием небольшая площадка, фонтан и скамьи. Тут хорошо посидеть, отдохнуть. Мы и сидим. Наша репетиция в 13 часов.
Внутри все красиво, на стенах кадры из фильмов, фотографии Л.Орловой. Зал 2-ярусный.
Народу в зале было немного. Акустика нам показалась неважной. Мы себя не слышали. Но наши слушатели – из знакомых – сказали, что в зале все хорошо звучало.
Нас представил священник, по его просьбе мы все же спели «Отче наш» Гречанинова уже после «Воспойте». Игорь Андреевич его исключил из программы по ходу концерта. А так спели всё, что было в программе. Устроители пообещали, что на следующий концерт публики придет больше. И еще обнадежили нас слушатели, кто-то услышал разговор молодых парней, для которых наш концерт оказался неожиданно интересным.
После концерта в гримерной мы устроили посиделки с бутылками и закусками. А закуски были неожиданными: Юра Кожевников выставил грибы, рыбу, всё собственного приготовления. Оказывается, он родился 24 апреля. Его отметили, спели Многолетие.
6 мая. Вторник. Концерт в «Социальном центре Тверского района г.Москвы».
Малая Дмитровка, 27. 14 часов. Концерт по просьбе отца Александра, настоятеля Храма Козьмы и Домиана.
Наш состав:
Авакян Водолажская Мытарев Белов
Кожемякина Катышева Водолажский
Коробова Маркова Малинский
Ратникова ……
Арефьева Баранова Хабаров Аркин
Дронова Бирюкова Кашин
Уразаева Петрова Кожевников
Шишко Хорцева
Программа, в основном, та же, что пели в Звенигороде 27 апреля, исключили Третьякова «Богородице Дево радуйся» (нет Лены Константиновой, ее соло), Гречанинова «Отче наш» и Бортнянского «Воспойте» по причине трудностей деления на два хора. Начали с 2-кратного «Воскресе, Господи» и закончили «Воскресе» и Многолетие.
В «Ныне отпущаеши» солировала Светлана Баранова, а в «Не имамы» Нина Коробова.
Спели мы хорошо, зал звучащий, публика благодарная, в основном, пожилые женщины. До нас выступал с проповедью отец Александр. Замечательно говорил (по отзывам), но мы были в ожидании своего выхода и не слышали. Нас благодарили.
Миша Мытарев объявлял нас так: поздравил слушателей с праздниками – Пасхой и днем Победы – и представил программу концерта в 2 отделения, хор Виват с классической программой и ансамбль «Май» с программой песен военной тематики.
Ансамбль «Май» - Михаил Водолажский с товарищами, вокальное трио. Замечательно ребята поют. Мы с Татьяной обливались слезами. Их «Сороковые роковые» (не Кравченко) невозможно слушать спокойно. Еще одна песня, о возвращающихся с войны победителях, с ума сойти можно, как здорово. Песня Пахмутовой «Неизвестный солдат», а,капелла. Потрясающе.
За кулисами, в артистической с теми, кто остался еще, разложили снедь и питье. Выпили за маэстро, за его здоровье, спели ему вполголоса многую лету. Хозяева нам принесли несколько куличей.
Выпили за хороший концерт. Нас было мало. Но гуляли долго. Еще в кафе посидели, потом в Макдоналдс зашли. Там посидели, попели. Пили кофе со сливками и коньяком (у Юры Кожевникова было…). И тоже пели.
Игорь Андреевич объявил, что занятия в мае и июне будут посвящены подготовке к концерту в Рахманиновском зале с программой из произведений Лотти, Перголези и Асторга. Первая репетиция 12 мая, в понедельник в библиотеке. Далее – по расписанию.
28 мая собрались на Покровке. В программе – после репетиции отмечание дня рождения Нины Коробовой. Нина накрыла потрясающий стол. Конкретный стол внесли в репетиционную комнату и расселись, и расставились вокруг. Лена просила громко не выступать (из-за соседей, которых мы давно уже напрягаем), но Многолетие мы спели с чувством. Нина у нас не очень давно, но мы все полюбили эту милую, скромную женщину с прекрасным сопрано. Она иногда поет соло в наших произведениях, и это всегда качественно. Первое слово для поздравления взял Водолажский. И выдал неожиданное. Он вспомнил песню из своего военного детства, в которой пелось о Ниночке-блондиночке. Я заказала слова для внесения в летопись, но с тех пор еще никак не получу. Надеюсь, однако. Новая участница хора, Соня Авякян рассказала о Нине, с которой 10 лет бок о бок пела в одном хоре. Нина – очень хороший человек, хорошая певица, скромная и приветливая, спокойная и надежная. Ищу по летописи: где впервые появилась фамилия Нины в нашем составе. Октябрь 2004 – концерты в Политехническом. Уже есть Коробова в составе. А в сентябре мы ездили в Сухой Лог, и Нины с нами не было. А вот запись от 30 августа, сбор после каникул: в составе участников репетиции Нина Коробова. Надо смотреть конец сезона 2003-2004 гг. 30 мая 2004 г. Малый зал консерватории. В составе хора Нина Коробова. А раньше – нет нигде. Значит, это и есть дебют Нины в Вивате.
Учим новые произведения. Удивительно, но «Магнификат» Перголези кажется знакомым. Хотя Игорь Андреевич уверяет, что мы его не пели. «Стабат матер» Асторга потихоньку укладывается и начинает звучать. Лотти два произведения в программе – «Кадука ля вита», которое уже пели, и «Моралите». Потихоньку складывается.
… Как уже сложилось у меня, в июне мои дети меня с псом отправили на «необитаемый остров» - берег Сози, занимать место до прибытия основной команды с началом их отпуска. И вот 21 июня мы поселились на своем берегу. Кстати, правильно сделали, потому что в воскресенье рядом встали (на «западе»), а они метили встать на «наше» место. Это все я описываю, вообще-то, к тому, что я не попадаю на конец хорового сезона и не гуляю на дне рождения маэстро 28 июня.
12 августа. Звонок по телефону: Лена Арефьева. Сообщение повергает в шок: умер Володя Кашин, 14-го августа похороны. Боже мой! Как неожиданно, какая невосполнимая утрата… Умер 11-го августа в 19.30, обширный инфаркт. Началось около 15 часов, вызвали скорую, там один мужчина, нести в машину некому…
У Володи двое детей, Аня 1968 г.р., Саша (младший), жена Лида. Внуки: два сына у Ани и дочь у Саши. Володя окончил мореходку, потом институт, где и работал. Походник, байдарочник. Всегда был организатором. Его эпитеты – адмирал, командор. Всегда брал на себя. Вечно организовывал всякие театральные действа, сам был то волком, то чудо-юдом, то еще чем-то, кем-то. Лидер во всем. Очень близок был духовно со своей мамой. Мать – урожденная Витте, дворянские корни. Таким и был, в нем всегда чувствовалась порода. При этом был и хулиганистым. В Вивате с 1981 года, привела его Люся Воронова, соратница по походам. Обладал абсолютным слухом, мог играть, наверное, на любых инструментах, сходу импровизировал… В последние годы постоянно в Виват не ходил, но привлекался на программы русской музыки. На одном из концертов Вивата весной в Звенигороде был эпизод: на какой-то момент Володя вышел из рядов хора за кулисы, видимо, что-то уже было не в порядке со здоровьем, но он никогда ни на что не жаловался. Лида говорит о том же: никогда никаких жалоб не слышали от него, и для родных его инфаркт – страшная неожиданность.
День был жаркий, несусветная жара и духота. Собирались мы на Автозаводской в 9.30, затем автобусами к больнице № 13, потом в Николо-Архангельский крематорий… Поминки проходили в кафе на проспекте Буденного, 21. Единственное место, где было даже холодно (кондиционеры исправно работали).
На похоронах были виватовцы во главе с Журавленко: Кожемякина, Константинова, Самборская, Сафонова, Анурова, Арефьева, Баранова, Бирюкова, Петрова, Хорцева, Леоненко, Щербакова, Мытарев, Хабаров, Водолажский, Малинский, Смирнов, Аркин.
Новый сезон 2008-2009 гг.
25 августа. Первая репетиция в библиотеке. Народу еще мало: лето не кончилось. Реанимируем итальянские произведения, то, что успели наработать в конце сезона.
В течение сентября пропеваем Лотти и Асторга на ю-ю-ю, учимся произносить слова и где-то подтекстовывать. Перголези вообще поем со словами.
27 сентября. Татьяна и Генрих Водолажские собрали небольшую группу виватовцев у себя дома на празднование своей золотой свадьбы. Событие состоялось в июне 1958 года, Татьяна еще в июне говорила, что по осени будет отмечание и Виватом тоже, и вот, наконец, мы собрались. Ряд обстоятельств не позволил гулять широко, во-первых, квартира ограничена, во-вторых, кто-то не смог в этот день придти, так что наш состав был таким: Лена Арефьева, Таня Хорцева, я (Галя Петрова), Лена Леоненко, Алла Щербакова, Дима Шмелев, Роберт Малинский, Игорь Андреевич с Галей, двое друзей – супружеская чета и, естественно, семейство Водолажских (правда, без Ани, у нее свои дела).
Я опаздывала немного, пришла, когда выступал друг. Я была уверена, что буду единственной, кто присутствовал на свадьбе 50 лет назад, ан нет, этот товарищ уже рассказывал о празднике в ресторане Прага. Он вспоминал, что его поразила Танина мама в туфлях на высоких каблуках, а также совершенно потрясающее пение хора МВТУ, представители которого были тогда на свадьбе. Хотя мне и не пришлось рассказывать о Праге, зато я могла рассказать от истоках создания этого союза. Ведь все происходило на моих глазах. Об этом я и рассказала в стихах и красках. Как мы пели в МВТУ хором, и что Женька Водолажский был в то время салагой (я уже заканчивала МВТУ, а он был еще, наверное, на 4-ом курсе). Он был кудрявым и русым, в очках, у него, наверное, были поклонницы, и он, наверное, кому-то симпатизировал, но тут в хор пришла Татьяна Вершинина. Это было явление! С ней в хор пришло «подворотное» пение ансамблями. Первое, что меня тогда поразило – «Листопад» в исполнении женского трио. Пели – Люда Иванова за первое сопрано, Аля Прячина за второе и Татьяна – третий голос. Причем, она никогда не пела одинаково, каждый раз третья партия звучала по-разному, с нюансами. Потом у нас в хоре появился мужской квартет – Севочка Чулков, Генка Норкин, Женька Водолажский и Толя Точеный. Пели что-то латино-американское, «Друг мой, вновь мы вместе» - в дерганых джазовых ритмах. Это все было внове для нас, воспитанных Борисом Осиповичем на 4-8-голосных хоровых произведениях русской классики и народных песен в обработке Свешникова и т.п. Я не преминула спеть фрагмент этого спиричуэлса, напомнила его звучание. Помнят, помнят. Потом перешла плавно на свой опыт пения пионерских песен, что в какой-то мере направило нас на этот репертуар. Алла Щербакова (она ведет хор в музыкальной школе) знает массу таких песен со всеми словами, и мы попели этого тоже. Конечно, юбиляры пели свое. Великолепно пели ансамблем «Папа, мама и я – поющая семья» вместе с Михаилом. Мы все пытались вычислить, а сколько же лет этому ансамблю: я назвала цифру 30 (с пения в стенах МАИ), оказалось, что Мишка петь начал лет с пяти. Так что, где-то к 45 приближается.
От Российской Федерации Водолажские получили грамоту с традиционным текстом поздравления, а также от Ю.М.Лужкова грамоту и медаль, одну на двоих, с двумя ленточками – розовой и лиловой (не голубой).
Что я хотела бы отметить: такого юбилея – золотая свадьба – у нас в Вивате не было никогда и вряд ли еще может случиться. Да, мы очень рады, что нас жизнь свела с этой замечательной парой…
3 октября. Игорь Андреевич на последней репетиции пригласил всех желающих на концерт в Большой зал консерватории. Поет хор Тевлина, очень интересная программа. Пришли мы небольшим составом – Таня Водолажская, я, Света Баранова, Нина Коробова, Виктор Белов. Оказывается, концерт посвящен 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана. Имя слышим впервые. Музыка очень сложная, я бы сказала, авангардная, уху не на чем отдохнуть. Музыка производит впечатление этюдов для тренировок профессионалов хорового пения. Музыка для профессионалов. На такой концерт можно пойти только бесплатно. Это наша любительская (может, обывательская) точка зрения. Ушли после 1-го отделения. Интересно, что нам скажет Игорь Андреевич об этой музыке и композиторе. В понедельник на репетиции.
В течение сентября нам роздали партитуры русской музыки. Виктор Калинников – «Господи, спаси благочестивыя», «Приидите, поклонимся », «Блажен муж». Музыка непростая, с делением мужских голосов. Делиться у нас только некому, мужская партия еще не собралась полностью, да и в полном составе деление проблематичное. Особенно с уходом Кашина.
В марте 2009 года у нас 30-летие. Игорь Андреевич предложил на обсуждение программу концерта к юбилею:
Римский-Корсаков Владыко дней моих
Ведель Милость мира
Чайковский Ангел вопияше
Крылов Свете тихий (ж.х.)
Мужской плач Вижу тя на кресте висящ
Танеев Развалину башни, жилище орла (или «Звезды»)
Бортнянский №№ 4,5 из композиции
Киселев Еще кто у нас холостой
Наши добавки – Верди, Скарлатти, Балакирев, Гурылев, Алябьев.
В общем, посмотрим. Пока надо еще собраться, наконец, полным составом. В сентябре в хор приходили два молодых человека. Я даже одному из них отдала (с концами) свои ноты Перголези и хор №4 из Асторга. Говорят, один из них собирается ходить (не тот, кто взял мои ноты), но еще пока не пришел.
На октябрьских репетициях Игорь Андреевич начал нас понемногу готовить к повторению прошлого, а кого-то и впервые приобщать к предложенной программе: поем Веделя, Римского-Корсакова. Ноты начинаем подбирать. В понедельник 13-го на Покровке собирают мужчин. Игорь настойчиво просит вытащить Смирнова. Тот практически исчез из поля зрения после похорон Кашина.
2 октября случился юбилей у нашей доблестной хористки – Ирины Ратниковой. По этому поводу Виват гулял узким кругом 10 октября в пятницу на Покровке (более широким кругом трудно там собираться). Узкий круг был в количестве 13 человек: Галя с Игорем Андреевичем, сопрано – Кожемякина, Коробова, Ратникова, Анурова, Арефьева; альты - Баранова, Петрова, Щербакова; Шмелев; Водолажский и Малинский. Татьяна не смогла быть: давление подвело. Её нехватало для пения ансамблями. Ирина пришла в хор в 1980 году с Робертом Малинским. Тогда по этому поводу Никольская выдала частушку: «Хоть Роберт и без изъяна,\ На него не поглядим: \ Со своей пришел сопраной, \ А мы думали, один». Они много лет пели в хоре ДК Горбунова у Уланова. Там же пела и Галя Анурова (и Люда Бирюкова). Окончила Ира МЭИ, работает до сих пор. Она пошла в первый класс в 1956 году (а я закончила МВТУ в том году). Уже будучи в Вивате, Ира вышла замуж и стала Ратниковой (до того была Колесниковой).
В Вивате она родила Федю (9 октября, на месяц раньше срока, накануне ему исполнилось 27, он замечательный фотограф; вспоминали прекрасно выполненный им портрет Журавленко, который долго экспонировался на выставке. Мы все заказали для нас этот портрет). Ирина снова пришла в Виват, с Федей сидела ее мама в дни репетиций, а Ратников был против ее хождения в Виват, но Ирина (благодаря маме) у нас осталась навсегда. Водолажский говорил о доблестях хористов (пересказывал слышанное им интервью с Тевлиным). Мы все согласны, что хористы любят петь хором и совсем не хотят лезть в солисты. И Ирина тоже говорила о том, что она ужасно не любит петь соло и просит Игоря Андреевича поменьше привлекать ее на эту роль. Да, у нас каждый хорист – на вес золота…
В общем, сидели хорошо. Стол, конечно, ломился. И было невозможно видеть это громадное количество еды для такого узкого круга. Правда, как Лена сказала, контейнеров много, хватит на упаковку остатков. Ну, кроме того, холодильник имеется, а в понедельник тут будут мужчины репетировать…
В течение октября-ноября репетиции на Покровке проводятся раздельно: то одни мужчины, то две партии. В общем, это достаточно эффективно и, наверное, оптимально для данного помещения. В декабре у нас должны пройти два концерта русской духовной музыки, программа будет содержать произведения, исполненные в Звенигороде в этом году. Так что на предстоящих репетициях будем петь не только итальянскую музыку, но и русскую. Соскучились уже. В субботу 15 ноября на Покровке собрался актив хора, обсуждали вопросы подготовки к нашему тридцатилетию. Помещение, концерт, банкет, газета, наглядная информация… Мне поручена газета. Рулон обоев уже есть у Лены. Пока у меня плана нет…Подспудно обдумывание идет, надеюсь, что когда-то осенит…
Первый концерт декабря будет сегодня, 16-го, вторник. В каминном зале библиотеки имени Боголюбова. Адрес – ул.Сущевская, 14. Организовал нас туда Миша Мытарев. Начало в 18.30. Сбор в 16.45 в центре зала метро Новослободская. Намеченная программа:
Бортнянский Тебе Бога хвалим
Фрунза Величит душа моя Господа, соло Т.Водолажская
Гурылев И покажет светоносна ангела
Давидовский Ныне отпущаеши, соло Т.Шанская
Ведель Милость мира
Озеров Не имамы иныя помощи, соло Н.Коробова
Орлов От юности моея, соло Н.Коробова
Чесноков Совет превечный, соло С.Баранова
Шорин Прежде шести дней бытия Пасхи, соло Г.Водолажский, дуэт
Е.Арефьева, Т.Шанская
Христов Во царствии Твоем, соло Е.Арефьева
Хвалите Господа с небес, соло Г.Водолажский
Третьяков Богородице Дево, радуйся, соло Е.Арефьева
Алябьев Иже херувимы; Верую
Кстати, у нас оказалась напряженной ситуация в партии сопран: неожиданно выбыли две солистки – Кожемякина и Константинова, и пришлось срочно вводить замену. Нина Коробова спела соло в произведениях Озерова и Орлова (на репетиции вчера было просто отлично), и Лене Арефьевой пришлось петь «Богородицу», кроме ее прежних сольных частей. Будем надеяться на сегодняшний успех, хотя нас и мало. Баритоны не досчитываются Малинского (заболел с высокой температурой, и это после травмы в результате нападения на него в подъезде собственного дома).
В преддверии наступающего Нового года завтра будем репетировать, программа итальянская. Игорь Андреевич очень беспокоится за эту программу: абонементный концерт в Рахманиновском зале никто не отменял, а у нас проблемы с составом.
18 декабря. Пишу уже задним числом про концерт. Всё состоялось в музее библиотеки имени Боголюбова. Особнячок в 2 этажа на Сущевской улице, дом 14. Вокруг забор, декоративный. Для въезда машин ворота со шлагбаумом. О Боголюбове надо разузнать, кто такой.
Нам предоставили репетиционный зал: потолки расписные высотой метров в 5-6, белый рояль с золотыми украшениями. Концерт в 18.30 в каминном зале. Мы пришли около 17 часов, прорепетировали. Нормальная акустика.
Зал полон. О нас рассказывает товарищ, что нас впускал, устраивал в репетиционном зале для переодевания. Видимо, он здесь главный по культработе. Уточню у Миши Мытарева, кто он, имя, отчество. Миша нас здесь презентовал. Так вот, этот культорг рассказал про нас так много хорошего, чего мы давно уже не слышали. Всю нашу историю о редкой, раритетной музыке, которую находит для нас наш руководитель. И что нам уже вот скоро 30 лет, и что мы поем все эти годы сплошные раритеты, что наш альбом «300 лет русской музыки» раскупался мгновенно в магазинах грампластинок, что его спрашивали постоянно. И вот сейчас, мол, услышите сами вживую этот замечательный хор. А ведь слово «раритет» для работников музея библиотеки волшебное!
И вот мы вышли. Зал заполнен до отказа, приходящие позже не могут найти сидячих мест. По ходу подносят стулья. Некоторые слушатели уже за нашими спинами слева. Лена Архипова не стала петь (давно не была, многое не знает), в публике, записывает нас на какое-то мобильное устройство. Наш состав:
Коробова Маркова Мытарев Белов
Ратникова Шанская Роговой Водолажский
Самборская Смирнов
Сафонова
Арефьева Баранова Хабаров Аркин
Дронова Бирюкова Шмелев Кожевников
Уразаева Водолажская
Шишко Петрова
Шляхтурова Хорцева
Спели всю намеченную программу. Игорь Андреевич резюмировал после, что ужасно, что сопрано не спеты, что альтов недостаточно, что мало давать концерты раз в полгода и пр. Но публика прекрасно всё приняла. В первом ряду сидела мама с ребенком лет 4-5, он выдержал все почти полтора часа. Игорь Андреевич комментировал в некоторых местах, а вообще программу вел Миша. Похоже, что он тут свой человек. С нашей точки зрения, концерт был приличный. Таня Хорцева даже считает, что было лучшее за всё время исполнение «Верую» Алябьева. Радостно оторвались на Многолетии.
В среду 17-го репетиция не сорвалась, пришли почти полностью составом, что был на концерте. Пели Асторга, хор №1 и заключительный. Я уже сбежала в полдевятого, потому не знаю, что пели еще. Это последняя репетиция в библиотеке в этом году. 22 декабря мы будем на Покровке, немного репетируем, а потом гуляем дни рождения. У Тани Шанской прошел юбилей, а мы еще не отметили, и кто-то еще добавился, уточню позже.
А вообще, проблема стоит с репетиционными помещениями. С нового года библиотека существенно повышает арендную плату. На Покровке репетировать постоянно тоже нельзя. Вот, собственно, этот концерт был организован Мишей с целью: попробовать пробиться сюда на репетиции. Нам могут предоставить этот зал с белым роялем (да, по-моему, их даже два, что-то я запамятовала). Хотя бы один раз в неделю, а еще один в библиотеке. Кстати, перед нашим выступлением их культорг анонсировал слушателям программу предстоящих здесь концертов профессиональных исполнителей. И вроде бы даже здесь есть какой-то хор. В общем, лелеем надежды.
22 декабря собрались на Покровке. Игорь Андреевич рассчитывал все-таки репетировать, а потом гулять, но Дима приглашал всех приходить праздновать. Наконец, пришел черед и юбилея Татьяны Шанской, и дня рождения Димы Шмелева, отмечание которых все откладывались из-за концерта. Увы, я не была на торжестве, не удалось из-за личных дел.
А последняя репетиция сезона снова на Покровке, 24 декабря. Собрались альты и басы, практически в полном составе. Пели итальянскую программу. Очень полезная была репетиция. Не было Водолажских. У них в доме печаль, Миша болен, диагноз неясен. В госпитале он сейчас. Татьяна совсем без сил. Она с Мишкой связана пуповиной.